Взаимоотношение природного и социального в психическом развитии человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимоотношение природного и социального в психическом развитии человека



Проблема взаимоотношения природного и социального вызывает в последнее время много споров в разных науках, изучающих человека. В психологии она связана с вопросами детерминации психики, индивидуальных различий людей и наследственных предпосылок психического развития, с задачами формирования личности. Проблема эта составляет предмет комплексных исследований, объединяемых общей целью познания человека.

Учение А.Н. Леонтьева о процессе присвоения определило один из подходов к проблеме взаимоотношения природного и социального. Преемственность этого подхода с идеями Л.С. Вы-

321

готского выражается в том, что удерживается свойственное культурно-исторической теории исходное разделение и противопоставление в психическом развитии человека двух рядов – биологического и социального, природных данных человека и внешней социальной обусловленности его психического развития.

В культурно-исторической теории социализация психики, включение «культурных» детерминант относилось к периоду школьного обучения. Теперь происходит отнесение социализации все к более раннему периоду. Но тем острее формулируется проблема. Вопрос ставится об «очеловечивании» новорожденного ребенка. Новорожденный ребенок оказывается существом, которому предстоит подвергнуться гоминизации. Усвоение общественно-исторического опыта представляет собой «процесс очеловечивания психики ребенка»[761], или ее гоминизации[762].

Проблема взаимоотношения биологического и социального решается в пользу «господства единственно социальных законов», которые оттесняют биологическое к моменту рождения ребенка. Человеку человеческое несет механизм социальной наследственности. «...То, что на уровне животных достигается действием биологической наследственности, то у человека достигается посредством усвоения – процесса, который представляет собой процесс очеловечивания психики ребенка»[763], – пишет А.Н. Леонтьев. В этом он согласен с французскими психологами, в частности с Пьероном, который считает, что ребенку еще нужно научиться быть человеком.

Эту мысль подчеркнул А.Н. Леонтьев, выступая на симпозиуме по проблеме личности: «...Только присваивая человеческую действительность, человек становится человеком»[764]. Тезис об очеловечивании психики ребенка вызвал возражения участников симпозиума[765]. Так, например, А.В. Брушлинский отмечал: «Очеловечить можно лишь то, что изначально ни в какой степени не является человеческим. Следовательно, необходимость гоминизации означает, что новорожденный ребенок даже в минимальной степени не является еще человеком (оставаясь, по-видимому, животным или полуживотным)... Само исходное деление психических свойств человека на специфически человеческие и чисто биологические вообще выводит последние за пределы человеческого, превращая их в нечто животное: связь и преемственность между ними в ходе развития ребенка попросту невозможны». Возвращаясь к дискуссии о способностях, А.В. Бру-

322

шлинский приходит к выводу: «... Вся суть дискуссии о способностях может быть выражена следующей альтернативой: или признание исходных внутренних, в частности наследственных, предпосылок психического развития индивида (всегда, конечно, взаимодействующих с внешними условиями), или же отрицание, исчезновение психической реальности. И тогда нельзя не считать доказанным, что исходные внутренние (наследственные и др.) условия играют существенную, специфическую – но не фатальную – роль непосредственно в развитии способностей, а, следовательно, и в развитии всей личности»[766].

Разделение и противопоставление биологического и социального проявляется в различении понятий природных способностей и специфически человеческих. Первое понятие охватывает филогенетически сложившиеся, наследственно закрепленные свойства организма, выражающие природу его вида; второе – свойства, выражающие человеческую природу; эти свойства передаются путем прижизненного овладения людьми достижениями предшествующих поколений.

Детерминация психического развития внешними условиями без учета внутренних, изначально присущих, условий снимает вопрос о диалектике индивидуального и общественного в этом развитии. Признание того, что социальная обусловленность психики решается утверждением ее возникновения в процессе общественной деятельности, ведет к признанию однозначной заданности индивидуальности самим фактом существования культуры, к тому, что социальное отменяет индивидуальное. В этом случае социальное понимается как внешнее, а индивидуальное сознание оказывается проекцией содержания, заключенного в продуктах духовной культуры, или проекцией психических свойств и способностей людей, заключенных в предметах, представляющих продукт человеческого труда, поскольку в процессе труда «происходит опредмечивание также и тех представлений, которые побуждают, направляют и регулируют деятельность субъекта»[767]. Вопрос о соотношении общественного и индивидуального сознания переносится в плоскость успешности организации процесса усвоения, так как результат усвоения и выступает непосредственно сразу, в качестве психического развития[768].

