Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы исследования в вп и пп.
Методы исследования в ВП и ПП. 1) организац.: сравнительный (сопоставление различных групп испытуемых), лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного отрезка времени) и комплексный (участие представителей др. наук). 2) эмпирические: м. наблюдения и самонаблюдения, экспериментальные м., психодиагностические м. (тесты, анкеты, вопросники, социометрия, интервью и беседа), анализ процессов и продуктов деятельности (ученических работ разного рода), биографические м. (анализ событий жизненного пути чел-ка, документации, свидетельств). 3) методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, наиболее полно выражают те или иные варианты или явл-ся исключениями) анализы. 4) интерпретационные: генетический (устанавление генетических связей между ур-нем развития.) и структурный (структурных связей между всеми изученными хар-ками личности.) Педагогу для познания детей необходима наблюдательность, должен уметь определять психич. состояние уч-гося. Факторы и движущие силы психич. развития. Псих. развитие – качествен. и количеств. изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур в психике. Бывает: функциональное (в пределах одного возраста), возрастное. Биологическое развитие - развитие, детерминируемое наследственными и врожденными факторами. Рост – пр-с развития, кот.заключается в увеличении размеров, функцион. возможностей. Факторы психич. развития личности - постоянно действующие обстоятельства, кот. имеют существенное и даже определяющее значение в развитии. Факторы: наследственность, среда, активность самого ч-ка, вос-ние и обуч-е. Кризис развития - это следующий осн. механизм развития ребенка, переломный пункт в нормальном течении психич. развития, возникающий на стыке двух возрастов. Это противоречие между возрастающими физическим и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами деятельности. Такое противоречие явл-ся осн. движущей силой развития. ДСР: потребности самого ребенка (биогенные, психофизич., социальн., высшие), его мотивацию (побуждает поведение;направляет и организует его; придает ему личностный смысл и значимость (смыслообразующая мотивация), внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, кот. ставят взрослые в обуч-ии и вос-нии детей. 4. Закон-сти психич. развития. Псих. развитие – качествен. и количеств. изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур в психике. Закон-сти психич. развития – механизмы, кот. определяют, объясняют, описывают психич. развитие, опираясь на кот. можно этим развитием управлять. Бывают: общие (кот. подчиняются все психич. феномены), и частные. 1) Неравномерность (различные психич. функции, свойства и образования имеют свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. носит колебательный характер, заключающейся в неравномерном развертывании наследственной информации; новый возрастн. период знаменуется перестройкой межфункциональных связей — в центр выдвигается другая функция, устанавливаются новые отношения зависимости между остальными функциями). 2) Неустойчивость (развитие всегда проходит через неустойч. периоды, благодаря чему возможна его устойчивость; ярко проявл-ся в кризисах развития) 3) Пластичность (изменения психики под влиянием различных условий, усвоение разнообразного опыта). 4) Сензитивность (повышенная восприимчивость псих. функций к внешн. воздействиям, особенно к воздействию обуч-я и вос-ния). 5) Кумулятивность (включение результата развития на каждой предыдущей стадии в следующую, с опред. его трансформациями.) 6) Дифференциация (отделение друг от друга псих. пр-сов, превращение их в самост. формы или деятельности).7) Интеграция (установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики). 8) Дивергентность (повышение разнообразия в процессе психич. развития) – конвергентность (усиление избирательности). Осн. подходы к изучению псих. развития чел-ка. Биогенетический: опред. фактор принадлежит к наследственности, главное – создание прав. условий. Социогенетический: в поведении чел-ка нет ничего врожденного и каждое его действие - это лишь продукт внешн. стимуляции, зависящий от среды, где он находится. Теория конвергентности двух факторов: биогенетич. + социогенетич. (ведущ. значение – врожд. компоненты). ПР - это не просто проявление врожденных факторов и не простое восприятие внешн. воздействий, а результат конвергенции внутрен. задатков с внешн.