Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая теория: конспект лекций↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Елена Алексеевна Душенькина Экономическая теория: конспект лекций
Лекция № 1. Общие понятия экономической теории
Производство и экономика
Для удовлетворения своих потребностей человеку и обществу в целом необходимо производить товары и прочие блага, т. е. необходим процесс производства. Производство (наиболее обобщенно) – это сфера непосредственного создания ценностей. Производство предполагает функционирование в каждом обществе определенных производительных сил, которые включают в себя ряд элементов и факторов. В период развития человечества главными факторами производства остаются рабочая сила и средства производства. К рабочей силе можно отнести человеческий фактор, а к средствам производства – материальный фактор. Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность его умственных и физических сил, которые применяются в производстве. С развитием общества постоянно меняются, развиваются и совершенствуются производительные силы. К ставшим уже традиционными рабочей силе и средствам производства добавляются новые факторы производства, например экология, наука, информация, технология и т. д. Реализация рабочей силы происходит в процессе труда, поэтому понятия «рабочая сила» и «труд» отождествляются. Труд – это целенаправленная деятельность людей по созданию жизненных благ. Важнейшим его показателем является производительность труда (результат). Она измеряется: 1) количеством продукции в единицу времени; 2) количеством времени на единицу продукции. Благодаря повышению производительности труда трудовые ресурсы удешевляют производство, и растет богатство общества. Существуют факторы, которые влияют на уровень производительности труда: 1) уровень квалификации, образованности, профессионализма работников, занятых на производстве; 2) степень заинтересованности производителей в результатах своего труда; 3) уровень развития науки и техники и их применение в производстве; 4) степень эффективности использования ресурсов производства; 5) интенсивность (напряженность или скорость) труда; 6) природные условия (ресурсы, почва, климат); живой труд – непосредственный труд людей, занятых на производстве, вытесняется работой машин, созданных прошлым человеческим трудом; доля прошлого труда увеличивается, а доля живого труда, наоборот, снижается. В новых условиях роль работника в производстве принципиально меняется. Он перестает быть исполнителем и становится главным звеном в технологическом процессе. Это обусловливает потребность в работнике нового типа, которого отличают высокая и всесторонняя образованность, компетентность, самостоятельное и творческое мышление, активность и ответственность в действиях. Основные пути формирования работника нового типа: 1) разносторонняя образовательная и профессиональная кадровая подготовка – ведется на основе непрерывного широкопрофильного обучения; новая техника и технологии должны появиться в учебных аудиториях раньше, чем на предприятиях; 2) интеллектуализация труда – проявляется в том, что труд приобретает умственный, аналитический и творческий характер; человек больше работает головой, а не руками; 3) гуманизация труда – это «очеловечивание» производства; его подстройка к запросам работников предприятия, что предполагает выполнение научных рекомендаций эргономики, направленных на облегчение, оздоровление и повышение комфорта и условий труда; в результате растут эффективность труда и его привлекательность для человека; 4) демократизация производства – осуществляется через участие работников в акционерном капитале предприятия, в управлении им, распределении полученных доходов. Свою способность к труду человек может использовать по двум основным направлениям: либо как предприниматель, организовавший свой бизнес, либо как наемный работник у предпринимателя. Особым человеческим ресурсом в производстве являются предпринимательские способности. Они заключаются в умении и готовности человека организовать бизнес или новое дело, принимая на себя все связанные с ним затраты и риски. Подлинного предпринимателя отличают огромное трудолюбие, инициативность, новаторство, деловая хватка, умение общаться с людьми, убеждать и воздействовать на них. Предприниматель – это организатор и движущая сила производства. Средства производства состоят из средств труда и предметов труда. Средства труда – это предметы, с помощью которых человек создает необходимые блага (например, машины, инструменты, оборудование, здания, сооружения, транспорт). Предметы труда – это предметы, на которые человек воздействует в процессе производства и которые составляют материальную основу будущего продукта (например, дерево, металл, сырье и другие материалы). По происхождению средства производства делятся на два вида: 1) природные ресурсы – те, которые созданы самой природой (земля, леса, водные ресурсы); 2) произведенные ресурсы – предметы, созданные или обработанные человеком и предназначенные для дальнейшего использования их в производстве (инструменты, машины, оборудование, здания, сооружения, сырье и т. д.). Необходимо выделять три уровня производства: 1) труд индивидуального работника; 2) производство на микроуровне (фирме, предприятии); 3) производство на макроуровне (в рамках общества). Для того чтобы произведенный товар нашел своего покупателя, производителям необходимо его доставлять – например, в магазины, оптовые базы, склады и т. д. – т. е. производитель товара и его покупатели разъединены в пространстве и во времени. Можно сделать вывод, что, помимо производства и потребления, существуют и другие фазы: распределение результатов производства и обмен ими. Производство, объединяющее