Семья как первичный социально-культурный институт. Формирование культуры семейных отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семья как первичный социально-культурный институт. Формирование культуры семейных отношений.



Семья была и остается традиционно ведущим социально-культур­ным институтом.

Центр тяжести социально-культурной деятельности переносится на семейно-бытовую среду, создание благоприятной морально-психологи­ческой обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подрост­ка, взрослого. Это приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в социуме. Семейному досугу свойственно отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свобода вы­бора видов и способов досуговой деятельности. Социально-культурная деятельность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, вос­питательный потенциал, заложенный в самой природе семейной общно­сти.

Семья занимает важнейшее место в социальных связях человека. История развития общества — это история развития семьи и как социального института, который эволюционирует и претерпевает суще­ственные изменения вместе с обществом. Сегодня семья — ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инст­рументом гуманизации, консолидации общества, социализации лично­сти, преодоления межнациональных конфликтов, достижения граждан­ского согласия. В процессе социально-культурной деятельности нельзя не учитывать многообразие типов современной семьи: полные и непол­ные; многодетные, одно-, двухдетные, бездетные; молодые и "патриар­хальные" (включающие несколько поколений); неблагополучные ("трудные"), нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи; межнациональные и моноэтнические. Для каждого типа семьи сущест­вуют определенные критерии выявления и отбора.

Перед обществом стоит актуальная задача: полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему. Однако пока семья изучена слабо, нет научного подхода к решению проблем, происходя­щих в современной семье. В результате оказались ослабленными семей-но-бытовые отношения, семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей. Дети оторва­ны от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций семьи, что приводит к потере духовной близости между детьми и родителями, усугубляет последствия тяжелых социально-бытовых условий. Почт и утрачены идеи народной педагогики, заботы о воспитании, рожденные народной мудростью. Идеи добра, гуманизма, почтительного отношения к старшему поколению, бережного отношения к памяти предков заме­нились педагогикой мероприятий для детей, но без семьи, без жителей социума. Развлекательно-образовательная система воспитания способ­ствовала развитию у ребенка равнодушия, пассивности в социально-политической жизни общества. Семья оказалась отстраненной от уча­стия в воспитательном процессе, организованном социально-культур­ными институтами. Микросреда, община, которая веками была главной социальной воспитывающей силой, не влияет на развитие детей. В связи с этим теряются такие общечеловеческие ценности, как гордость, честь, достоинство, добро, сострадание, целомудрие, патриотизм, взаимопо­мощь между соседями и др. Встает проблема возвращения семье изна­чального предназначения — быть духовным наставником и воспитате­лем детей.

В современной обстановке, когда экономические, социальные, меж­национальные катаклизмы, лихорадящие общество, не оставляют в стороне практически ни одну семью, социально-культурная, досуговая деятельность в состоянии выполнить важнейшую общественную мис­сию: оставаясь незаменимым средством досуговых, культурно-творче­ских контактов, межсемейных, межнациональных отношений, она мо­жет эффективно реализовать себя как фактор гражданского мира в масштабах и государства в целом, и самого малого социума. В куль-турно-досуговой сфере, объединяющей семьи и граждан разных соци­альных групп, профессий, национальностей, совершенно естественно, закономерно и эффективно работает механизм согласия, а не конфрон­тации. Этот механизм находит благодатную почву в многочисленных досуговых, в том числе неформальных, семейных общностях, в актах милосердия и благотворительных акциях, в сотрудничестве разных возрастов и поколений, в обширной социально-профилактической и реабилитационной работе. Механизм согласия достаточно эффективен для того, чтобы снять возможные очаги напряженности как, в отдельных семьях, так и в крупных многонаселенных общностях.

Резервы многочисленных социально-культурных институтов в их воздействии на семью и сферу семейного досуга используется далеко не в полной мере. Отсюда противоречия м'ежду подлинными возможно­стями этих институтов и степенью их реализации в семейной среде, между досуговыми интересами, предпочтениями семьи и реальными экономическими, материальными условиями их удовлетворения.

