Глава 1. Борьба со страстями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Борьба со страстями



Глава 1. Борьба со страстями

 

- Геронда, что просил у Бога пророк Давид, когда го­ворил: "Духом владычним утверди мя" (Пс.50,14)?

- Давид просил у Бога дара руководства, так как он управлял людьми. Но "дух владычень" нужен каждому человеку, чтобы он управлял самим собой и им не повелевали страсти.

- Геронда, что такое страсти?

- Я думаю, что страсти - это силы души. Бог даёт чело­веку не пороки, но силы. Но если мы не употребляем эти силы во благо, то приходит тангалашка (бес), начинает сам их направлять, и они становятся страстями, а потом мы ропщем и пеняем на Бога Но если мы будем правильно пользоваться этими силами, направляя их против зла, то они помогут нам в нашем духовном подвиге. Например, гнев. Если он есть в человеке - это значит, что у души есть мужество, а оно полезно в духовной жизни. У кого нет гнева - у того нет и мужества, тому нелегко справиться с собой. Человек гневливый, когда использует силу, кото­рой обладает, для духовной пользы, похож на дорогую машину, которая едет по хорошей дороге, - включаешь скорость, и никто тебя не может догнать. А если он этой силой пользуется неправильно и не контролирует себя, то он похож на машину, которая на огромной скорости летит по разбитой дороге и то и дело попадает в ямы.

Человек должен знать силы, которые у него есть, и на­правлять их на благо. Так, с помощью Божией, он придёт в доброе духовное расположение. Свой эгоизм, напри­мер, пусть он направляет против диавола и не сдаётся, когда тот его искушает. Склонность к пустой болтовне пусть освящает, упражняясь в молитве. Разве не лучше общаться со Христом и освящаться, чем пустословить и грешить? В зависимости от того, как человек будет ис­пользовать силы своей души, он будет становиться либо лучше, либо хуже.

 

Не надо оправдывать свои страсти

 

- Геронда, некоторые считают, что у них нет необхо­димых предпосылок для духовной жизни и говорят: "Не­чего взять с неимеющего" (Лукиан. Разговоры в царстве мёртвых. Диалог II).

- Ещё хуже, когда люди говорят, что имеют страсти по наследству, и тем себя оправдывают.

- А если, геронда, это действительно так?

- Послушай, что я тебе скажу. У каждого человека от рождения есть некоторые задатки, хорошие и плохие. И человек должен потрудиться, чтобы избавиться от недостатков и развить то хорошее, что в нём есть, чтобы стать образом Божиим.

Плохие задатки - это не препятствие для духовного совершенствования, потому что если человек подвизает­ся, хоть немного, но с ревностью и желанием, то это оз­начает, что он находится в области действия духовных законов, в области чуда, и тогда все его наследственные недостатки изглаживает Благодать Божия.

Бог особенно любит и помогает той душе, которая, имея от рождения не очень хорошие задатки, ревност­но подвизается в духовной жизни и стремится на Небо, пытаясь оторваться от земли и подняться ввысь на своих немощных крыльях, ослабленных дурной наследствен­ностью. Я знаю многих людей, которые, приложив не­которое усилие, получили сильную помощь от Бога и освободились от того, что их обременяло. Для Бога та­кие люди настоящие герои. Ведь что преклоняет к нам Бога? Труд, который мы полагаем, чтобы победить вет­хого человека.

- Геронда, а Крещение не изглаживает дурную на­следственную предрасположенность?

- В Крещении человек облекается во Христа, осво­бождается от первородного греха, на него сходит Бо­жественная Благодать, но плохие наследственные задат­ки остаются. Неужели Бог не может и их изгладить святым Крещением? Может, но оставляет их человеку, чтобы он подвизался, чтобы победил и в конце получил победный венец.

- Геронда, я, когда предаюсь какой-нибудь страсти, го­ворю себе: 'Такой уж я уродилась".

- Этого ещё не хватало. Может, скажешь, что всеми пороками тебя наделили родители, что пороки твоих предков в тебе проявились, а все таланты и добродетели отошли к другим? Может, и на Бога будем пенять? Если человек говорит: "Такой у меня характер, таким уж я родился с дурными наклонностями, в таких условиях вырос, значит, исправиться не могу", он словно говорит: "Виноваты в этом не только мои отец и мать, но и Бог". Знаете, как тяжело мне слышать такие слова? Ведь че­ловек не только хулит своих родителей, но и Бога. Ког­да он начинает так думать, Благодать Божия перестаёт действовать.

- Геронда, некоторые считают, что когда недостаток сидит в самом существе человека, то его невозможно ис­править.

