Проблема деятельности в психологической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема деятельности в психологической теории



Признание связи сознания с деятельностью позволило дать психологическую характеристику деятельности. Отвергая представление о ней как совокупности реакций, непосредственно вызванных внешними раздражителями и независимыми от сознания, новая концепция считала действие человека сложным образованием, которое включает психологические компоненты. В предмет психологического исследования вносилась новая проблематика: во-первых, изучение деятельности со стороны ее психологического содержания, во-вторых, изучение видов человеческой деятельности в соотношении с формированием психики.

Психологическая проблематика деятельности включала понятие цели и мотивов человеческих действий, их соотношение, ставила вопрос о смысловом содержании деятельности, мотивы и цели которой в отличие от мотивов и целей отдельных действий носят обобщенный характер, выражая общую направленность личности. Действие выделялось в качестве «единицы» деятельности и рассматривалось в своем психологическом содержании как акт, который происходит по определенным мотивам и направляется на конкретную цель, учитывая условия, в которых эта цель достигается. «Действие как такой сознательный целеполагающий акт выражает основное специфическое отношение человека к миру: в нем человек – часть мира выступает как сила, сознательно изменяющая и преобразующая мир. Такое отношение характерно только для человека, и для человека нет ничего более характерного. В аспекте этого отношения должно быть поэтому раскрыто все содержание психики и все специфические для нее отношения»[394]. Анализ действий ведет психологическое исследование к побуждениям, из которых исходит дей-

160

ствие и которые коренятся в потребностях. А это в свою очередь – к анализу направленности, мотивов действия, характера человека, его способностей, включает изучение аффективно-эмоциональной и волевой стороны психики, иначе говоря, ведет ко всем сторонам психического облика личности. Предметное действие включает предметное восприятие, память, работу мысли.

Структура человеческой деятельности была подвергнута специальному исследованию А.Н. Леонтьевым. Изучение структуры деятельности и форм отражения, включенное им в общее исследование генезиса и развития психики[395], показало качественное отличие деятельности человека от животных. У животных предмет их деятельности и инстинктивный ее мотив всегда слиты, всегда совпадают между собой. Иное дело у человека. В общественном производстве происходит разделение предмета деятельности и мотива. Мотивом является удовлетворение потребностей человека, но результат его собственной деятельности не удовлетворяет непосредственно его потребности. Его деятельность входит в коллективный труд и определяется системой общественных отношений.

Изучение структуры деятельности человека своим результатом имело разграничение понятий деятельности, действия, операций и установление их взаимосвязи. Определяющим в этом разграничении явилось отношение деятельности к мотивам. Под деятельностью понимается такой процесс, который характеризуется психологически тем, что направленность процесса в целом (его предмет) всегда совпадает с мотивом. В действии – мотив не совпадает с его предметом, а связан с той деятельностью, в которую данное действие включено. Своеобразие отношения между деятельностью и действием состоит в том, что мотив деятельности может переходить на предмет действия, превращая действие в деятельность. Вместе с тем действие получает психологическую характеристику в зависимости от того, в какую деятельность оно включено; сознательное действие формируется внутри той или иной деятельности, которая и определяет собой его психологические особенности. Способы выполнения действия, операции, включенные в него, могут быть различны, что зависит от условий, в которых достигается поставленная цель.

Разделение предмета и мотива индивидуальной деятельности есть результат выделения из единой деятельности отдельных операций. Для человека они превращаются в самостоятельные действия, а по отношению к коллективному трудовому процессу остаются отдельными операциями. Действия человека, направ-

161

ленные не на предмет непосредственного удовлетворения его потребностей, становятся возможными лишь тогда, когда смысл его действий осознается им, т.е. когда «сознание смысла действия и совершается в форме отражения его предмета, как сознательной цели»[396]. Так рождается действие как «единица» деятельности человека и «единица» человеческой психики, разумный смысл для человека того, на что направлена его деятельность.

Труд, следовательно, определяет строение деятельности человека, во-первых, тем, что порождает целенаправленные действия, и, во-вторых, тем, что меняет содержание операций деятельности в связи с развитием орудий труда, как средств деятельности, употребление которых общественно выработано. Овладевая употреблением орудий труда, человек подчиняет свои действия общественно выработанной и фиксированной в орудии системе операций.

Рассматривая зависимость сознания от структуры деятельности, А.Н. Леонтьев характеризует специфику сознания отношением смысла и значения. Смысл и значение составляют главные «образующие» внутреннего строения человеческого сознания. «Значение – это ставшее достоянием моего сознания (в большей или меньшей своей полноте и многосторонности) обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме уменья, как обобщенного «образа действия», технической нормы и т.п.»[397]. Собственно психологическим фактором является тот смысл, который приобретает значение для данного человека, а смысл выражает отношение мотива и цели[398]. Категории значения и смысла, которым Л.С. Выготский уделял много внимания в своих последних работах, получают теперь свою характеристику в их отношении к деятельности. Введение этих категорий было существенно и необходимо для раскрытия общественного характера человеческой деятельности, но самое понимание их было неоднозначно и требовало уточнения и развития этих понятий в системе марксистской психологической теории[399].

Таким образом, особенности психики связываются со структурой деятельности человека, а единство сознания и деятельности получает в трудах А.Н. Леонтьева трактовку единства строения деятельности и структуры сознания. Развитие этих взглядов определяет направление, по которому идет формирование концепции об общественной обусловленности психики. Разработка этой концепции А.Н. Леонтьевым приходится на конец

162

50-х гг., когда положение о единстве строения деятельности и сознания воссоединяется с идеей интериоризации, развитой в учении Л.С. Выготского.

Психологическая характеристика видов человеческой деятельности – труда как основного вида, игры и учения, связанных с ним и производных от него – включается в психологическое исследование как результат признания единства сознания и деятельности[400]. Психологическому анализу подвергаются труд, игра, учение. Такое деление было, продиктовано специфически психологическим пониманием деятельности, и потому в качестве видов деятельности не были и не могли быть выделены, например, производство, распределение, обмен и т.п., разбираемые Марксом в системе экономических отношений. Деление человеческой деятельности на труд, игру, учение было традиционным для психологии, но эти виды получили теперь новую трактовку. Анализ их позволял проследить взаимосвязь указанных видов деятельности и психического развития человека, выделить в их сравнении общие черты, специфику каждой деятельности и связанные с ней психологические особенности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.005 с.)