ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоговой работы для выпускников начальной школы по окружающему миру (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)



ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Комплект 1

(оценка индивидуальных достижений обучающихся)

Кодификатор

планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по окружающему миру для проведения процедур оценки качества начального образования (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)

Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Обществознание. Естествознание» разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.) и с учетом Планируемых результатов начального общего образования по предмету «Окружающий мир»[1] и Примерной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир»[2].

В первую часть кодификатора включены операционализированный список умений для планируемых результатов блока «Выпускник научится», так как планируемые результаты блока «Выпускник получит возможность научиться» в соответствии с положениями ФГОС не подлежат персонифицированной оценке.

Во вторую часть кодификатора не включены элементы содержания, выделенные в Примерной программе курсивом, в связи с тем, что данное содержание подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу.


Раздел 1. Перечень планируемый результатов и умений, характеризующих их достижение, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету «Окружающий мир»

 

В первом столбце указан код планируемого результата в соответствии с содержательным разделом («Человек и природа» и «Человек и общество»), к которому он относится. Во втором столбце приводится код опрерационализированного умения, для которого создаются проверочные задания.

 

  КОД Проверяемые умения
1. РАЗдел «Человек и природа»
1.1 Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы
  1.1.1 соотносить изученные природные объекты и явления с их описаниями или характерными свойствами
  1.1.2 различать изученные объекты и явления живой и неживой природы по рисункам, фотографиям или схемам
  1.1.3 узнавать изученные объекты и явления в ходе непосредственных наблюдений в окружающей природе или в составе коллекций и гербариев на занятиях в классе
  1.1.4 различать характерные свойства изученных объектов и явлений живой и неживой природы по их названию
  1.1.5 приводить примеры изученных объектов и явлений и их характерных свойств
1.2 Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки
  1.2.1 выделять основные существенные признаки изученных объектов и явлений живой и неживой природы
  1.2.2 описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы
1.3 Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы
  1.3.1 сравнивать объекты на основе внешних признаков или известных характерных свойств
  1.3.2 проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств
1.4 Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов
  1.4.1 использовать простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы при проведении наблюдений и опытов
  1.4.2 различать в описании наблюдения или опыта его цель (проверяемое предположение), ход наблюдения или опыта и выводы
  1.4.3 проводить несложные наблюдения и опыты, следуя инструкции и правилам техники безопасности
1.5 Использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний
  1.5.1 использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, для объяснений
  1.5.2 создавать на основании текста небольшие устные и письменные высказывания на заданную тему, по заданному вопросу
1.6 Использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации
  1.6.1 выбирать тип справочного издания в соответствии с информационным запросом
  1.6.2 использовать справочные издания для поиска информации
1.7 Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов
  1.7.1 находить информацию на глобусе, карте или плане, используя условные обозначения
  1.7.2 использовать глобус, карту или план при выполнении учебных заданий (для объяснения явлений или выявления свойств объектов)
1.8 Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе
  1.8.1 обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе
  1.8.2 использовать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе для объяснения бережного отношения к природе
1.9 Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека
  1.9.1 находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу
  1.9.2 определять характер взаимоотношений человека с природой
1.10 Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья
  1.10.1 понимать необходимость здорового образа жизни
  1.10.2 понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения
  1.10.3 использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья
2. РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»
2.1 Различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город
  2.1.1 узнавать флаг и герб Российской Федерации
  2.1.2 называть столицу России
  2.1.3 узнавать (приводить примеры) достопримечательности столицы и родного края
  2.1.4 находить на карте Российскую Федерацию, Москву, свой регион и его главный город
2.2 Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»
  2.2.1 различать прошлое, настоящее и будущее
  2.2.2 соотносить основные (изученные) исторические события с датами
  2.2.3 соотносить конкретную дату исторического события с веком
  2.2.4 находить место изученных событий на «ленте времени»
2.3 Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов
  2.3.1 находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков, с использованием дополнительных источников информации
  2.3.2 различать реальные исторические факты и вымысел на основе имеющихся знаний
2.4 Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.)
  2.4.1 оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.)
2.5 Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний
  2.5.1 выбирать для поиска информации книгу, определяя примерное содержание по ее названию или оглавлению
  2.5.2 использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и обществе с целью извлечения познавательной информации; для ответов на вопросы, объяснений
  2.5.3 использовать различные справочные издания и детскую литературу для создания собственных устных или письменных высказываний о человеке и обществе
2.6 Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих
  2.6.1 Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих

