Согласование сказуемого с подлежащим. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Согласование сказуемого с подлежащим.



1) При подлежащем, имеющим в своем составе числительное два, три или четыре, сказуемое обычно ставится в форме множественного числа: На семинаре были осуждены три доклада, связанные с проблемой автоматизации разгрузочных работ; Четыре бойца были награждены медалью «За отвагу».

2) При подлежащих типа десять студентов, сто сорок тонн наблюдается постановка сказуемого и в форме единственного, и в форме множественного числа: Пять человек не пришло/не пришли на лекцию; Сто сорок тонн цемента было отправлено/были отправлены на стройку. Следует учитывать, что сказуемое в форме единственного числа подчеркивает внутреннюю нерасчлененность, целостность того множества, которое обозначается подлежащим. Форма единственного числа сказуемого уместна при обозначении общего количества чего-либо, измеряемого по весу, размеру, времени и т.п. Поэтому более предпочтительны варианты: Заводу выделено двенадцать автомашин; На строку будет отправлено сто сорок тонн цемента.

4. Согласование определений.

1) Если определение относится к существительному, имеющему при себе приложение, то оно согласуется с главным словом сочетания (главное слово в таких сочетаниях обычно стоит на первом месте): новый вагон-лаборатория, новая машина-грузовик.

2) Если определение относится к сочетанию личного имени и приложения (типа скульптор Мухина, композитор Пахмутова), то определение обычно согласуется с ближайшим существительным: известный физик Складовская-Кюри, наш директор завода Сергеева. Отступления от этого правила наблюдается в тех случаях, когда определение выражается причастием: приехавшая на фестиваль композитор Пахмутова, выступившая на заседании директор завода Сергеева.

3) Если определение относится к сочетанию существительного с числительными два, три, четыре, (два инженера, три лаборантки и т.д.), то оно обычно ставится в форме родительного падежа, когда относится к словам мужского рода, и в форме именительного падежа, когда относится к словам женского рода: два известных инженера, три молодых специалиста; две новые лаборантки, три передовые работницы.

Употребление дополнений.

1) Падежные формы существительных в русском языке могут быть грамматически многозначны. Например, словосочетание «в письме дирекции завода» может быть понято и как «в письме, направленном дирекции завода», и как «в письме, направленном дирекцией завода» (форма падежа управляемого слова дирекции может означать и субъект, и объект действия). Неправильно: Оценка руководства, данная на собрании, должна быть учтена в дальнейшей работе. Исправить это предложение можно разными способами, в зависимости от того, какую мысль нужно выразить: Оценка, данная руководству на собрании, должна в дальнейшем учитываться; Оценка работы, высказанная на собрании руководством (цеха, завода, предприятия), должна быть учтена в дальнейшем и т.д.

2) Неправильно употребление некоторых глаголов и отглагольных существительных без дополнения: За вторую половину января на участке не было ни одного случая нарушений - естествен вопрос: нарушений чего?, фраза не закончена. В некоторых случаях подобные конструкции характерны для официальных текстов.

 

Упражнения

Упражнение 1. Укажите случаи нарушения порядка слов (неоправданной инверсии). Исправьте предложения.

 

1. Отмеченные комиссией все недочеты должны быть устранены в ближайшие сроки. 2. Некоторые выступающие ораторы нисколько не ценят ни свое, ни чужое время, говорят подолгу, повторяются, перечитывают цитаты. 3. При переходе на новые формы обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте наблюдались некоторые трудности. 4. К самой низкой ценовой категории относятся компьютеры, работающие под управлением одноименной ОС. 5. В диапазоне от 200 до 500 долларов колеблются стоимость карманных компьютеров на платформе Pocket PC. 6. прошу изыскать возможности выделить денежные фонды для оплаты труда учебного персонала за проработанное время.

 

Упражнение 2. Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного согласования сказуемого с подлежащим.

