Детерминация психической деятельности внешними причинами через посредство внутренних условий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детерминация психической деятельности внешними причинами через посредство внутренних условий



Другая линия в трактовке взаимосвязи основных характеристик психического и его детерминации была определена С.Л. Рубинштейном. В своих последних трудах, посвященных философ-

265

ским проблемам психологии[615], он взял на себя задачу выяснить место психических явлений во взаимосвязях материального мира и раскрыть взаимосвязь различных аспектов психического на основании всестороннего анализа психических явлений в разных системах отношений, в которых они приобретают разную характеристику.

Методологической основой соотнесенности разных аспектов психического является диалектико-материалистическое понимание единства бытия, единства мира, основывающееся на его материальности. Говорить о включении психического во всеобщую связь явлений материального мира, не разрывая их детерминированности, можно только потому, что психика детерминирована материальными условиями жизни человека. Из положения о всеобщей взаимосвязи явлений материального мира вытекает принцип всестороннего рассмотрения психического в разных связях и отношениях к материальному миру, а также принцип детерминизма, раскрытый в применении к психологии как действие внешних причин через посредство внутренних условий. Такое понимание детерминизма опирается на диалектико-материалистическое положение, согласно которому все явления в мире находятся во взаимодействии. Каждое из них подвергается воздействию других, но внешнее воздействие реализуется через посредство внутренних, собственных свойств того явления или тела, на которое оно оказывается, преломляется через его свойства. Поэтому вызываемый им эффект представляет собой продукт взаимодействия. Внутренняя природа явлений – это та «призма», через которую одни из них отражаются в других[616]. Подвергаясь внешним воздействиям, каждое тело несет следы этих воздействий и в этом смысле одни явления отражают другие – отражение как общее свойство материи лежит в основе развития всего материального мира. «Эффект воздействия одного явления на другое зависит не только от характера самого воздействия, но и от природы того явления, на которое это воздействие оказано; иначе говоря: эффект воздействия одного явления на другое опосредствуется природой последнего» [617].

Результат воздействия на любое тело обусловлен внутренней природой последнего, но взаимодействие с внешними влияниями приводит к изменению внутренних свойств внутренней природы тела, обусловленному откладывающимися в нем и сохраняющимися, но уже преобразованными внешними воздействиями.

Соотношение между внешними воздействиями и внутренними условиями, через которые они отражаются, изменяется вместе с развитием органической жизни от простейших животных

266

к высшим и от них к человеку. Происходит все большее усложнение внутренней природы явлений, увеличивается самостоятельность реагирования на внешние воздействия, растет активность животных организмов, переходящая в качественно новые отношения человека, когда он в условиях общественной жизни выступает как субъект деятельности, как личность. Психологическое ядро личности и представляет собой совокупность внутренних условий. Таким образом, «всякое психическое явление обусловлено в конечном счете внешним воздействием, но любое внешнее воздействие определяет психическое явление лишь опосредствованно, преломляясь через свойства, состояния и психическую деятельность личности, которая этим воздействиям подвергается»[618].

Принцип детерминизма, выражающий характер взаимосвязи явлений объективной действительности и сформулированный применительно к психологии как преломление внешнего через внутреннее, становится специальным методологическим принципом для исследования взаимосвязи основных характеристик психического. Он позволяет преодолеть ошибки, вызванные односторонностью этих характеристик, взятых вне их совокупности, так как позволяет изучать психическое в разных связях, качествах и отношениях, в соответствии с основным законом марксистской диалектики рассматривать вещи и явления во всей совокупности их многоразличных отношений к другим вещам и явлениям.

С помощью диалектико-материалистического принципа детерминизма и производится единый по своим методологическим установкам качественный анализ психического, соотнесение систем связей, в которых проявляется психическое в своем отношении к материальному миру. Таким путем воссоединяются и стержневое положение психологической теории о связи сознания с действием, и марксистско-ленинская теория отражения в ее применении к психологии, и рефлекторная теория в ее психологическом аспекте.

