Особенности развития культуры Беларуси 14-16 вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития культуры Беларуси 14-16 вв.



В 13 в. Возникло ВКЛ.

Великое княжество Литовское, русское, жемойское.

Центр – Новогрудок. Туда пришел Мендок. Был пассионарием.

Пассионарий – человек, обладающий большой энергией, который идет наперекор абстоятельствам.

Соединил Литовские земли и создал ВКЛ в центом в Новогрудке.

Основу состваляли белорусы, литовцы, латыши и частично украинцы.

Хотел короноваться. Поляки устроили засаду и не дали короноваться.

Рацвет пришелся на время князя Витовта.

Его территория от Можайска до Крыма, на западе выходила к Балтике.

За ним князь Александр. Был не воинственный и потихоньку земли стали отпадать.

Татарского иго у нас не было.

Белоруссия начала процесс европеизации. Это отразилось в системе политического устройства. К нам пришло Магдебурское право, республиканские формы правления, выборность высшего руководства. Государством правила Рада. Князь не мог объявлять войну.

С 16 в. Начались сеймы. Во всей поветах были свои сеймы.

Все это было отражено в Статуте.

Было 3 Статута ВКЛ.

Свод законов довольно демократических.

Запрещено преследование на религиозной основе, конфискация имущества (только по суду), большое внимание правам женщин, право на выезд из гос-ва.

Пришли такие стили как Готика, ренессанс, барокко.

В архитектуре – храмы в Ишкольде, Гнезно, Мурованке, Камаи.

Архитектура ренессанса представлена храмами в Заславле, Сморгони, а также замком

В живописи к нам пришел Сармадский портрет.

В 15 в. Началась традиция белрусской реалистичной школы.

Пришла реалистическая скульптура. Скульптура надгробий и деревянная скульптура.

Этот век был веком Ренессанса – Ф.Скорина, С.Будный.

Ф. Скорина был протестант, решил что библию должны читать и простые люди.

Вставил туда предисловие (отсебятину, свой портрет).

Ряд мест пропустил, ряд исказил. Практически его проект был неудачным. В Москве его книги спалили.

После подписания Кревской унии (1385 г.) проникновение на территорию ВКЛ католицизма и польской культуры постоянно возрастало. Однако первоначально это особенно не препятствовало взаимовыгодным контактам двух близкородственных культур (белорусской и польской). Так, например, результатом таких контактов стало издание в конце XV в. в Кракове первых белорусскоязычных книг. Характерен и тот факт, что белорусская типография появилась в этом городе раньше, чем польская. Население белорусских земель периода ВКЛ имело большие, чем в последующем, возможности приобщиться к западноевропейской культуре. Белорусская молодежь училась в польских и других западноевропейских университетах. Белорусские ученые и просветители часто ездили в страны Западной Европы и знакомились там с последними достижениями науки и культуры. Эти достижения высоко оценивали Н. Гусовский, Ф. Скорина, С. Будный, В. Тяпинский и привносили их в культуру белорусов. Именно благодаря им получили распространение в ВКЛ интеллектуальные, духовные идеи эпохи Возрождения и Реформации. Эти идеи на белорусских землях нашли свое выражение в развитии образования, книгопечатания, архитектуры, искусства, права, что ставило белорусов того времени на одно из первых мест среди восточнославянских народов. Характерно при этом то, что очаги новой культуры возникали на всей территории Беларуси и прежде всего — городах и поселках (их здесь к началу XVII в. было 450). Культурными центрами становились также многие поместья и усадьбы магнатских и шляхетских белорусских родов. Белорусские магнаты и крупная шляхта считали престижным иметь в своих дворцах и замках картинные галереи, библиотеки, типографии, музейные собрания военной амуниции и оружия, цеха художественных промыслов. Свидетельством высокого уровня развития белорусской культуры

           XVI — начала XVII в. являются Статуты ВКЛ, исторические хроники (хроника Быховца, хроника Великого княжества Литовского и Жамойтского и др.), мемуарная литература, созданные Л. Зизанием и М. Смотрицким грамматики старославянского языка и многое другое.

           Важнейшим «внутренним условием» расцвета белорусской культуры эпохи Возрождения было нахождение земель Беларуси в составе одного из самых больших и могущественных на то время государств Европы — Великого княжества Литовского.

С XIV в. на белорусских землях появляется новый тип монументального сооружения — замок, соединяющий в себе жилые и оборонительные функции.