323

Иной взгляд на соотношение биологического и социального высказал С.Л. Рубинштейн в соответствии с принятой им концепцией детерминации психики. Принципиальное отличие развития человека от развития животных он также связывает с тем, что результаты человеческой деятельности откладываются в виде объективированных продуктов, обусловливающих преемственность исторического развития человечества и опосредующих индивидуальное развитие. Вся суть дела в том, как понимать самое развитие. Возникновение новых сфер бытия (бытия человека) и новых закономерностей общественного развития не отменяет действия закономерностей нижележащих природных сфер бытия. Общественное развитие человека не отменяет природных закономерностей его психического развития. Признание положения о том, что биологическая видовая эволюция человека завершена, вовсе не означает того, что органические условия не играют никакой роли в развитии человека. Речь может идти только о том, что эти условия остаются неизменными. В то же время историческое развитие не снимает значения природных, органических условий в индивидуальном развитии каждого человека.

Внешние и внутренние условия взаимодействуют на всем протяжении психического развития начиная с рождения ребенка. В состав внутренних условий развития ребенка изначально входит общая чувствительность (способность к ощущениям, восприятиям), в которую включаются и безусловнорефлекторные компоненты и, в частности, наследственные и врожденные задатки[769].

Взаимосвязь внешнего и внутреннего, понятая как действие внешних причин через посредство внутренних условий, снимает в проблеме развития противопоставление внешней социальной обусловленности и внутреннего спонтанного развития, позволяет преодолеть дуализм биологического и социального, представить, что социальное не просто надстраивается над биологическим, а является самой природой человека, так как сама природа человека есть продукт истории. Произведенное так соотнесение внешних причин и внутренних условий выводит психологическую теорию из тех конфликтов, которые возникали и в поведенческих теориях, и в теориях, отдававших первенство спонтанным природным силам развивающегося организма, и в тех теориях, в которых на смену спонтанного органического развития первых лет жизни ребенка приходят извне внесенные законы социальной обусловленности.

324

При решении проблемы социальной детерминации психики на основе взаимосвязи внешнего и внутреннего на первый план выступает диалектика индивидуального и общественного в психическом развитии человека. Утверждение социальной детерминации заключается не в отрицании социальным индивидуального, а в выявлении социальной обусловленности индивидуального психического развития. От общества человек получает те знания, которые выработало человечество, но каждый акт освоения предполагает определенные внутренние условия для их освоения и ведет к созданию внутренних условий для освоения дальнейших знаний и умений.

Проблему социальной обусловленности психики человека С.Л. Рубинштейн вводит в более широкую проблему о месте человека в мире. Постановка проблемы субъекта в психологическом плане в «Бытии и сознании» приводит его к рассмотрению человека в качестве не только субъекта сознания, но и субъекта действия, вносящего в мир объективные изменения. В его последнем труде «Человек и мир»[770] центральным является анализ всех объективных последствий, которые вносит в бытие факт существования человечества и человека как члена общества, как субъекта сознания и действия. Вещи, природа, человеческие отношения выступают в своем человеческом, прежде всего общественном смысле и значении. Главным для С.Л. Рубинштейна является понятие процесса жизни, которое дает возможность диалектически рассмотреть объективные общественные связи и отношения человека, показать, как эти связи раскрываются, преломляясь через внутренние закономерности субъекта, через систему его субъективных отношений. Сознание регулирует действия не только в соответствии с ходом познания, но выступает как отношение, мировоззрение, убеждение и в этом своем качестве, столь же важном, опосредствует действие внешних условий, определяет конечный эффект их воздействия. Таким образом, ведущим звеном психологического изучения вопроса о социальной обусловленности психики человека становится проблема личности, вводящая в психологическое исследование человека как реального общественного индивида.

