Охарактеризуйте современные проблемы теории и практики МТ в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охарактеризуйте современные проблемы теории и практики МТ в РФ



Охарактеризуйте современные проблемы теории и практики МТ в РФ

Теория и прак-а м-та пост-но развив-ся. Этот процесс непрер-ен, т.к. меняются цели, страт-я и способы организ-и, накапл-тся опыт деят-ти. В отличие от западного мира, российский опыт менеджмента современного периода имеет короткий, порядка 20 лет, опыт управления в условиях рыночной экономики. Этот опыт основан на творческой переработке и синтезе зарубежного опыта с учетом особенностей российской ментальности и структуры экономики. Поскольку экономические законы, в отличие от законов природы, зависят от человеческой воли, от выбора, вследствие неопределенных будущих ожиданий, развития социума, особенно в условиях современного кризиса, то проблемы управления, принятия правильных решений имеют особенную роль. Российские неуспехи и успехи в социально-экономическом развитии последних двух десятилетий связаны не только с ценой на нефть на мировом рынке, с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), но и с оценкой менеджмента, особенно на уровне высшего звена. В настоящее время важно не «слепое» копирование зарубежного опыта, а творческая переработка и учет специфики позиций современной России, а также учет особенностей российской истории предпринимательства. Это важно для анализа современного состояния и проблем развития менеджмента.

Проблем МТа множество, рассмотрим некоторые из них. В первую очередь, хочется отметить тот факт, что на многих росс предпр-ях наблюдается неэффект-ая система упр-ия п\п, связ-ая с: отсут-ием стратегии или выб-ом несоответ-щей д/деят-ти п\п цели и миссии; недостат-ым знанием конъюн-ры рынка; низким ур-нем квалиф-ции менед-ров и персонала (причиной на многих п-п, как и на моей базе практики (филиал ООО «Газпром трансгаз НН»-Моркинское ЛПУМГ) явл-ся отсутствие возмож-ти повыш-я квалиф-и и продв-я по карьерной лестн-е), отсут-ем мотив-и работников или слабой мотивацией (кот. отражает лишь матер-ное стимул-е, а нематер-ое стимул-е важное и эффек-ое остается в стороне); падением престижа рабочих и инженерно-технич профессий; неэффек-ть yпp-ия издержками произ-ва и др.

Также немаловажной проблемой является необходимость безотлагательного обновления и реализации потенциала человеческих ресурсов. Чтобы появился какой-то сдвиг, критическая масса "рыночников" должна составить, по оценкам, не менее 25% управленцев. Вот почему так актуальны сейчас вопросы образования и обучения. Причем именно обучения и переподготовки, а не повышения квалификации. Ситуация осложняется тем, что ранее существовавшая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации разрушена, а новая еще не создана, хотя автономно функционируют отдельные элементы прежней системы.

Кроме того, необходимо обратить внимание на очень быстрые изменения в среде бизнеса, которые требуют новых взглядов на организацию, новых принципов ее построения и новых подходов к управлению. Для управления современной организацией необходимы данные о неосязаемых активах, механизмы по формированию их структуры, по их оценке и контролю за ними, а также методы управления организацией, позволяющие увязать стратегические цели организации с оперативными задачами, существующими бизнес-процессами и конкретными людьми внутри организации (системный подход).

В действительности проблем множество, и каждая из них имеет свои причины существования, возможные способы и методы решения. Именно поэтому наверное сейчас стало распространенным такое понятие как «менеджер».

Что явилось объективной причиной возникновения науки управления? Охарактеризуйте основные этапы эволюции науки МТа.

Процесс развития науки об управлении не является плавным и безболезненным, лишенным внутренних противоречий. Среди главных причин данного явления следует отметить то, что на протяжении столетий коммерческая деятельность как таковая не пользовалась уважением. Хотя организации, требующие управления (прежде всего коммерческие), возникли очень давно, предпринимательская деятельность рассматривалась как унизительное занятие. Другая важная причина состоит в том, что экономические и социальные науки, которые в наибольшей мере могли бы содействовать возникновению теории управления, изучали в основном неуправленческие аспекты деятельности предприятий и общественной организации в целом

Сама наука управления возникла при переходе на новый виток промыш развития, появ массовое произ-во и сбыт, ориентация на рынки большой емкости, воз-ие корпораций.

Школу научного управления (1885-1920) чаще всего связывают с работами Ф. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта.

Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Они внесли существенный вклад в теорию и практику управления:

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи. 2. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности. 3. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.

