Показатели статистики материальных оборотнысредств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели статистики материальных оборотнысредств



Показатель обеспеченности производственными запасами характеризует наличие материальных оборотных средств у предприятия: Кобесп=производственные запасы ресурса на дату /среднесуточная потребность ресурса

Для характеристики использования материальных оборотных средств используются следующие статистические показатели:

1 ) коэффициент оборачиваемости=РП /Оср.

где РП – выручка от реализации продукции за период;

– средний остаток материальных оборотных средств: Оср.=(Ок+Он) /2

Данный коэффициент характеризует число оборотов оборотных средств за рассматриваемый период, т. е. он показывает сколько раз стоимость оборотных средств, равная их среднему остатку, оборачивалась и возвращалась в денежной форме в течение данного периода времени;

2) коэффициент закрепления материальных оборотных средств: Кзакрепл=Оср. /РП

где РП – выручка от реализации продукции за период;

– средний остаток материальных оборотных средств.

Данный коэффициент характеризует средний остаток оборотного капитала, приходящийся на один рубль выручки от реализации в данном периоде;

3) показатель средней продолжительности одного оборота в днях – время, в течение которого совершается кругооборот средств: С=Д/Кобор=(Д*Оср.) /РП

где Д – число дней в периоде.

Данный показатель характеризует, сколько дней занимает один полный оборот материальных оборотных средств. Он используется для сравнения скорости обращения материальных оборотных средств за периоды различной продолжительности;

4) показатель суммы средств, высвобожденных из оборота в результате ускорения оборачиваемости материальных оборотных средств:

В=О1ср.-(РП1*С0) /Д

где РП1 – объем реализации продукции в отчетном периоде;

?О1 – средний остаток оборотных средств в отчетном периоде;

С0 – продолжительность одного оборота средств в базисном периоде, дней;

Д – принятая в расчет продолжительность периода, за который производятся вычисления, равная 30, 90 или 360 дням;

5) показатель материалоемкости продукции, который рассчитывается как отношение стоимости текущих материальных затрат без амортизации к стоимости произведенной продукции;

6) показатели расхода важнейших видов материальных ресурсов в натуральном выражении в расчете на единицу продукции;

7) показатели удельного расхода конкретного вида сырья или материала в натуральном выражении в расчете на единицу продукции в натуральном выражении:

m=М/q, где М – общий расход сырья или материала в натуральном выражении;

q – количество произведенной продукции в натуральном выражении.

№47. Показатели статистики рынка товаров и услуг. Товарооборот, статистическое изучение его объема и динамики. Товарные запасы. Скорость товарного обращения. Обеспеченность товарными запасами.

Под товарооборотом понимается объем продаж товаров в стоимостном выражении во всех звеньях в процессе их экономического движения от производителя к конечному потребителю.

Выделяют следующие направления статистического изучения товарооборота:

1) оценка результатов деятельности торговой фирмы товарооборот используется как показатель выручки от реализации товаров;

2) в статистике уровня жизни товарооборот используется для анализа размера денежных расходов населения на приобретение товаров и для оценки уровня индивидуального потребления;

3) при расчете ВВП по направлениям конечного использования в макроэкономической статистике товарооборот является базой при определении расходов домашних хозяйств на конечное потребление.

Структура товарооборота изучается по нескольким направлениям:

1) по натурально-вещественному составу (по товарным группам);

2) по экономическому назначению реализуемых товаров (товарооборот средств производства, товаров конечного потребления, объем закупок сельскохозяйственной продукции);

3) по формам собственности;

4) по территориальной составляющей.

Выделяют следующие категории товарооборота:

1) оптовый – объем продаж товаров крупными партиями производителями и торговыми посредниками другим торговым посредникам для последующей их перепродажи, а также массовым потребителям;

2) розничный – сумма продаж товаров населению за наличный расчет через различные каналы реализации;

3) валовой – сумма всех продаж товаров за определенный период времени на пути их движения от производителя к потребителю. Он равен сумме оптового и розничного товарооборота;

4) чистый – сумма конечных продаж, в результате которых товар уходит за пределы сферы товарного обращения региона или фирмы. Он равен сумме розничного товарооборота и оптовых продаж массовым покупателям и торговым посредникам.

