Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Написание строчных и прописных букв
НАПИСАНИе СТРОЧНЫХ И ПРОПИСНЫХ БУКВ В словах церковной тематики · Изложенные ниже правила учитывают преимущественно лексику, связанную с собственно церковной жизнью. Написание имен исторических деятелей, названий событий, государств, реалий нужно смотреть в общеязыковых справочниках. Если господа редакторы и корректоры в случаях недоумений не будут заглядывать в «Справочную книгу корректора и редактора», в справочники по русской орфографии, а также в авторитетные издания по своей теме (преимущественное изданные в 60–70-х гг. XX в. большими русскими издательствами – светскими и церковными, разработавшими и последовательно проводившими правила правописания), – приводимые ниже соображения смысла не имеют. · Данный список составлен в издательстве Православная энциклопедия преимущественно на основе правил, принятых Издательским отделом РПЦ в 70–80-х гг. XX в., по изданиям: «Настольная книга священнослужителя», «Церковный календарь» с учетом правописания «Истории Русской Церкви», изд. Валаамским монастырем, и дополнялся издательством храма Святой мученицы Татианы в 2001–2005 гг. (добавления подчеркнуты). · В данном списке почти не учтены реалии, относящиеся к католической Церкви и протестантским церквам, а также к иным религиям.
Некоторые общие положения: Употребление прописных букв значимо для текстов, связанных с описанием жизни Церкви, поскольку вводит зрительную иерархию значений. Для того чтобы значимость прописной буквы сохранялась, прописных а) должно быть не слишком много (мы пишем по-русски, а не по-немецки – кстати! После реформы немецкой орфографии прописных букв в ней будет намного меньше: weblichkeit и т.д.), б) правила употребления прописных должны быть понятными.
Основа всех частных правил употребления прописных букв:
1. С прописной пишется имя собственное (т. е. индивидуальные именования), 2. С прописной пишутся обозначения значимых реалий. Наибольшей значимостью обладают актуальные (значимые «здесь и сейчас» – сегодня для Православия) реалии высшей иерархии (небесной и земной) – в них каждое слово может писаться с прописной буквы: Святая Живоначальная Троица, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой; Святейший Патриарх Московский, Высший Церковный Совет (орган центрального управления РПЦ по решению Поместного Собора), Поместный Собор. Реалии иных христианских конфессий и др. религий для нас не имеют высшей степени значимости и должны содержать не более одной прописной буквы в названии. Исторические реалии (высшие органы управления Церковью и гос-вом в прошлом) также должны содержать не более одной прописной буквы. 3. С прописной буквы пишутся слова: Троица, Бог (и большинство, но не все, производных от данного слова прилагательных: сохраняют прописную букву только простые производные прилагательные – Божий, Божественный, сложные пишутся со строчной – боголюбивый, богоизбранный, богоборческий, также богопознание, богоявление (не праздник)), Божество, Христос, Господь, Ипостась (Троицы), Лицо (три Лица) Бога, две Природы Христа, Богородица. 4. С прописной буквы пишутся приложения (определения, выраженные именами существительными), относящиеся к данным словам: Господь Вседержитель; Господь Иисус Христос, Искупитель мира, Бог есть Любовь; Богородица, Заступница усердная, а также местоимения, данные слова замещающие: Ее (Богородицы) Божественный Сын; Ее (Троицы) явления; Его (Христа) страдания, Своею (Христа) Кровию и т. д. 5. Другие местоимения: Сам Бог, этот Бог, 6. Определения при указанных словах, выраженные именами прилагательными или причастиями, пишутся со строчной буквы: Христос, родившийся на спасение миру; Бог вездесущий, всемогущий. Но: Единый Бог, Пресвятая, Пречистая Богородица, Святая Живоначальная Троица. Также, служа е диному только Христу, Его единородный Сын, Единый истинный Бог, Небесный, бессмертный, нетленный Жених 7. С прописной буквы пишутся слово Небо и Небеса (как вместилище Бога), прилагательные Небесный, Горний и названия Небесных реалий, касающихся Бога: Чертог, Престол Бога, Обители Небесные, но (Бог Царь, восседающий на Своем) троне; 8. Названия «частей тела» Бога и другие слова, относящиеся к Нему, пишутся со строчной буквы: Его пречистое и мя, десница Бога, лицо Господа (но три Лица Бога), слово Божие 9. Употребление строчных и прописных в цитатах из Писания лучше проверять по Библии. 