Организация и сроки выполнения дипломных работ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и сроки выполнения дипломных работ



Приказом по Академии

от 09.07.04 № 491

 

РУКОВОДСТВО

ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ,

КОНТРОЛЬНЫХ, КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

 

Москва

УДК 339.545

 

 

Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ. – М.: РИО РТА, 2004. – 98 с.

 

Авторы-разработчики:

В.Ю. ДИАНОВА, канд. экон. наук, доцент

Н.Е. СИМОНОВ, канд. юрид. наук, доцент

В.В. ФЕДОРОВ, канд. техн. наук, доцент

Н.А. ЧИБРЯКОВ

 

Под общей редакцией

А.А. ЛИТОВЧЕНКО, начальника Академии

 

В Руководстве изложена методика подготовки рефератов, дипломных, курсовых и контрольных работ, а также требования к их оформлению; кроме того, определены основные обязанности выпускающих кафедр и научных руководителей по руководству дипломными работами, даны рекомендации студентам (слушателям) по их защите.

Руководство предназначено для начальников факультетов, заведующих кафедрами, профессорско-преподавательского состава, руководителей дипломных работ и студентов (слушателей) факультетов Академии всех форм обучения.

 

© Российская таможенная академия ГТК РФ, 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 5

1. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ...................................... 7

1.1. Дипломная работа............................................................................ 7

1.1.1. Организация и сроки выполнения дипломных работ.............. 8

1.1.2. Основные этапы подготовки дипломных работ..................... 11

1.2. Курсовая работа............................................................................. 19

1.3. Контрольная работа....................................................................... 22

1.4. Реферат............................................................................................ 24

2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ............................ 27

2.1. Текстовый материал....................................................................... 27

2.2. Нумерация глав и параграфов. Заголовки и подзаголовки........ 29

2.3. Ссылки и сноски............................................................................. 31

2.4. Цитирование................................................................................... 33

2.5. Иллюстрации.................................................................................. 34

2.6. Таблицы.......................................................................................... 35

2.7. Формулы......................................................................................... 36

2.8. Список использованных источников............................................. 38

2.9. Приложения.................................................................................... 39

2.10. Оглавление.................................................................................... 40

2.11. Нумерация страниц...................................................................... 41

2.12. Типичные ошибки при оформлении письменных работ............ 42

3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОПИСАНИЯ............................................................ 43

3.1. Употребление прописных и строчных букв.................................. 43

3.2. Общепринятые сокращения слов и словосочетаний..................... 46

3.3. Написание дат и чисел.................................................................... 50

3.4. Сочетание знаков препинания....................................................... 53

4. РУКОВОДСТВО И КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ.. 55

4.1. Основные обязанности выпускающих кафедр.............................. 55

4.2. Основные обязанности научного руководителя........................... 56

4.3. Содержание отзыва научного руководителя................................ 57

4.4. Содержание рецензии..................................................................... 58

5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ........................................ 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.......................................................... 62

ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................... 63

Приложение 1. Критерии оценки дипломной работы............................. 64

Приложение 2. Пример заявления о закреплении за студентом
(слушателем) темы дипломной работы.......................... 68

Приложение 3. Форма бланка задания
на выполнение дипломной работы................................. 69

Приложение 4. Пример оформления плана дипломной работы............ 71

Приложение 5. Пример оформления графика
выполнения дипломной работы..................................... 73

Приложение 6. Форма бланка отзыва о дипломной работе................... 75

Приложение 7. Форма бланка рецензии на дипломную работу............ 77

Приложение 8. Пример оформления справки
о внедрении результатов исследования......................... 79

Приложение 9. Пример оформления титульного листа
дипломной работы.......................................................... 80

Приложение 10.............................. Пример оформления титульного листа
курсовой работы............................................................. 82

Приложение 11.............................. Пример оформления титульного листа
контрольной работы....................................................... 83

Приложение 12............. Пример оформления титульного листа реферата...... 84

Приложение 13........................................ Примеры оформления рисунков...... 85

Приложение 14............................................ Примеры оформления таблиц...... 87

Приложение 15............................................... Пример оформления списка
использованных источников........................................... 89

Приложение 16........................................ Пример оформления оглавления...... 94

Приложение 17.......................... Пример оформления списка сокращений...... 95

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из форм активизации и оптимизации учебного процесса Академии, усиления его практической направленности является подготовка студентами и слушателями (далее – студентами) письменных работ: рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ. В процессе подготовки письменных работ (особенно курсовых и дипломных) у студентов развивается творческая активность, формируются умения выявлять имеющиеся
в сфере таможенной деятельности проблемы и находить пути их решения.