- Смотри, что происходит некоторым выгодно так говорить, потому что так они себя оправдывают и даже попытки не делают избавиться от недостатка, который в них сидит. "Мне, - говорит такой человек, - Бог не дал способностей! Я в чём виноват? Зачем с меня требуют то, что выше моих сил?" Вот тебе и лазейка. Человек оп­равдывает себя, успокаивает свой помысел и живёт, как ему удобно. Если мы начнём говорить: "Это наследствен­ное, то - свойство характера", как тогда будем исправ­ляться? Такое отношение лишает духовного мужества.

- Да, геронда, но...

- Опять "но"? Ну что ты за человек такой? Изворот­ливая, как угорь. Всё время придумываешь какие-нибудь оправдания.

- Я же не нарочно.

- Не говорю, что нарочно. Но если Бог дал тебе такой ум, что на лету всё схватываешь, тогда почему не можешь понять, что оправдание - это очень плохо! В такой не­большой головке так много ума, и не понимаешь!

Я заметил, что некоторые умные люди защищают неправильное, потому что так им удобнее, так они оп­равдывают свои страсти. Другие, наоборот, не оправды­вают себя, но имеют неистребимый помысел, что есть в их характере что-то, что они не могут исправить, вот и впадают в отчаяние А диавол, он что делает? Одним препятствием к духовному совершенствованию ставит самооправдание, других уловляет их повышенной чувст­вительностью и приводит к отчаянию.

Чтобы отсечь страсть, человек должен не оправды­вать себя, а смиряться. Если он говорит, например: "Мне не дано любить, а другому дано", и не старается стяжать любовь, то как может он духовно преуспеть? Без борь­бы нет преуспеяния. Разве вы не читали у святых отцов, какие первоначально у некоторых подвижников были пороки и на какую степень духовного совершенства они потом взошли? Превзошли многих очень добро­детельных. Например, авва Моисей Мурин, какой был преступник и кем стал потом! Вот что Благодать Божия делает!

По моему рассуждению, человек, имеющий дурную наследственную предрасположенность, когда борется ради стяжания добродетелей, получает большую награду, чем тот, кто унаследовал добродетели от своих родителей и не проливал пота, чтобы их приобрести. Потому что один пришёл уже на всё готовое, в то время как друго­му пришлось много потрудиться, чтобы их стяжать. Ведь, посмотри, и люди больше уважают тех, кто, унаследовав от своих родителей долги и трудясь не покладая рук, смог не только расплатиться с долгами, но и собрать собствен­ное имущество, чем тех, кто получил от своих родителей в наследство состояние и сохранил его.

 

Видение страстей

 

- Геронда, меня мучают страсти.

- Чувствуешь, что в тебе живут страсти?

- Иногда чувствую.

- Это хорошо. Когда человек понимает, что его борют страсти, он смиряется. А где смирение - туда приходит Благодать Божия.

- Но меня всё же огорчает, что я всё время допускаю промахи.

- Радуйся, что допускаешь огрехи, - они тебя смиряют, ведь в тебе есть гордость. "Боже мой, - говори, - вот я ка­кая. Помоги мне. Если Ты мне не поможешь, я ничего не смогу сделать". Не отчаивайся. Когда мы допускаем оплошности, открывается наш настоящий внутренний человек, мы познаём себя и стараемся исправиться. Это показывает нам правильный путь и освобождает от ил­люзий. Я радуюсь, когда проявляется какая-нибудь моя слабость, когда вылезают наружу страсти. Если бы страс­ти не проявлялись, я бы думал, что достиг святости, в то время как семена страстей тайно жили бы в моём серд­це. Так и ты, когда разгневаешься и впадёшь в осуждение, понятно, что расстроишься, но ведь и для радости есть повод - проявилась твоя слабость, а значит, ты будешь бороться, чтобы от неё избавиться.

- Геронда, когда страсть какое-то время не проявляет себя, это означает, что её больше нет?

- Если в тебе живёт страсть, в определённый момент она проявится. Поэтому, если знаешь, что в тебе есть страсть, будь внимательной. Например, зная, что где-то рядом с твоей кельей живёт змея, ты, выходя за дверь, всякий раз будешь смотреть, чтобы она не выползла и не укусила тебя. Нестрашно, когда ты знаешь, что где-то поблизости змея, и ждёшь момента, чтобы убить её, когда она выползет, страшно, если идёшь беззаботно и ничего не подозреваешь, а она вдруг бросится на тебя и ужалит. Этим я хочу сказать, что когда человек не следит за собой и не знает своих страстей, то это опас­ное состояние. Но, когда он знает, какие у него есть страсти и борется с ними, тогда Христос помогает ему их искоренить.

- Геронда, может, я должна просто подвизаться и не переживать о том, пришло исправление или нет? Навер­ное, моё исправление зависит не от меня, а от Бога?