10.С прописной пишутся названия таинств: Брак, Венчание, Евхаристия, Елеосвящение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Священство. Также Причастие. Таинства святого Крещения. 11. С прописной пишутся евхаристические реалии: Святая Чаша, Святые Дары, Святые Христовы Тайны, Тело и Кровь Христовы,?пречистое Тело,?честная Кровь; а также некоторые места в храме: Горнее место (в алтаре), Святая святых, 12. Части богослужения и требы пишутся со строчной: литургия, утреня, вечерня, всенощное бдение, часы?, проскомидия, молебен, панихида,?малое повечерие; или с прописной: Малый (Великий) вход, Царские часы, Херувимская песнь, Евхаристический канон, … 13. Со строчной обычно пишутся предметы церковной утвари, названия мест в храме и другие храмовые реалии: агнец (просфора), антиминс, алтарь, жертвенник, престол (в алтаре), царские врата, елей, миро 14.Названия богослужебных книг пишутся без кавычек с прописной (первое слово), второе слово (определение) – со строчной: Служебник, Требник, Минея месячная (общая, дополнительная, праздничная), Триодь постная (цветная), Часослов великий (малый), Псалтирь с последованием, Типикон, Октоих нотный, Ирмологий нотный. Но: Цветная (Постная) Триодь, Общая (Праздничная, Дополнительная) Минея, Четьи-Минеи. Также Жития. 15.С прописной пишутся все двунадесятые и великие праздники (кроме дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла): Троица, Благовещение. 16.В названиях праздников (кроме двунадесятых и великих) должна быть одна прописная буква (не обязательно первая): память прп. Сергия, обретение мощей св. блгв. кнг. Анны Кашинской, суббота Лазарева. Если название праздника не содержит в себе имя собственное, то прописной становится первая буква названия: Неделя жен-мироносиц, Неделя ваий, Неделя праотец, Неделя о мытаре и фарисее, Неделя всех святых, для единообразия также: Неделя о Фоме, Неделя святых отец Первого Вселенского Собора, Неделя о Страшном Суде. NB: седмица мытаря и фарисея, сырная седмица, масленица, святки. 17.В названиях отдельных Церквей каждое слово пишется с прописной: Русская Православная Церковь, Русская Церковь, Польская Церковь, К-польский Патриархат, Албанская Церковь, Восточная, Западная Церковь, Римский Костел. Но: православная (католическая, апостольская, автокефальная, святая) Церковь. Но: киевская Никольская церковь (т. е. храм). 18.В названиях епархий всех христианских конфессий прилагательные пишутся с прописной: Абаканская и Кызылская епархия, Киотоская епархия, Сербская архиепископия, Охридская архиепископия, Киевская митрополия и т. д. 19.С прописной пишется слово «Патриарх» (глава Церкви) и производные от него слова: Патриарший, Патриархат, Патриаршество, но «ветхозаветные патриархи». С прописной должны писаться именования глав православных Церквей: Католикос-Патриарх. Главы неправославных Церквей не должны писаться с прописной буквы, поскольку в данном случае важно написание «папа Римский». 20.В титулах архиереев всех христианских конфессий прилагательные также пишутся с прописной: митрополит Новгородский, архиепископ Волгоградский. Не путать с прилагательным, обозначающим место проживания: новгородский архимандрит, волгоградский священник. 21.В названиях церквей и монастырей прилагательные, обозначающие местоположение пишутся со строчной, прилагательные, обозначающие праздник – с прописной: владимирский Успенский собор (монастырь), Троицкое подворье; московский Богоявленский монастырь, костромская Рождественская церковь. Но: троицкий монах (игумен, настоятель). Первое слово собственно названия пишется с прописной: церковь С вятого Василия. 22.В титулах верховных правителей гос-в прилагательные пишутся с прописной, название «позиции» со строчной: царь Русский, император Всероссийский, король Польский, великий князь Литовский (Московский), но Великий князь Александр, Великие княжны; царевич, наследник престола. 23.В титулах правителей отдельных земель в составе гос-ва прилагательные пишутся со строчной: князь рязанский (белозерский и т. д.). Но: Андрей Владимирович Угличский. 24. Титулы иерархов Церкви: его Высокопреподобие схиархимандрит Иоанн