и условиями жизни. Главную роль в разворачивании наследственности играет собственная активность ребенка: чем более он активен, чем энергичнее осваивает среду, тем больше условий для разворачивания наследственных факторов. Культурно- историч. теория развития высших психич. функций Выготского. «Всякая функция в культурном развитии ребенка появл-ся на сцену дважды, в двух планах: сперва – соц.м, потом – психологическом, сперва между людьми, потом внутри ребенка. Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности». Два типа ПР: биологическое и историческое (культурное). Образование высших психич. функций (смысл. память, абстракт. мышление), как конечн. результат, благодаря речевому общению людей. Положение о «врастании извне внутрь» (мех-м интерморизации) высших психич. функций, наметило новый путь их объективного изучения и привело к созданию нового метода – экспериментально-генетического. По Выготскому, идея созревания лежит в основе особых периодов повышенного реагирования – сензитивных периодов (периоды, когда разумнее всего начинать и вести обуч-е и вос-ние детей, так как именно в это время будут наилучшим образом формироваться психологич. и поведенческие свойства – развитие памяти, мышления, внимания, волевых качеств и др). Вос-ние – создание условий для развития ч-ка. Психич. развитие ребенка носит опосредованный характер, т.е. ребенок с первых минут своей жизни попадает в новую для него культурную среду и дальше его развитие зависит от усвоения им этих достижений культуры. От рождения чел-к имеет некие врожденные психич. функции- натуральные или низшие (НПФ). К ним относят: все наши рефлексы; непроизвольное внимание; генетическая память; все реакции чел-ка. На основе НПФ «надстраиваются новые этажи» ВПФ (мышление, память, речь, внимание, воображение). НПФ определяются генетически, как высшие («культурные») психич. функции возникают благодаря влиянию общества. Когда высшая психическая функция формируется в процессе обуч-я, совместн. деятельности ребенка со взрослым чел-ком, она находится в «зоне ближайшего развития». Это понятие вводится Л. С. Выготским для обозначения области еще не созревших, а только созревающих психич. процессов. Положение о ведущей роли обуч-я в психическом развитии. Понятие «соц. ситуация развития» — специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и соц. средой. Развитие как постоянное возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастн.и новообразованиями, т. е. качествами или свойствами, кот. не было раньше в готовом виде. Психологическая характеристика обуч-я. Обуч-е -совместн. деят-ть учит-ля и учащ-ся, обеспеч. усвоение знаний и овладение сп-ми приобретения знаний. Особ-ти проц-са обуч-я: соц. обусловлен; целенаправленность; активное взаимод-е учит-ля и уч-ка; не возможен без обратной связи; получ-е рез-тов (прямые и косвенные) Проблемы обуч-я: формализм; вербализм; отход от школы; формир.лени. Совр. теор. обуч. -сист-ма програм-го обуч-я; проблеммное обуч-е; развив-щее обуч-е; Гаперин-теория поэтапнго формир. умствен. дейст-я и понятий(идея интериализации-внешн. влияет на внутр.) Програмное обуч-е. Програмир. обуч-е —Цель концепции заключается в стремлении повысить эффективность управления пр-ссом обуч-я на базе кибернетического подхода. Дидактические принципы програмир. обуч-я: 1) последовательность; 2) доступность; 3) систематичность; 4) самостоятельность. Линейный алгоритм (алгоритм Скиннера) Учебный материал делится на малые части (порции), чтобы уч-каи не нужно было затрачивать много усилий для их овладения; ур-нь трудности каждой порции уч. материала должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить правильность ответов уч-гося на большинство вопросов. Благодаря этому учащийся постоянно получает положительное подкрепление при работе с обучающей программой. —вопросы открытого типа (ввод текста); немедленного подтверждения правильности ответа — после ответа на поставленный вопрос учащийся имеет возможность проверить правильность ответа; если ответ все же окажется неверным, учащийся принимает этот