Цивилизация, культура и природа: принцип взаимодействия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цивилизация, культура и природа: принцип взаимодействия.



Понятие культура, понятие цивилизация – не одно и тоже. Цивилизация – это степень материально-технического развития общества, культура – это духовное развитие. Цивилизация сегодня теснит культуру. Цивилизация смотрит на природу как на источник природных ресурсов. А культура как на источник вдохновения и красоты. Критика цивилизации начинается у Канта. Бердяев разводил это понятие

Культура - это вторая природа, результат человеческой деятельности, и поэтому культура очень часто противопоставляется природе. Но культура и природа тесно взаимосвязаны между собой.

Природа - это необходимое условие возникновения и существования культуры.

Культура - это посредник между человеком и природой, результат их взаимодействия. Характер этого взаимодействия исторически менялся. Между природой и человеческим обществом происходит обмен веществом и энергией.        Есть две формы этого обмена:

           - непосредственное присвоение человеком объектов природы

           - опосредованное человеческой деятельностью присвоение объектов природы.

           Маркс и Энгельс выделили в истории человечества два этапа по характеру взаимодействия человека и природы:

           - присваивающий тип хозяйства, основанный на естественных орудиях труда

           - производящий, основанный на орудиях труда, созданных цивилизацией.

           Если для первого этапа характерно собирательство, рыболовство, охота, то для второго - земледелие скотоводство. Переход от первого этапа ко второму получил название «неолитическая революция».

           Современный этап характеризуется огромным расширением масштабов взаимодействия человека с природой, что связано с НТР.

Воздействие природы на культуры было и будет всегда, поскольку человек - это часть природы, деятельность которого направлена на удовлетворение физиологических и биологических потребностей.

           Природа влияет на материальную культуру:

           - состояние флоры и фауны влияет на тип присвоения хозяйства

           - состояние природных ресурсов определяет характер орудий труда

           - полезные ископаемые и энергетические ресурсы определяют развитие общества

           - климат определяет тип одежды, транспорта, жилища.

           Природа влияет на духовную культуру, так как она определяет обычаи и обряды народа, традиции, менталитет.

           Природа влияет на художественную культуру, так она дает материал для творчества, определяет образы, сюжеты, темы произведений.

           Та совокупность природно-климатических условий, в которых существует культура, называется в русской литературе «месторазвитием».

           Мечников пишет, что развитие культуры во многом определяется природой. Например, 4 великие цивилизации возникли в бассейнах рек (Нил, Хуанхэ и т.д.). Цивилизация возникает потому, что река создает благоприятные условия для человека, и условия, существующие там, требуют коллективных усилий людей, их солидарности. Поэтому возникают общественные связи и само общество.

           Влияние культуры на природу огромно. Результатом этого влияния является культурный ландшафт, тог есть преобразованная человеком природа. Выделяются два вида культурного ландшафта:

           - Агросфера - совокупность природных объектов, созданных самим человеком (сады, огороды, пастбища).

           - Техносфера - совокупность материальных объектов, внесенных человеком в природу (железные дороги, шоссе, мосты).

           В начале 20в в философской литературе появляется термин «ноосфера». С точки зрения Вернадского, под влиянием усилий всего человечества, биосфера постепенно перейдет в качественно новое состояние - ноосферу. Ноосфера - это превращение разума в величайшую биологическую и космическую силу.

           Причины образования ноосферы:

           - экспансия разума во все уголки вселенной

           - объединение человечества

           - развитие науки

           Сегодня взаимоотношение культуры и природы приобретает конфликтный характер. С точки зрения философов, причиной экологического кризиса стали культурные причины. Такой причиной считается установка на антропологическую исключительность человека, основными постулатами которой являются:

           - Высшую ценность этого мира представляет человек. Все остальное ценно лишь потому, что полезно для человека. Природа - это собственность человека, над которой он обладает неограниченной властью.

           - Иерархическая картина мира. Мир людей противопоставлен миру природы.

           - Целью взаимодействия человека с природой является удовлетворение его потребностей.

           - Характер взаимодействия с природой определяется прагматическим императивом: правильно и разрешено все то, что полезно для человечества.

           - Этические нормы и правила распространяются лишь на отношения с людьми, но не на отношения к природе.

           - Природно-охранная деятельность также подчинена императиву: природу нужно сохранить для следующего поколения.

           Такие установки приводят к разрушению природы, к экологическому кризису.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.005 с.)