Словарь · Агнец (Христос), агнец (просфора), ангел, Англиканская Епископальная церковь, антиминс, апостол (и др. лики святых), Апостол (богослужебная книга), архангел, архиерейский дом, арцибискуп Львовский, (гора) Афонская · благодать, Бог, но бог (о человеке), богослужение, Божественный, Божий, Боярская дума, богомыслие · Великие княжны, В еликий пост (1-я, 2-я и т. д. седмицы и недели Великого поста), Великий понедельник (вторник, среда и т. д. – Страстной седмицы); Венчание (как таинство), Ветхий Завет; Виленский повет, вовеки,Воплощение, В оскресен и е (Христово), но в оскресен ь е (день недели), Вселенная, Вселенская Церковь, Вселенский Патриарх(ат), Всемирный Совет Церквей · горe (=гор?), Горнее место (в алтаре), Горний (=Небесный), Господские (Богородичные) праздники, Гроб Господень · Дары Святого Духа, деисис (деисус), Доминиканский орден, Древняя Церковь, древо Жизни, духовная академия (семинария), но: Московская (Киевская, Казанская) Духовная Академия / Нижегородская духовная семинария, духовное училище (Нижегородское духовное училище) · Евангелие (Е.-тетра, апракос), Евхаристия, единородный Сын, елей, епархиальное управление (совет), Епископальная церковь · жертвенник (в алтаре), Жизнь вечная, Жития · Завет (Бога), З акон Божий; Западнорусский край;?З/з аповеди Божии; · император Всероссийский, истинный (Бог), (Бог есть) Истина · Киево-Печерская лавра, Киевские угодники; Крест Христов, крест нательный (напрестольный и др.),? (Христос был распят на) кресте; Кровь Христова, ковчег Завета, крещальная (или крестильная?) купель · литургия, Святая литургия; Лицо (три Лица=Ипостаси) Бога, но лицо Бога (Бог склонил Свое лицо); Львовское (Киевское) братство, львовская (киевская) школа, (Бог есть) Любовь · Месяцеслов, миро, Могилянская коллегия (Киево-Могилянская), Московский Печатный двор · Небо (вместилище Бога), Небесный (относящийся к Небу), но небо (то, что над головой): Бог сотворил небо и землю; Новый Завет; · освященный Собор, Острожская типография, Отдел внешних церковных сношений, Откровение · папа Римский, Пасха, пасхалия, Первообраз, Плоть (Господа), поместная Церковь, Посольский (Монастырский) приказ, престол (в алтаре); Престол (Бога на Небе), Промысл Божий, православный, Православие, (церковное) Предание, преждеосвященные Дары, Премудрость Божия, преосвященный, Преполовение, Пришествие Христа, (Давид) Псалмопевец, Пятидесятница · Распятие, Русский Народный Собор, Речь Посполита, Русская (Польская) земля, рождение Христа · Святая Гора (Афон) ;Святая святых, Святая Чаша, святой, С вятой город (=Иерусалим), Святые Дары, Святые отцы, Святые Христовы Таины, Священное / Святое Писание, священный, Светлая седмица, Светлое Воскресение,Светлый понедельник (вторник и т. д.),Святейший Патриарх Московский, Символ веры, смерть Спасителя, Собор – 1) орган управления Церковью (Вселенский, Поместный, Архиерейский, Пято-шестой, Седьмой, Перво-второй, Карфагенский), 2) Собор (Сибирских, Вологодских, Пермских и др.) святых, собор – 1) здание, 2) собрание духовенства, Соловецкий чудотворец, Спаситель, страдания Спасителя, Страстная седмица, Страшный Суд, Сын Человеческий · таинство, Тайная вечеря, Тело Церкви, Тело Христово, Тайны Тела и Крови Христовых (род. мн. – Таин) · Устав (книга), устав (порядок совершения богослужения) · царские врата, царевич, царь Русский, Царство Небесное, Царь царствующих; Церковь (все сообщество верующих, как Тело Христово; и отдельные православные Церкви – Русская Православная Церковь, и т.д.), Церковь Мать, церковь – 1) здание, 2) протестантская церковь, · (причастная) Чаша, Четыредесятница, Четвероевангелие, Четьи-Минеи · Юго-Западный край
Словарь "Прописная – строчная" http://slovari.gramota.ru/dic_god.html Текст словаря любезно предоставлен Словарь "Прописная-строчная" представляет собой краткий свод основных выражений православной церковной лексики, принятый в Издательстве Московской Патриархии. Упорядочение написания слов, часто встречающихся в текстах, относящихся к церковной тематике, как нам кажется, насущно необходимо всем пишущим о жизни Русской Православной Церкви.