факт к сведению и переходит к следующей порции, как и в случае верного ответа; индивидуализации темпа учения; дифференцированного закрепления знаний — каждое обобщение повторяется в различных контекстах несколько раз и иллюстрируется тщательно подобранными примерами; единообразного хода инструментального учения — не делается никаких попыток дифференцированного подхода в зависимости от спос-стей и наклонностей уч-хся. Разветвлённый алгоритм (алгоритм Кроудера) Путь для каждого уч-гося определяет сама программа в пр-ссе обуч-я, основываясь на ответах уч-хся. Особ-ти: сложность порций поверхностного ур-ня и их упрощение. Если учащийся неспособен справиться с такой подачей материала (что определяется по неправильному ответу), то учащийся переходит к порции более глубокого ур-ня, которая проще; использование закрытых вопросов. Неправильные ответы пересылают уч-ка в порции более глубокого ур-ня; наличие разъяснений по каждому варианту ответа; дифференцированный ход инструментального учения — разные уч-еся пройдут обуч-е различными путями. Адаптивный алгоритм. Обучающая программа поддерживает оптимальный ур-нь трудности изучаемого материала индивидуально для каждого обучаемого, тем самым автоматически адаптируясь к чел-ку. Идеи адаптивного програмир.-Гордон Паск. Психологич. анализ урока. Три плана психологич. анализа урока: 1) психологич. анализ, относящийся к личности уч-гося, фор-нию его научного мировоззрения и нравственности в пр-ссе обуч-я. 2) связь с методическим разбором урока: насколько он соответствует ур-ню подготовки уч-хся и их интеллект.у развитию. 3) анализ коммуникативной деят-ти уч-ка и внутреннего мира самого учителя путем рефлексии. По времени различают три стадии психологич. анализа урока: 1) предваряющую (во время подготовки учителя к уроку); 2) текущую (непосредственно во время урока); 3) ретроспективную (разбор прошедшего урока). Структура учения. Учение - это деят-ть уч-ка с целью усвоения ЗУН. Результат учения – саморазв-е личности и ее совершенствование. Аспекты учения: 1) усвоение знаний о значимых свойствах мира, необходимых для успешной орг-ции каких-либо видов идеальной или физической деят-ти - знания. 2) овладение способами использования усвоения знаний для выбора и контроля приемов и организаций каждому виду деят-ти - умение. 3) овладение приемами и операциями, из кот. складываются все виды деят-ти - это навыки (автоматические умения). 1. Структура учения: -уяснение информации (ощущение и восприятие). -запоминание (память).-применение (решение задач).-контроль (промежуточный и итоговый…)-Оценка (промежуточная и итоговая). 2. Свойства: -время (продолжительность) -напряженность работы -результат работы (ЗУНы и разв-е личности). 3. Факторы: Психологич. и педаг. факторы эффективности пр-сса учения. 1. Внутренние: Познават.; личностные; индивидуально-типологические особ-ти 2. Внешние: содержание учения; средства учения; формы учения; методы учения. Учение как деят-ть включает в себя: мотив - цель - план - предмет - операции - контроль - результат. Существует 2 способа учения как деят-ти: Учебная деят-ть направлена на овладение знанием и умением как на свою прямую цель; Учебная деят-ть по овладению знаний и умений опосредованно осуществляет другие цели, т.е. учебная деят-ть способствует др. деят-ти. Хар-ка педаг. общения. Общение выступает основой педаг. процесса, пронизывает все его этапы. Как процесс оно имеет свою структуру: Моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку (прогностический этап). Орг-ция непосредственного общения с классом (начальный период общения). Управление общением в педаг. процессе. Моделирование общения — это «прокрутка» в мышлении всего процесса общения в уч. или воспит. работе. начальный период общения «коммуникативная атака». Это этап быстрого включения класса и отдельных уч-хся в работу, где идет завоевание учителем инициативы в общении. Учитель выступает инициатором развития, регулир. и управления длительным, систематическим общением. Он стимулирует активность уч-хся, подбирает соответствующие методы воздействия, совершенствует, корректирует ранее смоделированную систему общения, решает ряд педаг. и коммуникативных задач. Существует общеизвестная классификация осн. стилей педаг. общения, согласно кот. различают три вида – авторитарный (общения педагога характеризуется тем, что все решения педагог принимает сам, мнение уч-ков не учитывается), демократический и попустительский (При нем учитель принимает позицию, когда его ничего не интересует, он пускает все на самотек). Псих. хар-ка педаг. оценки. Педагог.