Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема сознания и психология поведения
Проблему сознания как центральную в психологии отстаивал Л.С. Выготский. Он считал, что, «игнорируя проблему сознания, психология сама закрывает себе доступ к исследованию сколько-нибудь сложных проблем поведения человека»[144]. 59 Об этом Выготский говорил на II Всероссийском съезде по психоневрологии в 1924 г.[145] Утверждая необходимость включить понятие сознания в систему марксистской психологии, Выготский этой системой считал психологию поведения. «Психики без поведения так же не существует, как и поведения без психики, потому хотя бы, что это одно и то же»[146]. Поэтому проблему сознания надо рассматривать как проблему психологии поведения. Сознанию «должно быть найдено место и дано истолкование в одном ряду явлений со всеми реакциями организма... Сознание есть проблема структуры поведения»[147], – писал Выготский. В отказе от исследования сознания, считает он, коренится порок тех систем, которые утверждаются в качестве новой психологии. «Вопрос о психологической природе сознания настойчиво и умышленно обходится в нашей научной литературе. Его стараются не замечать, как будто для новой психологии он и не существует вовсе. Вследствие этого складывающиеся на наших глазах системы научной психологии несут в себе с самого начала ряд органических пороков»[148]. Самое главное, по мнению Выготского, состоит в том, что «исключение сознания из сферы научной психологии сохраняет в значительной мере весь дуализм и спиритуализм прежней субъективной психологии»[149]. Исключение проблемы сознания из психологии означает, что она отказывается искать закономерности, характеризующие своеобразие человеческого поведения, упускает то принципиально новое, что вносит в человеческое поведение сознание. С этих позиций Выготский критикует рефлексологию: «Изучать поведение человека без психики, как это хочет рефлексология, так же нельзя, как и изучать психику без поведения»[150]. Он показывает всю непоследовательность ее создателя – В.М. Бехтерева. Выготский приводит слова Бехтерева о том, что было бы ошибкой признавать субъективные процессы совершенно лишними явлениями в природе, так как все лишнее в природе атрофируется, а субъективные явления достигают наивысшего развития в наиболее сложных процессах соотносительной, иначе говоря рефлекторной, деятельности. «Можно ли, спрашивается, – продолжает Выгот-
60 ский, – исключить изучение тех явлений, которые достигают наивысшего развития в наиболее сложных процессах соотносительной деятельности, той науки, которая предметом своего изучения делает именно эту соотносительную деятельность»[151]. Непоследовательность Бехтерева выражается в том, что он не исключает субъективную психологию, а отмежевывает ее от рефлексологии, признавая возможность ее существования. «Ведь ясно для каждого, что здесь возможно одно из двух: 1) или полное объяснение соотносительной деятельности без психики – это признает акад. Бехтерев, и тогда психика делается побочным, ненужным явлением – это акад. Бехтерев отрицает; 2) или такое объяснение невозможно – тогда можно ли признавать субъективную психологию, отмежевывать ее от науки о поведении и т.д. Вместо того или другого акад. Бехтерев говорит о взаимоотношении обеих наук, о возможном сближении в будущем...»[152] Отмечая и далее непоследовательность Бехтерева, Выготский пишет: «Но если психика неотделима от соотносительной деятельности и высшего развития достигает именно в ее высших формах – как же их можно изучать раздельно»[153]. Основная предпосылка рефлексологии – допущение возможности построить психологию без психики представляет, по мнению Выготского, «вывороченный наизнанку дуализм субъективной психологии – ее попытку изучать чистую, отвлеченную психику. Это другая половина прежнего же дуализма: там психика без поведения, здесь поведение без психики; и там, и здесь психика и поведение не одно, а два»[154]. Выготский относит к рефлексологии и учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, не усматривая в понимании природы психического павловским учением принципиальной разницы с бехтеревской рефлексологией. Он также говорит о непоследовательности И.П. Павлова и делает общий вывод: «И в сущности, дуализм и есть настоящее имя этой точке зрения акад. Павлова и Бехтерева... Субъективные или психические явления – на тысячу ладов повторяют рефлексологи... Во взглядах на этот вопрос – решающий вопрос – рефлексология стоит на позиции чистейшего идеализма и дуализма, который правильно было бы назвать идеализмом наизнанку. Для акад. Павлова – это непространственные и беспричинные явления; для акад. Бехтерева – они не имеют никакого объективного бытия, так как могут изучаться только на себе самом. Но и Бехтерев, и Павлов знают, что они направляют нашу жизнь. Все же они видят в этих явлениях, в психике, нечто отличное от