Имена Божии и Божией Матери Имена Божии, Божией Матери и относящиеся к ним местоимения и определения пишутся с прописной буквы; слово "имя" - со строчной. 1. Бог Господь, Единый Бог, Господь-Вседержитель, "Творец небу и земли". "Отче наш; Иже еси на небесех..." 2. Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, "Единородный, Иже от Отца рожденный". 3. Дух Святой - "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый..." 4. Пресвятая Богородица, Дева Мария, "Благодатная Мария", "Благаго Царя Благая Мати", Пречистая и Преблагословенная, "Невесто Неневестная". 5. Пресвятая Троица: "...благодарю Тя, Святая Троице". С прописной буквы пишутся также существительные и прилагательные, употребляющиеся в значении существительных, при именовании Господа и Матери Божией, некоторые прилагательные при именовании Господа и Матери Божией: Богомладенец, Рождшийся, Распятый, Воскресший, Взбранной Воеводе, Заступнице Усердная. "Владычице и Мати Избавителя, приими моление недостойных раб Твоих, да ходатайствуеши к Рождшемуся от Тебе: о, Владычице мира, буди Ходатаица". Истинный Бог; Пресвятая Богородица.
Названия чинов ангельских пишутся с прописной буквы: 1. Ангелы, Архангелы, Престолы, Власти... 2. Ангел Хранитель (без дефиса, оба слова с прописной) 3. Силы Небесные 4. Небесные Силы бесплотные 5. Небесное воинство
Названия ликов святых пишутся со строчной буквы: апостолы, мученики, святители, преподобные и т. д. Именование того или иного святого с именем собственным или без имени - со строчной буквы: святитель Спиридон, преподобный Серафим, "апостол посетил Коринф" и т. д. Исключения: Преподобный Сергий, Святитель и Чудотворец Николай.
Титулы и обращения 1. Все слова, кроме служебных, в титулах Глав Церквей - как Православных, так и инославных, пишутся с прописной буквы, причем по отношению к руководителям Православных Церквей употребляется только слово Предстоятель или Первосвятитель: Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Патриарший Местоблюститель, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейший Патриарх (Папа и Патриарх), Святейший Папа Римский, Святейший Католикос Востока и Митрополит Маланкарский, Архиепископ Кентерберийский, При-мас всей Англии и Митрополит, Епископ-Президент Епископальной Церкви в США. 2. При обращениях к священнослужителям любого чина с пропис-ной буквы пишутся все слова: Его Святейшество, Святейший Патриарх Алексий, Его Блаженство, Блаженнейший Папа и Патриарх, Его Высокопреосвященство (для митрополитов и архиепископов), Его Преосвященство (для епископов), Его Высокопреподобие (для архимандритов, игуменов, протоиереев), Его Преподобие (для иеромонахов и священников). Диаконы особого обращения не имеют (отец диакон). 3. Священноначалие Русской Православной Церкви. 4. Слова "Патриарший Экзарх", обозначающие правящих архиереев обширных территорий, пишутся с прописной буквы. Слово "экзарх" в значении представитель пишется со строчной буквы: экзарх Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока. 5. Священный Синод.
Церковные праздники 1. Праздник Пасхи и все слова, кроме служебных, в названиях всех двунадесятых праздников пишутся с прописной буквы (кроме слова храм: Введение во храм Пресвятой Богородицы): Пасха, Святая Пасха, а также Антипасха, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, День Святого Духа, но день Пятидесятницы, Троицы - День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим - Неделя ваий. 2. В названиях великих недвунадесятых праздников с прописной буквы пишется обязательно первое слово: Обрезание Господне, Рождество святого Иоанна Предтечи, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы, но: память святых апостолов Петра и Павла. а) Обновление святого храма Воскресения - Воскресение Словущее. Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа (Нерукотворенный образ - название, ставшее собственным), Первое и Второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, но: праздник Обретения и Преполовение Пятидесятницы и т. д. б) Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в) в день перенесения мощей... обретения мощей... г) Новолетие 3. В названиях праздников, посвященных святым, без указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника, все слова пишутся со строчной буквы: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. 4. Празднование в честь иконы Божией Матери "Нечаянная Радость" (не "иконе" и не "иконы"). 5. Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки.