Анализ на основе принципа детерминизма отношений психического с материальным миром позволяет вскрыть, в каком качестве оно выступает в каждой из систем связей, показать, какую специфическую понятийную характеристику приобретает психическое, выступая в особом качестве в каждой существенной для него системе связей и отношений, а затем соотнести между собой перекрещивающиеся зависимости, ввести в анализ каждой из них результаты этого соотнесения, выяснить таким путем новые качества психического, пополняющие каждую из имевшихся ранее характеристик, взятых в отдельности, и восстановить на основе анализа целое в соотношении его многообразных сторон.

267

Из понимания детерминизма как действия внешних причин через внутренние условия выводится центральная задача психологии. «Раскрытие внутренних психологических условий, опосредствующих психологический эффект внешних воздействий на субъекта и внутренних закономерностей внешне обусловленной психической деятельности, составляет основную задачу психологической науки. Разрешение именно этой задачи определяет основную линию психологического исследования» [619].

С.Л. Рубинштейн утверждает в качестве исходного для развиваемой им концепции положение о том, что «основным способом существования психического является его существование в качестве процесса или деятельности» [620]. «Мы продолжаем в этом линию И.М. Сеченова» [621], – отмечает он. «Это положение, – поясняет С.Л. Рубинштейн, – непосредственно связано с рефлекторным пониманием психической деятельности, с утверждением, что психические явления возникают и существуют лишь в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим его миром, непрекращающегося потока воздействий внешнего мира на индивида и его ответных действий, причем каждое действие обусловлено внутренними условиями, сложившимися у данного индивида в зависимости от внешних воздействий, определивших его историю»[622].

Понимание психического как процесса раскрывается как все время изменяющееся соотношение внешних воздействий и внутренних условий. Особенность взаимодействия человека с внешним миром – объектом, природой, обществом, другими людьми – заключается в том, что детерминация не исчерпывается исходным толчком, который запускает действующую затем по своим внутренним законам систему, а непрерывно воспроизводит детерминацию, что и определяет развитие процесса. Самый процесс представляет, таким образом, постоянно действующую связь психики с внешним миром, постоянное его отражение, которое совершается путем преобразования внешних воздействий, согласно закономерностям –физиологическим и психологическим – рефлекторной деятельности мозга.

Отражая действительность, психические процессы имеют своим результатом то или иное психическое образование (в процессе восприятия возникает образ, в мышлении – понятие), которое включается в дальнейший ход психического процесса, поскольку он никак не ограничивается своей отражательной характеристикой. Далее психический процесс вступает в новые отношения. Результаты познавательной деятельности, ее идеальные продукты выполняют регуляторную функцию по отношению

268

к действиям человека. Прежде чем перейти к этой функций психического, важно выяснить его главное качество в гносеологической связи с внешним миром, его идеальность.

В качестве идеального психическое противостоит материальному. Эта характеристика относится к результату психической деятельности, ее продукту – образу или идее в их отношении к предметам, вещам, явлениям объективного мира. Как результативное выражение психической деятельности образы или идеи, объективируясь в слове, приобретают относительную самостоятельность. Такая самостоятельность идеального содержания знания от субъекта обусловлена его зависимостью от бытия, отражением которого оно является. Объективируясь в слове, продукты познавательной деятельности человека – чувственные образы, понятия – становятся сами идеальными объектами мыслительной деятельности. В этом качестве они могут быть обособлены от познавательной деятельности субъекта и перейти в систему общественно-выработанных знаний. Взятые вне психического процесса идеальные объекты становятся предметом изучения других наук. Так совершается переход идеального из сферы психического как предмета психологического изучения в систему научного знания, отражающего определенные стороны бытия.

Согласно принципу детерминизма, психические явления определяются условиями жизни и деятельности человека и вместе с тем определяют его деятельность, поведение. «Регуляция деятельности – это та работа, которую практически выполняет образ, психическое отражение», – писал С.Л. Рубинштейн[623]. Реальная роль психического во взаимоотношении человека с миром заключается в том, что «всякое психическое явление – это и отражение действительности, и звено в регуляции деятельности»[624]. «Сознание или сознательные процессы, как и все психические процессы, выполняют функции регуляции человеческой деятельности и в качестве ее регуляторов включены в процесс жизни и деятельности человека, его взаимодействия с миром»[625]. Детерминируемые объективными условиями жизни и возникающие во взаимодействии человека с миром, психические явления в свою очередь обусловливают деятельность людей, посредством которой они преобразуют мир, изменяют условия своей жизни. Психическое на всех его уровнях выступает в регуляторной роли по отношению к действию. Это качество психического, проявляемое в его связи с деятельностью человека, обусловлено познавательным характером психического.

