Проведение и участие Республики Беларусь в международных культурных проектах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проведение и участие Республики Беларусь в международных культурных проектах.



ежегодно в Беларуси проводится 58 различных фестивалей, известных далеко за пределами страны. Например, в 2011 году в Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске» приняли участие представители из 27 стран, на минском международном кинофестивале «Лістапад» были представлены 24 страны, на Международном фестивале анимационных фильмов «Анимаевка» в Могилеве – 20 стран, на Международном театральном фестивале «Белая вежа» в Бресте – 12 стран.

В минувшем году в Беларуси прошли Дни культуры Китая, Неделя культуры Ирана.

Приоритетным является и развитие сотрудничества в сфере культуры и в многостороннем формате.

Мы активно развивали сотрудничество в рамках СНГ и ЕврАзЭС. Приняли участие в работе XXVI заседания Совета по культуре государств СНГ и VI Форума научной и творческой интеллигенции государств СНГ, которые состоялись в Киеве.

В ноябре в Замковом комплексе «Мир» состоялось третье заседание Совета по культуре при Интеграционном комитете ЕврАзЭС.

В мае в Астане (Казахстан) прошел Второй Фестиваль культур народов ЕврАзЭС с участием белорусских коллективов художественного творчества.

По инициативе Министерства культуры Беларуси созданы рабочие группы по кинематографии и охране наследия, по приданию статуса базовой организации учреждениям культуры и искусства государств СНГ, по мониторингу нематериального культурного наследия государств ЕврАзЭС.

Эксперты Министерства культуры участвовали в заседании четвертой платформы «Контакты между людьми» инициативы ЕС «Восточное партнерство» в Брюсселе, в конференции «Восточное измерение мобильности», организованной Европейской комиссией.

Минувший год был годом, когда мы стремились заявит о себе на важнейших международных форумах современного искусства.

В июне на Венецианском биеннале открыл свои двери Национальный павильон Республики Беларусь с выставкой «Kodex». На 64-м Международном Каннском кинофестивале впервые открылся Национальный павильон Республики Беларусь. Впервые белорусская делегация приняла участие в Берлинском кинофестивале. Кинофестиваль “Лістапад” получил аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров.

На протяжении 2011 года Министерством культуры подготовлены и подписаны межправительственное соглашение о культурном сотрудничестве с Италией, вступившее в силе в декабре минувшего года, межведомственные документы о сотрудничестве с министерствами культуры Армении и Таджикистана. В стадии подготовки находятся проекты документов о сотрудничестве с министерствами культуры Китая, Польши, Латвии, Катара, Сербии.

Министерством культуры и Национальной библиотекой Беларуси продолжается проведение акции по передаче национальным библиотекам других стран коллекций современных белорусских изданий – по 100 лучших изданий передано в национальные библиотеки России, Азербайджана, США, Литвы, Украины.


БИЛЕТ №31

31. Особенности культурных процессов Беларуси 10-13вв.

 

Это было время когда 8 века образовывались города и княжения. Первое государство называлось Полоцкое княжество.

Первый князь Рогволод – варяг.

Расцвет Полоцкого княжества пришелся н 11 век. Всеслав Чародей. Был сепаратист. Декларировал свою независимость.

Потом полоцкое княжество пришло в упадок

Было Туроско княжество

Стал подниматься Минск. Князь Глеб.

Главное событие этого периода – принятие христианства.

1. Христиане были и раньше до принятия христианства. Это была городская религия, вокруг монастырей. Монахи были греки. Сельское население было языческим. Принятие христианства был городской процесс, который охватывал образовнную часть общества. Не было системы образования.

Потом пришло униатство до сер. 19 века.

Христианство принесло нам новую идеологию – взаимной любви, идеи мягкости, гуманизма.

Также христианство принесло нам письменность – в основе болгарский язык, алфавит создал Кирилл.

Белорусский язык – язык Кривичей.

С христианством к нам пришло каменное церковное зодчество.

Каменное зодчество византийского стиля

Специфика в том что оно соединилось с романским, и церкви у нас базиликанские не квадратные, а прямоугольные.

Гродно – калужская, нижняя

Витебск – благовещенская

Полоцк – спасская церковь, софийский собор (сейчас в стиле виленского барокко)

 

Пришло религизозное искусство – живопись, пластика

Спасская церковь (Полоцк) – древнейшие фрестки.

Ефросинья Полоцкая

Кирилла Туровский (столпник)

Сохранились его проповеди.

Клемент Смолятич был книжник – интеллектуал. Интересовался античными философами Гомером, Аристотелем.

 

Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание. Одним из первых памятников летописания является «Повесть временных лет». Продолжением ее явились местные летописи; Киевская, Галицко-Волынская, Новгородская, Суздальская. Имеются данные о том, что летописи составлялись в Полоцке, Турове, Новогрудке. Широкое распространение получила каноническая литература, жития и поучения: «Туровское евангелие», «Оршанское евангелие», «Полоцкие евангелие», «Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Авраамия Смоленского», «Слова Кирилла Туровского: «Притча о душе и теле», «Про слепого и хромого» и др.

