Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Иранский азербайджан. 1941-1947 гг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Краткая историческая справка С XVI в. территория Азербайджана входила в Сефевидское государство; образованное шахом Исмаилом I (правил в 1502—1524 гг.). При шахе Аббасе I (правил в 1587—1629 гг.) в результате «иранонизации» государство превращается в одну из окраин иранского государства. В течение веков территория Азербайджана являлась объектом завоевания Турции. В 1803—1805 гг. Карабахское, Шекинское и Ганджинское ханства были присоединены к России. В ходе русско-иранской войны 1804— 1813 гг. к России отошли ханства Кубинское и Бакинское (1806), а в 1809 г. — Талышское. Гюлистанский мирный договор 1813г., заключенный 24 октября (5 ноября) между Россией и Ираном, юридически закрепил это положение. Иран отказался от своих притязаний на Карабахское, Ганджинское, Ширванское, Шекинское, Бакинское, Дербентское, Кубинское и Талышское ханства, а также на Восточную Грузию и Дагестан. Согласно Гюлистанскому договору 1813 года под властью иранского шаха оставались все южные ханства Азербайджана. По окончании русско-иранской войны 1826— 1828 гг., согласно Туркманчайскому мирному договору, к России отошли Нахичеванское ханство, Ордубадский округ и другие территории. После Октябрьской революции и Гражданской войны (28 апреля 1920 г.) на территории Азербайджана, входившей в Российскую империю, была образована Азербайджанская Советская Социалистическая Республика. С 12 марта 1922 г. она входила в состав Закавказской Федерации, а 5 декабря 1936 года вошла непосредственно в СССР. Южная часть исторической территории Азербайджана осталась в рамках Иранского государства.
Спустя 20 дней после вхождения частей Красной армии в Иран в Южный Азербайджан была отправлена первая группа работников из Азербайджанской ССР, насчитывавшая 500 человек. Они получили задачу детально разобраться в местной обстановке, параллельно распространять советское влияние, пропагандируя успехи Советского Азербайджана в литературе, искусстве, экономике и других областях. В то же время «помощь Южному Азербайджану, — говорил руководитель ЦК Компартии Азербайджана Багиров, выступая перед командируемыми, — должна быть такой, чтобы ни шахское правительство, ни англичане не могли обвинить нас во вмешательстве во внутренние дела Ирана»**. Число советских представителей, отправленных в 1941 — 1942 годах из АзССР в Южный Азербайджан, не * Зотов Г. Есть ли у Ирана атомная бомба? // Аргументы и факты. 2006. № 17. С.11. ** Цит. по: Гасанлы Д. Первая битва холодной войны // Независимое военное обозрение. 2006. № 21. С. 5. превышало 600 человек, хотя планировалось отправить 2500—3000. После заключения 29 января 1942 года в Тегеране союзного договора между СССР, Великобританией и Ираном, гарантировавшего территориальную целостность последнего, большинство советских работников по указанию Москвы были отозваны назад. Это было связано с изменением «статуса» Ирана. В тяжелый для Советского Союза период Великой Отечественной войны он приобрел исключительно важное значение, как своего рода транзитный коридор для перевозки военных грузов, поставляемых по ленд-лизу. Проблема Южного Азербайджана отошла как бы на второй план. В начале 1944 года в связи с коренными переменами, произошедшими на советско-германском фронте, укреплением международного положения СССР и обострением внутренней обстановки в Иране Москва вновь вернулась к южноазербайджанскому вопросу. 6 марта Совет народных комиссаров СССР по рекомендации Молотова, обсудив вопрос «Об усилении экономической и культурной помощи населению Южного Азербайджана», принял соответствующие решения. Важное внимание в них было уделено отправке в Иран политработников из Азербайджанской ССР. 6 июля 1945 года Политбюро ЦК ВКП(б) после длительных колебаний приняло секретное решение «О мерах по организации сепаратистского движения в Южном Азербайджане и в других северных областях Ирана». В этом документе обосновывалась целесообразность начать подготовку к предоставлению азербайджанским провинциям Ирана широкой национальной автономии. Для руководства национально-освободительным движением в Южном Азербайджане предлагалось создать Азербайджанскую демократическую партию (АДП). Исполнение решения возлагалось на ЦК КП(б) Азербайджана и СНК АзССР под контролем некоторых высших руководителей Советского Союза. Для финансирования этой деятельности Государственным банком СССР была выделена значительная сумма в иранской валюте, эквивалентная 1 млн. рублей*. В конце августа того же года подготовительные мероприятия по организации Азербайджанской демократической партии завершились, и 3 сентября было публично объявлено об ее учреждении. В состав АДП вошли представители всех слоев населения, а также местные организации Народной партии Ирана (партия «Туде»**). Последние, по словам участника событий лейтенанта Муртазы Зарбахта, присоединились к Демократической партии по указанию советских органов***. Москва активно * Гасанлы Д. Первая битва холодной войны // Независимое военное обозрение. 