Полезные советы для обучающихся 9-х классов по сдаче гиа по русскому языку. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полезные советы для обучающихся 9-х классов по сдаче гиа по русскому языку.



Полезные советы для обучающихся 9-х классов по сдаче ГИА по русскому языку.

А5. Правописание корней.

Предлагаются следующие виды заданий:

- выписать слово с проверяемой ударением безударной гласной (или найти слово, в котором гласная корня проверяется ударением);

- выписать слово с чередующейся гласной в корне слова (иногда задание конкретизируется, н-р: слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения слова, или правописание которой зависит от последующей согласной, или правописание которой зависит от наличия суффикса –а);

- выписать слово с непроверяемой безударной гласной в корне;

-выписать слово с непроизносимой согласной в корне слова.

Повторим!

Корни с чередующимися гласными

Корни, гласная гласная гласная

написание в корне зависит от зависит от

гласной зависит последующей наличия суффикса -а

зависит от значения согласной после корня

от ударения. слова. корня. – кос- - кас-а

-гор- -гар- -мак- -мок- -лаг - -лож- -бер- -бир-а

-клон- - клан- -равн- -ровн- -раст- -ращ- -рос- -пер- -пир-а

-твар- -твор- -скак- -скоч- -мер- -мир-а

-зор- -зар- -блест- -блист-а

Исключения: исключения: исключения: -тер- -тир-а

Утварь, равнина Ростов, росток, -дер- -дир-а

Выгарки, отрасль, ростовщик, -стел- -стил-а

Зоревать. Ростислав, -жег- -жиг-а

скачу, скачок. –чет- -чит-а

А6. Правописание приставок.

Здесь следует повторить правописание следующих приставок:

- пре- и при-;

-приставки на –з, -с;

- написание неизменяемых приставок (н-р: написание приставок от-, с-: перед звонкими согласными обычно происходит озвончение этих приставок, но написание их не изменяется; приставка недо- обозначает нехватку, недостаток чего-либо и всегда пишется слитно –недостает времени).

Повторим!

Правописание приставок пре- и при-.

При- пишется, если: Пре- пишется, если:

- обозначает неполноту действия - можно подставить наречие очень;

(или не до конца совершенное действие); - можно заменить приставкой пере-

- обозначает приближение; (премудрая, прехитрая, прервать)

-обозначает присоединение, прибавление;

-обозначает близость к чему-либо

(присел, приклеил, пришёл,пришкольный)

Правописание приставок на –з, -с:рас-раз-¸без-бес-,из-ис-, чрез-чрес-, низ-нис-, воз-вос-,вз-вс-.

На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный(рассказ, расписание)

На конце приставки пишется –З, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный(разбежался, бездельник).

Следует различать приставки раз - и роз-, рас- и рос-. Под ударением в них пишется о, без ударения – а (разлив-р о злив, расписать-р о спись, разыграть-р о зыгрыш, рассыпать-р о ссыпь)

А7. Правописание суффиксов.

Чаще всего здесь встречаются задания, связанные с написанием Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Но встречаются и другие задания:

- Н-НН в суффиксах отыменных прилагательных (-енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-);

- суффиксы, сохраняющиеся от неопределенной формы исходного глагола (это глагол прошедшего времени, где перед суффиксов –л- сохраняется суффикс неопределенной формы; это наречие, образованное от глагола);

- суффиксы глагола –ива-/ -ыва-;

- написание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени;

-суффиксы существительных (н-р: -ек- -ик-: - ек- пишется, если при склонении слова гласная из суффикса выпадает: замоч-ек - замоч-ка)

Повторим!

В полных причастиях пишется –НН-, в кратких причастиях пишется –Н-.

В отглагольных прилагательных пишется –Н-.

Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?

Слово будет причастием и в нем будет писаться –НН-, если:

- в этом слове есть приставки, кроме НЕ-;

- если слово образовано от глагола совершенного вида;

- если есть зависимое слово;

- если в этом слове уже есть суффиксы –ова-, - ева-.

Запомните написание некоторых слов!

Считанный, невиданный, неслыханный, нечаянный, негаданный, нежданный, желанный, деланный.

В1. Задания по лексике.

Здесь предлагается подобрать антонимы или стилистически нейтральные синонимы. Внимательно читайте задание. В одних случаях требуется подобрать словосочетание, в других – слово.

Повторим!

Синонимы – слова, близкие или одинаковые по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской (Родина-Отчизна, большой-огромный).