           О распространении письменности на Беларуси свидетельствуют надписи на свинцовой печати полоцкого князя Изяслава, знаменитом кресте Ефросиньи Полоцкой, каменных пряслицах XII в., найденных в Витебске, Друцке, Пинске. В Бресте обнаружен самшитовый гребень с вырезанным алфавитом (буквы от «А» до «Л»), берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мстиславле. Памятниками письменности Беларуси являются надписи на камнях-валунах («Борисовы» и «Роговолодов» камни).

           Мировым достижениям соответствовало строительство храмов, их архитектура, роспись, убранство. Храмы были не только культовыми сооружениями, в них размещались архивы, государственная казна, библиотеки, школы. В XI в. по инициативе князя Всеслава был построен в Полоцке Софийский собор. В начале XII в. в Бельчицах (близ Полоцка) сооружена Борисоглебская церковь, а в 1161 г. в Сельце Cnaco-Преображенский собор, известный также под названием Спасского или Спасо-Ефросиньевского. Для этого собора по заказу Ефросиньи Полоцкой мастер-ювелир Лазарь Богша создал в 1161 г. непревзойденный образец прикладного искусства - крест, обложенный золотыми и серебряными пластинами с миниатюрными изображениями христианских святых, выполненными многоцветной эмалью. До наших дней сохранилась Борисоглебская, или Коложская, церковь в Гродно. В Каменце в конце XIII в. была возведена вежа (Белая вежа), памятник военного зодчества в Беларуси.

           В духовно-культурной жизни Беларуси того времени яркой личностью выступает Кирилл Туровский (возможно, 1130 - не позднее 1182 гг.). Он был высокообразованным человеком, блестящим литератором, выдающимся религиозным деятелем. Сохранилось тридцать молитв, восемь «слов», три поучения, два канона, написанных К.Туровским. За выдающееся ораторское искусство современники называли его «Златоустом». По желанию горожан и князя Юрия Кирилл стал туровским епископом.

           Личностью, оставившей заметный след в культурной жизни Беларуси, была Ефросинья (Предслава) Полоцкая (возможно, 1104 - 1167 гг.), внучка Всеслава Чародея. Вначале переписывала книги, после постриглась в монашки, поселилась в келье Софийской церкви в Полоцке, где продолжала переписывать книги, позже создавала летописи и собственные писания. В дальнейшем стала игуменьей монастыря Св. Спаса в Полоцке, построила мужской монастырь. В конце жизни Ефросиния совершила паломничество в Иерусалим, где и скончалась.

           Декоративно-прикладное искусство развивалось под влиянием Византии, однако ремесленники вносили в него и местные черты. Изделия из дерева, кости, металла украшались резьбой, инкрустацией в виде различных орнаментов (геометрические фигуры, фантастические звери и птицы). О высоком художественном мастерстве говорят следующие предметы: каменные иконки, украшенные тончайшей резьбой, шахматные фигурки из кости и камня, найденные в Гродно, Волковыске, Лукомле. Ювелиры создали золотые украшения, покрытые цветной эмалью, изделия из серебра со сканью и зернью, с чернью и позолотой. Все это свидетельствовало о высоком уровне развития культуры на территории Беларуси. Большинство памятников культуры древней Беларуси погибло во времена многочисленных войн.

IX-XI вв. характеризуется развитием феодальных отношений, введением христианства, расцветом всех областей культуры. Появляются княжеские хоромы, церкви, монастыри и др. Тогда были заложены основы монументальной каменной архитектуры.

В XII-XIII вв. на территории современной Беларуси возникает несколько удельных княжеств. Монументальные памятники того времени: в Полоцке — Спасо-Ефросиниевский собор (XII в.), в Витебске — Благовещенская церковь (XII в.), Гродно — Борисоглебская, или Коложская церковь (XII в.), Каменце — Белая вежа (XIII в.) — по своему архитектурно-художественному уровню стоят в ряду лучших памятников Древней Руси.

Одним из самых известных строений Полоцка явл. Софийский собор (50-е годы 11 в.)Собор был построен Вс. Чародеем, как символ мощи Полоцкого кн-ва, богатства и символ рав-ва с Киевом и Новгородом. Соф.собор был большим в размерах (26x31 м), крестово-купольным храмом с 7 куполами. Храм был украшен фресками, в нем хранилась гос. козна, архив, библиотека. Там подписывались самые важные договора и хранилась печать Полоцкого княжества. Святая София – символ православия. Во времена сев.войны в храме был размещен пороховой склад, что привело к уничтожению собора в 1710 г. В середине 18 в. собор был перестроен в стиле Виленского барокко.