В последнее десятилетие в психологии развивается мысль о применении к проблеме взаимодействия социального и биологического в личности структурного подхода. К.К. Платонов, разрабатывая концепцию динамической функциональной структуры личности, выделяет в ней четыре основные подструктуры, иерархически связанные и по их генезису, и по видам их фор-

325

мирования[771]. Первой, опирающейся на остальные, является социально обусловленная подструктура направленности, формируемая путем воспитания. Вторая – подструктура опыта – формируется путем обучения. Третья – индивидуальные особенности психических процессов как форм отражения – формируется путем упражнения. Четвертая – биологически обусловленные типологические особенности – формируется путем тренировки. Характер и способности рассматриваются как общие качества личности, не рядоположные с этими четырьмя подструктурами, а наложенные на них и включающие в свои структуры элементы этих же четырех подструктур. В то же время человек как целое, по мнению К.К. Платонова, имеет только две подструктуры – организма и личности. Четыре подструктуры, согласно данной концепции, находятся в иерархической взаимосвязи. Таким образом, высшая социально обусловленная подструктура в своей основе имеет биологически обусловленные типологические особенности.

Природные свойства вводят в структуру личности Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, предлагая разные варианты структуры личности. В.Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности. В комплексных исследованиях личности, проводимых под руководством Б.Г. Ананьева, анализ многих компонентов развития личности и способов взаимосвязи между ними дал возможность выяснить некоторые отношения характерологических черт, интеллекта и различных психомоторных, нейродинамических и вегетативно-биохимических характеристик. «Установлено, что в любом из факторов, определяющих структуру личности, обнаруживаются корреляционные плеяды, сложно-ветвящиеся цепи связей между отношениями и свойствами личности, интеллектуальными и другими психическими функциями, соматическими и нейродинамическими особенностями человека... Определяющим и ведущим началом в этой структуре, доминантными структурными единицами личности, являются социальные качества, сформированные на основе статуса, социальных функций и опыта фактической деятельности человека»[772].

Проблема соотношения социального и биологического в психическом развитии человека ставится в современной психологии и направлением, обладающим в настоящее время многочисленными экспериментальными фактами и значительными

326

теоретическими обобщениями о связи психического с физиологическим в области индивидуальных различий людей. Исследования школы Б.М. Теплова показали всю сложность взаимосвязи и взаимодействия свойств нервной системы и индивидуальных особенностей человека. Научные факты экспериментальных исследований Б.М. Теплова и его сотрудников дают основание для выводов о значении природных условий развития психики. Данные эти заставили Б.М. Теплова восстать против тенденций «антибиологизма», которые он усматривал в современной психологической науке, протестовать против попыток снятия природного социальным[773].

О роли природных качеств в развитии личности свидетельствуют и факты, полученные в исследованиях В.С. Мерлина и его сотрудников, которые показали, что свойства нервной системы составляют природную основу личности[774]. Экспериментальные материалы позволяют В.С. Мерлину сделать заключение о том, что, «хотя свойства индивидуума приобретаются и изменяются на протяжении всей жизни, но в силу врожденности некоторых психических свойств уже с момента рождения человек является психическим индивидуумом»[775]. Он подчеркивает, что социализацию свойств индивида следует понимать как использование и регуляцию их для осуществления социально-типичных отношений личности, для достижения социально значимых целей и задач деятельности.

Анализируя роль биологического и социального в онтогенезе человеческой психики, Г.С. Костюк пишет: «При исследовании онтогенеза человека без обращения к биологии обойтись нельзя. Онтогенетическое развитие человека – целостный процесс, выражающийся в различных формах (морфологической, физиологической, психической, социальной). Созревание организма – это генотипически обусловленное становление его морфологических и физиологических признаков и свойств. Как естественное существо человек включен в биологическую, видовую систему, определяющую формы его физического развития, не заканчивающегося с его рождением, а продолжающегося до наступления зрелости организма. Он рождается с наследственно обусловленными органическими потребностями, имеющими свою нейрогуморальную основу, безусловнорефлекторными мозговыми структурами, регулирующими функции его вну-

