Основные направления развития культуры Беларуси второй половины 19 – начала 20 вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления развития культуры Беларуси второй половины 19 – начала 20 вв.



Восстание К.Калиновского.

Создание новой белорусской культуры. Начал его Франциск Богушевич.

Смысл

«Смык белорусский»

За основу была взята крестианская культура и крестианский язык.

Представители Язеп Лецик, Ф. Алехнович, Братья Антон и Иван Луцкевичи, Колос, Купала, Тетка

Создание новой белорусской литературы.

БНФ, БССР

Рижский мирный договор.

Белорусь разделена на западную и восточную

Западная перешла к польше.

Произошла белорусизация – перевод документации на белорусский язык.

Официально 4 языка – бел, польский. Русский, еврейски.

Были открыты БГУ, Минский пединститут, Институт Белорусской культуры, начало Белорусской Академии наук

Создавались новые учебники Игнатовского.

Эти процессы были остановлены репрессиями. Вся творческая интеллигенция была расстрелена или сидела в лагерях.

Купала совершал попытку самоубийства, его смерть загадочна.

Вторая пол. 19 в.

Реализм в живописи. Представители – Хруцкий, в архитектуре – эклектика, Нео готика и псевдо готика – красный костел.

Развитие модернизма – центр – Витебск.

Шагал преобразовал витебское художественное училище – Малевич, Добужинский.

Начался знаменитый Витебский период. Малевич написал работу супрематизм. И преподавали в училище. Витебск благодаря им водит в энциклопедию. Благодаря витебской художественной школе с Ю.Пэном.

Трагически погиб в 1937 году.

Направления: сюреализм (Шагал) – лирический сюрреализм – любовь и синий цвет – у него главное цвет – на иллюстрациях пропадает.

Всю жизнь помнил Витебск.

Еще один представитель сюрреализма – Дроздович.

Прожил жизнь нормального художника – не было дома, умер – замерз на дороге. Первый начал рисовать космическую жизнь на Сатурне, Луне. Нирвана. Написал книгу по астрономии. Интересовался буддизмом. Нарисовал монстров.

Реализм. Нарисовал белорусскую историю. О истории Полотчины.

Абстрактное направление представлял Малевич и Л.Лисицкий. Уехал во Фарнцию.

Эксприссионизм – Михась Филиппович. Фольклорные праздники в экспрессивной манере.

Кудревич Александр.

Модерн – Станислав Жуковский – очень интересный интерьер

Витольд Бялыницкий-Бируля – прозрачные картины.

Соцреализм. Папа М. Горький

Я. Колас., Купала, Богданович, К. Чорны

Зайцев и Волков – художники.

Литература у нас в основном реалистическая.

Зарждение белорусского театра. Творчество Неровича.

К концу 30-х все начало замерзать.

 

В XIX в. ситуация в белорусской культуре начала меняться.

В результате разделов Речи Посполитой Беларусь отошла к Российской империи. И хотя давление на национальные основы жизни белорусов продолжалось (теперь уже с позиций великодержавного российского шовинизма и крайнего национализма), оно, тем не менее, не было столь разрушительным, как в Речи Посполитой.

В условиях нового исторического «вызова» белорусская культура оказалась способной к творческому «ответу». Он проявился во второй (после эпохи Возрождения) волне национального становления (вторая половина — начало XX в.). Это было время формирования и развития белорусской национальной идеи (М. Бобровский, И. Данилович), классической отечественной литературы (П. Багрим, В. Дунин-Марцинкевич, Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас и др.).

В 1852 г. в Минске была поставлена на белорусском языке опера С. Манюшки «Селянка». Большое влияние на укрепление и развитие этнического самосознания белорусского народа оказали исследования отечественных фольклористов, этнографов, филологов (И. Носович, А. Сержпутовский, А. Ельский и др.).

На рубеже XIX— XX вв. возникла белорусская периодическая печать («Наша доля», «Наша нiва», «Беларус»), широкое распространение получило книгоиздание (в начале XX в. только в Вильно белорусские книги печатались в 10 разных типографиях).

В начале XX в. зародился национальный театр, основателем которого стал И. Буйницкий. Важность этого события лучше всего подчеркивают слова И. Гёте: «Если вы хотите создать нацию, создайте сначала театр».

Наконец, вторая половина XIX — начало XX в.— это время пробуждения свободолюбивых устремлений белорусского народа, когда интеллигенцией был поднят вопрос о создании белорусского государства. Итогом же всего этого процесса белорусской истории и культуры стало образование БССР в 1919 г., которая позднее вошла в состав СССР (1922 г.).

 

Конец XIX века — расцвет творчества Франтишка Богушевича — первого народного и национального белорусского писателя. Важную роль в развитии белорусской литературы сыграли первые легальные белорусские газеты "Наша доля" и "Наша ніва", вокруг которых объединились самые известные авторы того времени: Янка Купала, Якуб Колас, Элоиза Пашкевич, Максим Богданович, Змитрок Бядуля, Максим Горецкий и другие.

Начало XX века — расцвет белорусской музыкальной культуры и образования: открываются музыкальные школы и народные консерватории, создаётся театр оперы и балета. В современной Беларуси работают Национальный академический театр оперы, Национальный академический театр балета, Государственный музыкальный театр, Государственный академический народный оркестр имени И. Жиновича, Государственный академический симфонический оркестр, Государственная академическая хоровая капелла имени Г. Ширмы, Государственный академический народный хор имени Г. Цитовича, Академический хор Белорусского радио и телевидения, Симфонический оркестр оркестр Белорусского телевидения и радио, Государственный оркестр симфонической и эстрадной музыки, Государственный ансамбль танца и другие.