В 20-30 е годы 12 в. строится под Полоцком большой собор Бельчицкого монастыря. В его архитектуре ощущалось влияние Византийской школы. Он был украшен фресками и керамич. плиткой. В середине 12 в. по заказу Е. Полоцкой строится Спасо-Преображенская церковь Спасо-Ефрасиньевского монастыря (8-12 м). Эта церковь – первый памятник-храм, в котором Византийские традиции были переработаны в национ. духе. Всего в Полоцке в 12 в. было построено 10 храмов. 6 из них найдены в археологических раскопках. Они свидетельствуют, что в Полоцке сформировалась своя архитектурная школа, которая имела влияние на др. земли (Новгород, Смоленск и др. городов). Еще одна архитектурная школа в г. Гродно. Характерный представитель этой школы – Борисо-Глебская церковь (Коложская кон. 12в.). Стены украшены фресками, а пол выложен плиткой. В верхней части стен вмонтированы сосуды-голосники, улучшающие акустику храма. Снаружи украшена плиткой и тесаным камнем в форме крестов и геометрических фигур. Такое оформление храмов не встречается больше нигде в храмовой архитектуре 12в. Всего учеными установлено существование около 5 храмов в г. Гродно (Княж. терем, Нижн. церковь и т.д.). Все это говорит о том, что в городе работал самобытный зодчий (неизвестно).

Гродненская архит. школа развивалось под влиянием Полоцкой и Волынской. Храмы строились на нашей территории в Витебске, Турове и др. Таким образом в 9-12 вв. на бел.землях сформировались архитектурные школы, которые опирались на местные традиции и опыт киевской и Византийской школ. В этот период были заложены основы градостроительства и оборонительного зодчества.

Города в то время обычно располагались вокруг или вблизи укрепленного замка. Сохранились оборонительная башня в Каменце, монументальные замки в Крево (тринадцатом-четырнадцатом [ХIII—XIV] вв.), Лиде (четырнадцатый [XIV] в.),

Начало становления белорусского искусства относится к IX — XI вв. В это время на территории, заселенной восточнославянскими племенами (кривичами, дреговичами и радимичами), формируются первые княжества: Полоцкое, Турово-Пинское, Смоленское, Минское.

Укреплению международных связей, росту авторитета и культуры Полоцкого княжества способствовало принятие в конце X в. христианства. С его распространением возникает культовая каменная архитектура, которая ориентируется на византийское храмовое строительство, формируется сословие духовенства, в которое входили самые образованные и влиятельные люди своего времени.

С появлением гончарного круга более интер. и разнообразным стало стало производство посуды и др. изделий из глины (украшения, кирамич. плитка) В Полоцке, Турове, Гродно – изделия из стекла. С появлением христианства стала распространяться живопись (роспись храмов) – фрески Софийского собора, Спасо-Преображенской церкви и т.д.

В Полоцке выдающийся мастер-ювелир Лазарь Богша в1161 г. изготовил по заказу Евфросиньи крест, который она подарила Спасской церкви. Крест Евфросиньи Полоцкой, украшенный многочисленными перегородчатыми эмалями,- этапное произведение прикладного искусства Древней Руси. Длина креста 51 см. Основа его сделана из дерева, покрыта 22 золотыми пластинами, они украшены изображениями, выполненными в сложной технике перегородчатой эмали, 8 дорогими камнями и жемчужной обнизью. На пластинах креста помещена пространная надпись. В ней сообщается, из каких материалов, когда сделан крест, сколько он стоит, указано имя мастера.

В XII–XIII вв. насчитывалось уже около 60 ремесел. Развивались художественная обработка дерева, ювелирное, литейное, кузнечное, гончарное, косторезное дело. Творчески обогащая эти и другие виды народного прикладного искусства, простые ремесленники и мастера практиковали разнообразные приемы плавки, литья, ковки, волочения, гравировки, штамповки, а также совершенствовали технологии эмали, скани, черни, инкрустации.

Изобразительное искусство. По мере строительства христианских храмов все более распространялась культовая живопись, соединявшая местные традиции с лучшими византийскими и старорусскими иконописными образцами. Наиболее давними являются фресковые росписи Софийского собора XI в., Бельчицкого и Спасо-Евфросиньевского монастырей первой половины XII в. в Полоцке. В Спасо-Преображенской церкви привлекают внимание фрески «Голова святой», «Молящийся святой», «Василий великий». Известно, что церковь расписал мастер Кузьма с помощниками. Реставраторами найдено и восстановлено много рисунков. Для фресок Спасо-Преображенской церкви характерны психологическая глубина, эмоциональность, духовная активность образов. Полоцкие мастера были хорошо знакомы с классической византийской манерой живописи XI– XII вв., а также, вероятно, с приемами романского искусства.

В витебской Благовещенской церкви XII в. были найдены фрески, изображающие св. Николая, а также ангела, воина и других религиозных персонажей. Оригинальное соединение местных, византийских и романских форм – наиболее характерная особенность ранних образцов иконописи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.022 с.)