327

тренних органов, первоначальные отношения к окружающей среде, и естественными возможностями выработки новых способов регуляции поведения. Последние формируются по мере того, как развивающийся индивид включается в социальную систему человеческих отношений»[776]. Врожденные безусловно-рефлекторные структуры, указывает Г.С. Костюк, включаются в образование и функционирование кортикальных условно-рефлекторных механизмов, лежащих в основе вырабатываемых у человека психических функций и свойств, хотя не определяют их состава, содержания и структуры. Последнее определяется общественными условиями жизни ребенка, а потому и онтогенез психики человека приобретает конкретно-исторический характер. Ребенок рождается естественным существом, потенциально способным к превращению в общественное существо, «созревание нервной системы открывает новые возможности развития, которые реализуются в условиях взаимодействия индивида с окружающим миром, усвоения им ценностей, созданных обществом. Соотношение врожденного и приобретенного в образующихся у индивида психических свойствах изменяется при переходе от низших к высшим уровням их развития, от более простых к более сложным свойствам»[777].

Г.С. Костюк, разбирая вопрос о социализации ребенка, опирается на утвердившееся в советской психологии с 40-х гг. положение о том, что ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. Определяющая роль обучения и воспитания в развитии психики ребенка имеет принципиальное значение для понимания детерминации этого процесса. И с этих позиций преодолеваются те концепции, в которых психическое развитие и учение выступают как раздельные процессы, внутренне не связанные между собой. Во-первых, взгляды тех, кто усматривает источники будущих психических свойств ребенка в его природе и только в ней и, во-вторых, взгляды тех, кто в становлении психики ребенка видит только усвоение им социального опыта, формирование взрослыми психики ребенка[778].

Вопрос о соотношении биологического и социального, о наследственных предпосылках психического развития человека оказался одним из центральных теоретических вопросов на симпозиуме по проблемам личности в 1970 г.[779] О соотношении наследственного и приобретенного в психическом развитии современного человека, о взаимосвязи психического и физиологического в наследственных предпосылках идет речь в дискус-

328

сии на страницах журналов «Вопросы философии» и «Природа» представителей разных научных дисциплин, изучающих человека[780].

Проблема взаимоотношения природного и социального в современном ее состоянии, возбуждая все новые споры, сосредоточивает силы представителей разных наук о человеке и эта разносторонность, включающая борьбу противоречивых взглядов, направляет и движет новые научные поиски.

Изучение философских проблем в историческом развитии советской психологии показывает то главное, решающее значение, которое приобретает в методологии науки диалектический материализм, поскольку он открывает возможность создания теории, вбирающей все знания об объекте научного исследования в их действительной связи. Решение философских проблем на основе диалектического материализма, на основе единых методологических принципов, позволяет исследовать многообразные качества, свойства психики людей, изучить ее детерминацию и направить силы психологов на достижение главной цели – активного участия в решении задач коммунистического строительства и прежде всего в воспитании всесторонне развитого человека коммунистического общества.

 

329

Именной указатель

 

Абульханова-Славская К.А. 272, 307.

См. также Славская К.А.

Авраменко А.М. 214

Адоратский В.В. 90, 91, 94

Акимов Н.Е. 118

Амосов Н.М. 297

Ананьев Б.Г. 28, 68, 69, 108, 117, 119, 120, 168-170, 195, 205, 209, 272, 282, 283, 285, 236, 325

Анастази А. 245, 326

Анохин П.К. 116, 185, 186, 233, 239, 274

Ансон К.К. 118

Антонов Н.П. 215, 216

Анцыферова Л.И. 168, 264

Аркин Е.А. 97

Артемов В.А. 12, 81, 89

Архипов В.М. 213

Арямов И.А. 55, 97

Асеев В.Г. 114

Аснин В.И. 165

Асратян Э.А. 233, 236, 243

Балонов Л.Я. 214

Баммель Г.К. 27

Басов М.Я. 14, 22, 103-105, 111, 113, 122, 155

Бассин Ф.В. 177, 179, 242-244, 276

Белинский В.Г. 209

Беляев Б.В. 28, 69, 70, 81, 215

Бернштейн Н.А. 116, 185, 186, 234, 235, 238-242, 244, 274

Бехтерев В.М. 7, 10, 12-15, 18, 27, 28, 34, 35, 39-43, 52, 54, 59, 60, 67, 68, 71, 74-77, 83, 84-89, 169, 170