Литургическая терминология 1. Устав Церковный, Церковный Устав. 2. Названия служб суточного круга пишутся со строчной буквы: вечерня, повечерие, утреня, часы Великой Пятницы, великая вечерня, рождественские часы, царские часы, крещенские часы, но: Андреево стояние, Мариино стояние. 3. Божественная литургия, Литургия Преждеосвященных даров, Тело и Кровь Христовы. 4. Названия чтений и песнопений пишутся со строчных букв, кроме Блаженны (без кавычек), Богородичен (с Богородичном), Трисвятое: тропарь, кондак, ектения великая и т. д., стихира на "Хвалите", или на "Хвалитех" (тоже устоявший в литургике термин, и даже более часто употребляемый), евангельская стихира, антифоны, степенны, аллилуиарий. 5. Слова "служба", "чин", "последование", "акафист" в названиях богослужений пишутся с прописной буквы без кавычек: Служба Святителю Николаю, Акафист Божией Матери пред Казанской Ее иконою, Последование ко Святому Причащению, но: Евхаристический канон, Великий канон. Примечание: Когда пение или чтение посвящены святому, то в названии молитвословий имя святого ставится в дательном падеже: тропарь Преподобному Сергию; если празднику, то название праздника ставится в родительном падеже: служба Успения Пресвятой Богородицы. 6. Словосочетания "многая лета" и "вечная память" - в кавычках и с малых букв. 7. После начальных слов регулярно читаемых молитв многоточие не ставится: "Царю Небесный", "Отче наш", "Богородице Дево", "Честнейшую", "Ангельский Собор" и т. д. Названия всех семи Таинств пишутся с прописной буквы включая слово "Таинство": Таинство Евхаристии, Таинство Священства, Таинство Брака, Святая Евхаристия, Святое Крещение и т. д.
НАПИСАНИе СТРОЧНЫХ И ПРОПИСНЫХ БУКВ В словах церковной тематики · Изложенные ниже правила учитывают преимущественно лексику, связанную с собственно церковной жизнью. Написание имен исторических деятелей, названий событий, государств, реалий нужно смотреть в общеязыковых справочниках. Если господа редакторы и корректоры в случаях недоумений не будут заглядывать в «Справочную книгу корректора и редактора», в справочники по русской орфографии, а также в авторитетные издания по своей теме (преимущественное изданные в 60–70-х гг. XX в. большими русскими издательствами – светскими и церковными, разработавшими и последовательно проводившими правила правописания), – приводимые ниже соображения смысла не имеют. · Данный список составлен в издательстве Православная энциклопедия преимущественно на основе правил, принятых Издательским отделом РПЦ в 70–80-х гг. XX в., по изданиям: «Настольная книга священнослужителя», «Церковный календарь» с учетом правописания «Истории Русской Церкви», изд. Валаамским монастырем, и дополнялся издательством храма Святой мученицы Татианы в 2001–2005 гг. (добавления подчеркнуты). · В данном списке почти не учтены реалии, относящиеся к католической Церкви и протестантским церквам, а также к иным религиям.
Некоторые общие положения: Употребление прописных букв значимо для текстов, связанных с описанием жизни Церкви, поскольку вводит зрительную иерархию значений. Для того чтобы значимость прописной буквы сохранялась, прописных а) должно быть не слишком много (мы пишем по-русски, а не по-немецки – кстати! После реформы немецкой орфографии прописных букв в ней будет намного меньше: weblichkeit и т.д.), б) правила употребления прописных должны быть понятными.