Для решения этих противоречий необходимо, во-первых, макси­мально использовать все резервы социально-культурных институтов, приближенных к семье; во-вторых, добиться координации их деятель­ности в комплексном воздействии на семью. Необходима четкая согла­сованность всех учреждений и организаций социума, не "развертыва­ющих" семью на свои мероприятия, а планомерно, общими усилиями объединяющих семьи для проведения совместной деятельности.

Каждая семья, бесспорно, отдает предпочтение досуговым совмест­ным с детьми занятиям. В то же время матери занимаются с детьми в несколько раз больше, чем отцы. В досуговой деятельности преобладает ориентация главным образом на детские, а не на общесемейные формы и виды. Общесемейный досуг, таким образом, еще не стал устойчивой привычкой.

Между тем современная семья испытывает острую потребность в многообразии, альтернативности мышления и поведения. Она отлича­ется все более усложненной структурой досуговой деятельности и социально-психологических отношений, тяготений к нестандартным досуговым занятиям. Однако далеко не каждый культурно-досуговый центр оправдывает эти ожидания.

В условиях перехода общества к рыночным отношениям и новым формам собственности семья, женщина в семье, сфера материнства и детства особенно остро нуждаются в продуманной программе матери­альной, экономической и социальной поддержки, социально-психологиче­ской реабилитации. Драматизм современной экономической, социокультур­ной ситуации во многом и обусловлен именно недооценкой, невнима­нием к нуждам семьи, матери, ребенка.

Уже в организации общественного дошкольного воспитания детей открываются большие возможности для индивидуальной и коллектив­ной инициативы. Об этом свидетельствует опыт создания альтернатив­ных, инвариантных типов дошкольных общностей (семейных, коопера­тивных, частных и др.) с учетом региональных особенностей микрорай­она, молодежного жилого комплекса и т.д. и уровня профилизации дошкольного воспитания. В условиях рыночных отношений и развития новых форм собственности семьям-пользователям предоставляется пра­во широкого выбора предпочтительной формы раннего развития их детей— эстетического, физического, а также свободы участия в самых различных формах предпринимательства в досуговой сфере.

Социально-культурная деятельность дает необходимый эффект только в том случае, если она направлена на семью как общность. Такая постановка работы, когда клубы юных техников, станции юных тури­стов и другие внешкольные учреждения ориентируются только на детей, центры культуры и досуга проводят мероприятия для взрослых, театры ставят спектакли детские или только взрослых и т.п., вряд ли является социально и педагогически оправданной в современных условиях. Уси­лия всех служб необходимо направить на семью как коллектив, на организацию совместной социально ориентированной досуговой дея­тельности родителей и детей.

Формы работы социально-культурных институтов с семьей разно­образны. Ставшие традиционными семейные праздники, семейные клу­бы, индивидуальные формы обогащаются новым содержанием, опира­ются на интересы семьи. Большое распространение получила организа­ция традиционных форм семейного досуга в русском народном стиле: молодецкие игры, ярмарки, посиделки, кружки прикладного творчества для детей и взрослых "Умелые руки", изобразительного искусства, фольк­лорные ансамбли и оркестры народных инструментов. Решению проблемы дефицита общения родителей и детей способствуют клубы семейного общения, подростковые клубы, театры, библиотеки и другие центры.

Развитию внутрисемейных контактов способствует создание роле­вых объединений типа "Старший брат", "Старшая сестра", "Мать и дитя". Хорошо зарекомендовали себя конференции отцов, мужские клубы, встречи, консультации, корректные беседы медиков, психологов, педагогов, совместный труд в мастерских, походы, экскурсии и т.д.

Особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья—дети, семья—семья, дети—дети, дети—подростки— взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисе­мейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздействуют на создание благоприятного психоло­гического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи.