Письменные работы позволяют оценить:

– степень овладения методологией и методикой анализа теории и практики таможенного дела, его экономических и юридических аспектов, вопросов организации работы таможенных органов и их взаимодействия с органами государственного управления;

– способность студента творчески применять принципы научного анализа экономических, социальных и политических процессов;

– умение анализировать использованные источники информации, формулировать выдвигаемые положения, аргументированно обосновывать выводы и рекомендации, правильно использовать отечественный и зарубежный опыт.

Письменные работы выполняются в соответствии с учебными планами специальностей и программами учебных дисциплин.

Дипломная и курсовая работы носят преимущественно исследовательский характер. Овладение элементами исследовательской деятельности, в соответствии с государственными образовательными стандартами, является частью профессиональной подготовки специалистов таможенных органов.

Письменные работы должны оформляться с соблюдением определенных правил.

Основными факторами, влияющими на оценку дипломных и курсовых работ, являются:

– актуальность темы, оригинальность и новизна исследования;

– глубина анализа и обоснованность разработанных предложений;

– полнота исходных фактических данных;

– умение правильно использовать современные методы обработки и анализа материала, проводить математическое и экспериментальное моделирование;

– количество, характер использованных литературных источников и умение анализировать их;

– самостоятельность при выполнении дипломной (курсовой) работы;

– стиль и логичность изложения;

– правильность и ценность теоретических выводов;

– качество оформления;

– компетентность, проявленная при защите.

Критерии оценки дипломной работы приведены в приложении 1.

Целью данного Руководства является изложение обобщенной методики подготовки письменных работ и основных требований к их оформлению.

В основу Руководства положены результаты изучения многолетней практики подготовки письменных работ во многих вузах России, а также требования нормативных документов по их оформлению.

Использование методики и положений, представленных в данном Руководстве, позволит повысить качество написания и оформления всех видов письменных работ, выполняемых студентами Академии.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Дипломная работа

 

Дипломная работаэто выпускная квалификационная работа, которая является одним из видов итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации.

Дипломная работа является самостоятельным квалификационным научным исследованием одного из актуальных вопросов (проблем) теории и практики таможенной деятельности с использованием всех элементов научной работы: постановки задачи, изложения цели исследования, анализа состояния проблемы, обоснования выбранного направления ее решения, подбора аргументированного теоретического материала, критической оценки существующих точек зрения на решение исследуемой проблемы, получения возможного положительного эффекта от практической реализации материалов работы.

Целями выполнения дипломной работы являются:

– систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических навыков, знаний и умений студентов;

– совершенствование навыков самостоятельной работы студентов, овладение методикой проведения исследований, анализом обработки информации, математического моделирования и постановки эксперимента при решении исследуемой проблемы;

– демонстрация Государственной аттестационной комиссии уровня квалификации и подготовленности студента к самостоятельному решению задач, стоящих перед таможенными органами, использованию новых научных методов, современных технических средств и таможенных технологий.

В процессе выполнения дипломной работы студент должен показать способности правильного использования полученных в ходе обучения знаний и умений для самостоятельного решения исследуемой проблемы.

Дипломная работа подлежит обязательномурецензированию и защите. По результатам ее защиты, а также с учетом успешной сдачи итоговых экзаменов принимается решение о присвоении выпускнику соответствующей квалификации по специальности и выдаче диплома о высшем образовании.

Дипломная работа должна отвечать следующим основным требованиям:

– актуальность тематики исследования;

– глубокая теоретическая проработка исследуемой проблемы;

– широкое использование фактического материала;

– корректное использование аппарата исследования;

– научная и практическая ценность полученных результатов;

– достаточно глубокая обоснованность выводов;

– соблюдение требований ГОСТ при оформлении материалов.

В целом дипломная работа должна носить самостоятельный научно-исследовательский характер, содержать убедительную аргументацию предложенных теоретических и практических рекомендаций, а также иметь практическую значимость для деятельности таможенных органов.

Основу дипломной работы составляют материалы научных докладов, курсовых работ, статей, рефератов, выполненных студентами в процессе обучения, учебная и научная литература, данные, собранные при проведении преддипломной практики.

Ответственность за качество дипломной работы, достоверность изложенного материала, корректность моделирования и проведенных экспериментальных работ, точность выполненных расчетов, а также сделанных выводов и рекомендаций несет автор.

 

Курсовая работа

 

Курсовая работа – самостоятельная учебная работа, носящая преимущественно исследовательский характер и выполняемая по основным общепрофессиональным и специальным дисциплинам учебного плана.

