Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гражд. общ-во и государство: социально-политические проблемы их взаимодействия в совр. России.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
" Гражд. общ-во означает совок-ть отношений в сфере эк-ки, культуры и др., развивающихся в рамках демокр. Общ-ва независимо, автономно от государства. ГО предполагает существование широкого круга демокр-х прав и свобод членов ГО". Гражданское общество впервые упомянуто Кантом и Гегелем. Гегель: Гражданское общество – совок-ть личных и имущественных отношений, относительно обособленность от государства. Гражданское общество отн-ся к категории явлений, в осмыслении кот. пока не достигнута необходимая теорет. ясность. Такого рода структура есть состояние зрелости социума, ищущего равновесия на индустриально-капиталистическом базисе. К началу XIX в. исторический процесс в Западной Европе привел к формированию основных содержательно-функциональных параметров гражданского общества: · расслоение синкретически нерасчлененной системы социальных отношений с тенденцией к обособлению экономики, политики, права как самостоятельных сфер деятельности; · поощрение всей культ-й системой новых (рационалистических) форм хоз-й активности; · появление лич-ти, способной к суверенным поступкам, исходящим из понимания собственного интереса и т.д. Следствием развития этих процессов стало возникновение на истор-й сцене такого субъекта, для кот. мир созерцания уступил место миру действия, построенному на началах рациональности и целесообразности. В отличие от Запада траектория развития гражданского общества в России имеет свои особенности: здесь оно обретает социал. и культ. основания в процессе "догоняющей" модернизации, которая стала ответом властвующей элиты на качеств-е экон-е и пол-е трансформации в Европе, потенциально таившие в себе угрозы геостратегического характера. Новую историческую перспективу для осмысления этого вопроса открыла схема государственности, сформулированная Гегелем. Гражданское общество представлялось философу сферой, где правит всеобщий эгоизм, а мерилом всего выступает личный интерес. Гегель исходил из понимания двойственной природы человека, вобравшего в себя и партикуляристское, и универсалистское начала. Системность в восприятии гражданского общества побуждала мыслителя внимательно отнестись к фактору внешней необходимости, связывавшему различные интересы и их носителей (массовидные группы) в общность надформационного порядка — нацию-государство. В идеал. государстве, согласно Гегелю, происходит своего рода синтез, слияние этих начал: его парадигма государственности рассматривает индивида в двух ипостасях — как единицу гражданского общества и как сознательного гражданина государства, в силу объективных обстоятельств вынужденного поддерживать равновесие между двумя взаимоконфликтными аспектами своего бытия. Если Гегель сформулировал обобщенную, или рамочную, теорию взаимодействия государства и гражданского общества, то новый интеллектуальный "прорыв" принято связывать с идеями Дж. Кейнса. По мысли этого теоретика XX в., понимание современных процессов в экон-ке и пол-ке исходит из тезиса об органической неспособности рыночного механизма (вне зависимости от причин его несовершенства) полностью использовать продуктивный потенциал общества. Послевоенная (с 1945 г.) практика основательно фундировала предположения ученого: простое возвращение к экономике свободного рынка не могло бы справиться с колоссальными трудностями, порожденными 2-й мировой войной. Базовым для гражд. общ-ва явл-ся принцип множественности интересов. Всеобщее его признание свойственно и Западу, и теперь, вероятно, России. Основные различия между данными социумами обусловлены особенностями соподчинения экон-х и неэкон-х факторов (и интересов) внутри каждой из названных цивилизационных моделей развития. Под социальной структурой принято понимать систему устойчивых отношений на основе практически значимых критериев. В промышленно развитых странах высокая степень интеграции национальных воспроизводственных комплексов предопределяет и структуру политических интересов, прежде всего приоритет экономической компоненты. В России интеграционные процессы пока не сформировали однородное экономическое и социально-политическое пространство, а ускоренная массовая политизация привела к значительному увеличению нагрузки на институты власти, так что от правящих групп требуется истинная виртуозность при проведении давно назревших структурных преобразований. Последнее десятилетие ХХ века в России ознаменовано возникновением социально-политических процессов динамичного развития ГО. Уже видно, что успех развития общества зависит с одной стороны, от степени оформленности структур гражданской инициативы, а также от уровня и качества диалога этих структур ГО с государством. Часто в публицистике можно встретить утверждение об отсутствии до недавнего прошлого в нашей стране гражданского общества. Но это совсем не так. Гражданское общество и государство появляются одновременно, они взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга. Проблема в том, что гражданское общество может быть слабо структурировано, неорганизованно и неактивно по отношению к государству, что мы и имели до конца 80-х годов ХХ столетия. Государство же в этом случае выступает как особый, специально сконструированный в целях консолидации населения механизм принуждения со слабым или блокированным механизмом обратной связи. В этом случае правомерно говорить о доминирующей роли прямого воздействия в системе государственного управления. Демократическое же общество отличает наличие развитых и эффективных механизмов социальной обратной связи, ее приоритет, обеспечивающий представительство и влияние в органах государственной власти широкого спектра имеющихся в гражданском обществе частных интересов. В этом случае правомерно говорить о демократическом режиме, при котором управление имеет характер не одностороннего воздействия, а конструктивного взаимодействия с равноправными прямыми и обратными связями. Процесс взаимодействия государства и гражданского общества может быть рассмотрен, по мнению О.Шаброва (1997) с двух сторон – через механизм государственного управления (демократического образца) и механизм самоорганизации. С помощью механизма самоорганизации объясняется нынешнее преобразование гражданского общества, которое пока продолжается, в основном, под прессингом государства. Однако, появились уже независимые от государства общественные структуры, как на уровне чисто социальных объединений, так и на уровне политическом. Это организации третьего сектора – десятки добровольных организаций - жилищных товариществ, потребительских ассоциаций, профессиональных и предпринимательских союзов, рабочих комитетов, правозащитных организаций, благотворительных обществ, экологических групп, политических клубов, культурных объединений по интересам и т.п. Государство уже не может игнорировать общество. Оно вынуждено считаться с наличием в нем автономных интересов, соотносить с ними свои планы и действия. Проблемы: 1. Многие сферы общества носят неустойчивый и противоречивый характер 2. Отсутствует научная теория и внятная стратегия вывода страны из кризиса, непоследовательность действий властей 3. Слабая законодательная база и недостаточный контроль за исполнением законов 4. Реформирование социально-политической системы тормозит раздутый бюрократический аппарат 5. Административная реформа идет несколько лет (в следствие чего министерства не работают эффективно) 6. Низкий уровень правовой и политической культуры населения 7. Высокий уровень отчужденности граждан от власти, цинизм элиты по отношения к своим гражданам 8. Протестное голосование, отрыв политической элиты от масс 9. Низкий уровень профессионализма политиков 10. Высокий уровень маргинализации общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.79.214 (0.008 с.) |