Уже в настоящее время есть все предпосылки для выведения семейных клубов на орбиту классического семейного воспитания, пре­вращения их в основную ячейку педагогического, социально-культур­ного всеобуча населения. В этих целях правомерна постановка перед муниципальными органами вопроса о дополнительном материально-фи­нансовом стимулировании действующих семейных клубов. Заслуживает внимания практика организации совместно с органами культуры и народного образования региональных, общесоюзных, телевизионных конкурсов и встреч семейных клубов разного профиля на базе выста­вочных комплексов, парков, зон отдыха, культурно-досуговых центров. Некоторые вузы и училища культуры создают на основе самоокупае­мости центры (пункты) по оказанию консультативной помощи семье по проблемам культуры и досуга, здоровому образу жизни.

Ориентируясь в целом на семью как носителя досуговых традиций социума, необходимо учитывать все возрастные категории жителей — от дошкольников до пенсионеров. Особое внимание в структуре семей­ного досуга требуют, в силу их физиологических и психологических особенностей, подростки. Как в школе, профучилище, так и в сфере свободного времени они стремятся самоутвердиться, проявить свои склонности и интересы. Именно поэтому необходимо создание люби­тельских объединений и подростковых клубов по интересам в социуме. С целью занятости подростков и молодежи в вечернее время целесооб­разно создание при клубе по месту жительства молодежного досугового центра с кафе, дискоклубом и широким спектром видов занятий*для. подростков и молодежи. Хотя бы частичное решение проблемы занято­сти этих категорий жителей микрорайона в вечернее время в значи­тельной степени должно способствовать снижению числа нарушений ими общественного порядка.

Особую актуальность организации семейного досуга микрорайона приобретает родительская общественность. В этом отношении не оправ­дывает себя практика создания, родительских комитетов в каждом из учебно-воспитательных учреждений, находящихся на территории мик­рорайона. Эти органы родительской общественности начинают работать "на себя", замыкают свою деятельность, как правило, стенами данного учреждения. Более эффективным и целесообразным представляется опыт создания единого родительского общественного органа микрорай­она, объединяющего усилия родительских активов школ, дошкольных и внешкольных учреждений, других социальных институтов. Деятель­ность такого общественного формирования способствует повышению активности взрослых жителей социума, ответственности родителей за организацию досуга как собственных детей, так и всего детского населения микрорайона. Подобная "общная" система организации до­суга в социуме хорошо зарекомендовала себя в практическом опыте деятельности семей США,.Канады и других западных стран. Эффективность использования социального потенциала семьи во многом зависит от уровня педагогической культуры родителей. Повы­шению его способствуют усилия школы, социальных служб, клуба, библиотеки и других центров. Педагогически оправданной остается идея объединения усилий всех социально1культурных институтов в педаго­гическом просвещении родителей, организация психолого-педагогиче­ских семинаров в жилой среде. К их работе могут быть привлечены учителя школ, социальные педагоги, воспитатели дошкольных учреж­дений, психологи, медики, юристы, работники внешкольных учрежде­ний, преподаватели и студенты вузов. Целенаправленная, планомерная работа семинара с четко разработанной программой и учетом возраст­ных особенностей детей и подростков позволит охватить значительное количество родителей, будет способствовать повышению их педагоги­ческой культуры. V В психолого-педагогической подготовке нуждаются, наряду, с роди­телями, и организаторы семейного досуга: социальные работники, социальные педагоги, культурологи, социологи. Кроме того, производ­ственники, студенты, пенсионеры, работающие с детьми и подростками, также испытывают затруднения в своей педагогической деятельности. Они могут получить ответы на интересующие их вопросы в консульта­ционном пункте. Такой пункт создается при школе, досуговом центре, подростковом клубе или библиотеке. Работа консультационного пункта строится по двум основным направлениям: подбор специальной литера­туры, методических материалов, пособий для систематического исполь­зования; консультации специалистов в определенные часы (воспитате­ли—общественники или родители могут проконсультироваться у спе­циалистов по вопросам семейного досуга, педагогического общения). В связи с широким распространением неформальных досуговых объеди­нений и движений особое внимание в оказании психолого-педагогиче­ской помощи социальным работникам следует обратить на методику досуговых занятий с подростковыми и молодежными группами.