Бирюков Д.А. 233, 236

Блонский П.П. 11, 14, 15, 16-18, 22, 31-33, 45-48, 78, 79, 81, 95, 97-99, 107, 111, 113, 121-130, 155, 170

Богданов А.А. 23, 94

Богословский А.Н. 118

Бодалев А.А. 307

Божович Л.И. 114, 149

Бойко Е.И. 226

Бонгард М.М. 297

Боричевский И.А. 24

Боровский В.М. 13, 14, 16, 29, 44, 71

Бочоришвили А.Т. 236

Бронштейн А.И. 169

Брушлинский А.В. 140-142, 149, 286, 297, 300, 313, 321, 322

Быков 13, 192

Быховский Б. 17, 56

Бюлер К. 16, 151

Вагнер В.А. 7

Варшава Б.Е. 146

Варьяш А.И. 17, 90, 91, 94

Введенский А.И. 8, 10

Введенский Н.Е. 115

Веденов А.В. 29

Веккер Л.М. 170, 282, 294-296

Великовский М. 47

Венгер Л.А. 282-285

Войтонис Н.Ю. 116

Волков И.И. 118

Воронин Л.Г. 237

Вундт В. 39

Выготский Л.С. 13, 14, 17, 18, 19, 22, 54, 58-67, 71, 72, 75, 94, 106, 107, 109, 111, 112, 113, 120-124, 128-152, 154, 161-165, 250-252, 256, 257, 261, 285, 303, 308, 320

Вяземский Н.М. 214

Газри Э. 63

Гальперин П.Я. 149, 195, 250, 251, 254-261, 264, 285-288, 293

Гегель Г.В.Ф. 26, 125

Геллерштейн С.Г. 17, 20, 75, 109

Георгиев Ф.И. 118

Герцен А.И. 117, 118, 151, 170, 189, 209

Гиппенрейтер Ю.Б. 231

Гращенков Н.И. 211, 234

Грот Н.Я. 8

Гурьянов Е.В. 118

330

Давыдов В.В. 149, 256, 261

Деборин А.М. 25, 26, 70

Дедов К.М. 215

Декарт Р. 52, 200, 207

Джемс У. 64-66

Джемсон Л. 45

Дицген И. 33

Добрынин Н.Ф. 12, 14, 18, 48, 118,

195

Додонова А.А. 118

Донской Д.Д. 243

Драпкина С.Е. 209

Дубровский А.И. 15

Енчмен Э. 16, 23

Ерошкин И.Г. 204

Жинкин Н.И. 226

Залкинд А.Б. 17, 28, 95, 100-102

Залужный А.С. 100

Занков Л.В. 118, 149

Запорожец А.В. 120, 149, 165, 194, 237, 251, 273, 282-285

Зинченко В.П. 282-285

Зинченко П.И. 170, 171

Иванова И.И. 114

Иванов-Смоленский А.Г. 53, 54, 55, 210-212, 226, 227

Каганов В.М. 205, 209, 233, 236

Кальсин Ф.Ф. 214

Каммари М.А. 205

Карев Н.А. 25

Кауфман Д.А. 214

Кекчеев К.X. 169

Кёлер В. 116, 172

Климов Е.А. 230

Ковалев А.Г. 195, 325

Ковалевский П.И. 7

Коган Т.В. 29

Колбановский В.Н. 19, 149, 189

Кольцова М.М. 211, 212

Комм А.Г. 170

Корнилов К.Н. 11-16, 18, 19, 22, 28, 29, 31-33, 35-39, 47, 52, 54, 70, 71, 79, 95, 118, 155, 184, 195

Корсаков С.С. 7, 214

Костюк Г.С. 184, 194, 217, 249, 315, 326, 327

Котелова Ю.В. 141

Коффка К. 16, 151

Кравков С.В. 14, 18, 48, 169

Крамер В.В. 12

Красильщикова Д.И. 170

Крупская Н.К. 21

Кудрина Л.А. 20

Кузьмин Е.С. 198

Куразов И.Ф. 15, 55, 68, 69

331

Курманов Н.Ф. 15*

Купалов П.С. 233

Ладыгина-Котс Н.Н. 116

Лазурский А.Ф. 7, 103

Ланге Н.Н. 7

Лапшин И.И. 8

Латаш Л.П. 234

Левитов Н.Д. 118

Ленин В.И. 8, 9, 25, 27, 30, 70, 76, 190, 204, 210, 250

Ленц А.К. 55

Леонов М.А. 205

Леонтьев А.Н. 108, 114, 120, 140, 141, 148-150, 160, 161, 165, 166, 168, 193, 195, 196, 199, 200, 204, 205, 231-233, 248, 250-255, 261, 264, 278, 302, 303, 308-312, 315, 316, 320-322