оценка – отношение педагога к результату деят.уч-ка, определяемое степенью соответствия достигнутого заданным нормам. Виды оценок. Отсутствие оценки самый худший по своим психологическим последствиям из оценок. Такой способ воздействия не ориентирует чел-ка в результатах его деятельности, дезорганизует поведение и вызывает у него состояние неудовлетворенности. Функции оценок: Ориентирующая функция педаг. оценки выступает как индикатор определ. результатов и ур-ня достижений. Стимулирующая функция педаг. оценки связана с побудительным воздействием на аффективно-волевую сферу личности шк-ка. Воспитательная функция оценки связана с влиянием оценки на фор-ние самооценки уч-хся, на интерес и отношение школьников к предмету. В более общем виде можно выделить три осн. группы оценок:– личностные – когда оценивается продвижение уч-ка по отношению к его среднему ур-ню знаний, навыков, мышления, т. е. ребенок сравнивается сам с собой;– с опоставительные – когда уч-ки сравниваются между собой;– нормативные – когда достижения ребенка оцениваются относительно некой безличной нормы выполнения задания. Педагогическая оценка должна быть эффективна. Под эффективностью педагог. оценки понимает. ее стимулирующая роль в обуч-ии и воспит. детей. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосоверш., к приобр. знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных полож.качеств личности, соц. полезных форм культурного поведения. Внутренняя и внешняя мотивация уч.-воспит. деят-сти. Содержание и особ-ти псих.-педаг. сопроврждения учения школьников. Психолого-педаг.сопровожд. – это система совместн. деят. педагога и психолога, предполагающ. создание соц.-орган-ных, психолого-педагогич.условий, обеспечив. комфортное проживание и творч. развитие кажд.ребенка. от момента его поступления.в школу и до ее окончания. Принципы сопровождения: 1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка (главным приоритетом стан.безусловная ценность внутр. мира каждого уч-ка, его потребностей, целей, и ценностей его развития)2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка(Создание условий для самостоят. творческ. освоения детьми сист. отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов). 3. Принцип приоритета личностн. развития, (обуч-е выступ-т не как самоцель, а как средство развития личности каждого реб.). Сопровождение рассматр.ся как процесс, как целостная деят.учителя и психолога, в рамках кот. могут быть выделены два компонента: 1. Систематическое отслеживание психолого-педаг. статуса ребенка и динамики его развития в процессе школьн. обуч.при помощи психолого-педаг-ой диагностики. 2. Создание соц.-псих-ких условий для развития личности учащ., их успешного обуч-я и вос-ния. Осн. направления деят-ости: 1: Психолого-педагогическая диагностика;2: Психолого-педаг-ая коррекционная и развив.работа; 3: Консультирование и просвещение родителей.
Методы исследования в ВП и ПП. 1) организац.: сравнительный (сопоставление различных групп испытуемых), лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного отрезка времени) и комплексный (участие представителей др. наук). 2) эмпирические: м. наблюдения и самонаблюдения, экспериментальные м., психодиагностические м. (тесты, анкеты, вопросники, социометрия, интервью и беседа), анализ процессов и продуктов деятельности (ученических работ разного рода), биографические м. (анализ событий жизненного пути чел-ка, документации, свидетельств). 3) методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, наиболее полно выражают те или иные варианты или явл-ся исключениями) анализы. 4) интерпретационные: генетический (устанавление генетических связей между ур-нем развития.) и структурный (структурных связей между всеми изученными хар-ками личности.) Педагогу для познания детей необходима наблюдательность, должен уметь определять психич. состояние уч-гося.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.12.95 (0.014 с.) |