61 рефлексов, что должно изучаться отдельно и безотносительно к чему должны изучаться рефлексы. Это, конечно, материализм чистейшей воды – отказаться от психики, но только материализм в своей области; вне ее, это – чистейшей воды идеализм – выделять психику и ее изучение из общей системы поведения человека»[155]. Изучение сознания – важнейшая задача психологии, утверждает Л.С. Выготский. «Психологически... сознание есть несомненный факт, первостепенная действительность, и факт огромнейшего значения, а не побочного или случайного. Об этом никто не спорит. Значит, вопрос надо было и можно было отложить, но не снять вовсе. До той поры в новой психологии не будут сведены концы с концами, покуда не будет поставлена отчетливо и бесстрашно проблема сознания и психики и покуда она не будет решена экспериментально объективным путем»[156]. И он дает проект того, как, принимая поведенческую концепцию, считая предметом психологии поведение человека, внести в психологическую теорию материалистический взгляд на сознание. Поведение человека, так же как и поведение животных, складывается из безусловных и условных рефлексов. Сознание же, полагал Выготский, включается в систему рефлексов как их отражение. «Проблема сознания должна быть поставлена психологией и решена в том смысле, что она есть взаимодействие, отражение, взаимовозбуждение различных систем рефлексов»[157]. Выготский поясняет свою мысль следующим образом. «Вся разница между сознанием и миром (между рефлексом на рефлекс и рефлексом на раздражитель) только в контексте явлений. В контексте раздражителей – это мир; в контексте моих рефлексов – это сознание. Это окно – предмет (раздражитель моих рефлексов); оно же с теми же качествами – мое ощущение (рефлекс, переданный в другие системы). Сознание только рефлекс рефлексов»[158]. Выготский приходит к заключению, что содержанием сознания является не отражение предметного мира, а отражение нервной деятельности: «Сознание есть соотносительная деятельность внутри самого организма, внутри нервной системы, соотносительная деятельность человеческого тела с самим собой»[159]. Перед чем же останавливается Выготский? Почему он отказывается соотнести сознание с объективным миром, почему он отказывается от связи сознания с объектом, с предметом? Этот отказ вызван принципиальными соображениями. Принятое 62 Л.С. Выготским понятие сознания соответствует, как он полагает, онтологической точке зрения, которая присуща психологии. Проблема соотношения сознания с объектом, по его мнению, присуща гносеологической точке зрения и выходит за пределы психологии. «В том и заключается методологическая трудность психологии, что ее точка зрения есть точка зрения реально научная, онтологическая, и в ней-то это противопоставление (психического и физического. – Б) и было бы ошибкой. Насколько в гносеологическом анализе мы должны строго противопоставлять ощущение и объект, настолько в психологическом мы не должны противопоставлять психический процесс и физиологический»[160].
Принимая для психологии только один аспект психического, одно его качество, одну его связь – связь с мозгом, рассматривая его в единстве с физиологическими процессами, Выготский характеристику сознания стремится вывести из мозга, из рефлекторной деятельности как нервной мозговой деятельности. Он характеризует сознание как «систему передаточных механизмов с одних рефлексов на другие»[161]. «Способность нашего тела быть раздражителем (своими актами) для самого себя (для новых актов) – такова основа сознания»[162], – пишет Выготский. Выделяя конечное звено рефлекса, «ответные части» – соматические и двигательные реакции, он опирается на факт такой связи рефлексов, когда при соответствующих условиях ответная часть может стать условным раздражителем или тормозом другого рефлекса. Механизм этот и есть механизм сознания. А применяет он эту закономерность к генезису психического так: «Вой волка вызывает во мне как раздражитель соматические и мимические рефлексы страха; измененное дыхание, сердцебиение, дрожь, сухость в горле (рефлексы) заставляют меня сказать или подумать: я боюсь. Здесь передача с одних систем на другие»[163]. Происходит, следовательно, ответная реакция вне психического отражения, а затем возникает отражение ответной реакции. Еще одно пояснение, даваемое Выготским: «Движение моей руки, воспринимаемое глазом, может быть одинаково раздражителем как для моего, так и для чужого глаза; но сознательность этого движения, те проприорецептивные возбуждения, которые при этом возникают и вызывают вторичные реакции, существуют для меня одного. Они ничего не имеют общего с первым раздражением глаза. Здесь совершенно другие 63 нервные пути, другие механизмы, другие раздражители». Таким образом он поясняет свой вывод: «Психическое потому именно и непохоже ни на что другое, что оно имеет дело с раздражителями sui generis, не встречающимися нигде больше, кроме моего тела» [164]. Выготский видит свое расхождение с павловским пониманием рефлекторной деятельности и полагает, что он преодолевает тот дуализм, в котором упрекает Павлова, поскольку сам он вводит сознание в деятельность организма и находит ему место в системах рефлексов. «Утверждая, что и сознание должно быть понято как реакция организма на свои же собственные реакции, приходится быть большим рефлексологом, чем сам Павлов. Что ж – если хочешь быть последовательным, приходится иной раз возражать против половинчатости и быть большим папистом, чем папа, большим роялистом, чем король. Короли не всегда хорошие роялисты»[165].