2006. №21. С. 5. ** Ядро Народной партии Ирана (партии «Туде») составляли бывшие коммунист, вышедшие из гюрем после вступления Красной армии в Иран 25 августа 1941 года. Многие члены Политбюро Туде и ее активисты окончили в 1930-е годы советские партийные учебные заведения. *** По сообщению газеты «Азербайджан», издававшейся в Тавризе, в конце 1945 года в Азербайджанской демократической партии насчитывалось около 70 тысяч членов. поддержала новую партию (фактически ею созданную), программа которой наиболее полно отвечала ее нынешним интересам*. Было очевидно, что в случае получения автономии Иранским Азербайджаном, этнически связанным с Советским Азербайджаном, политическое влияние СССР в Иране и на всем Среднем Востоке могло бы значительно усилиться. «Эта партия, — сообщал своему начальству британский консул в Тебризе Уолл, — опаснее просоветской народной партии («Туде». — А.О.). В новой партии нет богатых людей. Ее программа составлена грамотно... Если эта партия осуществит все идеи, ее будет защищать все азербайджанское население. С этими целями они пойдут далеко»**. В начале сентября АДП опубликовала обращение, в котором выдвинула требование предоставления Иранскому Азербайджану автономии в области культуры и местного управления в пределах Ирана, введения в официальное употребление азербайджанского языка, образования областных и провинциальных энджуменов и ряд других требований. В это же время в Иранский Азербайджан из г. Баку стали прибывать офицеры иранской армии, укрывшиеся в СССР после неудавшегося восстания в Хорсане***. Прибыв в Южный Азербайджан, они впоследствии возглавили операции по разоружению правительственных армейских частей и жандармерии****. 8 октября 1945 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли решение о дальнейших действиях в Южном Азербайджане: было дано задание о выделении оперативных работников для устранения противников движения за автономию северных иранских провинций. Сюда откомандировали 80 наиболее опытных «специалистов». Одновременно (в последней декаде октября) были проведены четыре совещания «на высоком уровне». В них приняли участие лидеры партии Пишавари, Шабустари, Падеган и прибывшие из Азербайджанской ССР Гасан Гасанов — секретарь ЦК Компартии Азербайджана, Агаселим Атакишиев — заместитель * Руководящий состав партии был определен во время секретной встречи члена ЦК партии «Туде», депутата иранского меджлиса Камбахша, председателя Тебризского провинциального комитета той же партии Падегана, писателя и публициста Шабустари и редактора газеты «Ажир» Пишавари с руководителем ЦК Компартии Азербайджана Багировым в июле 1945 г. в Баку. ** Цит. по: Гасанлы Д. Первая битва холодной войны // Независимое военное обозрение. 2006. № 21. С. 5. *** Восстание произошло в июле — августе 1945 года под предводительством майора Эскандани. Число руководителей мятежа составляло девятнадцать офицеров и шесть солдат. Все они были членами военной организации Народной партии Ирана. Во время подавления восстания было убито семь человек, остальные (в том числе пять раненых) взяты в плен. Бежав из плена, они были собраны организацией НПИ в Горане и переправлены в Баку. **** Зарбахт Муртаза. От Иракского Курдистана до другого берега реки Аракс. Исторический переход Муллы Мустафы Барзани (весна 1326/1947 г.). М. — СПб., 2003. С. 14. НКГБ Азербайджанской ССР и Мирза Ибрагимов — нарком просвещения АзССР*. 16 ноября при поддержке советских войск вооруженные формирования Демократической партии подняли восстание, выдвинув в качестве основного требования предоставление Азербайджану автономии. На следующий день иранское правительство направило в очаг восстания войска, но они были остановлены советскими частями в Шарафабаде, выполнявшими приказ начальника Генерального штаба генерала армии Антонова «не допустить какую-либо попытку иранских властей отправить армию в советскую зону». 