Раздел 2. Перечень элементов содержания, проверяемых в рамках процедуры оценки индивидуальных достижений обучающихся по предмету «Окружающий мир»

 

  КОД Элементы содержания
    1. Человек и природа
1.1   Природа неживая и живая
  1.1.1 Природные объекты и предметы, созданные человеком.
  1.1.2 Объекты живой и неживой природы
  1.1.3 Примеры явлений природы
1.2   Вещества
  1.2.1 Разнообразие веществ
  1.2.2 Твёрдые тела, жидкости, газы
1.3   Земля – планета солнечной системы
  1.3.1 Звёзды и планеты
  1.3.2 Форма и размеры Земли. Глобус как модель Земли.
  1.3.3 Географическая карта и план.
  1.3.4 Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.
  1.3.5 Ориентирование на местности. Компас.
1.4   Времена года
  1.4.1 Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
  1.4.2 Времена года, их особенности
1.5   Погода и ее составляющие
  1.5.1 температура воздуха, облачность, осадки, ветер
  1.5.2 Наблюдение за погодой своего края
1.6   Формы земной поверхности
  1.6.1 Равнины, горы, холмы, овраги (обозначение равнин и гор на карте)
  1.6.2 Особенности поверхности родного края
1.7   Водоёмы, их разнообразие
  1.7.1 Океан, море, река, озеро, пруд
  1.7.2 Водоёмы родного края
1.8   Воздух
  1.8.1 Воздух – смесь газов. Свойства воздуха.
  1.8.2 Значение воздуха для растений, животных, человека.
1.9   Вода
  1.9.1 Свойства воды.
  1.9.2 Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
  1.9.3 Круговорот воды в природе.
1.10   Полезные ископаемые,
  1.10.1 Значение полезных ископаемых
  1.10.2 Полезные ископаемые родного края
1.11   Почва
  1.11.1 Состав почвы
  1.11.2 Значение почвы
1.12   Растения
  1.12.1 Разнообразие растений
  1.12.2 части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя)
  1.12.3 Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
  1.12.4 Деревья, кустарники, травы.
  1.12.5 Дикорастущие и культурные растения.
  1.12.6 Роль растений в природе и жизни людей
  1.12.7 Растения родного края
1.13   Грибы
  1.13.1 съедобные и ядовитые грибы
  1.13.2 Правила сбора грибов
1.14   Животные
  1.14.1 Животные, их разнообразие.
  1.14.2 Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).
  1.14.3 Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.
  1.14.4 Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).
  1.14.5 Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери).
  1.14.6 Дикие и домашние животные.
  1.14.7 Роль животных в природе и жизни людей
  1.14.8 Животные родного края
1.15   Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы
1.16   Природные зоны
  1.16.1 Природные зоны России
  1.16.2 климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы
1.17   Человек – часть природы.
  1.17.1 Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
  1.17.2 Охрана природных богатств
  1.17.3 Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.
  1.17.4 Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
1.18   Тело человека
  1.18.1 Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.
  1.18.2 Гигиена систем органов.
  1.18.3 Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
  1.18.4 Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
    2. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
2.1   Человек – член общества
  2.1.1 Семья. Родословная
  2.1.2 Взаимоотношения со сверстниками
  2.1.3 Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
2.2   Наша Родина – Россия, Российская Федерация
  2.2.1 Государственная символика России
  2.2.2 Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
  2.2.3 Президент Российской Федерации – глава государства.
  2.2.4 Государственные праздники
  2.2.5 Россия на карте, государственная граница России.
  2.2.6 Москва – столица России.
  2.2.7 Города России. Главный город родного края
  2.2.8 Россия – многонациональная страна.
  2.2.9 Моя родина. Родной край
2.3   Страницы истории Отечества
  2.3.1 Счет лет с истории.
  2.3.2 Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.
  2.3.3 Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена.
  2.3.4 Охрана памятников истории и культуры.
  2.3.5 Страны и народы мира
    3. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ
3.1   Здоровый образ жизни
  3.1.1 Ценность здоровья и здорового образа жизни
  3.1.2 Режим дня. Личная гигиена. Физическая культура
3.2   Правила оказания первой помощи
  3.2.1 Первая помощь при лёгких травмах
3.3   Правила безопасного поведения
  3.3.1 Номера телефонов экстренной помощи
  3.3.2 Правила безопасного поведения на дорогах
  3.3.3 Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
  3.3.4 Правила безопасного поведения в природе.