- Да, подвизайся и всё предоставляй Богу, но и себя рассматривай, чтобы понять, где ты находишься и что с тобой происходит. Врач прежде старается найти причи­ну жара у больного, а потом уж определяет, какое ему дать лекарство, чтобы сбить температуру. С того момен­та когда человек начинает видеть свои недостатки, у него должно появиться доброе беспокойство, которое подтал­кивает его к борьбе за исправление. Я смотрю на себя и вижу, что имею такие-то недостатки. Подвизаюсь и анализирую своё состояние: "До вчерашнего дня у меня были такие-то недостатки, от какого-нибудь я избавился, на каком этапе борьбы я нахожусь?" Потом обращаюсь к Богу. "Боже мой, я делаю, что могу, помоги мне испра­виться, потому что сам я не могу".

- Геронда, может человек не видеть своих страстей?

- Если человек чувствительный, то Бог не позволяет ему сразу познать свои страсти, потому что восприим­чивого человека искушает диавол и старается привести в отчаяние. "У тебя такая-то страсть?" - говорит ему диа­вол - Зачем сделал то-то и то-то? Ты не спасёшься". Так может человек дойти и до психиатрической больницы.

 

Гордость - опора страстей

 

- Когда человек подвизается много лет и не чувствует никакого прогресса, что это означает?

- Если мы не видим преуспеяния в подвиге - значит у нас нет трезвения или Бог не попускает нам идти дальше, дабы мы не возгордились и не повредили себе.

- Геронда, мне кажется, что я с каждым днём станов­люсь всё хуже и хуже, что же со мной будет?

- В духовной жизни есть три этапа. На первом этапе Бог даёт человеку конфеты и шоколад, потому что видит слабость души и её потребность в утешении. На втором -понемногу отнимает Свою благодать в воспитательных целях, чтобы человек осознал, что без Божией помощи он не может сделать даже самого малого. Так в челове­ке рождается смирение и он чувствует необходимость во всём прибегать к Богу. Третий этап - это постоянное ровное хорошее духовное состояние. Ты находишься между вторым и третьим этапами: немного проходишь вперёд, потом забываешь свою немощь, Христос отни­мает благодать, ты остаёшься ни с чем, снова начинаешь ощущать свою немощь и приходишь в себя. Если бы ты мне сказала, что чем дальше продвигаешься, тем лучше становишься, то это бы меня напугало - значит в тебе сидит гордость. Но теперь, когда ты говоришь, что сама себе кажешься всё хуже и хуже, то я радуюсь, потому что вижу, что у тебя всё хорошо. Не бойся: чем дальше чело­век продвигается вперёд, тем отчётливее видит свои не­достатки и несовершенство, а это - прогресс.

- Геронда, может так быть, что Бог меня не слышит, когда я прошу Его избавить меня от страсти?

- Что наш Бог - Ваал? (См.3Цар.18,26) Бог слышит нас и помогает нам. Может, ты не чувствуешь Его помощи? Но тогда виноват в этом не Бог, а ты сама, потому что своей гордостью про­гоняешь Его помощь.

Если нет опасности, что Его помощь станет поводом к превозношению, то невозможно, чтобы Бог не помог. Благой Бог хочет, чтобы мы избавились от страстей, но если в нас есть гордость или предрасположенность к гордости, то Он не будет помогать, чтобы мы не подумали, что победили их своей силой.

Поэтому, когда мы от всего сердца просим Бога по­мочь нам избавиться от какой-либо страсти и не полу­чаем помощи, тогда сразу должны понять, что за нашей страстью стоит другая, большая страсть - гордость. По­скольку мы не видим гордости, то Бог попускает оста­ваться той страсти, которую видим, например объядению, пустословию, гневу и т. д., для нашего смирения. Когда мы из-за частых падений возненавидим свои страсти, познаем свою немощь и смиримся, тогда полу­чим помощь от Бога и начнём ступенька за ступенькой подниматься вверх по духовной лестнице.

 

Страсти искореняются легко, пока они "молоды"

 

- Геронда, вижу, что у меня много страстей.

- Да, страстей в тебе много, но и возраст у тебя моло­дой, и мужество есть, чтобы потрудиться и очистить свой сад от колючек и насадить лилии, гиацинты, розы, а по­том смотреть на всё это и радоваться. Пока ты молодая, страсти у тебя, словно молодые побеги, искореняются легко. И бурьян, и колючка пока не выросли, легко вы­дёргиваются из земли, но когда наберут силу и огрубеют, то вырываются с трудом. И крапива, когда пускает пер­вые листочки, мягкая на ощупь, как и базилик. Можно её спокойно взять в руки, потому что её побеги ещё мо­лодые. Поэтому постарайся искоренить в себе страсти, пока ты молода, если оставить их расти дальше, то потом душу поработят различные похоти, и уже будет трудно от них избавиться.