И действительно, здесь глубокое и принципиальное расхождение Л.С. Выготского с учением И.П. Павлова и не только с ним, но и с рефлекторной теорией психики И.М. Сеченова. Никак не отрицая того обстоятельства, что не только мускулатура, но и все тело со всеми его органами «дает себя знать» большим полушариям, И.П. Павлов возражал тем, кто считал центростремительные импульсы от исполняемых движений ведущими в условнорефлекторной деятельности больших полушарий. «Главнейшая роль» коры состоит в установлении связи с внешним миром, в отражении его свойств, а раздражения от собственных движений служат лишь саморегулированию и уточнению этих движений[166]. И.М. Сеченов, рассматривая человека не как пассивного реагента на внешние воздействия, а как деятеля, развивая свои идеи о роли «мышечного чувства» в психическом отражении, всегда выделял предметность действия и, присовокупляя к образу предмета образ действия, понимал действие как условие наиболее верного отражения предметного мира, достигаемого в результате активной деятельности в нем человека. 64 Свое толкование сознания Выготский применяет к трем традиционным сферам психики – познанию, чувству и воле. Он видит соответствие своей гипотезы теории эмоций Джемса. Известно, что Джемс ставил на первое место телесные реакции и ими детерминировал появление эмоций. Этим, по мнению Выготского, вполне раскрывается, во-первых, рефлекторный характер эмоций, так как за внешним воздействием шла ответная двигательная реакция, и, во-вторых, доказывался вторичный характер сознательности чувства – своя же реакция служит раздражителем новой внутренней реакции. Вот откуда неповторимость, единственность эмоций. В актах познания наблюдается подобная же вторичность сознания. Такую сущность сознательности обнаруживает и воля. Всякое движение первый раз совершается бессознательно, затем его кинестезия делается основой осознания двигательного акта. Сознательность воли дает иллюзию этих двух моментов: я подумал, и я сделал. Однако эти две реакции происходят в обратном порядке. В понимании сознания как отражения взаимовозбуждения различных систем рефлексов, т.е. в признании его вторичности, и находит психологическое выражение, как утверждал Выготский в своей первой работе о сознании, марксистское положение о том, что бытие определяет сознание. Особому анализу Выготский подвергает роль слова в рефлекторных актах. Отличительное свойство слова состоит в том, что в рефлексах слово может быть раздражителем и может становиться реакцией. Рефлексы на слово надо характеризовать как обратимые. Слово услышанное – раздражитель, слово произнесенное – рефлекс, создающий тот же раздражитель. Словесные раздражители исходят от людей и воссоздаются воспринимающим человеком, поэтому они представляют, с одной стороны, систему «рефлексов социального контакта», а с другой – «систему рефлексов сознания, т.е. аппарат отражения других систем»[167]. Через такой контакт и происходит социологизирование сознания.
К какому же выводу приходит автор статьи «Сознание как проблема психологии поведения»? Вывод несколько неожиданный. Этот вывод, по утверждению Выготского, совпадает с выводами Джемса в его известном докладе «Существует ли «сознание»?[168]. Об этом Выготский пишет: «Мне представляется чрезвычайно важным и существенным в заключение этого очерка указать на то совпадение в выводах, которое существует между развитыми здесь мыслями и гениальным анализом сознания, который сделан Джемсом... Сознания, как определенной категории, как особого способа бытия, не оказывается. Оно ока- 65 зывается очень сложной структурой поведения, в частности удвоения поведения». А далее Выготский приводит слова Джемса: «Мысли... сделаны из той же материи, что и вещи»[169]. Почему же получилось такое совпадение и случайно ли оно? Можно отметить в суждениях Выготского несколько поворотных пунктов, которые увели его на тот путь, где произошла встреча с Джемсом. Критикуя рефлексологию за отказ изучать сознание, Выготский вводит сознание в жизнедеятельность организма, ищет ему там место, поскольку справедливо отмечает, что признание психики эпифеноменом физиологических процессов нельзя признать удовлетворительным решением вопроса. Но стремление рассмотреть сознание как проблему психологии поведения приводит к тому, что теряется соотнесенность психического с объективной действительностью, психическое теряет свое качество отражения реального мира. Выготский делает детерминантой сознания ответную часть рефлекса и сознание, таким образом, определяется раздражением собственного тела человека. И здесь снова утрачивается связь человека как субъекта деятельности с объективной действительностью. Рефлексология отвергла психику как предмет объективного изучения, приняв позитивистскую догму о познаваемости лишь непосредственно данных явлений. Изучение рефлекторных актов свелось ею к изучению двигательных реакций на внешние раздражители, рефлексология, как мы уже говорили, в этом разошлась с сеченовской рефлекторной теорией, которая психическое отражение объективного мира включала в качестве необходимой регулирующей функции в рефлекторную деятельность головного мозга, а сознание рассматривала как высшую форму этого регулирования. Л.