Традиционные календарные обычаи и обряды белорусов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционные календарные обычаи и обряды белорусов.



Делятся на семейные и календарные.

Календарные связаны с народным календарем

В его основе лежат сельскохозяйственные и животновод. А также солнечная фаза.

Солнцестояние (Купалье), Солнцеворот (Рождество)

Народный календарь связан с языческими богами плодородия, такими как (Бог весны Ярыла, Лета – Купала, Осени Житень, Зимы – Каляда, мороз) Бог зимы белорусский Зюзя. От слова зюзець. – мерзнуть.

Потом пришло христианство и установило на даты языческого календаря свои праздники.

2 основные календаря

Католический и православный

По католическому живут протестанты и униаты

Сначала празднуются по католическому, потом по православному.

Пасха празднуется по лунному календарю.

Очень древний праздник в честь исхода евреев из египта. 1 воскресенье после первого весеннего полнолуния.

Вся библия – лунный календарь.

После распятия Христа стали праздновать Пасху как воскресение Христа.

Католики – как исход, христиане как воскрестение.

В бел. Традиции христианские персонажи заменили языческих богов

Купалу заменил Ян Креститель

На Каляды – Родество Христово

Апостол Петр и Павел – др. богов урожая

Перуна заменил пророк Илья.

Календарные о и о исходят из земледельческих циклов.

Год начинается весной.

Традиции празднования совр. Н.г. пришли от древних римлян, их распространили немцы.

Весенний цикл начинается с гукання весны

Девочки выходят на узгорки, дерево украшают, из теста пекут петушков. Деревеньки были не всегда за лесом и громкими голосами кричали Гу и перекликались. Смысл – призыв весны, если не позвать не придет.

1 марта празднуется. Песни назывались веснянки. Очень разнообразный весенний фольклор.

Масленица – больше русский праздник Очень интересный волочебный обряд типо колядовщиков, только без масок.

Сжигают чучело зимы

Чучело взялось от кельтов. Набивали огромного человека, набивали живыми людьми (пленных) и спаливали.

Праздник скота – Юрья. Поют Юровские песни. Св. Георгий

Выгоняют скот первый раз, секут вербными веточками, прогоняют через…. Ткут священное полотно женщины деревни за 1 световой день и набрасывают на скотину, почитают пастухов, дают деньги и они должны развести костер и поесть яичницу – солнце.

Переменные праздники:

Пасха

С пасхой связаны еще ряд праздников: Радуница 2-й вторник после пасхи, Радуницкие дяды - обряд кормления мертвых идет с Египта.

Троица либо пятедесятница (языч. Семуха) – праздник дерева. Украшались деревья.

В христианстве сошедствие святого духа на Деву Марию.

Русальная неделя. Неделя за троицей. Русалки выходят из рек. Любят бегать по полям, лесам. В это время нельзя ходить молодым по парням по лесам и полям. Это духи некрещеных маленьких детей. Есть средство – направить иголку на русалку. Делятся на 2 типа – озерницы и речные.

Волосы самые разные. Есть старые, есть мужчины. Щекочут хлопцев досмерти – закозычивают.

Обряд проводов русалок. Выбирают красивую девушку, раздевают и гонят по полю в лес с громким шумом. После этого можно ходить по лесам.

Боги весны – Вясноука, ляля, Ярыла.

Лето

Трудовая страда

Гл. бог Купала

Осн. Праздник Купалле с 22 на 23 июня, по старому с 6 на 7 июля

Купальские песни имеют эротический характер. В основе миф как сестра совратила брата

Осень

Зажинки, дажинки.

Жнивные песни (боги Петр, Павел) призываются с целью хорошего сбора урожая.

Гл. Языческий бог Житень

Сноп венок.

Сноп ставят в каждую хату в угол.

Праздник БАГАЧ – завершение сельлхоз работ. В сеялке стоит свечка. Переносится каждый год из дома в год.

Сгоняют весь скот и обносят богачом.

Зима

Калядки 25 дек. 7 янв

Начинаются СС Рождества Христова, заканчиваются Крещением.

Подразделяются на 3 кутьи – каша, ячневая с медом. Ставится на поминках, на Хрэсбинах.

1 – я Колядная – вечером 24-25 дек. Идет пост. Делают блины мучные изделия

2- я Щедрая с 31 на 1 – Пели песни – щадроуки. Культовое блюдо – Колбаса

3-я Водяная – постная. Пили воду

Ходили колядовщики одетые в Медведя, бусла. Гл. персонаж КОЗА.

Мехоноша, медведь, бусел, коза

Гадали на суженого, подслушивали, кидали туфельку, на соломенку.

Обнимали забор четное, нечетное.