Люди, которые в молодости не искореняют свои страс­ти, в старости очень страдают, потому что их страсти стареют вместе с ними и переходят в трудноизлечимую привычку. С возрастом человек начинает любить свои страсти, становится более снисходительным к себе, воля ослабевает, и бороться со страстями становится труднее. В молодости человек энергичен и, если он направит эту энергию на искоренение страстей, преуспеет.

 

Как избавиться от страстей

 

- Геронда, почему я постоянно страдаю от объедения?

- Потому что здесь у тебя слабое место. Диавол напа­дает на заставу, что послабее, другие - хорошо защищен­ные - он не трогает. "Если мне удастся захватить эту заставу, - говорит он, - то потом одну за одной за­хвачу и другие". Поэтому слабое место нужно хорошо укреплять.

- Видя свои страсти, я совершенно теряюсь.

- Не теряйся и не робей. Смело одну за другой по­беждай свои страсти, начиная с самой главной. Полезно вначале особо не рассуждать, а брать и истреблять самые грубые, наиболее заметные. И когда начнут засыхать тол­стые корни главных страстей, то вместе с ними станут засыхать и более тонкие корешки. Следовательно, иско­реняя большую страсть, вместе с ней ты искореняешь и другие, поменьше

- Почему, геронда, хотя я постоянно решаю начать серьёзную борьбу со страстями, но так ничего и не делаю?

- Зачем ты берёшься за всё сразу? Страсти, как и доб­родетели, составляют единую цепь. Одна страсть следует за другой, и одна добродетель соединена с другой добро­детелью, как вагоны в составе. Если ты станешь какое-то время бороться с одной страстью и взращивать в душе противоположную этой страсти добродетель, то в конце концов преуспеешь. И вместе с побеждённой страстью избавишься и от других страстей, и в тебе разовьются про­тивоположные им добродетели. Скажем, ты завидуешь. Если ты будешь бороться против зависти, возделывать в себе любовь, доброту, то, победив зависть, одновременно освободишься от гнева, осуждения, злобы, печали.

- Геронда, а страсти или дурные привычки лучше от­секать сразу или избавляться от них постепенно?

- Лучше, если можешь, отсечь их сразу - иначе они бу­дут расти. Здесь ждать не надо. Когда человек переходит ручей, особенно зимой, то старается перебежать на дру­гой берег как можно быстрее, чтобы не замёрзнуть. Если перебежит быстро, то замёрзнуть не успеет. Кони, когда их привязывают, одним резким движением обрывают узду, так и при искушении - обрывать узду надо резко.

- Геронда, авва Исаак Сирин говорит "Бесстрастие не в том состоит, чтобы не ощущать страстей, но в том, что­бы не принимать их в себя". Может бесстрастный чело­век смущаться страстями?

- Может, но что бы диавол ему не подбрасывал, всё это сгорает в божественном огне, который в подвижнике воспламенился. Диавол не прекращает искушать челове­ка, но, если человек не принимает вражеских внушений, тогда сердце его очищается и в нём поселяется Христос. Его сердце превращается в пещь, в "купину неопальную" (См. Исх. 3,2-3), и что бы потом ни попало в сердце - всё сгорает.

 

 

Мука самоуспокоения

 

- Геронда, у меня трудности с одной сестрой.

- Знаешь в чём дело? Многие люди видят, в чём другие их стесняют, и не видят того, в чём они стесняют других. У них требования только к другим, не к себе. Но логика духовной жизни в том, чтобы обращать внимание на то, в чём ты стесняешь других, а не на то, в чём стесняют тебя, стремиться к тому, что нужно другому, а не к тому, что нужно тебе. Разве мы пришли в эту жизнь отдыхать или для удобств и комфорта? В этот мир мы пришли не для того, чтобы весело провести время, а чтобы очистить себя и приготовиться к жизни другой.

Если мы думаем только о себе и делаем только то, что нам хочется, то потом начинаем хотеть, чтобы и другие думали о нас, служили нам, помогали... то есть, чтобы всегда было хорошо нам "Мне так хочется", - говорит один, "А мне по-другому", - говорит другой. Каждый стремится к тому, что нравится ему, но покоя не нахо­дит, потому что настоящий покой приходит тогда, когда человек думает не о себе, а о других.

