Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция молодежных субкультур.
Субкультура – это групповая культура - хиппи, панки, готы, мажоры, байкеры, готы. Есть и позитивные и негативные вещи. Контркультуры – скинхеды. Под субкультурами понимаются модификации культуры общества в соответствии с возрастными, профессиональными, поселенческими, территориальными, классовыми и т.п. особенностями той или иной группы людей. Субкультуры трактуются именно как модификации, поскольку, сохраняя "ядро" (характерный для данной культуры менталитет, иерархию ведущих ценностей, норм и образцов поведения в рамках той или иной группы людей), они отличаются друг от друга: 1) нормами, регулирующими связи и отношения между людьми (воинская субкультура, врачебная и т.д.); 2) особенностями жизнедеятельности, истории и быта (городская субкультура, субкультура казачества и т.д.); 3) идеологическими различиями в понимании целей развития общества и его перспектив (пролетарская субкультура, буржуазная и т.д.). Субкультуры - историческое явление, возникающее в культуре в связи с развитием общества Социально однородное первобытное общество порождает гомогенный (однородный) тип культуры, единый для всех членов общества. Общество гетерогенное (разнородное) формирует различные субкультуры в целостном культурном пространстве. Так, уже в средневековой культуре в Европе различаются, с точки зрения М.С.Кагана, по меньшей мере, четыре культурных слоя и четыре субкультуры: 1) "культура храма и монастыря" - религиозно-спиритуалистическая аскетическая, антигедонистическая; 2) "культура замка и дворца" - светская, рыцарская и придворно-аристократическая, политизированная, этизированная и эстетизированная; 3) "культура хутора и села" - крестьянская, фольклорная, во многом сохраняющая языческие традиции первобытности; 4) "культура средневекового города" - бюргерская культура формирующегося города, культура ремесленников, торговцев, представителей нарождающейся интеллигенции, которая стала предшественницей ренессансной культуры. Дальнейшее развитие, усложнение и дифференциация общества приводит к возникновению множества субкультур, которые можно классифицировать по различным основаниям:
- по возрасту (молодежная, детская, субкультура пожилых и т.д.); - по поселенческому признаку (городская, сельская и т.д.); -по профессиональному признаку (учительская, воинская, врачебная и т.д.); -по классовому признаку (крестьянская, пролетарская, буржуазная, дворянская и т.д.); - по месту в социальной структуре (маргинальная, криминальная и т.д.). Кроме того, по временному основанию все субкультуры могут быть поделены на два типа: 1) традиционалистские, т.е. существующие в любом обществе (например, профессиональные субкультуры) 2) инновационно-авангардные, возникающие в конкретные периоды истории в связи с критикой господствующей культуры. Особенно разнообразно представлены в современном обществе молодежные субкультуры, которые характерны, прежде всего, для динамичных, развивающихся обществ, поскольку в таких обществах молодежь по своему образу жизни, ценностями установкам существенно отличается от старшего поколения В учебнике "Культурология" (под ред.Н.Г.Багдасарьян) выделяются 3 основные молодежные субкультуры: 1) "мажоры": данную группу образуют молодые люди, занимающиеся, как правило, мелким бизнесом. Они ориентированы на "легкое" добывание денег и "красивую жизнь". Их характеризует деловая хватка, достаточно хорошо развитое чувство корпоративности. Им присущ нравственный релятивизм, вследствие чего деятельность таких групп довольно часто связана с незаконным бизнесом и правонарушениями; 2) "яппи" ("неояппи"): выходцы из средне- и малообеспеченных семей, отличающиеся целеустремленностью, серьезностью, прагматизмом, самостоятельностью суждений, оценок и деятельности. Они ориентированы на обеспечение материального достатка в будущем и продвижение по социальной и служебной лестнице. Их интересы концентрируются в сфере образования как необходимого трамплина для успешного продвижения в жизни. В манере одеваться их отличает деловой классический стиль и подчеркнутая опрятность. "Яппи", как правило, не имеют вредных привычек, заботятся о своем здоровье, занимаясь престижными видами спорта. Для них характерно стремление "делать деньги" и успешную карьеру в качестве бизнесменов, банковских работников, юристов;