Основа всех частных правил употребления прописных букв:
1. С прописной пишется имя собственное (т. е. индивидуальные именования), 2. С прописной пишутся обозначения значимых реалий. Наибольшей значимостью обладают актуальные (значимые «здесь и сейчас» – сегодня для Православия) реалии высшей иерархии (небесной и земной) – в них каждое слово может писаться с прописной буквы: Святая Живоначальная Троица, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой; Святейший Патриарх Московский, Высший Церковный Совет (орган центрального управления РПЦ по решению Поместного Собора), Поместный Собор. Реалии иных христианских конфессий и др. религий для нас не имеют высшей степени значимости и должны содержать не более одной прописной буквы в названии. Исторические реалии (высшие органы управления Церковью и гос-вом в прошлом) также должны содержать не более одной прописной буквы. 3. С прописной буквы пишутся слова: Троица, Бог (и большинство, но не все, производных от данного слова прилагательных: сохраняют прописную букву только простые производные прилагательные – Божий, Божественный, сложные пишутся со строчной – боголюбивый, богоизбранный, богоборческий, также богопознание, богоявление (не праздник)), Божество, Христос, Господь, Ипостась (Троицы), Лицо (три Лица) Бога, две Природы Христа, Богородица. 4. С прописной буквы пишутся приложения (определения, выраженные именами существительными), относящиеся к данным словам: Господь Вседержитель; Господь Иисус Христос, Искупитель мира, Бог есть Любовь; Богородица, Заступница усердная, а также местоимения, данные слова замещающие: Ее (Богородицы) Божественный Сын; Ее (Троицы) явления; Его (Христа) страдания, Своею (Христа) Кровию и т. д. 5. Другие местоимения: Сам Бог, этот Бог, 6. Определения при указанных словах, выраженные именами прилагательными или причастиями, пишутся со строчной буквы: Христос, родившийся на спасение миру; Бог вездесущий, всемогущий. Но: Единый Бог, Пресвятая, Пречистая Богородица, Святая Живоначальная Троица. Также, служа е диному только Христу, Его единородный Сын, Единый истинный Бог, Небесный, бессмертный, нетленный Жених 7. С прописной буквы пишутся слово Небо и Небеса (как вместилище Бога), прилагательные Небесный, Горний и названия Небесных реалий, касающихся Бога: Чертог, Престол Бога, Обители Небесные, но (Бог Царь, восседающий на Своем) троне; 8. Названия «частей тела» Бога и другие слова, относящиеся к Нему, пишутся со строчной буквы: Его пречистое и мя, десница Бога, лицо Господа (но три Лица Бога), слово Божие 9. Употребление строчных и прописных в цитатах из Писания лучше проверять по Библии. 10.С прописной пишутся названия таинств: Брак, Венчание, Евхаристия, Елеосвящение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Священство. Также Причастие. Таинства святого Крещения. 11. С прописной пишутся евхаристические реалии: Святая Чаша, Святые Дары, Святые Христовы Тайны, Тело и Кровь Христовы,?пречистое Тело,?честная Кровь; а также некоторые места в храме: Горнее место (в алтаре), Святая святых, 12. Части богослужения и требы пишутся со строчной: литургия, утреня, вечерня, всенощное бдение, часы?, проскомидия, молебен, панихида,?малое повечерие; или с прописной: Малый (Великий) вход, Царские часы, Херувимская песнь, Евхаристический канон, … 13. Со строчной обычно пишутся предметы церковной утвари, названия мест в храме и другие храмовые реалии: агнец (просфора), антиминс, алтарь, жертвенник, престол (в алтаре), царские врата, елей, миро 14.Названия богослужебных книг пишутся без кавычек с прописной (первое слово), второе слово (определение) – со строчной: Служебник, Требник, Минея месячная (общая, дополнительная, праздничная), Триодь постная (цветная), Часослов великий (малый), Псалтирь с последованием, Типикон, Октоих нотный, Ирмологий нотный. Но: Цветная (Постная) Триодь, Общая (Праздничная, Дополнительная) Минея, Четьи-Минеи. Также Жития. 15.С прописной пишутся все двунадесятые и великие праздники (кроме дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла): Троица, Благовещение. 16.