19 ноября шахские войска численностью около 1,5 тысячи солдат были фактически блокированы советским гарнизоном в Казвине. Одновременно при содействии советской стороны в Иранском Азербайджане стали создаваться отряды народного ополчения, а затем армия. Были предприняты шаги даже для создания военно-воздушных сил. Главнокомандующим ВВС Азербайджана был назначен полковник Агахи. 20 и 21 ноября 1945 года в Тебризе состоялись заседания Всенародного собрания, в которых участвовало 744 делегата из всех районов Иранского Азербайджана. Объявив себя учредительным съездом, всенародное собрание избрало Национальный комитет в составе 39 человек, поручив ему управление внутренними делами Азербайджана, организацию выборов в Национальный меджлис и ведение переговоров с правительством о предоставлении Азербайджану национальной автономии. После открытия 12 декабря 1945 года заседаний азербайджанского меджлиса было сформировано национальное правительство Иранского Азербайджана во главе с лидером АДП Саидом Джафаром Пишевари. В этот же день меджлис утвердил программу правительства, которая предусматривала укрепление автономии Азербайджана и проведение ряда демократических преобразований. Одновременно правительство заявило о сохранении частной собственности, а также о том, что оно стоит за сохранение целостности и независимости Ирана, признает центральное иранское правительство и будет осуществлять все его указания, не противоречащие автономии Азербайджана**. Затем Национальное правительство Иранского Азербайджана предложило иранским войскам, жандармерии и полиции, находившимся в Азербайджане, подчиниться его приказам. В Тебризе, Ардебиле, Хое, Мараге и других пунктах Азербайджана иранские войска, жандармерия и полиция сдали оружие или подчинились новому правительству. Однако в некоторых населенных пунктах разоружение сопровождалось кровопролитными столкновениями. В частности, в Резайе, где бригада иранских войск под командованием полковника Зенгене вступила в бой с отрядами самообороны (федаев). * Гасанлы Д. Первая битва холодной войны // Независимое военное обозрение. 2006. № 21. С. 5. ** Новейшая история стран зарубежной Азии и Африки. Л., 1963. С. 513. В то же время действия Демократической партии Иранского Азербайджана, направленные фактически на раскол страны, восстановили против нее некоторые политические силы Ирана. Осложнились отношения и с ее «покровителем» — Советским Союзом. Правительство Ирана потребовало от советского командования разрешения на ввод в северные районы страны к уже находившимся там регулярным иранским воинским частям и жандармерии дополнительных правительственных войск, но получило отказ. В ноте иранскому министерству иностранных дел от 26 ноября, в письме Гарриману от 29 ноября и английскому послу Керру от 30 ноября Москва заявила, что введение новых правительственных подразделений в район конфликта лишь усилит беспорядки и «может привести к кровопролитию». Обострение же ситуации, в свою очередь, вынудит советское правительство ввести в Иран дополнительные силы для охраны порядка и обеспечения безопасности своих границ*. Однако до прямого вооруженного противостояния между советскими и иранскими войсками дело не дошло. В Москве прекрасно понимали, что сложившаяся ситуация могла перерасти в военное столкновение с США и Великобританией. Тем более что политико-дипломатическая ситуация уже складывалась не в пользу СССР. К 1 января 1946 года Иран покинули американские войска, а Лондон заявил о выводе своих частей до 2 марта. В этот же день истекал срок пребывания в Иране и советских войск. Пытаясь оттянуть сроки вывода войск и получить максимум выгоды из сложившегося положения, Москва стала настаивать на своем предложении, выдвинутом еще в 1944 году, о предоставлении Советскому Союзу нефтяной концессии в Северном Иране. Причем в переговорах по этому вопросу подчеркивалось, что разработка иранских нефтяных месторождений кем-то другим, в первую очередь Англией или США, вблизи советской границы будет рассматриваться как угроза государственным интересам СССР. По утверждению Дж. П. Гасанлы, нефтяной вопрос «превратился в главный фактор политики СССР в Южном Азербайджане и, в целом, всей политики в отношении Ирана»**. Затягивание вывода советских войск имело и другие причины. В докладной записке Молотову от 25 мая 1945 года заместитель наркома иностранных дел СССР С.