1. Большинство избирателей проголосовали до двенадцати часов дня. 2. Много организаций строят пансионаты и дома летнего отдыха. 3. «Анна Каренина», как и другие романы Л.Толстого, переведен на десятки языков. 4. Большая часть студентов и преподавателей института летом работали на строительстве библиотеки. 5. Были сэкономлены большое количество дефицитных материалов и деталей. 6. Любой ребенок, любой подросток должны знать, как опасно перебегать улицу перед движущимся транспортом.

Упражнение 3. Укажите порядок следования главных членов в приводимых ниже предложениях. Объясните, почему сказуемое предшествует подлежащему.

1. Из одного окошечка тускло светит огонек. (Н.В. Гоголь) 2. В доме воцарилась тишина (И.А. Гончаров). 3. В комнате стоят кровати, привинченные к полу (А.П. Чехов) 4. А хорошая сторона – Сибирь! (М. Горький). 5. В кабинете горела одна лишь лампа под абажуром (К.А. Федин). 6. К вечеру стали слышны звуки орудийной стрельбы (К.А. Федин). 7. Но грустная была эта встреча! (В.А. Каверин) 8. Был небольшой мороз, тихо, звездно (В.Ф. Панова)

 

Упражнение 4. Укажите место дополнений, объясните их инверсию.

1. Руку мене подал на прощанье (А.П. Чехов). 2. Этой гордости немало способствовала и статья в районной газете. (Г.Е. Николаева) 3. Они почета требуют (Г.Е. Николаева). 4.Книжками сын мой сильно интересуется (Н.А. Островский).

Упражнение 5. Укажите место определений, объясните их инверсию.

1. Со всех сторон горы непреступные (М.Ю. Лермонтов). 2. Небольшая ночная птица почти наткнулась на меня (И.С. Тургенев) 3. Аркадий Павлович говорил голосом мягким и приятным (И.С. Тургенев) 4. Вся эта милая семья близка мне (А.П. Чехов). 5. Я думаю только о фабрике, о делах, о невестке моей (М. Горький). 6. Ее тонкие черные брови недовольно сдвинулись (А.И. Куприн).

Упражнение 6. Укажите место обстоятельственных слов в приводимых предложениях.

1. Так ждали мы долго (М.Ю. Лермонтов). 2. Вдруг лошади круто остановились (Л.Н. Толстой) 3. Далеко, далеко колокольчик звенит (И.О. Никитин). 4. Наряду с многочисленными критическими замечаниями и предупреждениями Иванову не раз предлагалось изменить свое поведение. 5. Мастеру цеха Смирнову строго указать на недопустимость несвоевременного оформления нарядов.

Упражнение 7. Раскройте скобки, выберете подходящий вариант согласования подлежащего со сказуемым. Объясните свой выбор.

1.Директор научного института вместе с некоторыми сотрудниками (решил\решили) сложную теоретическую проблему. 2. В течение недели (произошли/произошло) много важных событий. 3. Лишь меньшинство не (согласилось/согласились) с мнением докладчика. 4. Муж с женой (пошел/ пошли) пошли в театр. 5. Мне (нравится/нравятся) его спокойствие и тихая речь.

Задание 3. Прочитайте текст. Подготовьте аргументированный ответ на вопросы, которые даны после текста.

Однородные члены.

1) Однородными членами предложения не могут быть слова, выражающие так называемое скрещивающееся понятие, т.е. слова, значение которых в чем-то совпадает. Неправильно: Завод освоил выпуск самой современной измерительной аппаратуры; устройств и приборов – значение слов аппаратура, устройства и приборы совпадают

2) В стилистически нейтральных текстах нельзя употреблять в качестве однородных членов связанные тематически понятия. Неправильно: Выдача готового белья производится по счету и по предъявлении квитанции со стороны заказчика.

3) В предложениях с однородными членами обобщающие слова обычно выражают родовые понятия по отношению к понятиям видовым или отношения целого и его части. Поэтому значение обобщающего слова должно включать значения всех слов, являющихся однородными членами предложения. Это требование нередко нарушается: Все средства наглядной агитации: стенная печать, выставки, радиоинформации, тематические семинары и конференции - должны служить делу повышения сознательности трудящихся (радиоинформации, а тем более семинары и конференции не являются средствами наглядной агитации).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1076; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.006 с.)