Виды экспертизы произведений изобразительного искусства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды экспертизы произведений изобразительного искусства.



Экспертиза – исследование и оценка художественного произведения, требующая специальных знаний и исследований, состоит из трёх частей: искусствоведческой визуальной экспертизы, технико-технологической экспертизы, маркетинговой (рыночной) экспертизы.

       Визуальная экспертиза представляет собой первый этап атрибуции - определения авторства и периода исполнения работы автором, а при невозможности этого – эпохи, страны, предполагаемого круга художников или художественной школы. При этом используются историко-архивные изыскания, иконографический и стилистический анализ.

На современном этапе процесс атрибуции невозможно представить без технико-технологической экспертизы.   Технико-технологическая экспертиза проводится реставраторами, рентгенологами, химиками, графологами. В их задачу входит определение с помощью специальной аппаратуры сохранности и подлинности произведения путем анализа красок, холста, лака, манеры нанесения мазков и других технических деталей, характеризующих конкретный индивидуальный художественный почерк. Экспертиза даёт возможность выявлять первоначальный вид произведения, а также поздние неавторские вмешательства (реставрации, записи, наведенные позже поверх оригинального красочного слоя подписи, монограммы, даты и т.п.). Применяются различные методы анализа, самыми распространенными из которых являются рентгенографическое исследование, исследование в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, микрохимический и спектральный анализы.

       Окончательный вывод об авторстве, подлинности и художественной ценности произведения делается на основе сопоставления результатов визуальной и технико-технологической экспертизы. Опираясь на точную атрибуцию и заключение о безусловной подлинности, можно проводить маркетинговую экспертизу, дающую достаточно точное представление о рыночной стоимости произведения на момент экспертизы. Маркетинговая экспертиза проводится на основании изучения данных о мировой рыночной конъюнктуре произведений данного автора, стиля, эпохи в текущем сезоне с учётом особенностей регионального рынка и конкретных художественных достоинств произведения.

Итак экспертиза художественных ценностей – это вид деятельности, направленной на выявление соответствия произведения искусства данным, которые предоставил заказчик.

       Основными критериями при этом являются: художественное качество, редкость, дата, имя художника.

       При этом возникают следующие проблемы:

       1. Во-первых, прочтение авторского почерка часто запрудняют поздние реставрационные наслоения;

       2. Во-вторых, подтверждение принадлежности творчеству крупнейших художников связано с существованием авторских и копийных повторений, а также фальсификаций известных или утраченных оригиналов;

       3. В-третьих, нахождение имени малоизвестных художников затруднено из-за плохой сохранности или рассеянности их наследия, отсутствия их в музейных собраниях и, следовательно, не изученности их творчества. Сведений в литературных и архивных источниках о них также нет.

       Для подтверждения принадлежности исследуемого произведения творчеству конкретного художника желательно создание подробного свода характеристик почерка каждого художника, включающего в себя ряд как технологических, так и стилистических характерных приемов.

       Для датирования основы графического произведения необходимо сравнение с созданными картотеками датированных основ, марок бумаги (филиграней, штемпелей). Коллекция образцов бумаги может быть собрана в виде шкал образцов для разных периодов их изготовления с указанием дат.

       Техника определяется с помощью микроскопа путем сравнения с образцами различных известных техник (накрасок или отпечатков гравюр). Характер свечения под воздействием УФ-излучения используемой в произведении техники может обнаружить наличие поздних инородных вмешательств в красочный слой, указать на тип белил, применявшихся в определенное время. По идентичному характеру свечения отдельных красок сравниваемых произведений можно говорить о сходстве в их использовании, иногда - датировать, в случае известности временных границ их применения.

       Для подтверждения подлинности рисунка необходимо сравнение его с коллекцией авторских рисунков или фотографий с них с подробными описаниями их характеристик. Если рисунок недостаточно ясно виден под красочным слоем, необходимо сделать его фотографию в отраженных ИК-лучах. По характеру рисунок может быть: подготовительный вспомогательный; с авторскими изменениями; скованный, копийный, с переводной сеткой (сетка может лежать под рисунком - копийный, над рисунком - авторский, для будущего перевода). Рисунок может быть свободным конструктивным (авторским) или хаотичным (фальшивым); линейным (плавным или угловатым, с замкнутыми или разомкнутыми линиями).

       Для таких техник, как пастель, гуашь, темпера, возможно сравнение плотностей красочного слоя с помощью рентгенограмм. Совпадение с авторскими таких характеристик, как толщина красочного слоя, композиция, колорит, чередования и сочетания красочных пятен, их наслоений, фактуры поверхности красочного слоя, светотени – также служит для доказательства аналогии исследуемого произведения с творчеством конкретного художника.

       Одним из действенных способов экспертизы является инфракрасная рефлектография. С помощьк специального инфракрасного излучения, которое проникает сквозь верхние слои объекта экспертизы (картины и т.д.) мы можем исследовать слой непосредственно под видимой поверхностью (т.е. нижележащие скрытые слои).

Экспертиза - (фр. Expertise от лат. Expertus - опытный) исследование и оценка художественного произведения, требующего специальных знаний и исследований; состоит из трех частей:

1) атрибуция (искусствоведческой экспертизы).

 2) технико-технологической экспертизы.

3) маркетинговой (рыночной).

Эксперты – эторазносторонне образованные высокооплачиваемые специалисты. Не следует забывать при этом, что, согласно существующему порядку, эксперт ответственен за свои оценки в течение 30 лет, причем если во Франции это гражданская ответственность, то в Великобритании – «коммерческая»: если обнаруживается, что продана подделка, то акт продажи аннулируется. Таким образом. Если частное лицо намерено продать картину, то оно должно заручиться подтверждением эксперта подлинности авторства, так как без его подписи «даже шедевр немного будет стоить. Власть экспертов сегодня почти беспредельна.


БИЛЕТ №32



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.215.188 (0.006 с.)