3) "люберы" ("гопники"): отличаются жесткой дисциплиной и организованностью, агрессивностью, ярко выраженной криминальной направленностью, и во многих случаях - связью с уголовным миром. Их "идеология" опирается на примитизизированные социалистические идеалы, окрашенные "уголовной романтикой", и "культ физической силы". Основу деятельности таких групп составляет мелкий рэкет и спекуляции. Группировки такого толка, как правило, хорошо вооружены, а потому в условиях политической нестабильности могут представлять серьезную опасность для общества. Современные социологи более актуальным для современного общества считают исследование "культуры бедности" ("культура выживания"), которая присуща неимущим слоям городского и сельского населения, имеющим скудные средства существования. Ей противопоставлена "культура богатых", для которой характерно престижное, расточительное потребление, культ гедонизма, презрение к физическому труду и т.д. И та, и другая субкультуры - всего лишь варианты одной культуры, часть более целостной системы. Как социальная группа молодежь в контексте культурного уровня выступает следующим образом. Молодежь - это социальная возрастная группа молодых людей (иногда до 30 лет), с одной стороны они несут в себе результаты влияние различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой стороны - их ценности остаются гибкими, подверженными различным влиянием. Жизненный опыт этой группы не богат, представление о морально-этических ценностях часто окончательно не определены. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему физиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит миру взрослых. Юношеский возраст - время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь относится к миру взрослых, а социологически - к миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает гораздо раньше, то в смысле положения в обществе, возможности сказать свое слово - зрелость ею отодвигается. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых. Молодежь выделяет свою культуру и свою субкультуру, что связано с неопределенностью своих социальных ролей, неуверенностью в собственном социальном статусе. Современная российская культура, как на институциональном, так и на субъектно-деятельностном уровне сегодня находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой - коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющийся в электронных средствах массовой информации, также не может не отразится на системе установок, ориентаций и культурных идеалов молодого человека.
Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном масштабе не увенчались успехом. Сегодня единая система гуманитарной социализации практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных российских городов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу рекреативно-развлекательной самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое «элитное образование»), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлен уровнем доходов родителей школьника или самого молодого человека. Юношеский возраст, а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый). именно эта специфика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. группы сверстников выполняют социально-психологическую терапевтическую функцию - преодоления социального отчуждения. естественно, в подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным восприятием действительности и юношеским нонконформизмом. Особенности поколения оказывают существенное влияние на молодежную субкультуру, обладающую не столько возрастными, сколько генерационными особенностями. в этом феномене наиболее отчетливо проявляются молодежные формы сознания и поведения. (3) Тем не менее, некоторые стабильные, неизменные черты молодежной культуры существуют, хотя каждое новое поколение молодежи вступает в жизнь с несколько иным отношением к культуре общества и собственным культурным поведением и самовыражением.
Молодому человеку в силу его возрастных и общепсихологических особенностей свойственно, прежде своего, эмоционально-чувственное отношение к культуре в целом и к художественной в частности. Молодой человек стремится к глубокому личностному восприятию художественной информации, когда он как бы идентифицирует себя с героями произведений, переносит на самого себя события, происходящие с ними, наяву переживает иллюзорную жизнь созданных воображением автора персонажей. В юношеской психологии кроется причина и того, что молодежь предпочитает зрелищные виды искусства (кино, телевидение), ведь даже художественная литература воспринимается молодыми людьми как бы в картинках (давно ли они зачитывались сказками - самыми зрелищными из словесных жанров!). И в более широком плане контекст культурной жизни, культурная атмосфера становятся для юношества возможностью для эмоциональной самореализации и предметом чувственного обожания. В этом одна из причин экстремального, недопустимого с точки зрения общественных норм поведения части молодежной публики на концертах рок-звезд или на стадионах (ведь и посещение спортивных зрелищ есть своего рода эмоциональная разрядка для юного фаната). Все это психологически закономерная черта молодежной субкультуры, воспринимаемая зрелыми людьми (нередко вполне правомерно) как выражение контркультуры