Во время оккупации в 1941 году мы, спасаясь от нем­цев, которые разоряли деревни, жгли и убивали, ушли из Коницы в горы. В тот день, когда немцы вошли в Коницу, два моих брата с утра спустились с горы на рав­нину рыхлить кукурузу на огороде. Услышав, что при­шли немцы, я бросился к матери: "Мама, я сбегаю вниз предупрежу братьев". Она меня не пускала, потому что все ей говорили: "Те всё равно пропали, хоть этого не пускай, а то и его потеряешь". "Как бы не так", - поду­мал я. Нацепил солдатские башмаки и побежал вниз на огород. Впопыхах я не успел хорошо завязать ботинки, и, когда бежал через поле, которое недавно полили, они свалились у меня с ног и застряли в грязи. Я их бросил и побежал босиком вдоль реки, а там полно чертополо­ха. Около часа летом по жаре я бежал по колючей тра­ве и не чувствовал никакой боли. Прибегаю на огород к братьям, кричу: "Немцы пришли, надо прятаться". И тут мы видим идущих вооружённых немецких сол­дат. "Продолжайте рыхлить, - говорю я братьям, - а я сделаю вид, что полю и прореживаю кукурузу". Немцы прошли мимо и даже ничего не сказали. Только потом я заметил, что мои ноги все в ранах от колючек, а до того момента я даже ничего не чувствовал. В том беге была радость! Радость самопожертвования. Разве мог я бро­сить своих братьев? А если бы с ними что-нибудь случи­лось? Да меня бы потом мучила совесть. Даже если бы у меня совести не было, всё равно я бы потом испытывал муку самоуспокоения.

 

Гордость проникает везде

 

- Геронда это хорошо, когда при исполнении моих монашеских обязанностей встречаются небольшие труд­ности - я чувствую от этого пользу. Может, в этом тоже есть гордость?

- Если человек невнимателен, он может гордиться, лёжа на кровати и ничего не делая. Поезд может улететь под откос и вправо и влево. Диавол нас уловляет и с той и с другой стороны. Некоторые меня спрашивают: "На что мне обратить внимание, чтобы не впадать в гордость?" Это всё равно что спрашивать: "Где я могу упасть здесь или там?" И здесь можешь упасть и там, и с правой сто­роны и с левой, и с лестницы можешь упасть, и со стула и со скамейки. В любой момент и при любых обстоятель­ствах нужно внимание, потому что гордость проникает всюду.

- Геронда, а может человек гордиться, ничего не имея?

- Иногда такой человек может гордиться больше дру­гих. Когда я жил в монастыре Стомион в Эпире, то уз­нал там про одного старика-пастуха. У него не было се­мьи, и он переходил с места на место. В конце концов его приютил у себя другой пастух, поселив в хижине, где он хранил ветки для своих коз. Он не разрешал тому ста­рику разводить огонь, чтобы не загорелись ветки. Так и жил этот старик в холодной хижине, спал в углу на двух досках, на которые клал старый матрац. Услышав о нём, я пошёл его навестить. Он был совсем плох. Я спросил одну бедную женщину, сколько она хочет, чтобы вымыть его. "Ничего, только мыло дай", - ответила она В другой раз я навестил его, когда он обедал. Закончив есть, он по­смотрел на меня, перевернул тарелку вверх дном и гордо заявил: "Вот это голова отец, у меня! А тот тут собаки, коты". Перевернуть тарелку вверх дном, чтобы её не об­лизывали собаки и кошки, он считал достижением. Как будто в космос слетал. Вот гордыня! Жил не пойми как, а гордился!

 

Гордые помыслы

 

- Геронда, что нужно делать, когда к нам приходят гордые помыслы?

- Как другие люди смеются, когда видят в нас гордость, так и мы должны смеяться над помыслами гордыни.

- А смиренному человеку приходят гордые по­мыслы?

- Приходят, но он смеётся над ними, потому что знает, кто он есть на самом деле.

- Геронда, я где-то читала что гордые помыслы надо отгонять сразу, как и непотребные.

- Непотребный помысел распознаётся сразу, а чтобы распознать помысел гордыни, нужно трезвение. Напри­мер, если во время молитвы в уме появится непотребный помысел, ты его распознаешь и сразу отгонишь: "Ну-ка пошёл отсюда". Но если в церкви тебе придёт помысел, что ты хорошо прочитала Псалтирь, то нужно трезвение, чтобы его распознать и отогнать.

- Но ведь в большинстве случаев помысел гордости появляется во мгновение ока Как успеть привести на ум смиренный помысел?

- Готовиться нужно заранее. "Уготовихся и не смутихся" (Пс.118,60), - говорит пророк Давид. Помыслы гордыни прихо­дят молниеносно - это старая уловка диавола. А ты при­мени другую уловку - постоянно возделывай смиренные помыслы, чтобы обогнать его.