И. Кавтарадзе так объяснял его мотивы: «Вывод советских войск из Ирана поведет, несомненно, к усилению в стране реакции и неизбежному разгрому демократических организаций. Реакционные и проанглийские элементы приложат все усилия и пустят в ход все средства, чтобы ликвидировать наше влияние и результаты нашей работы в Иране»***. Положение усугублялось также наличием английских баз в * Лавренов С., Попов И. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. М., 2003. С. 30-31. ** Гасанлы Дж.П. Южный Азербайджан: начало холодной войны. Баку, 2003. С. 78. *** Цит. по: Лавренов С, Попов И. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. М., 2003. С. 27. Ираке и Индии, множества американских баз, расположенных по периметру границ Советского Союза, не говоря уже о военно-морских силах Великобритании в Персидском заливе. Немаловажной составляющей советской политики в Северном Иране являлась деятельность фактически представителя советского руководства в области национального движения в Южном Азербайджане, первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана Мир Джафара Багирова. Он проявлял личный интерес к происходящему по ту сторону границ вверенной ему республики и нередко выступал инициатором ряда шагов советского правительства, направленных на отделение иранской провинции и присоединение ее к Советскому Союзу. Именно ему, например, принадлежит справка, обосновывавшая необходимость привлечения свободной рабочей силы из Южного Азербайджана (до 80—85 тыс. человек) к работе на стройках в его республике. На заключительном этапе Багиров предлагал предпринять решительные меры по защите созданного с помощью СССР режима в Южном Азербайджане. В том числе путем отправки в Тебриз офицеров и курсантов, обучавшихся в Баку, вооружив их трофейными немецкими фаустпатронами, минометами и пушками*. Накануне истечения срока пребывания советских войск Кремль решился на последний шаг, чтобы удержать свои позиции в Северном Иране. Американский консул в Тебризе Россоу в секретном письме от 3 марта государственному секретарю Бирнсу отмечал, что имеющаяся здесь советская военная техника приведена в боевую готовность и начала движение в направлении Тегерана, Турции и Ирака. Россоу также докладывал, что начиная с 3 марта с границ СССР в Тебриз перебрасываются советские армейские подразделения. 6 марта консул в секретном рапорте госсекретарю писал: «Советские военные силы продолжают прибывать днем и ночью... генерал армии Баграмян приехал в Тебриз и принял командование над советскими войсками в Азербайджане. Говорят, что генерал Баграмян — специалист по танковой войне... Дорога Тебриз — Тегеран закрыта для невоенного транспорта. Советские войска движутся в направлении Тегерана. Части сравнительно многочисленной азербайджанской армии движутся таким же образом. Из Тебризской оккупационной армии и из России в направлении Махабад — Курдистан посылаются воинские части... Из всего этого становится ясным подготовка советских соединений к крупномасштабным военным операциям»**. Однако неблагоприятная для СССР международная обстановка вынудила Москву отказаться от силового решения проблемы. Назначенный в те напряженные дни новым послом СССР в Иране Иван Садчиков 18 марта прибыл в Тегеран и привез с собой очередное предложение Кремля. * Гасанлы Дж.П. Южный Азербайджан: начало холодной войны. Баку. 2003. С. 397. ** Цит. по: Гасанлы Д. Первая битва холодной войны // Независимое военное обозрение. 2006. № 21. С. 5. В рамках достигнутого компромисса Тегеран дал согласие на создание смешанного советско-иранского нефтяного общества. 24 марта Москва, фактически исчерпав реальные возможности давления на иранское правительство, сообщила, что договоренность с Тегераном достигнута и что советские войска будут выведены из Ирана в течение 5—6 недель. 9 мая 1946 года эвакуация советских войск и имущества с территории Ирана была полностью завершена. В этой связи особый интерес представляет вопрос о так называемом «ультиматуме Г. Трумэна», якобы направленном 21 марта 1946 года через советского посла в США А.А. Громыко И.