Спецификация

Назначение КИМ

Итоговая работа предназначена для проведения процедуры оценки качества достижения выпускниками начальной школы планируемых результатов обучения по предметной области «Обществознание. Естествознание. (Окружающий мир)». При этом оценивается две категории:

· индивидуальная общеобразовательная подготовка по предмету «Окружающий мир» учащихся, оканчивающих начальную школу;

· качество освоения требований к результатам обучения ФГОС начального общего образования по предмету «Окружающий мир» для всейсовокупности учащихся, участвующих в данной процедуре.

Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание и структура итоговой работы по предметной области «Обществознание. Естествознание» разработаны на основе следующих документов:

1) Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения);

2) Планируемые результаты начального общего образования по предмету «Окружающий мир» (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – 1, 2, 3 изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 120 с.;

3) Примерная программа начального общего образования по предмету «Окружающий мир» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2, 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010, 2011. – 204 с.);

4) Оценка достижения планируемых результатов. Начальная школа. Часть 2 (Окружающий мир); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – 1, 2, 3 изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 96 с.

 

Структура КИМ

На основании документов, перечисленных в п. 2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Обществоведение. Естествознание (Окружающий мир)» для проведения процедур оценки качества начального образования (проведения оценки индивидуальных достижений обучающихся).

Первая часть кодификатора содержит операционализированный перечень планируемых результатов освоения основной образовательной программы по предмету «Окружающий мир». В кодификатор на основании целей, стоящих перед данной работой, включены лишь те планируемые результаты, которые относятся к блоку «Выпускник научится» и являются основанием для проведения индивидуальной оценки уровня подготовки выпускников за курс начальной школы.

Вторая часть представляет собой перечень проверяемых элементов содержания, который разработан на основе примерной программы для начального общего образования по предмету «Окружающий мир». В содержании курса в соответствии с примерной программой выделено три раздела «Человек и природа», «Человек и общество» и «Правила безопасной жизни». В каждом из разделов определены темы, а для каждой темы указаны элементы содержания, которые могут быть проверены в рамках проведения индивидуальной оценки учебных достижений школьников. В раздел 2 кодификатора не включены содержательные элементы, выделенные в примерной программе курсивом, как не подлежащие персонифицированной оценке на момент окончания начальной школы.

Исходя из необходимости диагностики всего спектра планируемых результатов раздела «Выпускник научится» целесообразно данную работу строить из серии равноценных по сложности, но различных по структуре проверяемых планируемых результатов вариантов. Серия вариантов для такой работы должна удовлетворять следующим условиям:

1. Все варианты должны быть равноценны по сложности для обеспечения равных возможностей при получении учащимися индивидуальной оценки.

2. Каждый из вариантов должен удовлетворять требованиям к построению итоговой работы для выпускников начальной школы по предмету «Окружающий мир».

3. Серия вариантов должна обеспечивать проверку всех планируемых результатов, представленных в разделе 1 кодификатора.

4. Серия вариантов должна обеспечить проверку каждого планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровнях сложности.

5. Серия вариантов должна обеспечивать валидность измерения по контролируемым элементам содержания, представленным в разделе 2 кодификатора.

 

Каждый вариант конструируется таким образом, чтобы обеспечить проверку не менее половины планируемых результатов и контроль не менее половины содержательных тем курса «Окружающий мир» (см. раздел 2 кодификатора).

 

Предмет «Окружающий мир» может изучаться на основании различных соотношений объемов учебного времени для разделов «Человек и природа» и «Человек и общество». Все демонстрационные материалы (планы серии вариантов и демонстрационный вариант) предложены исходя из приоритетного изучения естественнонаучной части курса «Окружающий мир».

Работа может состоять из заданий различных типов. Целесообразность использования тех или иных типов заданий определяется проверяемым содержанием. При этом структура варианта строится исходя из перечня планируемых результатов. Задания базового и повышенного уровня сложности располагаются исходя из их принадлежности к проверке того или иного планируемого результата.