Только смиренные помыслы приносят смирение, и только со смирением уходит гордость. Один, проповед­ник рассказывал мне, что как-то раз приготовил очень хорошую проповедь. Поднялся на амвон и стал говорить, говорил очень красиво. В один момент у него в уме про­мелькнул гордый помысел, и он сбился. Разразился пла­чем и спустился с амвона опозоренный. Потом он долго не мог произносить проповеди - пришёл в негодность. Я ему сказал: "Это с тобой случилось из-за гордости. Ты возгордился, и поэтому Благодать Божия отошла. Теперь со смирением начни всё сначала. Когда подойдёт время подняться на амвон, говори себе: «Если я собьюсь, значит, мне для пользы духовной нужно опять стать посмеши­щем». И если вдруг снова начнёшь плакать, то люди будут думать, что ты плачешь от умиления, и не соблазнятся, а получат пользу. Так что не бойся". И, в самом деле, он вернулся к своему занятию и стал со смирением произ­носить проповеди всегда готовый к унижению.

 

Скрытая гордость

 

- Геронда, Вы сказали, что во мне есть скрытая гор­дость. Что такое скрытая гордость? - Это внутренняя гордость. А внутренняя гор­дость намного хуже внешней.

- А чем внешняя гордость отличается от внутренней?

- Внешняя гордость заметна и потому легко поддаётся врачеванию. Человека, имеющего внешнюю гордость, можно узнать и по одежде, и по походке, и по разгово­ру. Но бывает, что скажешь ему несколько слов, и он, глядишь, начинает исправляться. А скрытая гордость очень коварна и потому с трудом поддаётся исцеле­нию. Она прячется глубоко, окружающие её не видят, и только опытный человек способен распознать её. Скрытой гордостью страдают, в основном, люди духов­ной жизни. Внешне они могут казаться смиренными и благочестивыми, а в душе скрывать такую гордость, что будь здоров! Так что, тангалашка может быть одет и в лохмотья...

- А человек, имеющий скрытую гордость, чувствует её?

- Если наблюдает за собой, то чувствует.

- Мне кажется, что имеющий скрытую гордость не чувствует в душе покоя.

- Покоя от Бога не чувствует, даже не знает, что это такое, но успокаивает свой помысел.

- Геронда, что может помочь мне распознать скрытую гордость и как бороться, чтобы избавиться от неё?

- Представим, что ты ревностно подвизаешься и по­мысел тебе говорит, что ты делаешь нечто великое, что ты добродетельный человек. Если так, тогда в тебе есть гордость, но ты её скрываешь. Если присмотришься, то увидишь, что удовлетворение, которое ты испытываешь, ложное. Чтобы скрытая гордость ушла, тебе нужно возне­навидеть эту ложь и прогнать её от себя. Люди гнушают­ся теми, в ком есть внешняя гордость, и этим помогают им исправиться. А те, у кого внутренняя, скрытая, гор­дость, чтобы от неё избавиться, должны сами возгнушаться собой. Также, если ты даёшь другим право делать тебе замечания, то этим тоже себе помогаешь, потому что скрытая гордость выходит наружу, становится явной, а затем постепенно исчезает.

 

Высокое о себе мнение

 

- Геронда, почему я легко впадаю в гордость?

- Если ты легко впадаешь в гордость, это означает, что имеешь высокое о себе мнение Думаешь, что что-то из себя представляешь. Человек не стал бы гордиться, если бы не думал, что что-то из себя представляет. И посколь­ку ты считаешь себя человеком выдающимся, то и гор­дишься по малейшему поводу, как гипертоник, у которо­го мгновенно подскакивает давление, стоит ему немного поволноваться.

- Геронда, у меня опять охладело сердце. Почему со мной так происходит?

- Потому что голова у тебя как следует не закручена и в ней гуляет ветер высокоумия. Я ставлю заглушку, закру­чиваю, а ты её срываешь. Теперь нам нужно поставить заглушку побольше и закрутить её покрепче. Знаешь, ка­кие бы ты могла получить от Христа дарования, если бы не имела этого недостатка? Когда мы теряем внимание, то незаметно приходит диавол, пронзает нам голову ос­триём высокоумия, надувает, как воздушный шар, и за­пускает вверх.

- Тому, кто высокого о себе мнения, нелегко разгля­деть хорошее в других.

- Это так. Человек, высоко о себе мнящий, находит­ся во мгле гордости и не имеет ни духовного здоровья, ни зрения, потому и не может разглядеть дарования, ко­торые имеют другие люди. Как могут прийти высокие мысли от Бога, если он занят высокими мыслями о себе? Если Христос чуть-чуть повернёт у нас в голове хоть один винтик, так мы тут же станем нести чепуху. Какое уж тут высокое о себе мнение?

Имеющий высокое мнение о себе находится вне себя, такой человек безумец Нужно плавно спуститься на землю, чтобы найти самого себя, а иначе так и будешь парить в облаках и тратить бензин попусту!

 

Самоуверенность

 

- Геронда, что значит "Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий" (Пс.126,1)?

