Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место «Организационного поведения» среди других общественных наук

Поиск

Место «Организационного поведения» среди других общественных наук

Организационное поведение как наука и как область для изучения состоит из двух составляющих:

- поведение организаций как таковых, проявляющееся по отношению к людям и группам внутри организации и к субъектам внешней среды организации;

- поведение людей в этих организациях, проявляющееся по отношению друг к другу и к организации в целом.

Ф. Лютенс считал «родителями» организационного поведения социологию и психологию. На пересечении этих наук сформировалась и успешно развивается социальная психология. В ряду управленческих дисциплин и отраслей современного менеджмента, с которыми тесно связано ОП, следует особо выделить теорию организации, а также стратегический менеджмент, коммуникативный менеджмент, теорию принятия управленческих решений.

Подходы к пониманию личности

Понятие «личность» обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных ролей. Понятие «личность» необходимо отличать от понятий индивида и индивидуальности. Понятие «человеческий индивид» обозначает принадлежность к человеческому роду и не включает в себя конкретных интеллектуальных или эмоционально – психологических характеристик, присущих индивидуальности.

Личность – сложный социально-психологический феномен, анализ которого можно осуществлять с позиций философии, психологии и социологии.

Проблема личности в философии – это, прежде всего, вопрос о том, какое место занимает человек в мире, кем человек может стать, т. е. может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли человек «сделать» себя.

Другое понимание личности давало христианство, интерпретируя личность не как отношение, а как особую сущность, нематериальную субстанцию, синоним нематериальной души.

Существовало и дуалистическое понимание личности. В философии Нового времени, начиная с Декарта, на первый план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе, при этом понятие «личность» как бы сливается с понятием «Я», тождество личности усматривается в ее сознании.

Немецкий философ И. Кант полагал, что личностью человек становится благодаря самосознанию, именно самосознание направляет человека и позволяет подчинять свое «Я» нравственному закону..

В психологии под личностью понимаются такие характеристики человека, которые отвечают за согласованное проявление его чувств, мышления
и поведения, эти взаимосвязанные характеристики должны проявляться устойчиво и целенаправленно. Устойчивые и стабильные аспекты личности проявляются через структуру личности. Основные структурообразующие элементы личности выступают как бы строительными блоками теории личности. Такими системообразующими элементами структуры личности являются привычка, установка, идеал, реакция, черта, тип. Перечисленные в таком порядке структурообразующие элементы не исчерпывают вопроса о структуре личности. Могут быть использованы разные концептуальные способы осмысления организации этих элементов. Однако вернемся к перечисленным структурным элементам личности. Понятие «черта» означает согласованность и устойчивость индивидуальных реакций на разнообразные ситуации и посредством этих реакций можно охарактеризовать того или иного человека.

Факторы, влияющие на формирование личности

В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

• Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.

• Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

• Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

• Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый че ловек попадает в разные ситуации, в ходе которы он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ой ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

Потребности и их виды

Виды потребностей человека

· органические. Эти потребности связаны с развитием человека, с его самосохранением. Органические потребности включают в себя множество нужд: еда, вода, кислород, оптимальная температура окружающей среды, продолжение рода, сексуальные желания, безопасность существования. Данные потребности присутствуют и у животных. В отличие от братьев наших меньших, человек нуждается, например, в гигиене, кулинарной обработке продуктов питания и других специфических условиях;

· материальные потребности основаны на удовлетворении их с помощью продукции, созданной людьми. К ним относятся: одежда, жилище, транспорт, бытовая техника, инструменты, а также все то, что необходимо для работы, отдыха, быта, познания культуры. Другими словами, человек нуждается в жизненных благах;

· социальные. Такой вид связан с потребностью общения, положением в обществе, определенной жизненной позицией, завоеванием уважения, авторитета. Человек не может существовать сам по себе, поэтому ему необходимо общение с другими людьми. Социальные потребности возникли со времен развития человеческого общества. Благодаря таким потребностям, жизнь становится наиболее безопасной;

· творческие виды потребностей представляют собой удовлетворение в разных видах деятельности: художественной, научной, технической. Люди очень разные. Есть такие, которые не могут без творчества. Они даже согласны отказаться от чего-то другого, но не могут существовать без него. Такой человек - высокая личность. Свобода занятия творчеством для них превыше всего;

· нравственное самосовершенствование и психологическое развитие - это виды потребностей человека, при которых он обеспечивает себе рост в культурно-психологическом направлении. В этом случае человек стремится стать глубоко нравственным и ответственным морально. Такие потребности способствуют приобщению людей к религии. Нравственное самосовершенствование и психологическое развитие становятся доминирующими потребностями для людей, достигших высокого уровня развития личности.