Один из первых замков Беларуси — замок в Лиде, построенный в годы, когда натиск крестоносцев на Великое княжество Литовское (ВКЛ) достиг наибольшей силы. Чтобы закрыть немецким рыцарям доступ в глубь страны, великий князь Гедимин в 1323 г. приказал заложить в Лиде каменный замок, строительство которого велось около пяти лет.

Другую группу памятников оборонительной архитектуры XIV — XV вв. представляют замки на естественных возвышенностях, строительство которых планомерно велось на протяжении нескольких столетий. К ней относится замок в Новогрудке, руины нескольких башен которого сохранились до наших дней.

В первой половине XVI в. в замковой архитектуре происходят существенные изменения, связанные с ростом городов и усовершенствованием осадной техники. Расположение оборонительных сооружений в центрах городов мешало их дальнейшему развитию, поэтому замки стали возводить на городских окраинах, у внешней линии укреплений, а замки в центрах городов превращались в дворцовые резиденции великого князя или магнатов. В небольших городах и местечках, принадлежавших магнатам, где невозможно было создать многоступенчатую систему обороны, замки также постепенно преобразовывались в дворцовые резиденции, но одновременно сохраняли характерные оборонительные приспособления. Яркий пример такого замкового комплекса — замок в Мире (Кареличский район, Гродненская область).

Мирский замок отвечал всем требованиям военной науки XVI — XVII вв. Башни возведены с таким расчетом, чтобы было удобно вести фланговый огонь вдоль стен и поражать цель на подступах к ним. Все они были спланированы как самостоятельные узлы обороны. В случае прорыва противника внутрь двора или штурма извне из них можно было вести круговой обстрел. Каждая башня имела по пять ярусов боя с большим количеством бойниц и сложную систему внутренних переходов.

Важными элементами обороны Мирского замка были земляные валы высотою около 9 м и водяной ров, окружавшие замок.

Родоначальником нового типа бастионных укреплений в Беларуси — новоитальянской системы — стал радзивилловский замок в Несвиже (Минская область), считавшийся одним из самых мощных и совершенных сооружений подобного типа.

Начало строительства каменного замка в Несвиже на месте старого деревянного относится к 1583 г. Его инициатором был несвижский князь Николай VIII КриштофРадзивилл Сиротка.

Наряду с замковым зодчеством ярко выраженный оборонительный характер имеют также произведения культовой архитектуры конца XV — начала XVI в.: Михайловская церковь в д. Сынковичи (Зельвенский район, Гродненская область; конец XV — начало XVI в.) и церковь Рождества Богоматери в д. Мурованка (Щучинский район, Гродненская область.

В них наиболее полно и выразительно воплотилась свойственная белорусской церковной архитектуре XV в. инкастелляция (перестройка храмов в своеобразные замки). Их стены высокие и толстые, а объемно-пространственная структура проста и компактна: они представляют собой цельный массив, завершенный высокой двухскатной крышей, равной по высоте стенам.

Один из самых прославленных готических памятников Беларуси — Троицкий костёл в д. Ишкольдь (Барановичский район, Брестская область), который был построен около 1472 г.

Таким образом, XIV–XVI вв. - это яркий и самобытный период в развитии белорусской архитектуры, синтез ренессансово-гуманистических веяний и средневековых религиозных традиций.

Памятником оборонительной архитектуры стал Гродненский замок. ВЦерковь-крепость была возведена в конце XV – начале XVI в, в д. Сынковичи (Зельвенский район).

Образцом белорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Супрасли, Заславле.

Оборонительные храмы К ним относится сохранившаяся до наших дней церковь в деревне Сынковичи Гродненской области. Ее основу составляем объем нефов с толстыми стенами и четырьмя гранеными башнями, расположенными по углам, что придает памятнику готический облик. Исключение составляет арочный поясок на апсидах, который можно отнести к особенностям архитектуры Киевской Руси. Еще одним образцом культово-оборонительного зодчества является церковь в деревне Мурованка Гродненской области. Особенно примечательно внутреннее оформление храма, которое отличается декоративностью: соединением светлых и темных тонов побелки и кирпича, арочных проемов и плоских арочных ниш, поясков карнизов. Звездчатые своды, система нервюр, отвесная форма крыши отражает черты готического стиля. Вместе с тем цветовые контрасты, пластика фронтона, горизонтальные тяги на фасадах и ярусах башен соответствуют стилистике ренессансной архитектуры, а пластические линии граней фронтона вообще близки мотивам барокко.

К концу XVI века сформировалась самобытная белорусская школа иконописи.

Сложение белорусской иконописной школы относится к XV — XVI вв. Тогда местные изографы, усвоив византийско-русскую технологию, обрели свой индивидуальный почерк, нашли типы, характеры, свое понимание колорита, агиографии. В это время появилось немало почитаемых икон Богоматери в Жировичах, Минске, Супрасле, Новом Свержене, Вильно и др.