- Это сказано о человеческой самоуверенности. Когда при совершении великого пострига постригаемого спра­шивают: "Сия вся... претерпети обещаваешилися?" - он отвечает: "Ей, Богу поспешествующу". Не говорит "Да, я сам всё вытерплю". Если человек не поставляет впереди во всём Бога, но говорит "Я сам сделаю это, я своими си­лами сделаю то-то", тогда он хоть лоб себе расшибёт, всё равно ничего не сделает.

- Геронда, я сильно огорчаю сестёр: они мне говорят одно, а я делаю совсем другое.

- Это с тобой происходит из-за самоуверенности. Тебе кажется, что ты мух на лету хватаешь, а на самом деле ловишь не мух, а воздух! Поднимаешь руку и ду­маешь, что поймала муху. "Я поймала", - кричишь, а в кулаке-то у тебя пусто. Поднимаешь другую руку. "Я поймала муху", - кричишь, а кулак-то снова пустой. Ты сначала смотри, есть ли что в кулаке, а потом уже гово­ри: "Я поймала".

- Сестры говорят, что им со мной тяжело, потому что я настаиваю на своём мнении, но я этого не замечаю.

- Знаешь, в чём тут дело? Когда у тебя есть определён­ное мнение, ты не рассуждаешь: "Мне пришёл помысел, и я не знаю, правильный он или нет", но считаешь, что твоё мнение всегда верное, и потому стоишь на своём. Ты как та хозяйка, которую муж попросил приготовить ось­минога, а у осьминога не хватало одного щупальца. "Ну что, готово? Сварился осьминог?" - спрашивает муж. "Какой осьминог? Семиног!" - отвечает жена. "Не семи-ног, а осьминог!" - "Не осьминог, а семиног!" В конце концов муж не выдержал и, разозлившись на упрямую жену, бросил её в колодец Но и оттуда она продолжала на пальцах показывать "семь, семь, семь"! Так что, гово­ри, что думаешь, но не настаивай на своём мнении.

- Но я часто замечаю, что моё мнение правильнее, чем мнение сестёр, с которыми я вместе работаю.

- Из-за твоей самоуверенности вещи представляются тебе в таком свете. Будь аккуратной: тот, кто имеет ко всему слишком логический подход, со своим эгоизмом и самоуверенностью может дойти до того, что перестанет вообще кого-либо слушать.

- А как мне избавиться от самоуверенности?

- Присмотрись к себе, и ты увидишь, что у тебя нет ничего своего, что ты ничего не можешь сделать без по­мощи Божией. Если поймёшь, что то хорошее, что ты делаешь, - от Бога, а глупости - твои собственные, то перестанешь доверять себе и избавишься от самоуве­ренности.

 

Хвастовство

 

- Геронда, в ком сидит гордость, тот всегда объявляет о добре, которое делает?

- Объявляет или не объявляет, всё равно скрытое са­модовольство в нём сидит! На днях пришёл ко мне один человек. Говорил всё о себе да о себе и то и дело вставлял: "Говорю это во славу Божию". Рассказывает-рассказы­вает.... "Говорю это во славу Божию". Я аккуратно заме­чаю: "Может, немного и твоей славы тут есть?" "Да нет же, - отвечает, - всё во славу Божию..." Получается, чело­век пришёл не для того, чтобы рассказать о том, что его волнует, а чтобы поведать о своих достижениях "во сла­ву Божию", хотя на самом деле он всё рассказывал ради своей собственной славы.

Во всяком случае, человек всегда теряет, если сооб­щает другим о сделанном им добре и гордится сде­ланным Только без толку трудится, ещё и осуждается. Один человек, который готовился стать священником, за сорок дней до хиротонии удалился в глухой монас­тырь. Спустя тридцать восемь дней ему нужно было выйти из монастыря в мир. И он из кожи вон лез, что­бы вернуться в монастырь и "отсидеть" ещё два дня, чтобы потом говорить, что провёл в монастыре сорок дней перед хиротонией. Ведь и Моисей, прежде чем получить десять заповедей, пробыл на Синае сорок дней!.. Потом он всем говорил: "Я перед хиротонией провёл в уединении сорок дней". Но разве так прихо­дит благодать? Да лучше бы он просидел двадцать, или пятнадцать, или вообще ни одного дня, чтобы не иметь повода хвалиться, что просидел сорок дней, - больше бы благодати получил.

- Геронда, апостол Павел говорит. "Хваляйся, о Госпо­де да хвалится" (1Кор. 1,31). В такой похвале может быть гордость?