в себе все остальные фазы, называется воспроизводством. Производство – это этап непосредственного создания товаров и услуг. Эта фаза играет наиболее важную роль. Распределение – это этап, на котором распределяются итоги производства (результаты общественного труда), а также распределяются необходимые ресурсы для возобновления производства. Обмен – это этап, на котором происходит обмен деятельностью между людьми и обмен продуктами труда. Потребление – это этап, на котором произведенный продукт используется для удовлетворения потребности человека. Это заключительная фаза воспроизводства. Но ни одна из фаз воспроизводства не может существовать отдельно, они тесно связаны между собой. Воспроизводство бывает двух видов: 1) экстенсивное – в производство вовлекаются дополнительные природные и трудовые ресурсы, при этом техническая основа производства остается без изменения (изменение количества, а не качества); 2) интенсивное – предполагает совершенствование технологий производства, оборудования, что приводит к повышению производительности труда (изменение качества, а не количества). Для эффективного развития экономике страны необходимо перейти на интенсивный тип воспроизводства. Различают две формы воспроизводства: 1) индивидуальное воспроизводство – в масштабе фирмы или отдельного домашнего хозяйства; 2) общественное воспроизводство – в масштабах страны, национальной экономики в целом, что предполагает образование фондов: а) фонд возмещения – обеспечивает возобновление средств, потраченных в процессе создания продукта (заработная плата работников, средства на покупку сырья, обновление технологического оборудования и т. п.); б) фонд накопления – обеспечивает организацию процесса воспроизводства, образование страховых запасов и резервов страны; в) фонд потребления – обеспечивает удовлетворение потребностей всех членов общества. Следует различать 2 типа воспроизводства: 1) простое воспроизводство. Суть данного типа воспроизводства состоит в том, что в течение года произведенный продукт (а точнее его размер и качество), остается неизменным. При этом вся полученная выгода (прибавочный продукт) идет на личное потребление; 2) расширенное воспроизводство. Суть этого типа воспроизводства состоит в том, что в течение отчетного периода произведенный продукт меняется, т. е. меняется его размер и качество. Источником расширенного воспроизводства является прибавочный продукт. При этом прибавочный продукт распадается на фонд потребления (данный фонд используется для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека) и на фонд накопления (используется для расширения производства и создания резервов и запасов). Для современной экономики характерно расширенное воспроизводство. Это предполагает, что новые инвестиции в производство не только возмещают израсходованный капитал (сырье, материалы, оборудование), но и увеличивают его производительность дополнительными или более эффективными средствами производства. Так обеспечивается накопление капитала, т. е. укрупнение за счет добавочных капиталовложений в производство. В процессе воспроизводства капитал находится в постоянном движении и совершает кругооборот по схеме: закупка средств производства – процесс производства – реализация произведенных товаров. Такие кругообороты повторяются, образуя оборот капитала. При этом различают части производственного капитала (на стадии производства), который оборачивается и переводит свою стоимость на новый продукт по-разному, в зависимости от чего производственный капитал делится на основной и оборотный. Основной капитал (основные фонды) – это средства труда, которые участвуют в процессе производства, при этом постепенно физически и морально изнашиваются и постепенно переносят свою стоимость на стоимость произведенной продукции. Таким образом, стоимость основного капитала возмещается в стоимость готового продукта постепенно. После реализации товаров она возвращается предпринимателю в денежной форме частями в виде амортизационных отчислений, которые используются на ремонт и модернизацию средств труда. Основные фонды в денежной форме называются основными средствами. Основные фонды бывают активные и пассивные. Активные основные фонды – это фонды, которые непосредственно участвуют в производственном процессе (машины, станки, оборудование). Пассивные основные фонды – это фонды, которые создают необходимые условия для производства (здания, сооружения). Три главных показателя эффективности использования основных фондов: 1) фондоотдача – показатель, отражающий степень продуктивности фондов; определяется стоимостью продукции, приходящейся на единицу стоимости фондов; 2) фондоемкость – показатель, обратный фондоотдаче, он характеризует затраты основных фондов на выпуск единицы продукции; 3) коэффициент сменности работы оборудования – показатель, который показывает, сколько смен в сутки работала каждая единица оборудования на предприятии в течение определенного периода. Оборотный капитал (оборотные фонды) – это предметы труда, участвующие в производстве однократно. Они полностью потребляются и сразу переносят всю свою стоимость на стоимость произведенной продукции. Таким образом, стоимость оборотных фондов возмещает стоимость готового продукта полностью. В каждом кругообороте после реализации товара предпринимателю полностью возвращается в денежной форме стоимость оборотных фондов. Наряду с основными и оборотными фондами, обслуживающими процесс производства, существуют фонды обращения, которые обслуживают процесс обращения (заготовка предметов труда и сбыт готовой продукции). Фонды обращения и оборотные фонды оборачиваются одинаково и используются за один кругооборот, поэтому их объединяют и в денежном выражении называют оборотными средствами.