В результате многочисленных войн и социально–политических потрясений большая часть белорусских икон утрачена. Сохранилось лишь несколько икон XV–XVI веков: "Богоматерь Одигитрия", "Богоматерь Одигитрия Смоленская", "Богоматерь Одигитрия Иерусалимская", "Параскева" и "Христос Вседержитель". Белорусские иконы отличаются своеобразным переосмыслением византийской иконографической стилистики, древнерусских и балканских, ренессансных и барочных идей. Для них характерно отражение естественных человеческих настроений (плач, радость, печаль), житейских ситуаций (рождение ребенка, похороны), местных пейзажей, архитектуры, интерьера, одежды, типажей крестьян, дворян, князей. По иконам можно изучать этнографические приметы сельского и городского уклада жизни.

Связь с византийским и древнерусским искусством особенно заметна в иконографии. Тип Богоматери-Одигитрии (греч.Одигитрия — «указывающая путь») был одним из ведущих в православном искусстве. Его каноническим традициям соответствуют также сдержанная цветовая гамма и подчеркнуто граничная манера письма с резкими белильными штришками на ликах и словно вычерченными складками одежд. Прием украшения нимбов над головами Богоматери и младенца Христа лепным растительным орнаментом (техника которого была широко распространена в итальянском и испанском искусстве XIV — XVI вв.) говорит о несомненном европейском влиянии.

Постепенно белорусские иконописцы переходят от византийско-древнерусской техники письма к освоению профессиональных приемов западноевропейской алтарной и светской живописи. Светотеневой моделировкой лепят объем, передают глубину, перспективу, что хорошо заметно в таких шедеврах иконописного искусства Беларуси XVI в., как «Святая Параскева» со Слутчины (Минская область; середина — вторая половина
XVI в., коллекция НХМ РБ) и «Спас Вседержитель» из д. Бытень (Ивацевичский район, Брестская область; ХVI в., коллекция НХМ РБ). При сохранении каноничных композиций, плоскостности и условности в написании одежд лики Спаса и Параскевы наделены индивидуальными чертами.

Наиболее распространённым сюжетом в иконографии являлись иконы с изображением Богородицы. Большая часть икон сохранилась на территории Полесья.

Одно из замечательных произведений белорусской позднеготической скульптуры — «Архангел Михаил» из п. Шерешево (Брестская область; 1470 — 1480 гг., из собрания НХМ РБ). С удивительным мастерством передана эмоциональная напряженность образа, его спиритуалистическая энергия, проявляющаяся в стремительном движении, порывистом повороте несколько вытянутого тела. Глубокие ломкие складки одежд, создающие дополнительную игру светотени, и фрагментарно сохранившаяся роспись усиливают художественную выразительность памятника.

Наряду с иконописью влияние западноевропейского искусства хорошо заметно в скульптурной пластике, которая была неотъемлемой частью иконостасов православных храмов. Прекрасный пример ранней белорусской церковной резьбы — царские врата из д. Ворониловичи (Пружанский район, Брестская область; последняя четверть XVI в., коллекция НХМ РБ).

Врата имеют полуциркульное завершение, форма которого повторяется в четырех нижних клеймах с рельефнымиизобра-жениями евангелистов. В полукружии двух верхних клейм со-гласно канону мастер разместил сцену «Благовещения». Ста-

рательно проработанный архитектурный и пейзажный фон, уме-лое расположение персонажей в пространстве, анатомически верная передача их фигур, подчеркнутых складками одежд, естественность поз и движений, индивидуальность характеров и конкретность лиц — все это черты европейского ренессансного искусства, влияние которого распространилось на Беларуси в конце XV — XVI в., принеся с собой новое гуманистическое представление о мире и человеке, которое нашло глубокое отражение и своеобразное развитие во всех сферах культуры.

Декоративно-прикладное искусство долгое время развивалось преимущественно на основе народных традиций. Скульптура в Великом княжестве Литовском получила распространение и развитие под влиянием католицизма; сохранилось распятие XIV века из Глубокского района Витебской области.

Средневековая скульптура развивается под влиянием западноевропейской пластики и стилистики. Создаются яркие и оригинальные произведения декоративно-прикладного искусства (плетеные из соломы царские врата, слуцкие пояса, изразцы С. Полубеса, уречьско-налибоцкое стекло, кореличские гобелены). Складывается своеобразный вид ажурной резьбы («белорусская резь»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.013 с.)