Лесгафт П.Ф. 7

Личко А.Е. 214

Ломов Б.Ф. 170, 195, 202, 244, 282, 283

Лопатин Л.М. 8, 10, 71

Лосский Н.О. 8, 10

Луков Г.Д. 165

Луппол И.К. 25

Лурия А.Р. 13, 15, 17, 56, 57, 114, 120, 130, 131, 149, 150, 195, 232, 233, 251

Люблинская А.А. 293

Майоров Ф.П. 212

Макаренко А.С. 114, 115

Маркс К. 18, 26, 27, 33, 92, 107, 137, 151, 153-157, 161, 174, 260, 263, 264, 308, 309, 311, 312, 316, 317, 322, 323

Матюшкин А.М. 290

Менчинская Н.А. 118, 263, 264, 293

Мерлин В.С. 103, 113, 195, 230, 326

Медведев Н.В. 214

Минин С. 23

Михайлов Ф.Т. 244

Моложавый С.С. 100, 102

Музылев Ф.И. 118

Мясищев В.Н. 195, 315, 325

Напалков А.В. 297

Натадзе Р.Г. 177, 194

Небылицын В.Д. 227, 228

Нечаев А.П. 12, 13

Овчинникова О.В. 231

Орлов В.В. 215, 216

Орфеев Ю.В. 297

Осипова В.Н. 68

Павлов И.П. 7, 9, 15, 18, 40, 46-48, 50-55, 60, 63, 74-76, 92, 93, 105, 115, 116, 134, 191-193, 207-212, 214, 215, 217, 219, 221, 222, 228, 229, 233, 234, 237, 240, 243, 248, 273

Палей И.М. 325

Панов Д.Ю. 233

Пантина Н.С. 256

Парыгин Б.Д. 198

Пашковская Е.И. 141

Петровский А.В. 6, 11, 19, 21, 29, 53, 55, 58, ПО, 113, 119, 149, 195, 202

Петрушевский С.А. 215

Платонов К.К. 324, 325

Плеханов Г.В. 25, 33, 70

Поршнев Б.Ф. 158

Прангишвили А.С. 177, 194, 274-277

Пушкин В.Н. 300, 302

Пьерон А. 321

Разенков И.П. 13

Размыслов П.И. 118

Рейснер М.А. 14, 56, 83, 90-94

Репкин В.В. 231

Репкина Г.В. 231

Рогинский Г.З. 116

Розанов И. 109

Рубинштейн С.Л. 5, 107, 108, 112, 116, 117-120, 151, 153-159, 162-164, 167, 169, 172-174, 176, 183-186, 190, 192, 194-196, 203-208, 218-220, 222-224, 249, 250, 262-272, 274, 279-282, 284, 286, 288-292, 298, 303, 312-320, 323, 324

Рузская А.Г. 282-285

Рыбников Н.А. 118

Савич В.В. 55

Самарин Ю.А. 293

Сапир И.Д. 28

Сарабьянов В.Н. 24

Сахаров Л.С. 140, 141

Селиванов В.И. 195

Сеченов И.М. 5, 7, 8, 42, 46, 48-54, 63, 74, 76, 206, 207, 209, 221, 222, 225, 240-242, 267

Скворцов-Степанов И.И. 24, см. также Степанов И.И.

Славская К.А. 263, 286, 290, 291,

см. также Абульханова-Славская

Случевский И.Ф. 214, 215

Смирнов А.А. 11, 13, 108, 114, 118, 119, 168, 170, 171, 184, 193, 194, 217, 247, 248, 270

Соколов А.Н. 224

Соколов Е.Н. 226

Сорохтин Г.Н. 69

Спиноза Б. 25

Степанов И.И. 24, 25, см. также Скворцов-Степанов И.И.

