Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психическое развитие как продукт процесса присвоенияА.Н. Леонтьев в конце 50-х гг. выдвигает и в последующее десятилетие разрабатывает концепцию социальной обусловленности психики, согласно которой. психическое развитие является результатом особого процесса – процесса присвоения[720]. Эта концепция преследует ту же цель, которую ставил в свое время Л.С. Выготский – выяснить закономерность общественно-исторической детерминации психики человека. А.Н. Леонтьев всемерно выделяет качественные отличия психики человека как результата его общественно-исторического развития и противопоставляет их биологическим закономерностям мира животных. «Духовное, психическое развитие отдельных людей, – пишет А.Н. Леонтьев, – является продуктом совершенно особого процесса – процесса присвоения, которого вовсе не существует у животных, как не существует у них и противоположного процесса опредмечивания их способностей в объективных продуктах их деятельности»[721]. Основанием такого введения термина «присвоение» в психологическую теорию служит известное высказывание К. Маркса: «... Присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно развитию определенной совокупности способностей...»[722] Человек живет в мире общественных предметов, в которых воплощены человеческие способности, сформировавшиеся в процессе развития общественно-исторической практики. Мир этот стоит перед каждым человеком на всем протяжении его онтогенетического развития, он должен присвоить себе заключенные в этом мире общественных предметов психические свойства и способности. 309 В положении Маркса о том, что присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно развитию определенной совокупности способностей у самих индивидов, усматривается не только общее, но и специальное психологическое значение. Предполагается, что объекты внешнего мира, окружающего человека, будучи продуктами деятельности людей, воплощают в себе и их психические свойства и способности. «... Это является возможным именно потому, что эти свойства и способности приобретают объективную предметную форму»[723]. Следовательно, психическое имеет разные формы своего существования – в человеке и в материальных и идеальных объективных продуктах человеческой деятельности. Совершая по отношению к этим продуктам деятельность, адекватную той, в которой они были созданы, человек «присваивает» заключенное в них и хранимое во вне психическое. «...Специфический процесс овладения («присвоения». – К. Маркс)осуществляется в процессе деятельности человека по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, воплощающим достижения исторического развития способностей людей»[724]. Процесс присвоения, усвоения или овладения и рассматривается в качестве того общего принципа психического развития человека, который обеспечивает социальную детерминацию психики. «...Только в результате этого, всегда активного процесса индивид способен выразить в себе истинно человеческую природу – те свойства и способности, которые представляют собой продукт общественно-исторического развития человека»[725]. Механизм процесса присвоения усматривается в интериоризации, посредством которой и происходит присвоение социальных исторически сложившихся видов и форм деятельности и преобразование их во внутренние психические процессы. Следовательно, процесс присвоения состоит во-первых, в осуществлении деятельности, адекватной той, которая воплощена в присваиваемом продукте и, во-вторых, в том, что деятельность строится извне теми, кто обучает ей. С этой точки зрения как процесс присвоения рассматриваются все психические процессы. В свете этого требования определяются процессы восприятия и мышления[726]. Присвоение характеризуется как «процесс воспроизведения индивидом способностей, приобретенных видом homo sapiens 310 в период его общественно-исторического развития»[727]. Индивид «становится человеком лишь в результате процесса присвоения им человеческой действительности»[728]. Начиная с того времени, когда биологически окончательно сложился современный тип людей, «достижения в развитии психических способностей людей закреплялись и передавались от поколения к поколению в особой форме, а именно в форме внешне предметной, экзотерической»[729]. «Развитие, формирование психических функций и способностей, свойственных человеку как общественному существу, происходят в форме, существующей только в обществе, – в форме процесса усвоения, овладения опытом предшествующих поколений»[730]. Таким образом, различается и противопоставляется генезис психического у человека и у животных. В животном мире онтогенетическое развитие организмов, которое совершается в процессе их взаимодействия со средой, есть реализация их видовых свойств. Человек реализует достижения общественно-исторического развития в форме, которая коренным образом отличается от биологической формы. Согласно А.