В. Сталину*. В этом ультиматуме американский президент потребовал от Москвы вывода частей Советской армии из Ирана в течение 48 часов. В противном случае Трумэн грозил применением против СССР атомного оружия**. Отметим, что переговоры о выводе советских войск проводились с премьер-министром Ахметом Кавама (Кавам-эс-Салтане), занявшим этот пост в январе 1946 года после отставки правительства Хакими. Вскоре Кавама были начаты переговоры и с руководителями Азербайджана, закончившиеся 13 июня 1946 года подписанием соглашения. Это соглашение предусматривало создание административного совета по управлению провинцией в составе генерал-губернатора, руководителей провинциальных учреждений и президиума провинциального энджумена. Иранское правительство согласилось до утверждения нового закона о провинциальных и областных энджуменах признать избранный в конце 1945 года Национальный меджлис Азербайджана в качестве азербайджанского провинциального эшгжумена. Были достигнуты соглашения о преобразовании добровольческих отрядов федаев в жандармерию, о том, что местные азербайджанские воинские части, созданные во время движения путем призыва военнообязанных, будут влиты в состав общеиранской армии, о преподавании в средних и высших школах на двух языках — персидском и азербайджанском и подругам вопросам***. Однако «эйфория демократизации» страны продолжалась недолго. 10 декабря 1946 года иранские войска по приказу Кавама были двинуты в Азербайджан. СССР ограничился только «дружеским предупреждением» и рекомендацией отказаться от намеченного плана. В то же время глава Иранского Азербайджана Пишевари и другие руководители Фронта по указанию советского консула в Табризе Галиева покинули город, перешли границу в Джульфе и укрылись в Советском Союзе****. * Проблема «ультиматума Г.Трумэна» по сей день остается исторической тайной. Протоколы Политбюро и послания Громыко из США по этому вопросу до сих пор секретны. ** Гасанлы Дж.П. Южный Азербайджан: начало холодной войны. Баку. 2003. С. 272. *** Иванов М.С. Очерк истории Ирана. М., 1952. С. 382. **** Через несколько месяцев Пишевари погиб в автокатастрофе при загадочных обстоятельствах. Возможно, его смерть была связана с публичными обвинениями советского руководства в обмане «наших товарищей-революционеров». Всем азербайджанским воинским соединениям было объявлено, чтобы они без оказания какого-либо сопротивления возвращались в свои гарнизоны. После вступления шахских войск во всех районах Азербайджана было объявлено военное положение и начаты репрессии. По сведениям газеты «Мардом» от 5 июля 1947 года, за несколько месяцев в Азербайджане было расстреляно и повешено 760 человек. Несколько тысяч человек было убито в результате самочинных расправ**. Избранный же к середине 1947 года новый состав меджлиса отказался ратифицировать советско-иранское соглашение о совместном нефтяном обществе, тем самым «оборвав» последние ниточки «дружбы» со своим северным соседом. * Зарбахт Муртаза. От Иракского Курдистана до другого берега реки Аракс. Исторический переход Муллы Мустафы Барзани (весна 1326/1947 г.). М. — СПб., 2003. С. 16. ** Мардом. 1947, 5 июля (на перс, яз.); Иванов М.С. Очерк истории Ирана. М., 1952. С. 391.
ИРАК. 1958-2006 гг. Краткая историко-географическая справка Ирак (Иракская Республика — Аль-Джумхурия аль-Иракия) — государство в Западной Азии. Граничит на севере с Турцией, на западе с Сирией и Иорданией, на востоке с Ираном, на юге с Саудовской Аравией и Кувейтом. На юго-восточном участке в 50 км омывается водами Персидского залива. Столица — Багдад. В 1970-х годах 75% населения составляли арабы, 18% курды, остальные — туркмены, ассирийцы и др. Официальная религия — ислам. С XVI века входил в состав Османской империи, затем с 1917 года находился под контролем английской военной администрации. В 1921 году был провозглашен королевством во главе с саудовским тарифом (принцем) Абд Аллу Фейсалом. В 1932 году формально стал независимым государством, но фактически оставался в полной зависимости от Великобритании, имевшей на его территории свои войска, базы и занимавшей решающие позиции в экономике. В 1954 году заключил военное соглашение с США, а в 1955 году — с Англией, которое заменило англо-иракский союзный договор 1930 года. В 1955 году стал центром созданного Багдадского пакта. С 1945 года — член Лиги арабских стран. Дипломатические отношения с СССР установлены 25 августа — 9 сентября 1944 года.
