Формирование внешней культурной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование внешней культурной политики



Демократические преобразования в культурной жизни Беларуси, произошедшие в конце 80-х—начале 90-х гг., получили правовое закрепление в Законе "О культуре в Белорусской ССР" (июль 1991 г.). В принятом законодательном акте было продемонстрировано стремление отказаться от классовых установок, начать переустройство культурной сферы на основе общечеловеческих ценностей, использовать подходы и нормы, соответствующие взятым международным обязательствам. Внешним культурным связям в законе был посвящен специальный раздел, в котором подчеркивалось, что Республике Беларусь принадлежит исключительное право устанавливать и развивать внешние связи, заключать международные договоры и соглашения в области культуры, осуществлять взаимный обмен достижениями культуры. Предприятия, учреждения и организации культуры, общественные объединения, в том числе и творческие союзы, получили право самостоятельно заключать договоры (контракты) с иностранными юридическими и физическими лицами на любые формы сотрудничества в сфере культуры [1]. С целью преодоления остаточного принципа в финансировании культуры Законом предусматривалось выделение на эту сферу не менее 3,0 % государственного бюджета республики.

Была намечена разработка целого ряда других законодательных актов в сфере культуры, конкретизирующих положения Закона о культуре [2].

Обеспечение свободного взаимодействия культур было названо в качестве одного из восьми приоритетов внешней политики республики во время выступления министра иностранных дел Беларуси П. Кравченко на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке (октябрь 1991 г.). В частности, в выступлении главы внешнеполитического ведомства подчеркивалось, что Республика Беларусь будет принимать более активное участие в формировании культурного базиса и наследия Европы и мира, перестраивать свои взаимоотношения с соседями на основе непреходящих культурных ценностей и идеалов, общих традиций духовной жизни [3].

Значительный прогресс в первой половине 90-х гг. наметился в развитии связей республики с белорусской диаспорой, носивших в основном культурный характер. В 1993 г. правительством Беларуси была утверждена государственная программа "Белорусы в мире", которая действовала с 1993 по 1997 г. [4]. Для разработки и выполнения ежегодного плана по реализации программы в структуре Министерства культуры был создан Координационный совет по работе с белорусским зарубежьем.

В разработку программ, концепций зарубежного сотрудничества включились министерства и ведомства страны, предприятия, учреждения, творческие союзы, другие общественные организации.

Развитие договорно-правовой базы международных культурных отношений стало приоритетным направлением деятельности Министерства культуры Республики Беларусь, за которым была закреплена роль координатора культурного обмена. В октябре 1995 г. на заседании коллегии Министерства культуры и печати была обсуждена Концепция развития международных связей. В документе были сформулированы цели и задачи развития международного культурного сотрудничества, которые Министерство видело прежде всего в содействии взаимообогащению культурной жизни народов Беларуси; ознакомлении мировой общественности, прежде всего стран Европы, с искусством республики; интеграции белорусской культуры и искусства в духовную жизнь мира, в европейское и мировое информационное пространство, международный книжный рынок [5].

Осенью 1997 г. Министерство культуры Республики Беларусь приступило к разработке проекта государственной национальной программы "Культура". В проект, завершение подготовки которого предварительно намечалось на конец 1998—начало 1999 г., было включено двенадцать разделов, в каждом из которых предусматривалось решение конкретных задач в сфере культуры (укрепление материально-технической базы, подготовка кадров, информатизация учреждений культуры, развитие внешних культурных связей и т. д.). Промежуточное обсуждение проекта состоялось на парламентских слушаниях, проведенных Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 11 июня 1998 г. Однако в силу ряда причин разработка программы неоправданно затянулась, ее статус неоднократно менялся и к моменту публикации статьи она не вступила в силу.

На создание позитивного образа Беларуси на международной арене направлена Государственная программа информационного обеспечения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Ее разработка началась по решению Президиума Совета Министров Республики Беларусь в декабре 1997 г. Министерством иностранных дел совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами. В программе, вступившей в силу в сентябре 1998 г., отмечалось, что выпуск и распространение за рубежом информационных, справочных, а также аналитических материалов о Республике Беларусь не удовлетворяет потребительскому спросу. В документе была подчеркнута необходимость подготовки и издания сборников, брошюр, буклетов, справочников, альбомов, а также производства кино- и видеопродукции на английском, французском, немецком языках. Специальный раздел программы посвящен внедрению новейших информационных технологий, размещению официальной информации о Республике Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.005 с.)