Струминский В.Я. 15, 16

Таланкин А.А. 29, 76

Талызина Н.Ф. 255, 256

Теплов Б.М. 11, 13, 39, 45, 108, 118-120, 168, 169, 173-176, 184, 192, 194, 202, 205, 209, 217-219, 226-230, 233, 245, 247, 326

Тихомиров О.К. 149, 200, 291, 300, 301

Токарский А.А. 7

Трауготт Н.Н. 214

Тих Н.А. 116

Узнадзе Д.Н. 77, 120, 176-183, 194, 273-276

Уотсон Д. 16, 127

Ухтомский А.А. 7, 13, 18, 115

Фейгенберг И.М. 234

Фейербах Л. 33, 317

Фингерт Б.А. 17, 74, 75

Франк С.М. 8, 10

Франкфурт Ю.В. 15, 16, 33

Фрейд З. 16, 17, 55-58, 91, 179

Фридман Б.Д. 17, 56, 58

Хромов Н.А. 215

Челпанов Г.И. 8, 10-12, 14, 16, 32-34, 45, 52, 71, 74, 75, 80, 81

Чернаков Е. 204

Чернышевский Н.Г. 5, 209

Чуприкова Н.И. 226

Чучмарев З.И. 12

Чхартишвили Ш.Н. 275, 277

Шардаков М.Н. 170

Шварц Л.М. 118, 119

Шеварев П.А. 118

Шемякин Ф.Н. 29, 119

Шеррингтон Ч. 236

Ширвиндт М. 17, 75

Шиф Ж.И. 140, 142

Шифман Л.А. 169

Шнирман А.Л. 68, 74

Шорохова Е.В. 196, 213, 216, 233, 236, 240, 241, 305, 306

Шпильрейн И.Н. 20, 21, 29, 108, 109

Штерн В. 21

Элиава Н.Л. 177

Эльконин Д.Б. 149, 251, 256

Энгельс Ф. 25-27, 33, 90, 92, 157, 260, 270, 308, 311, 312, 317

Юринец В. 17

Ярмоленко А.В. 170, 282, 283

 

332

Тематический указатель

 

Биологическое и социальное в психике человека 81-82, 86-105, 131-134, 244-245, 315-328

Восприятие см. Чувственное познание

Детерминация психики 79-83, 96-105, 203-205; 219, 249-272, 303-308

– и отражение внешнего мира 249-250, 279-286

– и процесс интериоризации 251-264, 281-293

– и процесс присвоения 251-254, 308-312, 316-318

– внешними причинами через посредство внутренних условий 264-272, 312-314, 316-320, 323-324

– и теория установки 272-277

– и рефлекторная теория 206-209, 219-224

– и регуляторная роль психики 268-270

Деятельность человека 103-105, 159-162, 250 и сознание 154-162

– и процесс интериоризации 251-264

– и проблема развития 103-105, 162-166

– физиологические механизмы управления действием 185, 186, 238-243

– и процесс отражения 253-254, 268-269

– и ощущения 169-170

– и память 170-171

– и мышление 172-173

– и способности 174-176

– и установка 176-183

Дискуссии

– в советской философии 20-х гг. и психология 23-27

– о предмете и методе психологии 30-77

– о рефлексологии 27, 67-70

– о реактологии 29, 70-71

– о книге С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» 189-191, 204-206

– о взаимоотношении психического и физиологического, психологии и физиологии высшей нервной деятельности 191-194 210-216, 219, 223-224, 233-237

– о способностях 315-322

Идеалистическая психология и борьба с ней 7-8, 10-16, 30-34, 71-72, 78-83

Кибернетика и психология см. Психология и кибернетика

Культурно-историческая теория развития психики 124, 130-150, 320-321

– соотношение высших и низших психических функций 137-140

– процесс интериоризации 136-137

– и учение о высшей нервной деятельности 134-135

– умственное развитие и обучение 143-145, 163-164

– и проблема сознания и мышления 145-148

Личность 83-87, 103-105, 174, 175, 198,199, 270, 305-307, 314, 324-328

– динамическая функциональная структура 324-325

Методология диалектико-материалистическая 9, 10, 23, 73, 77, 106-107, 121, 123, 125-127, 139, 152-154 218, 278-280