В ночь с 13 на 14 июля 1958 года группа офицеров во главе с генералом Абдель Керим Каселем совершила государственный переворот. При штурме королевского дворца были убиты король Файсал II и бывший регент Абд аль-Илях. Возглавлявший правительство с 1941 года Нури Саид пытался бежать, но был пойман и растерзан толпой. Страна была провозглашена республикой и приняла временную Конституцию. В мае того же года была создана Генеральная федерация крестьянских союзов Иракской Республики, к которой присоединилось 135 союзов с 350 тыс. членов, а 30 сентября принят закон об аграрной реформе. Согласно закону устанавливался лимит на владение землей — в 1000 дунамов (250 га) орошаемой и 2000 дунамов (500 га) неорошаемой земли. Излишки подлежали изъятию и распределению. Причем собственники получали компенсацию, которая выплачивалась в течение 20 лет. Предусматривалось также создание сельскохозяйственных кооперативов. В их функции входило обеспечение кредитом, семенами, удобрениями, скотом, хранение и перевозка продукции, предоставление социальных услуг*. * Новейшая история стран зарубежной Азии и Африки. Л., 1963. С. 575. Совершенный под руководством генерала Абдель Керим Каселя переворот и изменившийся политический курс республики резко отразились на военно-экономических интересах США и Великобритании. Был нанесен сильный удар и по престижу «первых держав». Так, например, во время переворота мятежниками были захвачены бюро (штаб) Багдадского пакта с его секретным архивом и англо-американский аэродром близ Багдада. Наземный персонал аэродрома численностью более 1100 человек, после того как он разрушил радарные установки и сжег секретные документы, был разоружен и пленен*. Более того, с потерей Ирака США лишились своих нефтяных центров в Масуле и Басре. В ответ на события в Ираке американцы через два дня после переворота ввели значительный по численности военный контингент в Ливан, якобы по просьбе президента Шумана, для защиты государственного суверенитета. В то же время английские парашютисты высадились в Иордании по просьбе короля Хусейна, чтобы оказать поддержку режиму, против которого выступили панарабисты, поддерживаемые Насером. Однако эта демонстрация силы не возымела должного впечатления. По мнению западных обозревателей, «она оказалась неупотребимой и недействительной, как устрашающее начало, в малой войне или агрессии». Даже Советский Союз, по словам обозревателей, «ограничился многосоттысячной демонстрацией против американского посольства в Москве, с разбитыми стеклами до пятого этажа здания посольства, маневрами на границах Турции и Персии и... предложением переговоров на высоком уровне!»**. К середине октября американские войска покинули Ливан, а последние английские части были выведены из Иордании спустя несколько недель***. В марте 1959 года правительство Ирака заявило о выходе из Багдадского пакта и потребовало ликвидации английских военных баз на территории страны****. 30 мая 1959 года английские войска покинули Ирак. Одновременно республиканское правительство сблизилось со странами социалистического лагеря, которые оказали стране экономическую и военную помощь. Советский Союз в 1959—1960 годах предоставил Ираку значительную научно-техническую помощь и кредиты. На основании постановления Совета Министров СССР № 1088 от 25 сентября 1958 года в Багдад были направлены советские военные советники и специалисты, стало поступать вооружение, за которое иракцы расплачивались чистой валютой. * Шелль Е. Американско-английский десант на Ближнем Востоке // Наши вести. 1958. № 147/2295, сентябрь. С. 17. ** Шелль Е. Американско-английский десант на Ближнем Востоке // Наши вести. 1958. № 147/2295, сентябрь. С. 18. *** Грант Н. Конфликты XX века. Иллюстрированная история. М., 1995. С. 305. **** 1950-е годы Ирак в период кратковременного участия в Багдадском пакте получил от США экономической и военной помощи на сумму 40 млн. долларов. В начале 1960 года ситуация в стране обострилась. Несмотря на то, что в январе 1960 года вступил в силу закон о легализации политических партий, Коммунистическая партия не была признана властями и осталась на нелегальном положении. Произошел раскол и в рядах центральной партии страны — Национально-демократической партии (НДП). Часть ее членов во главе с Хадидом и Джавадом вышла из ее рядов и образовала Национально-прогрессивную партию, занявшую проправительственную позицию. Оставшиеся члены НДП во главе с Камелем Чадерчи с ноября 1960 года встали в оппозицию к правительству*. Однако внутригосударственные проблемы не повлияли в значительной степени на военное сотрудничество между двумя странами. В Ираке по-прежнему продолжали работать советские военные специалисты и советники. В их числе был и капитан С.В. Кожевников — специалист по средствам радиолокации ПВО, командированный в качестве преподавателя, советника преподавателя факультета ПВО в техническом колледже, находившемся недалеко от Багдада. Он прибыл в Ирак в феврале 1962 года в составе группы военных специалистов из восьми человек. В задачу капитана Кожевникова входило обучение иракских сержантов-техников работе на радиолокаторе советского производства П-20. Курс обучения был рассчитан на 1 год, исходя из 600—700 часов учебного времени. 