С. Выготский в решении проблемы сознания опирается на учение о рефлексах, но он, во-первых, уравнивает западноевропейскую физиологическую концепцию рефлекторной деятельности, бихевиористские взгляды с сеченовской теорией и с павловским учением, а, во-вторых, как это ни удивительно, он следует за критикуемой им рефлексологией в утверждении первенствующего значения двигательного, конечного звена рефлекса. Тот разрыв между сознанием и деятельностью, который имеется в рефлексологии, остается и у Выготского, поскольку сознание у него получает лишь поведенческую характеристику. Отражение связывается прежде всего с двигательными реакциями человека и тем самым приобретает совсем иное содержание, чем то, которое дается ему диалектико-материалистическим мировоззрением. Объективная действительность как исходная детерминанта психической деятельности, а также отражательная сущность психического выпадает, следовательно, из системы взаимосвязей психического. В каче- 66 стве предмета психологического исследования остаются двигательные реакции и их отражение сознанием. Здесь и происходит пересечение со взглядами Джемса, который, восприняв махистские идеи, заявил о том, что «сознание испарилось», и оставил в качестве объекта психологического исследования внешние реакции, лишенные психического содержания. Таким образом, психология сознания показала свою оборотную сторону – психологию поведения. Поведенческая характеристика сознания обнаружила свою несостоятельность на том же пути снятия основного для психики соотношения – взаимодействия субъекта и объекта. Концепция сознания, противопоставленная рефлексологии, не смогла оторваться от нее в трактовке рефлекторной теории. И это коренилось в их общем методологическом принципе: они не усмотрели существенного положения сеченовской рефлекторной теории, вводившей психику в рефлекторные акты в качестве регулятора действия. Поэтому, с одной стороны, стал возможным отказ от исследования психики рефлексологией и, с другой – стало необходимым конструирование психики из двигательной активности, ибо поставлена задача ввести сознание в поведение и дать ему поведенческую характеристику. Мы подробно останавливаемся на взглядах Л.С. Выготского потому, что его статья, по замыслу, была программной. «Нам сейчас, – писал он, –... важно наметить, что же именно требуется доказать, а потом браться за доказательство; сперва составить задачу, и потом решать ее»[170]. Высказанные мысли определяют линию его дальнейших трудов. К вопросу о природе психического Л.С. Выготский возвращается снова и снова, подчеркивая, что это вопрос методологический и в зависимости от него решается судьба психологии. Он формулирует положение о единстве психических и физиологических процессов, о том, что это единство надо понимать как включение данных процессов в целостный психофизиологический процесс, «который характеризуется со стороны субъективной и объективной одновременно»[171]. «Мы приходим таким образом к признанию своеобразных психофизиологических единых процессов, представляющих высшие формы поведения человека, которые мы предлагаем называть психологическими процессами, в отличие от психических и по аналогии с тем, что называется физиологическими процессами»[172]. Обосновывает он свое предложение побуждением дать методологическое определение взаимоотношения психических и физиологи- 67 ческих процессов. Это методологическое требование направлено против реактологии, против ошибок тех психологов, которые считают, что психология должна складываться из чисто физиологического изучения условных рефлексов и интроспективного анализа, которые механически объединяются друг с другом. Диалектическая психология, как пишет Выготский, пытается по-новому определить предмет своего изучения. «Это есть целостный процесс поведения, который тем и характерен, что он имеет свою психическую и физиологическую сторону, но психология изучает его именно как единый и целостный процесс, только так стараясь найти выход из создавшегося тупика»[173]. Но какова же роль психического в этом единстве? Психическое Выготский рассматривает «как субъективное выражение тех же самых (т.е. физиологических. – Б.) процессов, как особую сторону, особую качественную характеристику высших функций мозга»[174]. И тут Выготский сближается и с реактологией и с рефлексологией, также считавшими психику субъективным выражением физиологических процессов. Постановка Выготским проблемы сознания как центральной для психологии, произведенная им первоначально в рамках психологии поведения, привела его в дальнейшем к преодолению поведенчества. Он ищет новых решений этой проблемы в разработке учения о развитии высших психических функций.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.023 с.) |