Философия классического периода: Сократ и Платон. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия классического периода: Сократ и Платон.



Философия классического периода включает в себя философию Арестотеля,Платона и Сократа.

Сократ повернул древнегреческую философию от изучения природы к изучению человека.Человека он объясняет идеалистически,веря в бессмертие души.Он пытался объяснить нематериальные мотивы(идеи) которые движут человеком.Что такое благо,справедливость,мужество,красота и т.д.?..Он выяснял истину в диалоге с собеседниками,задаваяноводящиевопросы.Процесс познания он считал бесконечным. «я знаю,что ничего не знаю...но другие не знают даже этого»

Платон: Учеником Сократа был Платон. Он создал философию, кот.стала классическим примером обьективного идеализма. Он предположил, что кроме мира материальных вещей сущ-ет мир нематериальных идей. Идея – сущность вещи. Её эталон, идеал. Любой предмет или процесс это материализация идеи. Предметы меняются и разрушаются, а идеи вечны и неизменны. Они образуют свой собственный мир – объективный, т.е. независимый от человека и первичный по отношению к материальному миру.

Платон пытался понять какимд.б. идеальное гос-во. В таком гос-ве все граждане д.б. разделены на 3 сословия: правители (философы), воины, крестьяне и ремесленники. Первые два сословия д.б. лишены частной собственности. Все частные интересы должны подчиняться государственным, и даже семейные отношения и продолжение рода должны регламентироваться гос-ом. Т.о. Платон создал проект тоталитарного коммунистического гос-ва. 3 части души: разумная, волевая, чувственная.

Философия классического периода: Аристотель.

Аристотеля считали самым великим философом Др.Греции. он обобщил достижения предшественников и сам привнес много нового в философию и др.науки. Он писал работы о живой и неживой природе, о гос-ве, об обществе, работы о полке, этике, эстетике, риторике. Он был учеником Платона, но подверг критике платоновское учение об идеях. Он утверждал, что сущность вещи не м.б. отделена от самой вещи, и познание д.б. направлено на материальные вещи. В этом он был материалистом. В то же время он считал, что сущность нематериальная первопричина мира – высший разум, создавший мир и придавший ему движение. В этом был идеалистом. Идеалистическим является так же его учение о форме. Любой предмет представляет собой единство материи и формы. Материя сама по себе массивна и бесформенна. Предмет становится самим собой, когда материи придается определенная форма, а значит в форме и заключена сущность вещи.

Философия нового времени (17-18 в.в.).

Общая характеристика. 17-18 века отнкэпох Нового времени. Этот период в европехар-ся бурным развитием наук о природе. Ослабевает влияниехристианства на европ-й фил-и. меняется отн-е к науке. Растет ее авторитет в обществе. Появ знамен афоризм «знание-сила» распростран материалистические идеи.ценр задачей науки становится разработка методов научного познания сложились 2 подхода к проблеме метода: Сенсуализм и рационализм. Сенсуализм- это фил-ое учение признающгл источником достоверного знания чел-ие чувства. К нему применимо и другоеназ-е Эмпиризм! Потому что он призывало основываться только на факты опыта. Эмпирия значит опыт. В основе этого подхода лежит метод индукции,накопление фактов опыта,ихобобщение,переход от част выводам к общим. Сознание чел от рождения представляет собой чистый лист,на кот опыт с помощью чувств пишет свой текст. В созн-ии нет ничего чего прежде не было бы в чувствах.таким образом Эмпиристызащишалиэксперементальн естествознание. Ф бекон, Гоббс, Д. локк Рационализм-фил-ое учение признающим глисточндостовернзн-я –чел-ий разум. Они считали информ органов чувств недостоверное а опыт ограниченным, только разум способен откр истину ткруководст-ся непогрешимыми законами дедуктивной логики. Дедукция извлекает частн выводы из общих суждений. Исходными общими суждениями явл аксиомы. Это ясные и самоочевидные истины,кот содержатся в разуме в идее врожден идей. Т об рационалисты отриц-ли представления о сознании как в чистом листе,идеалом науки для них была мат-ка. Р Декарт, Спиноза, Лейбниц. | Материализм 17-18 в имел ряд недостатков: 1)Метофизичность-в науке преобладал метофизический подход, наука не могла раскрывать взаимосвязи и развитие в природе и общ 2) Механистичность-наибольшее разв-е получмеханика,ее законы абсолютизировались и применялись для объяснения любых процессов даже биолог и соц-ых. 3) Идеализм. Фил-фы 17-18в были материалистами в объяснении природы и чел,носчит что развитие общества подчиняется нематериалсилам:развитию научных идей,воли полит лидеров, нравствен идеям.

Фил-я французского просвящения.

Просвящение -это интеллектуальное движение кот возн во Фр в 18в. Термин озн что сторонники этого движ-я надеялись улучшить жизнь челка и общ с помошью науки и распространения знаний. Представители: Вальтер, Руссо, Дидро, Монтескье, Ламетрий, гельвеций, гольбах. Большинство просвятителей было материалистами в объяснприроды.а чел счит частью природы.но они были идеалистами в объясн общества тксчит основой разв-я общ-ва науку и волю великих личностей. Большинс из них были атеистами. Они критиковали религию как предрассудок мешающий развитию науки и защищающий несправедливое общественное устройство. Они верили в бесконечные возможности чел-ого разума. В возможность чел-ка познать природу и общество и создать идеальное общество на основе научных знаний. Идеальным они счит общ-во соц справедливости в кот чел-ку гарантируются естеств права и гражданские свободы. Большинство из них были республиканцами. Их идеи стали идеологической основой великой француз буржуазн революции ипривели к свержению монархии. Наиболее радикальными были взгляды жан-жакарусо,выступавшего против част собст-ти. Фил-я просвящ была метофизичной и механистичной.но несмотря на недостатки она стала основой для подъема науки в 19 в. А идеи просвятителей о правах и свободах чел-ка легли в основу ценностей современного общества.