50—60% от всего времени отводилось практическим занятиям на полигоне. Курсанты занимались изучением конструкции станции, ремонтом, настройками, регулировками, регламентными работами и ведением боевой работы на образцах техники в войсках (военной стажировкой). Курсы заканчивались государственным экзаменом с выдачей курсанту диплома техника по ремонту и эксплуатации радиолокатора П-20. Кроме преподавательской работы, советским специалистам приходилось проводить инспекцию работы и технического состояния локаторов (в это время на боевом дежурстве находилось около 10 станций), а также их ремонт, так как иракские специалисты зачастую не могли это выполнить самостоятельно**. 8 февраля 1963 года части иракской армии подняли восстание против правительства. Возглавляемые активными членами партии БААС*** полковниками Абдул Карим Мустафой и Ахмедом Хасаном-аль-Бакром военные захватили багдадский радиоцентр и ряд правительственных зданий. Иракские Военно-воздушные силы, находившиеся на базе Хаббания (80 км от Багдада), присоединились к повстанцам и приняли участие в боевых действиях. 9 февраля арестованные генерал Касем и два его адъютанта были расстреляны в телевизионной студии (по другим данным, в собственном кабинете). К 12 февраля, согласно сообщению Багдадского радио, были казнены еще четыре высших офицера в отставке, обвинен * Новейшая история стран зарубежной Азии и Африки. Л., 1963. С 576. ** Кожевников С.В. Пребывание в Ираке. В сб. Воины-интернационалисты земли Владимирской. Владимир, 2003. С. 261. *** Полное название партии — Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ). ные в измене. Начались жестокие репрессии против коммунистов и курдов. Всего, по сведениям западных периодических изданий тех дней, за период с 9 по 12 февраля погибло около 1500 человек. На второй день переворота новое правительство — Национальный революционный совет во главе с полковником А.К. Мустафой, ставшим вскоре президентом, и Ахмедом Хасаном-аль-Бакром, занявшим пост премьер-министра, было признано Саудовской Аравией, Иорданией, Алжиром и Кувейтом*. Советское правительство и КПСС открыто осудили действия баасистов. 18 ноября 1963 года армейская группировка во главе с Абдель Салямом Арефом совершила новый переворот, сместив баасистское правительство и запретив партию БААС**. Период 1964—1968 гг. характеризовался непрерывной борьбой за власть между различными политическими группировками, частыми сменами правительства. 17 июля 1968 года партия БААС совместно с группой офицеров — членов подпольной организации «Движение арабских революционеров» совершила очередной государственный переворот, в результате которого власть перешла к руководству этой партии и правительству во главе с генералом Ахмедом Хасаном-аль-Бакром (бывшим в 1963 г. премьер-министром первого баасистского правительства). Высшим органом власти стал Совет революционного командования (СРК). Правительство освободило из тюрем политических заключенных, в том числе членов ИКП, восстановило на прежних должностях лиц, уволенных ранее по политическим мотивам, освободило низкооплачиваемые категории трудящихся от «оборонного налога». В 1970 году был принят новый закон о труде, а также закон о пенсиях и социальном обеспечении рабочих, новый закон об аграрной реформе. 11 марта 1970 года принято Заявление о мирном демократическом урегулировании курдской проблемы: признавалось право курдов на национальную автономию в рамках Иракского государства; разрешалась деятельность курдских организаций, в том числе Демократической партии Курдистана; курдский язык объявлен вторым официальным языком; в правительство вошло 5 министров-курдов; начато осуществление программы экономического развития Курдистана. Проводимая Ахмед Хасаном-аль-Бакром внутренняя и внешняя политика создала условия для сближения БААС с другими политическими организациями Ирака. В июле 1970 года вступила в силу новая временная конституция, провозглашавшая Ирак «народной демократической республикой», основная цель которой — «создание единого арабского государства и установление социалистического строя»***. 