Лекция № 4. Микроэкономика
Рыночное равновесие
Шкалы спроса и предложения показывают нам, сколько товаров покупатели могли бы купить, а продавцы предложить при различных ценах. Сами по себе цены не могут сказать нам, при какой цене действительно произойдет купля-продажа. Однако пересечение этих двух кривых имеет очень важное значение в экономике. Взаимодействие предложения и спроса в результате приведет к установлению равновесной, или рыночной, цены. Рыночная цена – это именно та цена, при которой спрос равен предложению и товар или услуги действительно могут быть обменены на деньги. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, так как производство и сбыт становятся нерентабельными. Цена не может быть выше цены спроса потому, что у покупателя нет больше денег на покупку. Если интересы производителя и покупателя совпадают, то устанавливается рыночное равновесие. Объединим в одну таблицу шкалу спроса и предложения.
Только при цене в 100 рублей не будет ни недостатка, ни избытка, т. е. величина спроса совпадет с величиной предложения. Эта цена будет считаться равновесной, так как при этой цене решения покупателей о покупке и продавцов о продаже взаимно согласуются. Графически рыночное равновесие можно изобразить следующим образом (рис. 6):
Рис. 6. Рыночное равновесие
Точка Е – это равновесная цена, образовавшаяся на пересечении кривых спроса и предложения. Уравновешивающая функция цены – способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, при котором решения о продаже и купле синхронизируются. Изображенная выше модель установления равновесной цены является статической. В реальной жизни рыночная цена не может долгое время оставаться неизменной, поэтому для рыночного равновесия характерна динамическая модель. Такие модели в XIX в. были предложены Л. Вальрасом и А. Маршаллом. 1. Суть модели Л. Вальраса заключается в том, что поиск рыночного равновесия происходит в краткосрочном периоде: производители уменьшают выпуск продукции, а покупатели предъявляют прежнюю величину спроса. Покупатели начинают соперничать, что приводит к росту цены. Стимулируется выпуск товаров, а дефицит исчезает. 2. Модель А. Маршалла описывает рыночное равновесие в долгосрочном периоде, т. е. объем предложения в состоянии реагировать на высокую рыночную цену спроса. Таким образом, происходит анализ состояния дефицита товаров. Взаимодействие спроса и предложения на рынке ведет к установлению рыночного равновесия, которое позволяет определить равновесную цену и равновесное количество товара. При изменении спроса или предложения, либо того и другого одновременно происходит изменение рыночной (равновесной) цены. Вмешательство внешних сил (в таком качестве могут выступать государство и монополии) приводит к нарушению установленного состояния экономического равновесия: 1) утверждение государством «потолка» цены (ниже равновесной) приводит к формированию стойкого дефицита товаров или услуг, устранить который не под силу государству, так как цена ниже равновесной не заинтересовывает производителей увеличивать производство (см. рис. 6); 2) установление государством (монополией) цены выше равновесной ведет к формированию излишка товаров (затовариванию), который государству приходится закупать на деньги налогоплательщиков (рис. 6).
