Отличия между мифологическим и философским способом познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличия между мифологическим и философским способом познания



Мифология Философия - любомудрие
Не знает отличия между природой и обществом, очеловечивание природы Исходит из того, что общество – это организованная форма совместной деятельности людей. Взаимосвязь человека, природы и общества.
Образное мышление, эмоциональность. Не стремится к анализу событий, выводам, проверке истинности содержащихся положений Формирует свои наблюдения в строго определенных понятиях, мыслит умозаключениями, логично и доказательно. Поиск объективных причин, закономерностей, причинно-следственных связей. Наличие методов познания.
За реальность принимаются все события и персонажи. Причинный «ключ» ко всем событиям в мире находится у богов.   Знание должно соответствовать законам объективного мира, т.е. быть истинным.

Концепция государства у Платона ( «Государство»). Государство есть особая форма поселения людей, возникшая из необходимости удовлетворения потребностей в пище и жилье, защиты населения и его территории, поддержания порядка внутри населения. То, что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина. Превосходство интересовгосударства над интересами граждан. В государстве три сословия: философы – правители, воины, земледельцы. Наилучшая форма правления – монархия. Запрещение иметь частную собственность правителям и воинам. Его идеал, когда всё в государстве является общим. Богатство - благо, если оно спутник разумности. Был идеалистом, считая, что первичен БОГ. Он мера всех вещей.

Концепция государства у Аристотеля (Политика»). Человек – существо политическое и объединяется в государство для достойной жизни. Государство стоит над гражданами и существует для блага входящих в него граждан.

Впервые ввел идею о системе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Разделение общества на богатых и бедных отрицательно влияет на существование государства. Общество должно иметь средний класс. Отношение к закону: закон выше всех правителей. Правильные формы правления (по закону) – монархия, аристократия, полития (власть большинства в соответствии с законом). Несовершенными формами правления считал тиранию, олигархию, демократию. Был материалистом. Первична материя - начало жизни и деятельности.

Средневековая философия – господство христианской философии. В центре всего – БОГ. Философские учения Фомы Аквинского, Франциска Ассизского.

Схоластика -тип религиозной философии, возникший в средние века и характеризующийся повышенным вниманием к формально-логическим аспектам философствования, его отрыву от опыта.

Схоласты считали, что любое знание должно быть дано и обосновано Библией с помощью строгих логических рассуждений. Схоластов отличает утонченная культура доказательств, стройность теоретических построений, четкость терминов и определений. Т.о., схоластика – тип религиозной философии, основанный на примате веры над знанием.

Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

Креационизм – религиозное учение о сотворении мира богом.

Возрождение (Ренессанс) – духовное обновление, подъем светской культуры, формирование гуманистического мировоззрения. Интерес к античности. Культ разума и знания. Исторические рамки культуры Возрождения – 40-е гг. XVI - начало XVII вв.

Гуманизм ( лат.«изучение человеческого») – человек стоит в центре мировоззрения, а весь окружающий мир – творение человека.

Реформация – социально - политическое движение в Европе XVI в., реформирование католической церкви. Крупнейшие деятели Реформации – Мартин Лютер, Жан Кальвин.

Отвергали церковь как посредника между Богом и человеком. Спасение души при помощи веры. Богатство есть милость Бога. Протестантизм стал духовной основой нового индустриального общества. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Реформация открыла дорогу к парламентаризму и промышленной революции.

Философия XVII в.

Теория общественного договора – Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж. Руссо. Источник и обладатель власти – народ. Государство образуется договором свободных людей для защиты их прав на жизнь, частную собственность.

Концепция естественного права – до появления государства, у людей всегда были права. Они даются им от рождения и не могут быть никем отняты. Об этом написал в своем произведении «Левиафан» Т.Гоббс.

Дж. Локк начал развитие идеи разделения властей.

Эпоха Просвещения – (вторая половина XVII –XVIII вв.). Взгляды просветителей Ф.Вольтера, Ш.Монтескье, Д.Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Утверждение идей общественного прогресса - взгляды Ж.Тюрго, А.Кондорсе. Взгляды на частную собственность - Ж.Мелье, Г. Мабли, А.Смит. Возникновение идей гражданского общества и правового государства, теорий естественного равенства людей и общественного договора, идеи равенства властей - (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье).

 

Французские просветители – Ф.М.А.Вольтер, Ш.Монтескье, Ж-Ж. Руссо.