68. Возникновение культурных связей и первые государственные образования на территории Беларуси.

Археологи до сих пор не пришли к единому мнению относительно первых признаков государственности на территории современной Беларуси. Если учитывать археологические находки, то необходимо признать наличие определённых признаков государственности уже в VI веке.

Тогда, в результате взаимодействия славян и балтов образуется совершенно особая культура, которую исследователи назвали Банцеровской. Дело в том, что под Минском есть деревня Банцеровщина, рядом с которой было обнаружено одно из наиболее ярких городищ, свидетельствующих о высокой ступени развития этой культуры, её уникальности и непохожести на другие.

Однако письменность пришла на наши земли позже, и её первые источники достоверно свидетельствуют и о объединениях, имеющих все признаки государственности. Прежде всего это, конечно, Полоцкое, Туровское и Смоленское княжества. Хоть сегодня Смоленск и относится к территории России, однако это уже новейшая история; традиционно смоленские земли принадлежали нашим предкам.

Среди этих трёх княжеств самым мощным являлось Полоцкое. Здесь имелись все атрибуты власти – князь, как представитель власти исполнительной, вЕче, своего рода законодательное собрание, система собственных денег, армия и так далее. С точки зрения геополитической Полоцкое княжество отстаивало свои интересы в соперничестве – нередко военном – с Киевом, а также завоеваниях северо-западных земель, выхода к Балтийскому морю. Полоцкое княжество некоторые историки называют настоящей средневековой славянской империи.

Туровское княжество было значительно слабее, потому в определённый период своей истории попало в зависимость от Киевского княжества, стало его вассалом. Параллельно с Туровским княжеством существовало, очевидно, ещё несколько небольших государственных образований именно на территории Полесья, однако крайне незначительные данные не дают возможности оценивать их политическое и культурное развитие. Не исключено, что это были просто самостоятельные и самодостаточные населённые пункты, которые занимались торговлей и натуральным хозяйством, но как таковыми политическими фигурами не являлись.

Смоленское княжество, в силу отсутствия настоятельной необходимости военной защиты (Московское княжество тогда только формировалось) и не слишком выгодных климатических условий, являясь самостоятельной государственной единицей, тем не менее, не являлось серьёзным конкурентом Полоцкому княжеству на международной арене того периода.

Восточнославянские союзы племен чувствовали родство между собой, они были близки по языку, культуре, обычаям, имели много общих внешних интересов. Все это создавало условия для политического обьединения восточных славян, что и произошло во второй половине IX в. Во главе этого обьединения стала династия Рюриковичей, а главным городом - Киев. Однако империя Рюриковичей не была централизованным государственным образованием. Она представляла собой политические обьединения феодалов вокруг великого князя с целью отпора постоянным набегам внешних врагов и сбора дани с собственного населения.

Территория современной Беларуси находилась на западной окраине Киевской Руси. Вначале здесь существовали Полоцкое и Туровское княжества. По мере развития феодальных отношений некоторые княжества делали попытки выйти из-под власти Киева. Одним из первых начал обособляться Полоцк. Полоцк впервые упоминается в источниках под 862г.

В последней четверти X в. шла упорная борьба за великокняжеский престол между сыновьями Киевского князя Святослава и Киевским князем Ярополком, Новгородским князем Владимиром. Каждый из них стремился иметь Полоцкое княжество своим союзником. С этой целью Владимир решил жениться на дочери Полоцкого князя Рогволода Рогнеде, но встретил с ее стороны решительный отказ. Тогда Владимир захватил Полоцк, убил Рогволода, силой взял себе в жены Рогнеду и стал Великим Киевским князем. В крупнейшие города в качестве своих наместников Владимир направил своих сыновей. Его сын от Рогнеды Изяслав получил Полоцк.