Объем товарооборота рассчитывается по формуле:

S=?pq,

где р – цены товаров;

q – количество проданных товаров.

Динамика товарооборота изучается с помощью индексного метода.

Общий индекс товарооборота определяется по формуле:

где p1, p0 – цены на товары в отчетном и базисном периодах;

q1, q0 – количество проданного товара в отчетном и базисном периодах.

Данный индекс характеризует изменение стоимости совокупности проданных товаров в среднем в одном периоде по сравнению с другим.

Общий индекс физического объема товарооборота определяется по формуле:

где р – сопоставимые цены товаров.

Данный индекс характеризует влияние изменения объема продажи товаров на динамику товарооборота.

Общий индекс товарооборота связан с общим индексом цен:

где IрП – общий индекс цен по Пааше.

Данный индекс отражает влияние изменения цен на динамику товарооборота, т. е. показывает, на сколько в среднем повысились цены по совокупности товаров.

Взаимосвязь между общим индексом товарооборота, общим индексом физического объема товарооборота и индексом цен выражается равенством:

IS = Iq? IрП.

Товарными запасами называется масса товаров, которые находятся на складах производства и в сфере товарного обращения с момента поступления их из производства до момента реализации.

Товарные запасы в сфере товарного обращения называются товарными остатками.

Товарные запасы представляют собой основную часть оборотных средств торговли. Они оказывают значительное влияние на коммерческие результаты рыночной деятельности.

Товарные запасы классифицируются по ряду социально-экономических и торгово-организационных признаков.

В зависимости от регулярности обновления товарной массы выделяют:

1) товарные запасы нормального или текущего хранения, обеспечивающие повседневные потребности торговли;

2) товарные запасы сезонного хранения, создаваемые для организаций торговли по сезонам года;

3) товарные запасы периодически возобновляемые (резервы государства, стратегические запасы);

4) товарные запасы долгосрочного завоза, образуемые в труднодоступных регионах для организации торговли на протяжении всего периода между моментами завоза товаров в регион.

По признаку соответствия нормативу выделяют товарные запасы:

1) товарные запасы, соответствующие нормативу;

2) товарные запасы, не соответствующие нормативу, что приводит к перебоям в работе торговли.

В зависимости от спроса выделяют:

1) товарные запасы, пользующиеся спросом;

2) товарные запасы, неходовые и залежалые.

В зависимости от местонахождения товаров выделяют:

1) товарные запасы в сфере производства;

2) товары в пути;

3) товарные запасы в оптовой торговле;

4) товарные запасы в розничной торговле.

К основным задачам статистики товарных запасов относятся:

1) изучение размера и состава товарных запасов по различным признакам;

2) изучение объема, уровня и структуры товарных запасов;

3) изучение обеспеченности товарооборота товарными запасами;

4) анализ состояния и динамики товарных запасов.

Показатели объема товарных запасов (в натуральном и стоимостном выражении) могут быть рассчитаны как в целом, так и по предприятиям, фирмам, регионам:

1) резервный или страховой объем товарных запасов;

2) минимально допустимый объем товарных запасов;

3) максимальный объем товарных запасов.

К основным показателям статистики товарных запасов относятся:

1) показатель средних товарных запасов за месяц:

где ЗН, ЗК – запасы на начало и конец месяца;

2) показатель средних товарных запасов за период времени более месяца:

где n – число дат или уровней;

3) показатель запасоемкости:

где З – запасы на конец периода (или на начало следующего периода);

Т – товарооборот этого периода (или предыдущего периода).

Показатель запасоемкости показывает, сколько товарных запасов в денежном выражении приходится на единицу товарооборота;

4) показатель обеспеченности товарооборота товарными запасами:

где З – товарные запасы по видам на конец периода (или на начало следующего периода);

t – однодневный товарооборот данного (предшествующего) периода.

Показатель обеспеченности товарооборота товарными запасами характеризует число дней торговли, на которые хватит товарных запасов до момента их полного истощения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.023 с.)