 

Теория психотипов личности

с точки зрения индивидуально-психологических данных, возможна типизация на основе физической конституции, особен­ностей нервной системы (Кречмер, Шелдон, Павлов). Сюда относится достаточно популярное деление на астеников, пиквиков и атлетов, сангвиников (сильный, уравновешенный, подвиж­ный), холериков (сильный, неуравновешенный), флегматиков (сильный, уравновешенный, инертный) и меланхоликов (слабый, неуравновешенный, инертный); разработанное Юнгом деление на экстравертов (расположены к общению, ориентиро­ваны во вне) и интровертов (не склонны к общению, ориенти­рованы во внутрь)

Юнг установил, что люди по- разному воспринимают информацию, и разделил их на две группы:

группа "S" воспринимает только практическую, конкретную информацию, ту, которую можно увидеть, услышать, потрогать;

группа "N" воспринимает отвлеченную информацию виде картини образов.

Решения тоже можно принимать по-разному. И тут Юнг выделил две группы:

группа "T" оценивает информацию объективно, логически (правильно - неправильно) и также принимает решение;

группа "F"" оценивает информацию субъективно, этически (хорошо - плохо) и также принимает решения.

Таким образом, Юнг выделил 4 базовые психические функции: S - конкретность, N - интуиция, T - логика и F - этика, которые в основном и определяют ход наших мыслей и поведение (приводим современную трактовку терминов).

Но Юнгу было мало четырех психических функций, это было слишком просто для ученого, и он ввел еще два дополнительных параметра человеческой психики: экстраверсия (E) и интроверсия (I).

"Экстра" означает "наружу". Экстраверты из кожи вон лезут, чтобы покорить весь мир.

А вот "интро" означает "внутрь". Интроверт, как черепаха, прячется в свой панцирь.

После Юнга типологией занялись Майерс и Бриггс. Они-то и стали впервые рассуждать о "психологических портретах". Им даже восьми психотипов показалось мало, и они привлекли еще пару противоположных качеств: рациональность и иррациональность, или проще это можно обозначить как определенность (J) и гибкость (P). И получилось у них уже 16 рабочих психологических типов, которые сведены в общую таблицу психотипов. Согласитесь, она чем-то напоминает общую таблицу элементов Менделеева.

Кибернетика

кибернетика — наука об управлении идеологических,технических и соц.-технических систем.(это наука, изучающая общие закономерности строения сложных систем управления и протекания в них процессов управления. Так как любые процессы управления связаны с принятием решений на основе получаемой информации, то кибернетику часто определяют еще и как науку об общих законах получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах)В фил.смысле - киб-ка –теория борьбы с мировым хаосом или энтропией (распад,усреднение всего)

Информацию сравнивал с уменьшенной энтропией(негэнтропией)(иск. интеллект,исслед.операции)

Прямая связь – от субъекта к объекту

Обратная связь – от объекта к субъекту(автоматические системы)

Появление кибернетики как самостоятельного научного направления относится к 1948 г., когда американский ученый, профессор математики Массачусетского технологического института Норберт Винер (1894—1964 гг.) опубликовал книгу «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине». В этой книге Винер обобщил закономерности, относящиеся к системам управления различной природы — биологическим, техническим и социальным. термин «кибернетика» был забыт и, как отмечалось ранее, возрожден в 1948 г. Винером в качестве названия науки об управлении техническими, биологическими и социальными системами.

Частные и всеобщие интересы

Трудовой коллектив

Трудовой коллектив- организационная группа людей объединенные социальными значимыми целями. Функции: 1) целевая 2) интегративная (объединение) 3) развитие личности 4) воспитательная.первичный трудовой коллектив не делится(бригада). Сплоченность определяют факторы: 1) время проведения вместе 2) трудность вступления в группу 3) размер группы 4) состав 5) внешние условия

Коллективный труд позволяет:

§ передавать свои знания и умения другим членам коллектива, получая взамен признание и благодарность за это, а при необходимости и получать новые знания и умения;

§ ставить цели гораздо более высокого порядка и решать очень сложные и объемные задачи, чем работая в одиночку;

§ иметь сочувствие, сопереживание своих коллег и получать их поддержку не только в трудовом процессе, но ив бытовых и других жизненно важных вопросах;

§ проявлять способности, творчество и инициативу каждого работника, выдвигать новые идеи, рационалистические предложения;

§ повышать чувство ответственности не только за собственную работу, но и за своих товарищей, совместно решать и добиваться выполнения принятых решений, выступать по принципу «один за всех, все за одного»;

§ подвергать порицанию и осуждению дела и поступки товарищей, не отвечающие принятым в коллективе нормам морали и нравственности, и даже наказывать провинившихся, вплоть до увольнения.