и своего рода общественный вызов. Чувственное восприятие культуры, стремление к однозначному противопоставлению «добра» и «зла», ожидание непременной и безусловной победы «своих» над «чужими» приводят у молодежи, особенно в юношеском возрасте, к преобладанию нравственных оценок над художественными, к внеэстетическому восприятию искусства. Молодой человек иногда сознательно, а чаще неосознанно, открывая книгу или отправляясь в кинотеатр, хочет очиститься нравственно, стать лучше, благороднее, свободнее. Поиски эмоционально-нравственного, с одной стороны, и развлекательного содержания, с другой, в культурной сфере сопровождаются у молодежи явлением группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения. Противопоставляя себя миру взрослых, молодой человек все равно остается по сути «одинаковым», только эта «одинаковость» - внутри своего поколения и поэтому им самим не воспринимается. Молодежная мода - лучший тому пример. В выборе одежды молодой человек ориентируется, прежде всего, на свое окружение, чтобы соответствовать, не быть хуже или не достаточно модно одетым. Итак, молодежную культуру как культуру определенной возрастной группы характеризует эмоционально-нравственное самоутверждение молодежи наряду с поисками развлекательного содержания, под воздействием групповых стереотипов отношений, установок и интересов. (4)
- Молодежь и "массовая культура"
"Массовая культура" давно и привычно воспринимается как символ чего-то низкопробного, отупляющего. Однако она опирается на самую передовую технику нашего времени: полиграфию, светотехнику, аудио- и видеоаппаратуру, компьютерную графику и др. Динамизм, "клиповость" стали неотъемлемыми чертами психологии восприятия современной молодежи. Поэтому те, кто считает своим делом культурное влияние на молодежь, должны заботиться, чтобы культурные акции любого рода дорастали до современных технических возможностей и учитывали особенности восприятия молодежи. Нужно смелее вторгаться на территорию шоу-бизнеса и отвоевывать у него возможность говорить с молодежью на привычном ей языке, но о вещах неизмеримо более значимых. "Массовая культура" не должна быть только досугово-бытовой. Она должна выводить далеко за рамки привычного шоу-бизнеса. - Молодежная "элитарная культура" В молодежной среде исподволь вызревает культура XXI века. Для обыденного сознания, во многом сформированного вкусами и привычками достаточно далекого прошлого, "авангардизм", "абсурдизм", "постмодернизм", "концептуализм" в искусстве молодых кажутся чем-то непонятным, извращенным и бесконечно далеким от "реальной жизни". Но именно в этих "измах" сложно преломляются действительные острейшие проблемы бытия на рубеже тысячелетий, к тому же отягощенные в нашей стране болезненной сменой общественного строя и системы ценностей. Выставки, творческие вечера, фестивали современного искусства, моральная и материальная поддержка творчества молодых крайне необходимы. Что бы ни декларировали молодые, как бы они ни эпатировали публику, молодая культура нуждается в общественном внимании, в квалифицированной критике. Так же, впрочем, как и все мы нуждаемся в молодежной творческой элите, хотя это и не лежит на поверхности. - Молодежь и духовные искания Лишь у незначительной части молодежи духовные устремления сформированы в лоне семьи. Для большинства свобода совести и вероисповедания - этакая "карт бланш", которая, впрочем, может остаться и не разыгранной. Поэтому наиболее разумным представляется оказание молодежи помощи в ознакомлении с духовным опытом человечества и, прежде всего, с традиционной для России православной культурой, в воспитании веротерпимости, в активной защите молодежи от влияния тоталитарных сект и агрессивных, фашиствующих право- и леворадикальных политических течений, маскирующихся под те или иные религиозные конфессии. - Молодежь и культурное наследие Культурное наследие прошлых эпох не должно просто навязываться молодежи. У всех нас перед глазами печальный опыт обязательного схематизированного и заидеологизированного преподавания литературы, "воспитавшего" у многих стойкую неприязнь к серьезному чтению. Культура прошлого должна подаваться как нечто живое, интересное и важно для современного молодого человека. В частности, и краеведение должно и может подняться от чисто изыскательской практики к живому и яркому просветительству. Иначе незачем тревожить "тени забытых предков". - Молодежь и научное знание Благодаря однобокой пропаганде, наука ассоциируется у молодежи прежде всего с глобальными угрозами человечеству и с нежеланием "официальной науки" обратиться к сфере сверхчувственного, таинственного, к "тонким и параллельным мирам". И это при замечательных успехах науки в биологии, психологии, космологии, информатике, синергетике и пр. На фоне тотального экономического кризиса практически иссякла