Факторы производства
Земля является наиболее важным фактором производства. Рынок земли в отличие от капитала имеет практически бесконечный срок службы и, следовательно, может приносить владельцу бессрочный доход – ренту. Ценообразование на землю имеет ряд особенностей, и главной из них является естественная ограниченность предложения земли. Для предложения других факторов подобного явления практически не наблюдается. Таким образом, предложение земли, пригодной для использования в сельском хозяйстве или промышленности, всегда неэластично. Цена земли зависит от величины спроса на нее, и в случае недостаточного спроса земля может оказаться вообще бесплатной. Экономическая рента – цена, которая выплачивается владельцу земли и природных ресурсов за их использование, так как они являются исчерпаемыми. Поскольку качество земельных участков неоднородно, т. е. они различаются по плодородию, месторасположению, наличию в недрах полезных ископаемых и близостью к коммуникациям, то рента будет более высокой с наиболее плодородных участков, а самый неплодородный участок, используемый для обработки, в обычных условиях вообще не приносит своему владельцу ренту. Рента выплачивается владельцу участка в виде арендной платы. Арендная плата включает в себя ренту, а также процент за находящийся на данном участке земли капитал, а также за улучшение почвы, произведенное владельцем (орошение, удобрение). Если арендная плата повысится, то предложение превысит спрос, и рынок выйдет из состояния равновесия (рис. 11).
Рис. 11. Спрос и предложение земли
S – неэластичное предложение земли; D – потенциальный спрос на землю; E – точка равновесия. Рента и цена земли – понятия разные. Цена земли отражает денежную оценку, по которой она покупается и продается. Цена на землю определяется по формуле:
Цена земли = [(Размер земельной ренты) / (Величина ссудного капитала)] Ч 100%.
Итак, земля – это ресурс особого рода, количество которого ограничено, в связи с этим предложение земли совершенно неэластично. Поэтому величина земельной ренты определяется спросом на аренду земельных участков. Труд – это деятельность работника, направленная на получение дохода. Практически любой труд предполагает затраты физической, умственной и нервной энергии. Австрийский экономист Л. фон Мизес выделил интровертный и экстравертный труд[1]. Экстравертный труд имеет целью получение дохода. Можно выделить 3 разновидности интровертного труда: 1) работа ради усовершенствования тела и разума; 2) труд, имеющий целью реализацию религиозных убеждений; 3) труд как рафинированная игра с целью избавиться от гнетущих мыслей и прогнать беспокойство. Рынок труда представляет собой важнейшую сферу рыночных отношений. Рынок труда – это общественно-экономическая форма движения рабочей силы (трудовых ресурсов). Субъектами предложения на рынке труда выступают домашние хозяйства, а спроса – фирмы и государство. Рынок труда выполняет следующие функции: 1) согласующую, т. е. обеспечивает согласование интересов работников и работодателя; 2) объединяющую, т. е. соединяет подготовку и использование рабочей силы; 3) регулирующую, т. е. регулирует доходы каждого работника; 4) формирующую, т. е. формирует оптимальную и профессиональную структуру кадров и кадровый резерв для общественного воспроизводства. Объем предложения на рынке труда зависит от наличия экономически активного населения – трудоспособного населения, юридически имеющего возможность и желание работать. Экономически активное население можно разделить на занятых и безработных. К занятым относятся: 1) выполняющие работу по найму; 2) временно отсутствующие на работе (по болезни, находящиеся в отпуске и т. п.); 3) самостоятельно обеспечивающие себя работой. К экономически неактивному населению относятся: 1) учащиеся и студенты, посещающие дневные учебные заведения; 2) лица, получающие пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности; 3) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми; 4) отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиски; 5) другие лица, у которых нет необходимости работать. Рынок труда отличается чрезвычайно сложной структурой. В зависимости от различных критериев можно выделить: 1) рынки физического и умственного труда; 2) профессиональные рынки (например, врачей, актеров); 3) региональные, областные, районные рынки; 4) рынки квалифицированного и неквалифицированного труда и т. д. Кривая предложения труда (индивидуального) может иметь такой вид, представленный на рис. 12.