Концепции мотивации

Мотивация представляет собой определенный процесс, который охватывает мыслительную и физическую деятельность человека. В этом процессе несколько стадий: стадия выявления потребностей, стадия поиска путей удовлетворения потребностей, стадия определения направления действия, собственно действия, вознаграждение и удовлетворение потребностей. В теории мотивации основываются на этом процессе. Существует две основные концепции мотивации: содержательная и процессуальная, в рамках которых развиваются отдельные теории.

Содержательная концепция в основном концентрируются на первых фазах процесса. Процессуальная концепция акцентирует свое внимание на последних этапах этого процесса. Проблемы как в теории, так и в практике мотивации труда возникают как в связи с потребностями, так и в связи с вознаграждением. Потребность принято определять как ощущение человеком нехватки чего-либо. Как известно, потребности людей безграничны. Для того, чтобы мотивировать персонал через потр

ебности необходимо ранжировать эти потребности – установить значимость этих потребностей для человека, и соответственно этому выстроить систему стимулов, которая позволяла бы удовлетворять разные потребности человека, тем самым побуждая его постоянно прилагать усилия в определенном направлении, потому что, если сразу удовлетворить его потребности, то у него не будет нужды, чтобы трудить в организации

Теория справедливости

ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ В УПРАВЛЕНИИ — теория мотивации, согласно которой люди субъективно связывают вознаграждение и затраченные для его получения усилия, а также сравнивают свое вознаграждение с вознаграждением, полученным другими людьми за аналогичную работу, стремясь ликвидировать свое отставание в уровне вознаграждения.

=недооценка

=переоценка

Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс.

Теория справедливости основана на утверждении, что люди субъективно оценивают вознаграждение к затраченным усилиям, и ощущение, что кто-то другой отмечен больше и лучше, чаще всего начинают снижать интенсивность работы.

Также вследствие несправедливого распределения вознаграждения возникает психологическое напряжение в коллективе, которое обязательно нужно снять, объяснив коллективу принцип, лежащий в основе распределения вознаграждений. Авторы этой теории, Лайман Портер и Эдвард Лоулер, интегрировали в свою теорию элементы теории ожидания. Согласно их теории, мотивация является функцией потребностей, ожидания и справедливости вознаграждения.

Модель Портера – Лоулера.

Теория «Z» Уильяма Оучи

(использовали в Дженерал Моторс,IBM,Intel)

В 1981 году теории Х и У были дополнены теорией Z
Сущность этой теории может быть выражена в следующих положениях:
1) руководитель должен заботиться о каждом сотруднике как о человеке в целом, те он должен не только обеспечивать сотрудникам необходимый уровень заработанной платы, но и заботиться о качестве жизни;
2)работник предприятия заинтересован в его будущем не меньше, чем руководитель, и поэтому привлечение сотрудков к групповому процессу принятия решений является прямой обязанностью руководителя

3)свою заинтересованность в сотруд-ке предприятие может может продемонстрировать путем пожизненного найма и путем предоставления работнику возможности найти наиболее подходящий ему вид деятельности путем ротации кадров.

Место «Организационного поведения» среди других общественных наук

Организационное поведение как наука и как область для изучения состоит из двух составляющих:

- поведение организаций как таковых, проявляющееся по отношению к людям и группам внутри организации и к субъектам внешней среды организации;

- поведение людей в этих организациях, проявляющееся по отношению друг к другу и к организации в целом.

Ф. Лютенс считал «родителями» организационного поведения социологию и психологию. На пересечении этих наук сформировалась и успешно развивается социальная психология. В ряду управленческих дисциплин и отраслей современного менеджмента, с которыми тесно связано ОП, следует особо выделить теорию организации, а также стратегический менеджмент, коммуникативный менеджмент, теорию принятия управленческих решений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.33 (0.01 с.)