Страшные гадания с зеркалами и свечками.

На петуха гадали – зернышко перед петухом, что клюнет.

На воске гадали лили в воду.

Дамы шли в баню, раздевались и прижимались к окошечку, по ощущениям судили, что будет

Сны перед рождеством.

Колядные песни 2 типов:

Прославляли рождение Христа

Песни колядовщиков – величальные, где перебирали всю семью. Если колядовщики не придут считалось очень плохо.

Обряды и обычаи белорусов — совокупность установленных обычаем действий, связанных с выполнением религиозных начал или с бытовыми традициями белорусов. Обрядовые праздники жили на территории Белоруссии долгое время. Сейчас, с более пристальным изучением прошлого, они переживают второе рождение. Возникли праздники давно, ещё до церковных религиозных. Обрядами отмечались начало сева, сбор урожая, приход весны, дни языческих богов. Дохристианские обряды произошли из самой жизни народа, который свой уклад строил на природном календаре. К XX веку из славянских народов календарная обрядность более всего сохранилась у белорусов.

           Коляды — один из самых любимых праздников белорусов. По домам ходили ряженые, распевающее колядки — специальные песни, они водили с собой «козу», иногда и «медведя» — переодетых людей, которые разыгрывали представление возле каждого двора, получая за это различные угощения и мелкие деньги. Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами, домашней колбасой (ведь к этому времени и кабан был заколот). В эту пору наши предки старались совершить благородные дела. Верилось, что будущий год воздаст сторицей.

           Праздник масленицы в некоторых местах Белоруссии называют ещё и маслёнкой, сырницей. В отличие от восточных, русских земель масленица на Беларуси была довольно скромным праздником, без особенных гуляний и озорства. Белорусы не делали зимних горок для катанья, не жгли чучел, олицетворявших масленицу, не катались на лошадях. Да и блины, как символ масленицы, пришли к ним лишь в конце ХТХ в., хотя о них говорится уже в книгах Священного Писания. Соседи-литовцы пекли блины на поминки, и в масленицу, поминая своих покойных предков, приходили на кладбище. Последнее воскресенье масленицы называют прощеным: люди как бы отпускают друг другу грехи, просят прощения у близких.

           Праздновать масленицу начинают в четверг, выгнав предварительно водки (гарэлки). Пекут толсты; блины, стопу которых хозяин разрезает крест-накрест. Блины макают в творог с разогретым коровьим маслом. В более богатых хатах подают на стол верещаку — это кусочки жареной свинины и колбасы, рёбрышки с мясом. Заправляется она мукой в жиру. Иногда из свиных ножек, ушей делается холодец. В воскресенье, когда масленица кончается, едят только молочное: масло, сыр, творог с молоком. В эти дни особенно усердно моют и чистят посуду, а когда-то в понедельник белили печь, тщательно прибирали в хате, — теперь бы это назвали генеральной уборкой. Парни и девушки вешали на дворовые ворота или на вход в гумно импровизированные качели (гойданки).

           Кликанье весны (Гуканне вясны) народился в давнюю языческую пору. После революции вспоминали его не часто, но теперь отмечается он довольно широко — обычно в Благовещенье (7 апреля). Говорят, что "на Матея дорога потеет, на Сараки деревья отпускаются, на Алексея рыба хвостом лед ломает, а на Благовещенье аист прилетает. Ну а «аист прилетел — весна будет. Аист — птица у белорусов непростая. У хозяев, чей двор он облюбует, год должен быть удачным. Убить посланца весны или разорить его гнездо считалось большим грехом. Кличет весну девчата. Они собираются вместе обычно на каком-нибудь возвышенном месте за селом или на высоком берегу реки, стелют солому и, усевшись кружком, поют с полудня до ночи весенние песни-веснянки.

           Пасха. Неделя перед Пасхой называется вербной. Каждый из семьи старается встать пораньше и приготовленными веточками вербы будить остальных, приговаривая: «Не я б'ю, вярба б'е, за тыдзень вялiкдзень» (Не я бью, верба бьет, за неделю пасха). Вербою же выгоняли коров пастись.

           Белорусы справляют радуницу на 9-й день после пасхи. На радуницу после полудня вся семья шла на кладбище к могилам близких, где катали окрашенные в шелухе яйца, поливали могилы водкой. Яйца отдавали нищим, а сами накрывали могилы рушником, на который ставили разную еду. Блюд должно быть нечетное число, и все сухие. Сначала говорили: «Святые родители, ходите к нам хлеба-соли поесть». Потом садились, выпивали и закусывали. Вставая, говорили: «Мои родители, простите, не сердитесь, чем хата богата, тем и рада». Как говорит белорусская присказка, «на радуницу до обеда пашут, после обеда плачут, а вечером скачут».