Рис. 12. Кривая индивидуального предложения труда
Изменение наклона кривой предложения труда можно объяснить следующим: 1) рабочее время является альтернативой досугу; 2) если работник обеспечивает себе и близким определенный уровень потребления, то он стремится сократить рабочее время L, и наоборот – свободное время может быть заменено рабочим. Кроме того, предложение труда зависит от: 1) численности и темпов прироста трудовых ресурсов; 2) доли трудоспособного населения в общей численности населения; 3) продолжительности рабочего дня; 4) интенсивности и производительности труда; 5) квалификации работников; 6) миграционных возможностей населения. Предложение труда зависит от величины заработной платы. При повышении реальной заработной платы предложение труда возрастает. Величина заработной платы зависит от многих составляющих, главными из которых являются: 1) величина спроса и предложения на рабочую силу; 2) интенсивность труда; 3) производительность труда; 4) квалификация работника; 5) продолжительность рабочего дня; 6) сложность труда; 7) особые условия труда (например, выше оплачивается труд работающих в северных районах России); 8) уровень жизни населения в стране или регионе и т. п.; 9) деятельность профессиональных союзов. Заработная плата выступает в двух формах: повременной и сдельной (поштучной). Повременная форма оплаты труда состоит в том, что индивид получает доход за количество отработанного времени (почасовая, поденная, понедельная, помесячная). Эта форма оплаты труда бывает следующих видов: 1) простая повременная – инженерно-технические работники и служащие за фактически отработанное время получают оклад, а рабочие – заработную плату по тарифной ставке; 2) повременно-премиальная – рабочим оплата осуществляется по тарифной ставке, а НТР и служащим выплата производится как сочетание оклада с системой премий (за достижения качественных или количественных показателей). Сдельная форма оплаты труда предполагает, что оплата труда будет возрастать пропорционально количеству выпущенной продукции. Она бывает следующих видов: 1) прямая сдельная – оплата по неизменным расценкам за единицу продукции; 2) сдельно-премиальная – возможна выплата премий за достижение определенных показателей; 3) сдельно-прогрессивная – за выпуск изделий в пределах плана оплата производится по фиксированным расценкам, за выпуск сверх плана – по более высоким расценкам; 4) аккордная – оплата производится по итогам выполнения определенного вида работ. Спрос на труд является производным от спроса на товар или услугу, в производстве которой данный вид труда используется. Величина спроса на труд зависит от следующих факторов: 1) уровня цен на товары и услуги, производимые при его помощи; 2) производительности труда (чем выше производительность труда, тем выше спрос); 3) уровня технологий; 4) фазы экономического цикла (на фазе подъема спрос на труд возрастает, а во время спада экономики падает); 5) величины заработной платы (при росте заработной платы предприниматель для сохранения равновесного состояния будет стремиться сохранить спрос на труд). Конъюнктура рынка труда (условия для реализации товаров в конкретном месте и в определенное время) может быть трех видов: 1) трудодефицитной, т. е. спрос на труд превышает его предложение (безработица); 2) трудоубыточной, т. е. предложение превышает спрос; 3) равновесной. Рынок капитала в рыночной экономике также регулируется спросом и предложением. Капитал – это ресурс, продукт человеческой деятельности. Предприниматель может приобрести капитал двумя способами: либо купить на рынке средства производства, либо взять их в аренду. Капитальные ресурсы можно классифицировать следующим образом: 1) производственный капитал, который состоит из: а) основного капитала (средства производства, неоднократно используемые в процессе производства и частично переносящие свою стоимость на готовую продукцию (здания, машины, оборудование)); б) оборотного капитала (средства производства, однократно используемые в производстве и сразу превращающиеся в готовую продукцию (сырье, материалы)); 2) человеческий капитал – денежная оценка способности человека приносить доход; 3) денежный капитал – денежные средства, необходимые для приобретения производственного капитала. Процент на капитал – это плата за использование капитального ресурса. Ставка процента (S) – это отношение готовой суммы процента (I) к сумме капитала (К), который был отдан в кредит (измеряется в процентах):
S = (I / K) Ч 100%.