В названиях праздников (кроме двунадесятых и великих) должна быть одна прописная буква (не обязательно первая): память прп. Сергия, обретение мощей св. блгв. кнг. Анны Кашинской, суббота Лазарева. Если название праздника не содержит в себе имя собственное, то прописной становится первая буква названия: Неделя жен-мироносиц, Неделя ваий, Неделя праотец, Неделя о мытаре и фарисее, Неделя всех святых, для единообразия также: Неделя о Фоме, Неделя святых отец Первого Вселенского Собора, Неделя о Страшном Суде. NB: седмица мытаря и фарисея, сырная седмица, масленица, святки. 17.В названиях отдельных Церквей каждое слово пишется с прописной: Русская Православная Церковь, Русская Церковь, Польская Церковь, К-польский Патриархат, Албанская Церковь, Восточная, Западная Церковь, Римский Костел. Но: православная (католическая, апостольская, автокефальная, святая) Церковь. Но: киевская Никольская церковь (т. е. храм). 18.В названиях епархий всех христианских конфессий прилагательные пишутся с прописной: Абаканская и Кызылская епархия, Киотоская епархия, Сербская архиепископия, Охридская архиепископия, Киевская митрополия и т. д. 19.С прописной пишется слово «Патриарх» (глава Церкви) и производные от него слова: Патриарший, Патриархат, Патриаршество, но «ветхозаветные патриархи». С прописной должны писаться именования глав православных Церквей: Католикос-Патриарх. Главы неправославных Церквей не должны писаться с прописной буквы, поскольку в данном случае важно написание «папа Римский». 20.В титулах архиереев всех христианских конфессий прилагательные также пишутся с прописной: митрополит Новгородский, архиепископ Волгоградский. Не путать с прилагательным, обозначающим место проживания: новгородский архимандрит, волгоградский священник. 21.В названиях церквей и монастырей прилагательные, обозначающие местоположение пишутся со строчной, прилагательные, обозначающие праздник – с прописной: владимирский Успенский собор (монастырь), Троицкое подворье; московский Богоявленский монастырь, костромская Рождественская церковь. Но: троицкий монах (игумен, настоятель). Первое слово собственно названия пишется с прописной: церковь С вятого Василия. 22.В титулах верховных правителей гос-в прилагательные пишутся с прописной, название «позиции» со строчной: царь Русский, император Всероссийский, король Польский, великий князь Литовский (Московский), но Великий князь Александр, Великие княжны; царевич, наследник престола. 23.В титулах правителей отдельных земель в составе гос-ва прилагательные пишутся со строчной: князь рязанский (белозерский и т. д.). Но: Андрей Владимирович Угличский. 24. Титулы иерархов Церкви: его Высокопреподобие схиархимандрит Иоанн
Словарь · Агнец (Христос), агнец (просфора), ангел, Англиканская Епископальная церковь, антиминс, апостол (и др. лики святых), Апостол (богослужебная книга), архангел, архиерейский дом, арцибискуп Львовский, (гора) Афонская · благодать, Бог, но бог (о человеке), богослужение, Божественный, Божий, Боярская дума, богомыслие · Великие княжны, В еликий пост (1-я, 2-я и т. д. седмицы и недели Великого поста), Великий понедельник (вторник, среда и т. д. – Страстной седмицы); Венчание (как таинство), Ветхий Завет; Виленский повет, вовеки,Воплощение, В оскресен и е (Христово), но в оскресен ь е (день недели), Вселенная, Вселенская Церковь, Вселенский Патриарх(ат), Всемирный Совет Церквей · горe (=гор?), Горнее место (в алтаре), Горний (=Небесный), Господские (Богородичные) праздники, Гроб Господень · Дары Святого Духа, деисис (деисус), Доминиканский орден, Древняя Церковь, древо Жизни, духовная академия (семинария), но: Московская (Киевская, Казанская) Духовная Академия / Нижегородская духовная семинария, духовное училище (Нижегородское духовное училище) · Евангелие (Е.-тетра, апракос), Евхаристия, единородный Сын, елей, епархиальное управление (совет), Епископальная церковь · жертвенник (в алтаре), Жизнь вечная, Жития · Завет (Бога), З акон Божий; Западнорусский край;?