           Купалье. Само Купалье праздновалось в ночь с 6 на 7 июля. Но уже днем шестого парни и девчата шли на луг собирать цветы, веточки, разные травы — «зелле копать». Считалось, что в это время растения наделяются волшебной силой. Так, полынь, сорванная на Купалу, предохраняла от ведьминых наговоров, корень чернобыльника с земляным углем под ним помогал от чахотки. Знахарки-шептуны набирали разрыв-травы и пр. Из васильков, панского мака, зверобоя, мяты, колокольчиков девушки плели венки. В ночь на Купалу оживлялась нечистая сила. Ведьмы слетались на шабаш к Лысой горе. У соседей-литовцев такая гора называлась Шатрия. В хлеву запирали лошадей на замок, чтобы ведьмы ими не воспользовались для своего путешествия, Впридачу на воротах вешали громничную свечку. Кроме ведьм опасались русалок — они могли до смерти защекотать купающегося.

           Дожинки. Этот день отмечают 19 августа (6 августа по юлианскому календарю). Христиане отмечаю в этот день Преображение Господа Бога. В этот день освящают плоды (яблоки, груши, сливы), мед, и колоски нового урожая. Начиная с этого дня, все можно было употреблять в пищу. После Спаса начинали сеять озимые.

           На третью неделю после Покрова в субботу перед Змитровым днем (8 ноября) начинаются Дзяды — поминальная родительская суббота — осенины. Поминали покойных и на радуницу, и на сёмуху, но в осенины, когда вся неотложная работа сделана, поминали родителей широко.

Белорусский традиционный календарь сложился в результате взаимодействия календарей языческого и христианского. С принятием христианства на древние языческие праздники наложились христианские, в результате чего образовался сложный синтез календарно-праздничной культуры. Христианство в Беларуси представлено православной. Католической. Униатской, протестантской конфессиями, что сделало календарь неоднородным, смещенным по датам. Праздники календаря делятся на статичные и блуждающие. Последние обусловлены праздником Пасхи, к которому «привязаны» радовница (радовницкие дзяды), троица (семик). Результатом сложного взаимодействия языческих и христианских компонентов стало синкретическое сосуществование элементов этих двух религий. Календарь делится на сезонные циклы. Основными из которых являются весенний (начало года у язычников), летний (основной праздник –– купалье), осенний (Богач), зимний (колядки). Праздники ориентированы по солнечным циклам.

Основные календарные циклы определяются солнечными фазами и временами года. Год начинался с весеннего цикла, куда входили «гуканне вясны», песни веснянки, праздник «Юрья» (первый выгон скота). Основная семантика цикла связана со стимулированием производящих сил природы. В зависимости от календаря, весной отмечалась пасха, троица. Летний календарный цикл был связан с культом солнца, празднованием купалья, где сочетались культы солнца и воды. Купала аналогизировался в некоторых местностях с праздником в честь Ярилы –– умирающего и воскресающего бога, символа циклического круговорота природы. Осенний цикл был связан с уборкой урожая, окончанием сельхозработ, дожинками. В центре его находился праздник Богача –– ритуального предмета, который каждый год переносился из хаты в хату. Зимний цикл знаменовался колядками, проходившими от рождества до крещения. Они включали три кутьи, обходы колядовщиков. Самым значительным был Щедрый вечер, отличавшийся обильным столом. Ярким проявлением белорусской национальной самобытности отличаются песни колядки, щедровки. Важное место в колядном ритуале занимали гадания. Переходное положение в обрядности –– от зимы к весне –– занимала масленица.

В семейную обрядность входили свадьба, родины похороны. Свадьба состояла из предварительного этапа. Куда входили смотрины, сватанье, большие и малые запоины (заручины), выборы свадебных чинов, девишник («дзявочы вечар»). На Беларуси было два типа свадебной обрядности: каравайный и древний столбовой. Содержание основного свадебного ритуала состояло во введении невесты в родовую общность жениха. Основными свадебными ритуалами были расплетание косы невесты, расставание невесты с родной хатой, посад на дежу, встреча молодых матерью жениха, одаривание невестой новой родни, пробуждение молодых после брачной ночи, др. «Радзiны» разделялись на предварительный этап, где главное место занимали обереги роженицы, роды и крещение. Большое место в обрядности уделялось оберегам новорожденного от злых духов –– ночниц. Погребальная обрядность разделялась на предварительный этап (подготовка «домовины», др.), похороны, дни поминовения –– третий, девятый, сорочины, «паугодки», год. Характерной чертой похоронной обрядности были голошения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.019 с.)