Синонимы, которые различаются стилистической окраской, носят названия стилистические синонимы. Ряды стилистических синонимов образуются обычно в том случае, если один из синонимов принадлежит к так называемой нейтральной лексике, другой – к просторечной или разговорной, высокой или официальной и т.д. (глаза-очи, кричать-орать).

Нейтральная лексика – это слова, встречающиеся в любом виде речи: в непринужденной беседе и в речи ораторов, в учебниках и в научных статьях, во всех жанрах художественной литературы и публицистики.

Антонимы - слова, имеющие противоположные значения (твердый – мягкий, юг – север).

В2. Виды связи слов в словосочетании.

Чаще всего предлагаются задания по замене одного вида связи слов в словосочетании на другой вид. Н-р, словосочетание с видом связи слов согласование предлагается заменить на словосочетание с видом связи слов управление: деревянный дом – дом из дерева.

Обратите внимание на то, что при замене главное слово остается тем же, оно не меняется.

Иногда дается словосочетание, и предлагается определить вид связи слов в этом словосочетании. Или выписать из предложения № словосочетание с определенным видом связи.

Повторим!

Виды связи слов в словосочетании

Согласование Управление Примыкание

Это подчинительная Это подчинительная Это подчинительная

связь, при которой связь, при которой связь, при которой

зависимое слово зависимое слово слова связаны по смыслу,

согласуется с главным ставится в определенном а в роли зависимого

в роде, числе, падеже. падеже по отношению к слова выступают

В качестве главного главному. В качестве неизменяемые слова

чаще всего выступает главного может выступать (наречия, деепричастия,

существительное, глагол, имя существительное, инфинитив)

зависимым словом может имя прилагательное, наречие. Н-Р: бежать быстро,

быть прилагательное, В качестве зависимого - начал читать,

причастие, порядковое существительное,мест. дом напротив.

числительное, местоимение. Н-Р: работать у станка,

Н-Р: деревянный дом, профилактика гриппа,

Первый экзамен, моя мама, меньше книг, способный

Прочитанная книга. к наукам, внимание к товарищам.

В3. Грамматическая основа предложения.

Здесь необходимо помнить, что предложение может состоять из подлежащего и сказуемого, т.е. быть двусоставным. А может быть и односоставным (иметь или только подлежащее, или только сказуемое). Не стоит забывать и о том, что сказуемое может быть составным глагольным или составным именным, а в качестве подлежащего может выступать неделимое словосочетание. Поэтому будьте внимательны при выполнении этого задания.

Повторим! Односоставные предложения

Только подлежащее

НАЗЫВНЫЕ (Вечер. Тихий дождь).

 

Только сказуемое.

ОПРЕДЕЛЁННО-личные (Я, ТЫ, МЫ) -Люблю грозу в начале мая. Уходим завтра в море.

НЕОПРЕДЕЛЁННО-личные (ОНИ)- В окно постучали.

ОБОБЩЁННО-личные (пословицы) -Цыплят по осени считают.

БЕЗЛИЧНЫЕ (нет подлежащего, состояние природы и человека) -Знобит. Моросит. Нет денег.

В4, В5. Знаки препинания в простом предложении.

Здесь можно встретить следующие виды заданий:

- указать знаки препинания при вводном слове или вводной конструкции;

- указать знаки препинания при обращении;

- указать знаки препинания при уточняющих членах предложения;

-указать знаки препинания при обособленных согласованных определениях;

-указать знаки препинания при обособленных приложениях;

-указать знаки препинания при обособленных обстоятельствах;

- указать знаки препинания при однородных членах предложения.

Повторим!

Однородные члены предложения.

Однородными являются одинаковые члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос. Однородные члены предложения равноправны и не зависят друг от друга.

Я люблю яблоки, сливы и груши.

Полезные советы для обучающихся 9-х классов по сдаче ГИА по русскому языку.

А5. Правописание корней.

Предлагаются следующие виды заданий:

- выписать слово с проверяемой ударением безударной гласной (или найти слово, в котором гласная корня проверяется ударением);

- выписать слово с чередующейся гласной в корне слова (иногда задание конкретизируется, н-р: слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения слова, или правописание которой зависит от последующей согласной, или правописание которой зависит от наличия суффикса –а);

- выписать слово с непроверяемой безударной гласной в корне;

-выписать слово с непроизносимой согласной в корне слова.

Повторим!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.022 с.)