 

В данном проекте предлагается серия из четырех вариантов, удовлетворяющая перечисленным выше требованиям. При этом каждый вариант состоит из 20 заданий, среди которых 14 заданий базового уровня и 6 заданий повышенного уровня сложности.

Таблица 1

Распределение заданий по проверяемым планируемым результатам

 

Код проверяемых планируемых результатов[3] Число заданий в демонстрационном варианте Код проверяемых планируемых результатов[4] Число заданий в демонстрационном варианте
1.1 1.9
1.2 1.10
1.3 2.1
1.4 2.2
1.5 2.3
1.6 2.4
1.7 2.5 -
1.8 2.6
Итого: 20 заданий

 

Общее количество заданий в серии вариантов по каждой из тем приблизительно пропорционально ее содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данной темы в школьном курсе окружающего мира.

Для конкретного образовательного учреждения отбор содержания заданий (проверяемые элементы в соответствии с разделом 2 кодификатора) может осуществляться в соответствии с тем учебно-методическим комплектом, по которому велось обучение. Кроме того, материал курса имеет региональные особенности, так как базируется, в первую очередь, на изучении природы и культуры родного края. Поэтому при использовании предлагаемых ниже планов вариантов следует учитывать эти особенности: например, заменять содержательные элементы заданий на те, которые непосредственно изучались школьниками данного класса.

Серия вариантов данного проекта сконструирована на основании тематического планирования, в котором большая часть часов отводится на раздел «Человек и природа». В таблице 2 приведено примерное распределение заданий по основным разделам курса окружающего мира в случае использования данного варианта тематического планирования.


Таблица 2

Таблица 3

По окружающему миру

(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)

 

Демонстрационный вариант разработан для оценки овладения выпускниками начальной школы планируемыми результатами обучения по предмету «Окружающий мир». Подходы к разработке содержания и структуры данного варианта представлены в спецификации работы.

При ознакомлении с демонстрационным вариантом следует иметь в виду, что включенные в него задания не отражают всех планируемых результатов, достижение которых будет проверяться с помощью всей серии КИМ. Полный перечень элементов, которые могут контролироваться, приведен в кодификаторе, определяющем в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Обществоведение. Естествознание (Окружающий мир)». Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность составить представление о структуре КИМ, количестве заданий, их форму и уровне сложности.

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать один ответ из четырех предложенных. Обведи цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.

В некоторых заданиях потребуется выбрать несколько верных ответов. Внимательно читай текст заданий.

В работе будут задания, ответ на которые необходимо записать в указанном месте.

Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь еще раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который ты считаешь верным.

Желаем успеха!

 


На выполнение работы отводится 1 урок.

1.На каком из рисунков указан герб Российской Федерации?

1) 2) 3) 4)
Прочитай текст и выполни задания №2-№5

 

У супругов Дарьи Владимировны и Валерия Григорьевича двое детей школьного возраста: старший сын Антон и дочь Наташа. Вся семья живет в Москве. Ребята каждую неделю навещают своих бабушку и дедушку, которые живут на соседней улице. А Валерий Григорьевич всегда помогает родителям с покупками. Папа и Толя любят по выходным ездить на рыбалку. Наташа занимается теннисом, а мама увлекается вышиванием. В семье хранится медаль, которую его предок по отцовской линии получил за храбрость в сражениях Отечественной войны 1812 г. В этой войне народ России одержал победу над вторгшейся на её территорию французской армией Наполеона Бонапарта.

2.Выбери верное утверждение о семье Толи и Наташи.

1) У всех членов семьи одни и те же увлечения.

2) Вся семья много времени проводит на рыбалке.

3) Наташа ходит в школу, а Толя уже студент.

4) Младшие члены семьи заботятся о старших.

3.Укажи век, к которому относятся события войны России с армией Наполеона Бонапарта.

1) XXI век 2) XIX век 3) XVII век 4) XVIII век


 

4.Кем является отец Антона по отношению к людям, воевавшим в годы войны с армией Наполеона? Обведи номер ответа.

1) Участником событий, приведших к победе над армией Наполеона.

2) Очевидцем героических подвигов русского народа в годы войны 1812 г.

3) Соратником воинов, победивших в сражениях с армией Наполеона.

4) Потомком одного из героев Отечественной войны 1812 г.

 

5.Какие из указанных ниже достопримечательностей могут показать друзьям в своем городе? Обведи всеверные ответы.