С.Л. Рубинштейн отстаивает обязательность соотнесения действия с познанием. «Деятельность людей, их поведение выступают в своей закономерности, лишь когда их исполнительская и афферентирующая, познавательная, составная часть бе-

269

рутся в единстве»[626]. В этом обязательном соотнесении действия с познанием психические явления обнаруживают свою действенную роль, обусловленную их познавательным характером. «Всякий вообще акт познания мира есть вместе с тем и введение в действие новых детерминант нашего поведения... Предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как двигатели поведения, как его побудители, порождающие в человеке определенные побуждения к действию – мотивы. Таким образом, психическое играет реальную, действенную роль в детерминации деятельности людей, их поведения, и вместе с тем оно не является фактором, действующим обособленно от бытия»[627].

Учение о регуляторной роли психики и о разных формах регуляции решает вопрос о действенном характере отражения и на новом уровне определяет форму связи сознания с деятельностью. Сознание объединяется с действием в понимании человека как субъекта познания и деятельности, материалистически объясняется его активность и дается двусторонняя трактовка деятельности – как обусловливающей психику и как обусловленной психикой в ее роли познания и преобразования мира. Причем сознание выступает не только в своем чисто гносеологическом содержании как знание, но и собственно психологическом, как отношение человека к бытию. «Благодаря психической деятельности как познанию действительности практическая деятельность людей приводится в соответствие со сложными требованиями, предъявляемыми к ней объективными условиями. Вместе с тем психической деятельностью как деятельностью эмоциональной, волевой, выступающей в форме стремлений, желаний, чувств, определяется значение явлений для данного человека, его отношение к ним, то, как данный человек в данных условиях на них ответит. Психическая деятельность в целом необходимо включается в обусловливание поведения людей. Нельзя детерминисти­чески понять поведение, не отбросив эпифеноменалистические тенденции по отношению к психическому. Не признание, а отрицание реальной, действенной, жизненной роли психического влечет за собой отказ от детерминизма в понимании поведения... Обусловленная объективными обстоятельствами жизни человека и в свою очередь обусловливающая его поведение, психическая деятельность двусторонне – в качестве и обусловленного и обусловливающего – включается во всеобщую взаимосвязь явлений»[628].

Ранее в «Основах общей психологии» С.Л. Рубинштейна сторона сознания, охарактеризованная как отношение человека к окружающему миру, не связывалась с его деятельностью. Положение о регуляторной роли психики включает в связь с дея-

270

тельностью обе стороны сознания – знание и отношение, – объединяет их. Отражение выступает в формах побудительной, или мотивационной, и исполнительской регуляции действия.

Первая определяет, какое действие совершится. Отражение объекта, являющегося предметом потребности, порождает в индивиде идеальные стремления (так Ф. Энгельс в свое время обозначил побудительную функцию отражения), которые побуждают к действию в том или ином направлении. В побудительной регуляции участвуют желания, чувства, волевые стремления, словом, аффективные процессы. Воля выступает в качестве специфической для человека как общественного существа закономерности сознательной регуляции его деятельности. Вторая – исполнительская регуляция приводит действие в соответствие с условиями, в которых оно совершается. В ней главную роль играют познавательные процессы – учет условий, в которых протекает деятельность.

Выяснение регуляторной функции психики позволило по-новому подойти и к некоторым традиционным проблемам общей психологии. Так, характер был определен как закрепленный в результате генерализации и стереотипизации побудительный аспект регуляторной функции психического, а способности были связаны с исполнительской формой регуляции.

Принцип детерминизма расширил те представления, которые были обобщены в утвердившемся в советской психологии положении о единстве сознания и деятельности. Связь сознания с деятельностью включается в более общую проблему детерминированности деятельности субъекта, в которой сознанию отведена регулирующая роль[629]. Это позволяет раскрыть социальную обусловленность психического, которая осуществляется через внутренние условия человека – закономерности психических явлений, установки личности, ее потребности, мотивы. Личностный принцип психологии связывается с отношением сознания к деятельности. «Объективные общественные отношения находят свое отражение во внутренних, субъективных отношениях человека к предметному миру, к другим людям, к самому себе, а это составляет центральное ядро личности и образует как раз те внутренние условия, которые опосредствуют воздействия извне», – такие следствия, вытекающие из принципа детерминизма, разработанного применительно к психологической теории С.Л. Рубинштейном, отмечал А.А. Смирнов в своей лекции на XVIII Международном психологическом конгрессе[630].