традиционно сильная просветительская деятельность ученых. Но это обрекает науку притока молодых талантов, а молодежь - на невежество. Общество должно найти в себе силы, чтобы разорвать этот трагический порочный круг. Необходимо также взращивание в молодежной среде будущей интеллектуальной элиты, но с обязательными "прививками" против узколобости и снобизма. - Бытовая культура молодежи Бытовая среда молодежи тревожит нарастающими негативными проявлениями: вредные губительные привычки (наркомания, токсикомания, алкоголизм), неразборчивость, поверхностность отношений в сексуальной сфере, практически узаконенная проституция, вульгарность, торжество грубой силы во взаимоотношениях, криминализация значительной части молодежи, падение интереса к занятиям спортом, низкая санитарная культура, обедненный язык, примитивность досугов, извращенность отношений с "предками". В этих условиях недопустимо свертывание системы образования, ибо это усугубит и без того угрожающую безработицу в молодежной среде. Необходимо создание действенных механизмов общественного влияния на средства массовой информации не с целью регламентации их деятельности, а для создания своеобразных "общественных зеркал". Первостепенную важность имеет выработка законодательных инициатив, чтобы с помощью федеральных и местных законов, по возможности, оградить детей и молодежь от порнографии, культа насилия и жестокости, заниженных стандартов поведения, насаждаемых в погоне за легкой наживой неразборчивым бизнесом. - Воспитание воспитателей молодежи Необходимо выработать действенные механизмы повышения культурного уровня преподавателей и воспитателей от детских садов до университетов, настоящих и будущих родителей, вообще взрослого населения. Эта естественная идея, многократно скомпрометированная в "народных университетах культуры", "университетах здоровья", "университетах марксизма-ленинизма" и т.п., все же остается ключевой и ждет достойного воплощения. Иначе у нашего общества нет будущего. На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений. Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, т.к. исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы. Современное подрастающее поколение проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в себя и общество. Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о «прекрасном времени, когда якобы успешно решались все проблемы». Другие, наоборот, агрессивно ведут себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют «все и вся», занимаются поисками «врагов», на которых можно было бы свалить причины всех бед. Третьи, отчаявшись, уходят в «никуда», становятся на преступный путь, превращаются в алкоголиков и наркоманов. Четвертые ищут «путь к богу», вступают в различные секты, увлекаются мистикой и колдовством. Пятые, понимая, что только с помощью собственной активности можно добиться успеха в жизни, объективно оценивают новые реалии, ищут пути решения возникающих проблем. Серьезная наука должна разрушать эмпирическим путем ту сферу догм и предрассудков, которые существуют в обществе, показывать реальное положение дел, ни в коем случае не идеализировать действительность. К сожалению, некоторые социологи утрачивают необходимую для честной науки объективность и критичность, «не замечают» существующих острейших социальных проблем, без тени смущения доказывают, что большинство молодых людей успешно приспособилось к жизни в условиях рыночной экономики, не замечают массовой безработицы, неудержимого роста преступности, пьянства и наркомании, проституции и суицида. Сегодня образование стало фактором укрепления социального неравенства. Дети «власть имущих» и богатых имеют возможность попасть в узкую группу, которая в будущем получит доступ к рычагам власти в экономике и политике.(5) В последние годы в России появились многие возможности финансового самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они не ведут к настоящему успеху, а усиливают ощущение духовной пустоты и бессмысленности жизни, временности всего происходящего. В.П. Тугаринов писал: «Цель отличается от потребности и от интереса. Без потребностей и интересов не было бы ценностей, но потребности и интересы сами по себе ценностями не являются. Голод и жажда -- вовсе не ценности, это -- страдания. Ценностями оказываются хлеб и вода, т.е. вещества, которые удовлетворяют, погашают эти страдания». (6) Современная молодежь России проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность. Анализ показывает, что в условиях общесоциального кризиса, который мы переживаем сегодня, и семья, и образование тоже находятся в кризисном состоянии. По-прежнему велико число разводов, брошенных детей и стариков, детей, убегающих из дома, нередки жестокость по отношению к детям и старикам, -- все это признаки социального нездоровья семьи. В области образования -- отрицательное отношение к школе и детей, и родителей, бесчисленные конфликты с учителями, деградация педагогической профессии (масса примеров профессиональной несостоятельности преподавателей), падение престижа образования, низкий уровень подготовки специалистов в вузах и т.