Вольтер считал, что в основе общественного порядка должна лежать свобода, собственность и равенство. Он был сторонником конституционной монархии, свободы вероисповедания. Монтескье разработал теорию разделения властей. Идеал Монтескье – конституционная монархия, основанная на строгом разделении властей. Ж.-Ж.Руссо считал естественным состояние общества - гармонию с природой, равенство, свободы отдельной личности. Лучший тип общественного устройства – республика, обеспечивающая полноту власти народа.

Утопические теории – Т.Мор («Утопия»), Т.Кампанелла («Город Солнца»), А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн.

Утопия – модель определенного вымышленного общества как воплощение идеального общества.

Утопический социализм – учение об обществе, основанном на общем имуществе, обязательном для всех труде, равном распределении продуктов, на общественном прогрессе изобилии.

Экономические теории – А.Смит, основатель английской политической экономии. Называл основные условия развития свободной экономики: частная собственность, конкуренция, ограничение монополий. Создал основной закон товарного производства – закон стоимости: товары обмениваются в соответствии с количеством труда, вложенного в их производство.

Социологические теории – О.Конт является основателем социологии. Считал, что общество необходимо изучать на основе знания законов, основанных на фактах. Необходимо при этом применять такие научные методы как наблюдение, эксперимент, сравнительный метод.

Гегель и марксизм – Гегель обосновал теорию гражданского общества. Гражданское общество, по его мнению, является обществом собственников, взаимно обменивающихся вещами, которыми они владеют. Основа гражданского общества – экономика. Ему присуща частная собственность, охраняемая государством, сословия, личная свобода граждан. Становление гражданского общества связано с развитием капиталистического общества. Ценности общества: свобода, права, экономическая независимость человека. Государство – высшее воплощение свободы. Именно свобода – цель государства.

Оно создает условия и развивает свободу граждан. Признавал конституционную монархию образцом формы правления.

Гегель являлся идеалистом. Считал, что первичен мировой дух, абсолютная идея. Гегель является основателем диалектического метода. Учение о развитии - суть этого метода. Основы диалектического метода: переход из количества в качество через скачок; противоположности и их единство; отрицание отрицания; единство разумного и действительного.

Маркс К. и Энгельс Ф. – основоположники нового философского мировоззрения - марксизма. Маркс создал теорию исторического материализма. Общество считал особым социальным организмом, подчиненным особым законам развития. Основу общества составляет общественное производство, производительная деятельность людей, направленная на удовлетворение материальных потребностей. Человек – главная производительная сила общества. Маркс создал теорию общественно-экономических формаций. Формация - это определенный способ производства материальных благ. Таких способов производства (формаций) он выделял пять: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический (первая фаза коммунизма – социализм). Коммунизм – общество, основанное на общественной собственности на средства производства; принцип распределения общественного богатства: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Свобода, равенство, справедливость, гармоничное всесторонне развитая личность – черты коммунистической формации. Марксизм стал альтернативой западному пути развития общества. Он предлагал:

  1. Сохранение идеи прогресса, вечного движения вперед к вершинам благосостояния и процветания.
  2. Отказ от христианства как системы духовных ценностей западного типа цивилизации. Провозглашение атеизма – абсолютного безбожия.
  3. Ликвидация частной собственности, рынка, и связанной с ними социально-классовой дифференциации, создание общества без классов, с общественной формой собственности.
  4. Отмирание правового демократического государства, и связанных с ним демократических институтов. Создание самоуправляющего общества в масштабах всей западной цивилизации.
  5. Отказ от индивидуализма, приоритет коллективизма, подчинение личных интересов интересам общества (коллектива).

Идеализм – одно из основных направлений в философии. Сторонники идеализма признают первичным дух, идею, сознание. Термин «идеализм» был введен немецким философом Г.Лейбницем в начале XIXв. Родоначальником идеалистического направления в философии был Платон.

Материализм – одно из направлений в философии, считающий первоосновой всего сущего на земле материю, которая вечна, является источником многообразия и единства всего сущего.

Позитивизм – философское течение, предлагающее ограничить научное познание «положительным», т.е. конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость общетеоретического познания. Позитивисты предлагают исследовать только явления предметов и процессов, отказавшись от стремления познать их сущность. Основоположник позитивизма – О.Конт



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.01 с.)