На рынке действует два класса субъектов: 1) продавцы капитала (субъекты предложения капитала): а) банки; б) страховые компании; в) пенсионные фонды; г) ссудо-сберегательные ассоциации и т. п.; 2) покупатели капитала (субъекты спроса на капитал): а) предприятие; б) государство; в) домашнее хозяйство (граждане). Инвестиции (капиталовложения) представляют собой затраты денежных ресурсов, направляемые на приобретение капитала. Инвестиции можно классифицировать на следующие группы: 1) реальные (вложения в физический и человеческий капитал) и финансовые (затраты на приобретение финансового капитала); 2) внутренние и иностранные; 3) прямые (инвестиции, выполненные субъектами, владеющими более чем 10% акций предприятия) и портфельные (инвестиции, выполненные субъектами, владеющими менее чем 10% акций предприятия). Деятельность экономического субъекта, связанная с инвестированием, предполагает формирование своеобразного портфеля инвестиций. В зависимости от инвестиционной стратегии предприятия выделяют: 1) консервативный портфель (предполагает инвестирование в малодоходные, но стабильные объекты); 2) доходный портфель (инвестиции осуществляются в объекты, гарантированно приносящие высокие доходы); 3) рисковый портфель (его формирование связано с осуществлением инвестирования в объекты, приносящие наибольший, но не гарантированный доход). На величину инвестиций влияют следующие основные факторы: 1) ожидаемая норма чистой прибыли (чем больше ожидается прибыль, тем выше уровень инвестиций); 2) ставка процента (существует обратная зависимость между ставкой процента и величиной требуемых инвестиций); 3) издержки на приобретение и эксплуатацию оборудования (чем выше издержки, тем меньше уровень инвестиций); 4) налоги на бизнес (чем меньше уровень налогов, тем выше объем инвестиций); 5) технический прогресс (является стимулом для инвестирования); 6) имеющийся основной капитал (чем больше основного капитала у производителя, тем меньше требуется расходовать средств на покупку нового оборудования). Самой важной частью рынка капитала является рынок ссудного капитала, т. е. денежные средства, привлекаемые для организации процесса производства и оплаты рабочей силы. Источниками ссудного капитала являются: 1) денежные доходы населения; 2) свободный капитал предприятия: а) амортизационные накопления компании; б) средства, необходимые для выплаты заработной платы; в) прибыль, которую аккумулирует фирма для расширения производства; г) часть оборотного капитала, накопленная из-за разницы во времени продажи продукции и покупки сырья; 3) средства рантье (рантье – лица, обладающие капиталом большого размера и живущие за счет получения процента на капитал). Размер ставки процента, взимаемой за ссудный капитал, зависит от: 1) сроков займа – чем длительнее срок займа, тем выше ставка с процента; 2) размеров займа – чем меньше ссуда, тем больше процентная ставка; 3) риска – если продавец капитала оценивает как высокую вероятность невозвращения займа, то он устанавливает более высокую ставку процента. На рынке ссудного капитала постоянно осуществляется переливание средств с рынка краткосрочных операций (обслуживает движение оборотного капитала) на рынок долгосрочного капитала (поддерживает движение основного капитала). На практике предоставление капитала в кредит может осуществляться через покупку ценных бумаг. Ценные бумаги – это документы, дающие их обладателям право на то или иное имущество, на получение доходов, определенных денежных сумм. Главные среди ценных бумаг – акции и облигации, связанные с созданием и развитием акционерных обществ. Акция – это ценная бумага, свидетельствующая о том, что ее держатель: 1) вложил определенную сумму денег (долю) в уставный капитал данного акционерного общества; 2) является совладельцем этого капитала (в размере соответствующей доли); 3) имеет право на получение части прибыли акционерного общества в форме так называемого дивиденда. Существует множество видов акций, различаемых по разным признакам: 1) по характеру распоряжения: а) именные акции – имя владельца фиксируется в специальных книгах (покупаются только гражданами); б) предъявительские акции – имя владельца не регистрируется; 2) по характеру получения и размерам дохода: а) обыкновенные акции – дивиденды по акциям такого вида зависят от прибыли компании в текущем году; б) привилегированные акции – дивиденды по таким акциям фиксированы (обычно меньше, чем по обыкновенным) и не зависят от прибыли компании; 3) по формам выпуска и обращения: а) сертификатные акции – это ценные бумаги, которые представлены особым документом (сертификатом); б) безналичные акции – это ценные бумаги, существующие в безбумажной форме (в памяти компьютеров и / или в учетных реестрах акционерного общества); 4) по обеспечению права голоса – одноголосые, безголосые и многоголосые (какое количество голосов предоставляется для голосования держателю акций). На акции проставляется ее цена, которая называется номинальной стоимостью акции. Ценные бумаги продаются на фондовой бирже или в банке по курсу акций. Курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален величине ставки процента:
Курс акций = (Дивиденд / Ставка процента) Ч 100%.