- Нет. Как же в ней может быть гордость? Не гор­дость, а славословие, благодарность Богу. Если мы счи­таем за великую честь и за благодеяние то, что Благой Бог устроил так, что мы стали христианами, то в этом нет ни­какой гордости. Если, допустим, кто-то считает особым благословением и радуется, что Бог дал ему хороших и благочестивых родителей, то это не значит, что человек хвалится мирской похвалой. Это значит, что он испыты­вает благодарность Богу.

 

Человекоугодие

 

- Геронда, я часто чувствую неудовлетворённость и обиду.

- Что за обиду?

- Да вот думаю: "Почему люди не понимают, скольких усилий мне стоит сделать такое-то дело, и не проявляют ко мне уважения?"

- Когда человек делает что-то со смирением и любо­вью и не находит понимания, то, естественно, может почувствовать обиду, хотя это и неправильно (по край­ней мере, в этом случае есть некоторые смягчающие обстоятельства). Но, когда человек требует от других признания, это уже хуже. Это проявление эгоизма, ощущения своей правоты, человекоугодия. Насколько возможно, действуй со смирением. Делай то, что де­лаешь, любочестно, ради Христа, а не из человекоуго­дия или тщеславия, дабы услышать похвалу от людей. Когда человек не принимает похвалы от людей, а тру­дится только ради Бога, то Бог награждает его в этой жизни, подавая в изобилии Свою благодать, а в буду­щей дарует блага рая..

- Геронда, а может к любочестию примешиваться человекоугодие?

- Диавол, который хочет всё осквернить, может через человекоугодие похищать у человека часть любочестия. У человека есть здоровое честолюбие - любочестие, но если он не будет внимателен к себе, то заразится человекоугодием, и потом, что бы ни делал такой человек, это не будет приносить плода. Это всё равно что чер­пать воду дырявым ведром. Но если человек осознает, что любое дело, которое делается из человекоугодия, пустое, то у него сразу отпадёт всякое желание делать что-либо напоказ. Его глаза не захотят видеть почестей, а уши слышать, что о нём говорят другие.

- А я вот не могу различить, где в моих поступках лю­бочестие, а где человекоугодие.

- Чистое видно сразу. Когда человек руководствуется любочестием, то имеет внутреннее извещение, то есть ощущает внутри покой, тишину, а человекоугодие при­носит в душу беспокойство и смущение.

- Геронда, помысел говорит мне, что я впадаю в иску­шения из-за того, что моё сердце не принадлежит всеце­ло Богу.

- Да, частью его владеет человекоугодие. Постарай­ся, чтобы ни в одно твоё благое дело не вклинивалось человекоугодие, дабы получать вознаграждение за труд полностью, без удержаний в пользу тангалашки, и наслаждаться в полной мере внутренним миром. Анализируй мотивы своих поступков, и как только за­метишь, что действуешь из человекоугодия, сразу же его отсекай. Если будешь подвизаться таким "добрым подвигом" (1Тим. 6,12), то освободишься от мирских побуждений, центром которых является человеческое "я". Тогда всё пойдёт как надо и не будет у тебя искушений ни внеш­них, ни внутренних, а будешь ты наслаждаться внут­ренним миром.

- Геронда, меня огорчает мой застой в духовной жиз­ни. Мне бы хотелось каждый день идти вперёд

- Знаешь, как бывает иногда? Люди хотят избавить­ся от страстей и стать лучше не для того, чтобы угодить Богу, но чтобы нравиться другим. Вот ты, например, хочешь стать лучше и совершенствоваться в духовной жизни. А ты подумала, почему ты этого хочешь? Для того чтобы стать ближе к Богу или чтобы казаться луч­ше прочих сестёр? Допустим, что ты стараешься при­ходить в церковь раньше других. А почему? Для того чтобы не опаздывать на службу, потому что так пра­вильно или чтобы приходить первой и получать похва­лы от сестёр? Духовный человек думает о том, чтобы нравиться Богу, а не людям "Если бы я хотел нравиться людям, - говорил апостол Павел, - то не был бы рабом Христовым" (Ср. Галл.1.10).

- Геронда, я всегда боюсь, как бы ни пасть в глазах людей, но не думаю о том, чтобы ходить правильно пе­ред Богом Как сделать так, чтобы всегда иметь страх Божий?

- Нужно трезвение. В любом действии, даже в са­мом малом, в центре должен быть Бог. Обрати всё своё существо к Богу. Если ты возлюбишь Бога, то твой ум постоянно будет занят размышлениями о том, как Ему угодить, как нравиться Богу, а не о том, как нравить­ся людям. Это тебе поможет освободиться от тяжёлых оков человекоугодия, которые являются для тебя пре­пятствием к более высокой жизни. И когда ты станешь радоваться тому, что падаешь в глазах людей, то будешь внутренне услаждаться Сладчайшим Иисусом

 

Леденец похвалы

 

- Геронда, я услышала похвалу и...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.092 с.)