Н. Леонтьеву, общественно-историческое развитие снимает действие биологических законов и законы общественно-исторические распространяются как на развитие общества, так и на развитие индивидов, образующих это общество. В обществе возникает особая форма передачи достижений предшествующих поколений последующим – достижения воплощаются в материальных и идеальных продуктах человеческой деятельности, специфически человеческие психические способности развиваются путем овладения каждым человеком этими продуктами. Основной механизм онтогенетического развития и усматривается в том, что «процесс присвоения реализует у человека главную необходимость и главный принцип онтогенетического развития – воспроизведение в свойствах и способностях индивида исторически сложившихся свойств и способностей человеческого вида...»[731]. Из данного положения следует, что главным принципом развития психики является воспроизведение свойств и способностей, воплощенных в предметах, созданных людьми. Согласно этой концепции развитие человека подчинено только социальным законам: «... возникает эра господства единст- 311 венно социальных законов»[732]. В отличие от эволюции животных развитие человека, будучи также зависимо от внешних условий, не является приспособительным процессом в собственном биологическом значении этого термина. Взаимодействие между человеком и природой опосредствуется, регулируется и контролируется его деятельностью. «При этом средства, способности и умения, необходимые для осуществления деятельности, опосредствующей его связь с природой, он находит в обществе, в том мире, который преобразован общественно-историческим процессом. Чтобы сделать их своими средствами, своими способностями, своими умениями, он должен вступить в отношения к людям и к предметной человеческой действительности»[733]. Соответственно положению о разных принципах онтогенетического развития животных и человека происходит и поиск тех механизмов, которые отличают поведение людей. Два типа совместно действующих механизмов, безусловных и условных рефлексов, обеспечивают поведение животных. Видовой опыт закрепляется в механизмах безусловнорефлекторного, инстинктивного поведения. Складывающийся онтогенетически индивидуальный опыт приспосабливает видовое поведение к изменчивым элементам внешней среды. Человеку присуща новая общественно-историческая форма накопления опыта. Этот опыт представляет собой результат развития многих поколений людей. В этом смысле он видовой, его коренное отличие от опыта животных в том, что он не передается наследственно. Процесс присвоения общественно-исторического опыта и составляет, по выражению А.Н. Леонтьева, «механизм социальной наследственности»[734]. Как специфически человеческий видовой опыт процесс присвоения принципиально отличен от процесса приобретения индивидуального опыта животных. «Этот опыт лежит не в наследственной организации человека, не внутри, а вовне – во внешнем объективном мире, в окружающих человека человеческих предметах и явлениях. Этот мир – мир промышленности, наук и искусств – выражает в себе подлинно человеческую природу, итог ее общественно-исторического преобразования; он и несет в себе человеку – человеческое» [735]. Приводя известную мысль К- Маркса о том, что предметное бытие промышленности является «чувственно представшей перед нами человеческой психологией» [736], А.Н. Леонтьев полагает, что эта мысль «имеет для научной психологии общее 312 и притом решающее значение»[737]. И значение это в полной мере выступает при рассмотрении процесса труда не со стороны его опредмечивания в продуктах деятельности людей их сил и способностей, а со стороны их присвоения индивидами. Так трактуются в применении к психологической теории высказанные Марксом в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» мысли о том, что «каждое из... человеческих отношений к миру – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление, созерцание, ощущение, хотение, деятельность, любовь, – словом, все органы его индивидуальности... – являются в своем предметном отношении или в своем отношении к предмету, присвоением последнего, присвоением человеческой действительности»[738]. Важно то заключение, которое делает А.Н. Леонтьев: «Процесс овладения осуществляется в ходе развития реальных отношений субъекта к миру. Отношения же эти зависят не от субъекта, не от его сознания, а определяются теми конкретно-историческими, социальными условиями, в которых он живет, и тем, как складывается в этих условиях его жизнь. Вот почему проблема перспектив психического развития человека и человечества есть прежде всего проблема справедливого и разумного устройства жизни человеческого общества – проблема такого ее устроения, которое дает каждому человеку практическую возможность овладевать достижениями исторического прогресса и творчески участвовать в умножении этих достижений. Таково социалистическое, коммунистическое общество»[739].
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.003 с.) |