Акция не возвращается назад предприятию, выпустившему ее, она может быть продана на бирже. Наряду с акциями акционерное общество может выпускать и облигации. Облигация – это долговое обязательство, по которому заемщик (акционерное общество) гарантирует держателю облигации (своему кредитору – физическому или юридическому лицу): 1) регулярную выплату дохода в виде процента; 2) в конечном итоге возврат обозначенной в облигации суммы денег в оговоренный срок. Помимо акций и облигаций, существуют и другие виды ценных бумаг: 1) вексель – это ценная бумага, подтверждающая право векселедержателя требовать с векселедателя уплаты суммы, указанной в векселе; они бывают: а) простые; б) переводные; в) финансовые; г) гарантированные; д) коммерческие; е) казначейские; 2) казначейское обязательство – ценная бумага, дающая право держателю на получение дохода в течение срока владения и подтверждающая внесение денежных средств в бюджет; этот вид ценных бумаг размещается на добровольной основе; 3) сберегательный сертификат – письменное свидетельство кредитного учреждения (банка), подтверждающее право владельца по истечении определенного срока получить депозит (вклад в банк) и проценты по нему; сберегательные сертификаты бывают: а) именные; б) на предъявителя; в) срочные (на определенный срок); г) до востребования. Предпринимательство представляет собой специфическую деятельность по организации производства и распоряжению его результатами. Для такого фактора, как предпринимательство, характерны следующие черты: 1) экономическая свобода в выборе способов и направлений своей деятельности; 2) полная материальная ответственность своим имуществом за итог своей деятельности; 3) ориентация на прибыль, т. е. главная цель предпринимательства – получение максимальной прибыли. Объектами предпринимательства считаются: 1) предприятие (фирма); 2) доходное дело. Субъектами предпринимательства являются: 1) предприниматель; 2) собственники факторов производства; 3) менеджеры (управленцы); 4) акционеры: а) поставщики (покупатели) товаров; б) государство; в) профсоюзы. Как плату за риск и усилия, которые предприниматель вкладывает в бизнес, он получает прибыль, а в случае неудачи развернутого производства несет убытки. Прибыль предпринимателя равна разности между доходом и издержками. Выделяют несколько видов прибыли. Бухгалтерская прибыль представляет собой разницу между совокупным доходом и внешними издержками – выплатами всем внешним поставщикам факторов производства, т. е. они включают в себя заработную плату рабочим, процент на капитал и земельную ренту. Экономическая прибыль есть разность между совокупным доходом и общими издержками (внутренними и внешними). К внутренним издержкам относятся все неполученные предпринимателем доходы из-за того, что он использует собственные факторы производства на своем предприятии. Номинальная прибыль равна нулевой экономической прибыли или превышает ее и является необходимым условием заинтересованности предпринимателя в продолжении своей деятельности – в ином случае ему было бы выгоднее свернуть свой бизнес и продавать на сторону находящиеся в его собственности факторы производства. Источники возникновения прибыли могут быть самыми разнообразными: 1) связанные с риском деятельности предпринимателя; 2) предвидение; 3) умелое сочетание предпринимателем в процессе изготовления продукции факторов производства; 4) монополизация рынка; 5) тайный сговор между предпринимателями; 6) умелая дифференциация выпускаемого продукта; 7) инновации; 8) ценовая дискриминация потребителей. По формам собственности предпринимательство может выступать в следующих организационно-правовых формах: 1) единоличное владение – собственность одного лица (семьи); 2) партнерство – собственность двух и более человек, объединенная на основе договора о размере вклада каждого, разделении труда и доле в доходе; 3) корпорация – объединение множества собственников через выпуск акций.
Издержки и доходы фирмы
Производство и сбыт любого товара требуют определенных издержек (затрат): на сырье, топливо, энергию, рабочую силу, на покрытие транспортных расходов и т. д. Все расходы предприятия на приобретение необходимых ему материалов и услуг представляют собой издержки производства. При всем этом данное определение требует уточнения, так как не все производственные ресурсы реально оплачиваются.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.111 (0.017 с.) |