А. Медный всадник Б. Большой театр
В. Царь-колокол Г. Дворцовая площадь

 

6.Выбери правило, которое необходимо соблюдать пешеходам для безопасного движения по улице.

1) Быстро перебегать улицу возле знака
2) Переходить проезжую часть возле знака
3) Останавливаться на отдых в местах, обозначенных знаком
4) Двигаться по проезжей части по знаку
           

7.Одни животные проводят время в спячке. Другие, сменив шерсть на более светлую, питаются сделанными заранее запасами. Эти явления характерны для

1) птиц зимой

2) насекомых осенью

3) зверей зимой

4) рыб осенью

8.Выбери из приведенного ниже списка слов и словосочетаний те, которые обозначают явления природы. Обведи всеверные ответы.

А. тушение пожара

Б. извержение вулкана

В. изготовление асфальта

Г. землетрясение

Д. подножие холма

Е. выпадение дождя

 

9.В лесу на пне Костя обнаружил съедобные грибы и сфотографировал. Какие грибы изображены на фотографии? 1) Опята 2) Подосиновики 3) Подберезовики 4) Маслята

10.Какое полезное ископаемое представляет собой маслянистую жидкость почти черного цвета, которую добывают при помощи буровых установок?

Запиши ответ: _______________________________________________


 

11.Весной по берегам прудов и болот можно часто увидеть яркие желтые цветы калужницы болотной. Ниже приведен перечень свойств этого растения. Выбери из них те, которые относятся к внешнему видукалужницы. Обведи буквы всех верных утверждений. А. Цветки калужницы яркого желтого цвета. Б. Цветет калужница обычно в мае. В. Калужницы ядовиты для домашних животных. Г. Листья калужницы по форме напоминающие сердечко. Д. Растет калужница по берегам рек и озер. Е. Калужница – многолетнее растение.

 

12.Перед тобой названия пяти животных:

15.

Прочитай текст и вставь вместо пропусков номера нужных слов
из приведенного ниже списка

Пустыни

В пустынях нашей страны уже в апреле начинается лето, которое длится почти до ноября. Обычно в пустынях всюду много песка. Он образует холмы, которые здесь называют ______. Растения в пустыне растут поодиночке или небольшими группами среди песков и растрескавшейся глины. Это верблюжья колючка, песчаная осока, различные полыни. Привычных нам деревьев в пустыне нет. Лишь местами растет невысокое дерево с извилистым стволом – ______.

Животный мир пустынь небогат. Многие животные днем спят в норах, а активны ночью или на лето залегают в спячку. В пустынях встречается много пресмыкающихся – ______ и ядовитых змей. Живут здесь ______, которые питаются растительной пищей, а на день забираются в норы.

1. саксаул 2. бересклет 3. фьорды 4. бархан 5. тушканчик 6. верблюд 7. ящерица 8. лягушка

16.Если ты захочешь побольше узнать об обитающих в пустынях змеях, то какую из книг ты выберешь в библиотеке?

1) Атлас «Достопримечательности пустыни Сахара»

2) Роман «Жизнь в ледяной пустыне»

3) Энциклопедия «Пресмыкающиеся степей и пустынь»

4) Энциклопедия «Мир зверей степей и пустынь»


17.Запиши название океана, обозначенного на рисунке стрелкой.

 

Ответ: _______________________________________________

 

 

18.Известно, что вода может находиться в разных состояниях: жидком, твердом и газообразном. На схеме показаны некоторые превращения воды.

       
   
 
 

 


Используя схему, определи, к каким процессам относятся описанные процессы изменения состояния воды. Соедини стрелками процесс с его названием.

 

ПРОЦЕСС ЕГО НАЗВАНИЕ
А. Ранним летним утром на листьях растений появляются капельки росы, которые образуются из содержащегося в воздухе водяного пара. Плавление     Испарение     Отвердевание     Конденсация
Б. Под лучами апрельского солнца с сосулек на крыше дома капает вода.

 

 

  19.В доме отдыха на берегу озера людям сильно досаждали комары. Администрация дома отдыха приобрела специальное устройство для уничтожения комаров. И вскоре комары исчезли. Однако затем у озера стало обитать заметно меньше лягушек. Объясни, почему это произошло.
  Ответ:

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.03 с.)