После смерти Изяслава в Полоцке княжили его сыновья и внуки. Наивысшего расцвета Полоцкое княжество достигло при князе Брячиславе (1001-1044гг.) и Всеславе (Чародее) (1044-1101 гг.). В это время расширились границы княжества. Оно занимало территорию теперешней Витебской области, северную часть Минской и несколько соседних районов. В вассальной зависимости от княжества были земли, которые простирались по нижнему течению Западной Двины, где находились города Кукенойс и Герцике. Полочане контролировали торговый путь «из варяг в греки», собирали дань с балтских племен.

Между Полоцком и Киевом велась борьба, которая продолжалась с перерывами более 100 лет. Полоцкие князья дважды занимали Новгород, вели борьбу за Псков и Смоленск. В 1067г. произошла битва на реке Немига, шла война с Владимиром Мономахом. В 1127г. сын Мономаха Великий князь Киевский Изяслав организовал большой поход коалиции южно-русских князей против Полоцка. Затем полоцкая земля распалась на удельные княжества: Полоцкое, Минское, Друцкое, Изяславское, Логойское и др.

Во второй половине XII в. в восточную Прибалтику стали проникать крестоносцы. Предки латышей и эстонцев к этому времени не имели своей государственности и были язычниками. Северная опасность со стороны немецких крестовых орденов была замаскирована миссионерской деятельностью. В 1186г. полоцкий князь Владимир разрешил немцу Мейнарду вести христианскую работу среди подчиненных Полоцку ливов. Крестоносцев интересовало не столько миссионерство, сколько завоевание новых земель в Прибалтике.

В 1201 г. при епископе Асберте (с разрешения полоцкого князя) была построена крепость Рига. В 1202 г. здесь был создан при помощи римского папы орден меченосцев, который в 1237 г. стал называться Ливонским. Появление немецких крестоносцев в Прибалтике стало угрожать полоцким князьям потерей этих земель. Поэтому летом 1203 г. дружина Полоцкого князя Владимира Всеславича осадила немецкие крепости Икскюль и Гольм. Но этот поход был неудачным. В 1208 г. крестоносцы захватили Кукенойс, в 1209 г. разграбили и сожгли Герцике.

Чтобы противостоять опасности, Полоцк и Витебск установили связь с Новгородской землей, что позволило им нанести поражение шведам на Неве в 1240 г., и 5 апреля 1242 г. разбить немецких крестоносцев на Чудском озере. В 1260 г. литовцы вместе с русскими и белорусскими войсками нанесли поражение крестоносцам на озере Дурбе. Таким образом, коалиции всех сил северной части Европы удалось отстоять свою независимость.

Туровское княжество образовалось на территории южной Беларуси в бассейне Припяти и ее притоков. Столица княжества - город Туров упоминается в летописи под 980 г. До конца X в. Туровское княжество развивалось как самостоятельное. Здесь руководила династия князей. С конца X в. в Турове княжит сын Великого князя Киевского Святополк, который вел борьбу за самостоятельность княжества. С 1054 г. по 1119 г. Туровским княжеством владели князь Изяслав (сын Ярослава Мудрого) и его сыновья. С 1113 г. княжество перешло к наследникам В. Мономаха. В 50-е годы XII ст. Туровским княжеством овладел Юрий Ярославович, который вернул княжество династии князя Изяслава. Особенностью общественно-политического строя Туровского княжества было наличие в городе и князя, и посадника, что было еще характерно только для Новгорода Великого.

В это время жители Беларуси оказали упорное сопротивление монголо-татарам, когда они, опустошая Русь, двинулись в 1240 - 1242 гг. на Запад. Фланговые отряды Батыя прошли через южную часть Беларуси, опустошили и разграбили Мозырь, Туров, Пинск, Брест. В середине и второй половине XIII в. монголо-татары еще не раз осуществляли набеги на белорусские и литовские земли, но завоевать и подчинить их им не удалось. В конце XII - начале XIV в. Туровская земля была целиком присоединена к Великому княжеству Литовскому.

БИЛЕТ №37



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.017 с.)