Философия Канта.

Основоположником немецкой классической философии был Эммануил Кант. В творчестве Канта выделяют 2 периода:1)до критический (до 1770 г.) (в этот период своего творчества Кант занимался проблемами естествознания и стоял на позиции материализма.Он выдвинул гипотезу происх-я солнечн системы из газопылевого облака,объяснял чередование приливов и отливов взаимным расположением земли и луны.Заслуга его в этот период в том что он доказал, что природа имеет свою историю, высказывал диалектические взгляды на природу. Доказал материальное единство природы.) 2)критический (после 1770 г.) (в этом периоде он занимался проблемами философии, теорией познания, он пишет работы «критика чистого разума», «критика способности суждения»,»критика практического разума».) Кант подверг критическому анализу познавательные способности чел. Он исходил из того что независимо от чел-касущ-ет объект познания-внешний предметный мир. В этом он оставался материалистом. Процесс познания проход в 3 этапа: 1)чувственные познания 2) рассудок 3)разум На 1 этапе: внешн мир воздействуя на органы чувств, вызывает в чел поток ощущений хаотичный, неупорядоченный в пространстве и времени. Прост-во и врем он счит не свойствами внешн мира а субъективными формами,с помощью которых чел-ие чувства воспрнимают мир. На 2 этапе: рассудок упорядочивает полученные ощущения с помощью априорных категорий. (эти катег-и заложены в сознание изначально до опыта. Рассудок выстраивает причинные связи. Так рождается знание,но это знание не отражает внешн мир, оно искус-но конструируется самим человеческ сознанием. Чел приписывает миру то чего в нем нет. Чел не способен понять мир таки какой он есть сам по себе. Кант подразделяет весь мир на 1) мир «вещей в себе» -внешние предметы - не познаваемый (утверждая так, он встает на позиции агностицизма) и 2) мир «вещей для нас» предметы какими мы их предст-ем - познаваемый (встает на позиции идеализма). На 3 Этапе:Чел-ий разум из имеющ-ся знаний выводит новые, выходя за пределы опыта разум запутывается в противоречиях- антиномиях. АНТИНОМИЯ -это пара противоположных по смыслу,норавнодоказуемыхсуждений. Выделял 4 противоположности 1)мир -конечен во времени и пространстве или мир –бесконечен во времени и пространстве. 2)в мире существует свобода или в мире нет свободы. 3)в мире всё просто и неделимо или в мире всё сложно и делимо. 4) существует бог, как первопричина мира или не существует никакой первопричины мира. Разум может доказать противоположные суждения,а значит его выводам верить нельзя. Т об заслуга Канта во 2-ой период в том что он раскрыл реальные трудности и противоречия процесса познания,но он преувеличил эти трудности и пришел к агностицизму. Он формирует моральный принцип поведения людей или нравственный закон: Согласно закону, каждому человеку поступать надо так, чтобы его поступки могли стать основой всеобщего законодательства и следует рассмат людей как цель а не как средства.

Философия Г. Гегеля.

Великим немец фил-ом был Георг Гегель (1770- 1831 г.г.). Его фил-я стала попыткой объединить в одну систему все научные знания своей эпохи. Даже одна из главн его работ наз-ся Энциклопедия фил-их наук. Взгляды Гегеля пользовались популярностью. Он созд фил-ую систему ставшую примером объективного идеализма.Он считал что развитие природы и общества подчинено разумным законам, а значит миром правит разумная сила кот реализует свой замысел в постепенном развитии. Он наз-л эту силу Абсолютная идея. Это высший сценарий развития мира, свод понятий, принципов, законов покот развивается мир. Абсолютная идея проходит в 3 этапа: 1)понятия принципы и законы сущ-ют в чистом виде, в виде замысла 2)замысел воплощается в природе,природа развивается по установленным законам 3)замысел воплощается в чел,абсолютная идея направляет историю общества. Развитие прекратится когда абсол идея достигнет своей цели. Заслугой гегеляявл разработка диалектич метода. Он сформулировал 3 закона диалектики. Доказал что причиной развития явл противоречие, что процесс развития идет путем перехода количизм-ий в качеств-ые, что развитие м идти по спирали, но диалектика гегеля идеалистической тк он предписывал эти законы не природе а разуму,руководящему природой. Его диалект-ий метод предполаг бесконечность развития а его идиалистическая система предполаг что развит завершится таким обр. и система и метод Гегеля пришли в противоречие.

Философия Л.Фейербаха.

Выдающимся немецким философом был Людвиг Фейербах (1804-1872г.г.). Заслуги Фейербаха состояли в том, что он подверг резкой критике идеалистические понимания Гегеля. (с позиции материализма) Он видел в ней скрытую форму религии,он док-л что природа это единственно вечная и самостоятсубстанция,а чел –часстьприроды,еевысший продукт. Ф. не понимал,что чел это прежде всего продукт общества,его материализм наз-ют антропологическим. Критикуя философию Гегеля, Ф. полностью её отбросил, и то ценное что было в его фил-ии - Диалектику, те остался на позициях в метофизике. Критикуя существующую религию, предлагал создать новую религию, «всеобщей любви», заменив любовь к Богу любовью к человеку. Он верил что с помощью морали основан-ой на любви м улучши общ-во. Энгельс в работе «Ф. и конец классич немец фил-ии» высоко оценил роль Ф.,но указал 3 недостатка: 1)метафизичность 2) мезанистичность 3) идеализм в понимании общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.007 с.)