– принцип развития 107, 117, 121-130, 162-166

– принцип связи сознания и деятельности 107-108, 116-119, 250-251, 269-272

– принцип психофизического единства 117, 183-185, 190, 203-205

– принцип детерминизма 205, 222, 265-270

– методологические проблемы физиологии высшей нервной деятельности

и психологии 233-245

Методология механистическая 26-27, 72-77, 95-96, 101, 298

Мышление

– и его детерминация 280, 286-293

– теория формирования умственных действий 286-288, 290-293

– и кибернетика 293, 297-302

– историческое развитие 138-139

333

Отражения теория, см. психическое как отражение внешнего мира

Память

– историческое развитие памяти 125-129

– и деятельность 170-171

Педология см. Психология и педология

Психическое

– как отражение внешнего мира и функция мозга 30, 42, 72, 169, 203-206, 219-224, 247-251, 253, 278-293

– как субъективная сторона или отражение физиологических процессов 35-38, 41, 42, 61, 67, 69, 72, 73

– как отражение рефлексов 61-67

– и физиологические процессы 46-52, 183-185, 203-249

I. – как идеальное 253, 260-261, 264, 267-269

– взаимосвязь характеристик психического 246-251, 259

– регуляторная функция психического 221, 268-272, 278

Психология

– предмет, метод и задачи 16, 35-46, 53-67, 123-127, 193, 217-218, 267, 272

– и связь с практикой 18-19, 188, 201-202

– и физиология 46-52, 115-116, 191-194, 196-197, 200, 205-209, 210-216, 222-224, 233-245

– и педология 21-22, 110-113, 122

– и кибернетика 199-200, 293-302

Направления психологической мысли:

психология сознания 151-154; психология поведения 16, 17, 44-46, 53-55, 104, 151-154.

– психология духа 151, 153;

– фрейдизм 17, 55-58

Психотехника 19-21, 108-110, 197

Развитие психическое 96-105, 252, 283, 292-293, 304, 308-328

– биогенетическая концепция 29, 96-100

– социогенетическая концепция 29, 100-103

– и деятельность 103-105, 162-166

– и обучение 112, 143-145, 163-166, 318-320, 327

– и проблема способностей 315-321

Реактология 35-39, 70-72, 81.

Рефлексология 27, 39-43, 67-70, 73-77

– коллективная рефлексология 83-89

– рефлексологическая вульгаризация учения о высшей нервной деятельности 53-55

Рефлекторная теория психического

– и ее механистическая оценка 46-48, 73-77, 234-235

– и принцип детерминизма 205-209, 219-224

– психическое как рефлекторная деятельность мозга 183-185, 206-210, 216-224, 233-244

– учение И.М. Сеченова и учение И.П. Павлова 46-51, 206-210, 219-245

– философский анализ рефлекторной концепции психики 219-224

– рефлекторная природа ощущений и восприятий 224-225

– и экспериментальные психологические исследования 224-232

Сознание

– и поведение 58-67, 68-69, 72

– и деятельность 107-108, 116-119, 154-162, 250-251

– как отражение рефлексов 61-67

– и неосознаваемые психические состояния 176-182, 272-277

Социальная обусловленность психики 15, 78-105, 129, 191, 250, 303-328

– и поведенческие концепции 83-89

– в развитии ребенка 96-105, 137-145, 163-165

– и процесс присвоения 251-254, 308-312, 316-318

– и взаимосвязь внешних и внутренних условий 312-314, 318-320

Социальная психология 78-83, 95-96, 140, 198, 304-306

– и реактология 81

– и коллективная рефлексология 83-89

– и идеология 90-94

– и учение о высшей нервной деятельности 90-95

Типологические особенности высшей нервной деятельности человека и психология 226-231, 325-326

Установки теория 176-182, 272-277

Учение о развитии высших психических функций см. Культурно-историческая теория

Физиология высшей нервной деятельности см. Психология и физиология

Формирование умственных действий теория 254-264, 286-288, 290-293

Чувственное познание 169-170, 222-225, 281-286

 

334

Оглавление

От автора................................................................................................................................... 5

Часть первая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.283 с.)