В 30-е и 40-е гг. принцип единства сознания и деятельности был направлен на преодоление интроспективного, идеалистического понимания сознания и поведенческого толкования дея-

271

тельности, на доказательство объективности сознания посредством раскрытия его связи с деятельностью. В 50-е гг. происходит исследование качественных особенностей и форм проявления связи психики с деятельностью, во-первых, в ее соотнесенности с отражательной характеристикой психического – как процесса взаимодействия субъекта и объекта и как результата продукта этого взаимодействия, идеального образа объективной действительности, и, во-вторых, в ее соотнесенности с рефлекторной работой мозга, где на первый план выступает понимание психического как рефлекторного процесса. Установление взаимосвязи основных характеристик психического и определение его места в объективном процессе жизни делает возможным перейти от доказательства объективности психического путем выяснения его связи с деятельностью человека к исследованию внутренних механизмов этой связи.

Анализ места психических явлений в мире логически приводит к вопросу о месте человека в мире, о роли человека как субъекта познания и деятельности, как существа, призванного изменять мир – природу и общество. Человека необходимо рассматривать не только в качестве субъекта познания, но и действия. Это находит свое выражение и в активности его отражения, и в том, что в результате его действий, направленных этим активным отражением, включающим определенное отношение субъекта к отражаемому, вносятся в мир объективные изменения.

Исходя из определения человека как субъекта познания и действия С.Л. Рубинштейн намечает методологическое решение проблемы субъективного в психологии. Субъективное понимается им не как замкнутый в самом себе, противостоящий объективному, материальному миру, мир психических явлений, данный только субъекту, а как свойство человека, который в качестве субъекта познания и действия является частью бытия. Понятие субъекта в психологической теории, опираясь на марксистское понятие субъекта познания и практики, субъекта общественных отношений, приобретает свое специфическое содержание, раскрывающееся через взаимосвязь сознания и деятельности.

Проблема субъекта, выявленная С.Л. Рубинштейном в психологическом плане в его книге «Бытие и сознание», решается им далее в более общем, философском плане в его последнем труде «Человек и мир»[631], где он, следуя марксистскому анализу человеческого бытия, доказывал его объективность, закономерность, необходимость, детерминированность и одновременно

272

выявлял специфику человека как общественного субъекта, преобразующего природу и жизнь по специальным человеческим законам, способного изменить существующее положение вещей. С.Л. Рубинштейн рассматривает человека как субъекта познания и действия, вносящего объективные изменения в процесс жизни, изменяющего в ней объективное соотношение сил. Будучи субъектом, человек объективно изменяет бытие.

Объективные отношения человека с миром раскрываются, преломляясь через внутренние закономерности субъекта, через систему его субъективных отношений, через позицию субъекта. А потому сознание регулирует действия не только в соответствии с ходом познания, но выступает как отношение субъекта к бытию и в этом своем качестве, столь же важном, опосредствует действие внешних условий, определяет конечный эффект их воздействия.

Понятие человека как субъекта становится в современной психологии предметам все большего внимания[632].

Из двух разобранных нами концепций природы психики следует разное понимание предмета и задач психологического исследования. Для одной – главной задачей является изучение процесса интериоризации внешней деятельности, присвоения психического из продуктов общественно-исторического развития человека. Для другой – основную задачу составляет изучение внутренних психологических условий и внутренних закономерностей внешне обусловленной психической деятельности, а также психологическое изучение теоретической и практической деятельности. Такая задача определяется местом психического во взаимодействии человека с миром, его двоякой ролью – отражательной в отношении к объективной действительности и регулирующей в отношении к деятельности, и одновременно двоякой ролью деятельности, – будучи условием отражения, деятельность в то же время регулируется этим отражением. Так за различным решением философских проблем психологии соотношения внешнего и внутреннего в детерминации психического следуют различные выводы для общей психологической теории.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.026 с.)