Административный управленческий подход (1920-1950) был направлен на совершенствование управления организацией в целом. Один из наиболее видных представителей административного подхода Анри Файоль (1841-1925) рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование, организация, распорядительство, координирование и контроль. Кроме того, он сформулировал четырнадцать управленческих принципов, которые широко используются в современной теории и практике управления. По существу Файоль создал основы общей теории управления.Среди основных достижений классической школы управления следует признать:

1. Развитие принципов управления.2. Описание функций управления. 3. Систематизированный подход к управлению всей организацией.

В 1930-1950 г. активно развивается новая школа теории управления – доктрина “человеческих отношений”. (Мэйо, Маслоу).

Развитие таких поведенческих наук, как психология и социология, сделали изучение поведения на рабочем месте строго научным. Среди наиболее видных представителей поведенческого (бихевиористского) направления (с 1950г. по настоящее время) следует назвать таких ученых как А. Арджирс, Р. Лайкерт, Дж. МакГрегор, Ф. Герцберг.

Основными достижениями школы человеческих отношений и школы поведенческих наук принято считать:

1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работой и производительности.

Формирование школы науки управления (с 1950 г. и по настоящее время) связано с возникновением кибернетики и исследований операций. На основе моделей осуществляться решение таких управленческих проблем как распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития и т.д. Вкладом школы науки управления в теорию и практику управления является:

1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.

2. Развитие количественных методов, помогающим руководителям принимать решения в сложных ситуациях.

Охарактеризуйте современные проблемы теории и практики МТ в РФ

Теория и прак-а м-та пост-но развив-ся. Этот процесс непрер-ен, т.к. меняются цели, страт-я и способы организ-и, накапл-тся опыт деят-ти. В отличие от западного мира, российский опыт менеджмента современного периода имеет короткий, порядка 20 лет, опыт управления в условиях рыночной экономики. Этот опыт основан на творческой переработке и синтезе зарубежного опыта с учетом особенностей российской ментальности и структуры экономики. Поскольку экономические законы, в отличие от законов природы, зависят от человеческой воли, от выбора, вследствие неопределенных будущих ожиданий, развития социума, особенно в условиях современного кризиса, то проблемы управления, принятия правильных решений имеют особенную роль. Российские неуспехи и успехи в социально-экономическом развитии последних двух десятилетий связаны не только с ценой на нефть на мировом рынке, с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), но и с оценкой менеджмента, особенно на уровне высшего звена. В настоящее время важно не «слепое» копирование зарубежного опыта, а творческая переработка и учет специфики позиций современной России, а также учет особенностей российской истории предпринимательства. Это важно для анализа современного состояния и проблем развития менеджмента.

Проблем МТа множество, рассмотрим некоторые из них. В первую очередь, хочется отметить тот факт, что на многих росс предпр-ях наблюдается неэффект-ая система упр-ия п\п, связ-ая с: отсут-ием стратегии или выб-ом несоответ-щей д/деят-ти п\п цели и миссии; недостат-ым знанием конъюн-ры рынка; низким ур-нем квалиф-ции менед-ров и персонала (причиной на многих п-п, как и на моей базе практики (филиал ООО «Газпром трансгаз НН»-Моркинское ЛПУМГ) явл-ся отсутствие возмож-ти повыш-я квалиф-и и продв-я по карьерной лестн-е), отсут-ем мотив-и работников или слабой мотивацией (кот. отражает лишь матер-ное стимул-е, а нематер-ое стимул-е важное и эффек-ое остается в стороне); падением престижа рабочих и инженерно-технич профессий; неэффек-ть yпp-ия издержками произ-ва и др.

Также немаловажной проблемой является необходимость безотлагательного обновления и реализации потенциала человеческих ресурсов. Чтобы появился какой-то сдвиг, критическая масса "рыночников" должна составить, по оценкам, не менее 25% управленцев. Вот почему так актуальны сейчас вопросы образования и обучения. Причем именно обучения и переподготовки, а не повышения квалификации. Ситуация осложняется тем, что ранее существовавшая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации разрушена, а новая еще не создана, хотя автономно функционируют отдельные элементы прежней системы.

Кроме того, необходимо обратить внимание на очень быстрые изменения в среде бизнеса, которые требуют новых взглядов на организацию, новых принципов ее построения и новых подходов к управлению. Для управления современной организацией необходимы данные о неосязаемых активах, механизмы по формированию их структуры, по их оценке и контролю за ними, а также методы управления организацией, позволяющие увязать стратегические цели организации с оперативными задачами, существующими бизнес-процессами и конкретными людьми внутри организации (системный подход).

В действительности проблем множество, и каждая из них имеет свои причины существования, возможные способы и методы решения. Именно поэтому наверное сейчас стало распространенным такое понятие как «менеджер».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.007 с.)