15 ноября 1971 года президент Ирака обнародовал проект Хартии национального действия. В нем подчеркивалась неприемлемость для страны капи- * Наше общее дело. 1963. № 4 февраль. ** В 1966 годуАреф погиб при загадочных обстоятельствах в результате катастрофы вертолета. *** Большая советская энциклопедия... С. 397. талистического пути: необходимость создания единого фронта прогрессивных партий и патриотических сил Ирака на основе усиления борьбы против империализма, сионизма и реакции; необходимость укрепления отношений с социалистическими странами и др. В мае 1972 года в состав правительства были включены два представителя Иракской коммунистической партии. 1 июня 1972 года правительство приняло закон о национализации собственности «Ирак петролеум компани», что нанесло сильный удар по американским монополиям на Ближнем Востоке*. В 1972 году между Ираком и Советским Союзом был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве, а вскоре соглашение между советскими спецслужбами и иракской разведкой. 31 мая 1976 года в Ирак с официальным визитом прибыл Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин. Этот шаг стал важной вехой в отношениях между двумя странами. После обсуждения с заместителем председателя Совета революционного командования Саддамом Хусейном, ставшим вскоре во главе государства, вопроса об укреплении сотрудничества между обеими странами советский гость посетил президента Сирии Эль-Асада. По мнению западной печати, поездки А. Косыгина были связаны со стремлением СССР к объединению Ирака, Ливии и Сирии в борьбе против Египта, односторонне аннулировавшего советско-египетский договор дружбы и сотрудничества**. Следует отметить, что к этому времени сотрудничество между советскими и иракскими разведслужбами стало настолько тесным, что Ирак превратился в единственную некоммунистическую страну, где советские разведывательные операции были прекращены. Все связи с иракскими агентами стали официальными контактами. Такое особое положение сохранялось до тех пор, пока иракское руководство не начало репрессии против коммунистов***.
Полковник иракской армии Касем (слева) и Ареф
* Нефтяная промышленность Ирака после Второй мировой войны была единственной отраслью, имевшей современное техническое оснащение. Главенствующее положение в ней занимал концерн «Ирак петролеум компани» и его дочерние структуры. В 1946 году нефтедобыча в стране составляла 4,7 млн. тонн, а в 1955 году выросла до 33,7 млн. тонн. В 1960 году она превысила 47,0 млн. тонн. Причем основной объем нефти шел на экспорт; в самом же Ираке, например, в 1955 году потребление составляло лишь 1,2 млн. тонн. ** Новое русское слово. 1976. 1 июня. *** Эндрю К., Гордиевский О. КГБ: история внешнеполитических операций от Ленина до Горбачева. Б/м. Изд. «Nota Bene», 1992. С. 554. 11 декабря 1978 года Саддам Хусейн еще в качестве второго человека в стране прибыл в Москву. Несмотря на то, что незадолго до этого в Ираке была обезглавлена коммунистическая партия — 21 руководитель казнен и многие арестованы, он был принят А.Н. Косыгиным и накоротке Л.И. Брежневым. Хусейн произвел благоприятное впечатление. Советским руководителям пришлись по душе его грандиозные планы сплотить арабский мир в борьбе против кэмп-дэвидской сделки. В результате он получил солидный контракт на поставку советского оружия*. До 1980 г., начала войны с Ираном, в страну из Советского Союза были направлены: ракетные (типа «Оса-1», «Оса-2»), торпедные и сторожевые катера, истребители (МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25), истребители-бомбардировщики (Су-7, Су-20, Су-22) и бомбардировщики (Ту-16, Ту-22), транспортные самолеты (Ан-12, Ан-24, Ан-26) и вертолеты (Ми-25, Ми-6), БМП, БТРы, танки (Т-62, Т-72), зенитные установки, пушки и орудия, инженерное оборудование, стационарные и переносные зенитно-ракетные комплексы (ЗРК С-75, С-125), ракетные системы залпового огня, оперативно-тактические и тактические ракеты и т. д. Годы правления Ахмеда Хасана Аль-Бакра характеризуются активизацией советско-иракских отношений в военной области. В 1972 году доля импорта вооружений из СССР составляла 95%. Однако к концу 1970-х годов она стала снижаться и в 1979 году сократилась до 63%. Ирак стал все больше обращать свой взор к Франции, Италии, Югославии, Португалии, Бразилии и даже Соединенным Штатам. Только за два года — 1978-й и 1979-й — Франция продала Ираку оружия на 2,2 млрд. долларов, поставив стране различное вооружение, в том числе истребители «Мираж», танки АМХ-30, вертолеты SA 330 «Пума», SE-3160 «Алуэтт». Эта помощь, по сведениям западной печати, была связана с деятельностью французского концерна, получившего в ноябре 1967 года крупные нефтяные концессии и занявшего руководящее положени
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.92 (0.019 с.) |