З/з аповеди Божии; · император Всероссийский, истинный (Бог), (Бог есть) Истина · Киево-Печерская лавра, Киевские угодники; Крест Христов, крест нательный (напрестольный и др.),? (Христос был распят на) кресте; Кровь Христова, ковчег Завета, крещальная (или крестильная?) купель · литургия, Святая литургия; Лицо (три Лица=Ипостаси) Бога, но лицо Бога (Бог склонил Свое лицо); Львовское (Киевское) братство, львовская (киевская) школа, (Бог есть) Любовь · Месяцеслов, миро, Могилянская коллегия (Киево-Могилянская), Московский Печатный двор · Небо (вместилище Бога), Небесный (относящийся к Небу), но небо (то, что над головой): Бог сотворил небо и землю; Новый Завет; · освященный Собор, Острожская типография, Отдел внешних церковных сношений, Откровение · папа Римский, Пасха, пасхалия, Первообраз, Плоть (Господа), поместная Церковь, Посольский (Монастырский) приказ, престол (в алтаре); Престол (Бога на Небе), Промысл Божий, православный, Православие, (церковное) Предание, преждеосвященные Дары, Премудрость Божия, преосвященный, Преполовение, Пришествие Христа, (Давид) Псалмопевец, Пятидесятница · Распятие, Русский Народный Собор, Речь Посполита, Русская (Польская) земля, рождение Христа · Святая Гора (Афон) ;Святая святых, Святая Чаша, святой, С вятой город (=Иерусалим), Святые Дары, Святые отцы, Святые Христовы Таины, Священное / Святое Писание, священный, Светлая седмица, Светлое Воскресение,Светлый понедельник (вторник и т. д.),Святейший Патриарх Московский, Символ веры, смерть Спасителя, Собор – 1) орган управления Церковью (Вселенский, Поместный, Архиерейский, Пято-шестой, Седьмой, Перво-второй, Карфагенский), 2) Собор (Сибирских, Вологодских, Пермских и др.) святых, собор – 1) здание, 2) собрание духовенства, Соловецкий чудотворец, Спаситель, страдания Спасителя, Страстная седмица, Страшный Суд, Сын Человеческий · таинство, Тайная вечеря, Тело Церкви, Тело Христово, Тайны Тела и Крови Христовых (род. мн. – Таин) · Устав (книга), устав (порядок совершения богослужения) · царские врата, царевич, царь Русский, Царство Небесное, Царь царствующих; Церковь (все сообщество верующих, как Тело Христово; и отдельные православные Церкви – Русская Православная Церковь, и т.д.), Церковь Мать, церковь – 1) здание, 2) протестантская церковь, · (причастная) Чаша, Четыредесятница, Четвероевангелие, Четьи-Минеи · Юго-Западный край
Словарь "Прописная – строчная" http://slovari.gramota.ru/dic_god.html Текст словаря любезно предоставлен Словарь "Прописная-строчная" представляет собой краткий свод основных выражений православной церковной лексики, принятый в Издательстве Московской Патриархии. Упорядочение написания слов, часто встречающихся в текстах, относящихся к церковной тематике, как нам кажется, насущно необходимо всем пишущим о жизни Русской Православной Церкви.
Имена Божии и Божией Матери Имена Божии, Божией Матери и относящиеся к ним местоимения и определения пишутся с прописной буквы; слово "имя" - со строчной. 1. Бог Господь, Единый Бог, Господь-Вседержитель, "Творец небу и земли". "Отче наш; Иже еси на небесех..." 2. Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, "Единородный, Иже от Отца рожденный". 3. Дух Святой - "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый..." 4. Пресвятая Богородица, Дева Мария, "Благодатная Мария", "Благаго Царя Благая Мати", Пречистая и Преблагословенная, "Невесто Неневестная". 5. Пресвятая Троица: "...благодарю Тя, Святая Троице". С прописной буквы пишутся также существительные и прилагательные, употребляющиеся в значении существительных, при именовании Господа и Матери Божией, некоторые прилагательные при именовании Господа и Матери Божией: Богомладенец, Рождшийся, Распятый, Воскресший, Взбранной Воеводе, Заступнице Усердная. "Владычице и Мати Избавителя, приими моление недостойных раб Твоих, да ходатайствуеши к Рождшемуся от Тебе: о, Владычице мира, буди Ходатаица". Истинный Бог; Пресвятая Богородица.
Названия чинов ангельских пишутся с прописной буквы: 1. Ангелы, Архангелы, Престолы, Власти... 2. Ангел Хранитель (без дефиса, оба слова с прописной) 3. Силы Небесные 4. Небесные Силы бесплотные 5. Небесное воинство
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.53.246 (0.015 с.) |