Начало XX века — новый этап в развитии белорусского сценического искусства: открывается целый ряд театров, в жанре драматургии плодотворно работают многие известные белорусские авторы (Купала, Колас, Родзевич, Алехнович и другие). К середине XX века в Беларуси работали 23 профессиональных театра. Однако в годы Великой Отечественной войны большинство театров закрылось. Позже многие коллективы возобновили свою деятельность, были созданы новые.

Конец XIX века — открывается первый общедоступный музей в Вильно. Основные коллекции Виленского музея древностей отражали материальную и духовную культуру белорусов. Конец XIX — начало XX века — организуется несколько церковно–археологических музеев. Во время Первой мировой и гражданской войн многие музейные коллекции были либо уничтожены в ходе военных действий, либо вывезены за пределы Беларуси. После создания БССР новыми властями проводилась политика по возрождению музейной деятельности. Вторая мировая война нанесла невосполнимый урон музейному делу в Беларуси. Многие историко–культурные ценности были уничтожены. Большинство музеев Беларуси были разграблены. В послевоенный период началась работа по сбору и систематизации сохранившихся и вернувшихся из эвакуации музейных ценностей, восстановлению музеев. В настоящее время в Беларуси работает 130 государственных музеев. Ведущим музеем исторического профиля в Беларуси является Национальный музей истории и культуры Беларуси. В его фондах собраны 250 тысяч экспонатов: богатые коллекции археологии, нумизматики, экспонаты этнографии и быта, военной истории, рукописные и старопечатные книги, иконопись, предметы профессионального и народного искусства. Национальный художественный музей Беларуси имеет богатую коллекцию российского изобразительного искусства XVIII–XX веков, а также коллекции современного белорусского искусства, искусства Востока и западноевропейского искусства. В послевоенный период был создан Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны.

Новое оживление в развитии белорусской литературы началось в конце 80-х гг. с приходом в нее писателей-демократов - Ф. Богушевича (1840 - 1900 гг.), Я. Лучины (1851 - 1897 гг.), А. Гуриновича (1869 - 1894 гг.), А. Обуховича (1840 - 1898 гг.) и др. Основными темами их произведений были: защита интересов деревенской бедноты, право белорусского народа на самостоятельное историческое и культурное развитие, защита белорусского языка. Ф. Богушевич был первым национальным белорусским поэтом. В условиях царизма он не мог печатать свои произведения в России. Поэтому первый сборник стихотворений «Дудка белорусская» он напечатал в 1891 г. в Кракове, второй сборник - «Смык белорусский» - в 1894 г. в Познани. Только через шесть лет после смерти Я. Лучины кружок белорусских студентов в Петербурге издал его сборник «Вязынка» (1903 г.). Литературные произведения А. Гуриновича были также изданы после его смерти.

Во второй половине XIX в. более реалистичным, приближенным к народу стало изобразительное искусство. В белорусской живописи на первый план выходит исторический жанр. Виднейшим его представителем был К. Альхимович (1840 - 1916 гг.). Им были созданы полотна «Похороны Гедымина», «Смерть Глинского в тюрьме», «Смерть в изгнании». Мастером бытового жанра Н. Селивановичем (1830 - 1918 гг.) были написаны картины «Дети во дворе», «В школу», «Старый пастух». Он принимал участие в создании мозаического панно «Тайная вечеря» для Исаакиевского собора в Петербурге. Получили известность картины пейзажиста А. Горовского «Вечер в Минской губернии», «На родине», «Река Березина» и др. Портретную живопись представляли художники Б. Русецкий, А. Ромер, Р. Слизень и др.

На развитие белорусской культуры большое влияние оказало театральное искусство русского, украинского и польского народов. В городах Беларуси гастролировали известные мастера русской сцены М. Савина, В. Давыдов, А. Южин и др., исполнители - певцы Л.Собинов, Ф. Шаляпин, пианисты и композиторы С. Рахманинов, Л. Скрябин и др. В 1890г. в Минске был открыт постоянный профессиональный театр, а также «Общество любителей изящных искусств». Большое значение приобрела деятельность музыкальных обществ. Они устраивали публичные концерты и музыкальные вечера, лекции о жизни и творчестве известных композиторов и исполнителей, открывали музыкальные учебные заведения и библиотеки.

Во второй половине XIX в. произошли заметные изменения в архитектуре Беларуси. С ростом городов шло их благоустройство, строительство водопроводов, устанавливалось электроосвещение. В центральных частях городов появились новые площади и бульвары, возводились кирпичные многоэтажные дома. Однако основная масса гражданских зданий характеризовалась одноэтажными деревянными постройками. До конца XIX в. в белорусском зодчестве господствовал эклектизм готики, барокко, классицизма и псевдорусского стиля. Обычно банки и учебные заведения оформлялись под классицизм, театры - под барокко, костелы - в стиле неоготики, православные церкви - в псевдовизантийском или псевдорусском стилях. Таковы основные направления развития белорусской культуры во второй половине XIX в.

Таким образом, период вхождения Беларуси в состав Российской империи характеризуется качественными изменениями в политической и социально -экономической сферах жизни белорусского народа, дальнейшим становлением его духовного, этнически-национального самосознания, созреванием необходимых предпосылок для собственной национальной государственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.100.48 (0.011 с.)