д. -- это также картина кризиса. Однако кризис какого-либо явления отнюдь не равнозначен падению или исчезновению его социальной ценности. Наоборот, активная общественная критика может означать наличие ценностного конфликта в этой области, т.е. «чувства отклонения от идеала», несоответствия общественной потребности и наличию имеющихся обстоятельств. Одновременно это может означать смену ориентаций в данной области, а вместе с ней переосмысления и даже укрепления ценности данного явления. Так, например, в ситуациях социальных преобразований, когда разрушаются многие виды и формы социальных отношений, семья неожиданно начинает быть особо привлекательным местом -- островком спокойствия, отдыха, личностной цельности, поэтому ценность ее может возрастать. Этому парадоксально способствуют даже экономические трудности -- необходимость выживания консолидирует усилия в семье. Ранние браки приобретают не только спонтанный характер. Часто молодые люди сознательно стремятся к созданию семьи, чтобы укрыться там от фрустрирующего воздействия общественных процессов. В области образования все большую популярность приобретают нетрадиционные виды обучения. Многие люди не смущаются и даже стремятся к платным формам учебных заведений предпочтительно делового, профессионального характера. Отрицая официальные учебные заведения, они связывают свои надежды с иными формами образования, так как понимают его как средство выживания в новых условиях, максимально безболезненного перехода к новому образу жизни. Особое место в обществе занимают резко обострившиеся проблемы молодежной культуры. Их актуальность, с одной стороны, связана с резким падением культурного уровня, утратой национальной культурной самоидентификации все более значительной части подрастающих поколений россиян, особенно в условиях больших городов. С другой стороны, это связано с высокой исторической и социальной значимостью состояния молодежной культуры для судеб государства и общества как культуры завтрашнего дня, решающим образом влияющей на общественно-государственное развитие России, национальный менталитет и, в конечном итоге, на то, какое место займет наша страна и наш народ в мировом сообществе в условиях нарастающих процессов интеграции, глобализации при одновременном распаде национально-культурных связей, дезинтеграции отношений на всем постсоветском пространстве и в России. Именно на молодежи сегодня лежит историческая ответственность за сохранение и развитие национальных культурных традиций и ценностей, за цивилизованную культурную интеграцию России в мировое со общество, В то же время именно молодежь сегодня является наиболее обделенной в культурном отношении частью российского общества, понесшей наибольшие культурные утраты. Показателями падения социальных нравов и культурного уровня населения, в частности, являются снижение культуры молодежи, бездуховность, космополитизм, социально-политическая инфантильность, крайний индивидуализм и эгоцентризм, социальная и финансовая поляризация, утрата государственного мышления, чувства патриотизма, воинствующий национализм и русофобия, замена подлинных культурных, духовных ценностей мнимыми. Причины, порождающие негативные проявления разнообразны и многочисленны: экономические, социальные, политические, культурные, идеологические, семейно-бытовые, эстетические и т.п. Все они лежат в плоскости глобальных перемен последних лет в государстве и в обществе. Государственные и общественные институты, а также сама молодежь нуждаются в выработке концептуальных основ и механизмов организации и управления сферой культуры, в обеспечении доступа молодых граждан к ценностям культуры и искусства, их духовного и культурного воспитания. Нарастание негативных процессов в духовной сфере жизни общества, актуальность проблем обеспечения эффективного противодействия антикультурной экспансии извне, защиты подрастающих поколений от вредного, разлагающего воздействия носителей и образцов антикультуры, псевдокультуры и массовой культуры, подтверждают необходимость борьбы с увеличением преступности, алкоголизма, наркомании, проституции, бездуховности в молодежной среде. Социально-культурная сфера в целом и сфера молодежной культуры - ее состояние, тенденции, перспективы развития представляют собой сложный объект научного исследования. Его изучение может быть успешным только при условии комплексного, междисциплинарного подхода, требует использования различных методов, в том числе социологических.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.035 с.) |