Цель курсовой работы – обучение студентов самостоятельному применению полученных в процессе изучения учебной дисциплины знаний для решения практических задач, проведению анализа, обобщению и систематизации материалов специальной литературы и статистических данных, а также проведению исследований теоретических и практических проблем. Выполнение курсовой работы способствует развитию у студентов навыков самостоятельного творческого мышления, овладению методами современных научных исследований, углубленному изучению заданной темы, направления или раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и иных источников). В ходе подготовки курсовой работы студентам необходимо обратить внимание на новые, актуальные идеи, изложенные в современной научной литературе, нормативно-правовых материалах Правительства, ФТС и других источниках, и, по возможности, изложить самостоятельное видение исследуемой проблемы, сформулировать предложения и рекомендации по ее решению. Курсовую работу следует готовить по одному-двум вопросам, ответы на которые должны быть взаимосвязаны и глубоко обоснованы. При этом нужно иметь в виду, что в дальнейшем материалы курсовой работы целесообразно использовать при подготовке дипломной работы.

Тематика курсовых работ разрабатывается ведущими преподавателями в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины и утверждается на заседании кафедры.

Курсовая работа выполняется под руководством научного руководителя. С ним согласовываются составленные студентом план и график написания курсовой работы, уточняются основные этапы и сроки их выполнения, список источников, определяется время представления работы научному руководителю, готовность доклада. План и график написания курсовой работы по форме и содержанию аналогичны плану и графику выполнения дипломной работы (приложения 4 и 5).

Основой подготовки курсовой работы служат учебники и учебные пособия по данной дисциплине, специальные научные публикации по исследуемой проблеме, а также статьи, монографии, научные отчеты, тезисы научных конференций, материалы, собранные студентами при проведении различных видов практики. Для быстрого подбора необходимых источников информации используются: список литературы, рекомендованной программой учебной дисциплины и планами семинарских или практических занятий по соответствующей теме или разделу; библиография, приводимая в конце учебников и книг, изучаемых по данной дисциплине; алфавитный и систематический каталоги библиотеки. Проработка подобранной литературы заключается в формировании гипотезы, позволяющей ответить на вопросы, рассматриваемые в курсовой работе.

Курсовая работа обычно содержит: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, состоящую из 2–3 глав (разделов), заключение, список использованных источников, приложения.

Во введении (рекомендуемый объем – 2–4 страницы) четко излагается суть содержания и гипотеза, на базе которой решается проблема, обосновывается актуальность выбранной темы, ее практическая значимость, кратко излагается ее цель, место и роль в изучаемой учебной дисциплине, степень освещения в литературе, приводятся конкретные вопросы (обычно не более двух-трех), которые будут рассмотрены в курсовой работе.

В основной части курсовой работы (рекомендуемый объем – 22–26 страниц) раскрываются сущность рассматриваемых вопросов, современные подходы к их решению, изложенные в современной научной литературе; приводится анализ реального состояния проблемы на примере работы таможенных органов; предлагаются возможные пути ее разрешения, а также излагаются методики и доказательства. Здесь же приводятся исходные данные, последовательность промежуточных расчетов (в том числе с использованием ЭВМ) и излагаются результаты решения всей поставленной задачи. Кроме того, могут быть представлены алгоритмы, графики, таблицы, диаграммы и т.д.

В заключении (рекомендуемый объем – 2–3 страницы) формулируются общие теоретические выводы и излагаются практические рекомендации по использованию полученных результатов в практической деятельности таможенных органов.

В конце курсовой работы приводится список использованных источников. При использовании информации, полученной через сеть Интернет, также делается ссылка с указанием адреса ее нахождения.

Рекомендуемый объем курсовой работы (без иллюстраций, таблиц и приложений) не должен превышать 30–35 страниц машинописного текста.

Статистические данные, используемые при решении поставленной в курсовой работе задачи, рекомендуется подбирать за последние нескольколет (месяцев).

Курсовые работы студентов-заочников выполняются согласно учебному графику и сдаются (пересылаются по почте) в деканаты по мере их подготовки, но не позднее чем за месяц до начала зачетно-экзаменационной сессии. После поступления в деканаты и регистрации курсовые работы в установленном порядке передаются на соответствующую кафедру (название кафедры указывается на титульном листе работы). Курсовые работы, выполненные с нарушением установленных требований, а также ксерокопии к рассмотрению не принимаются.

Курсовые работы подлежат обязательномурецензированию и защите. Форма и содержание рецензии аналогична рецензии на дипломную работу (приложение 7).

По результатам рецензирования курсовая работа оценивается следующим образом: «допускается к защите» – «не допускается к защите». Результаты рецензирования указываются на бланке рецензии. Итоговая оценка за курсовую работу выставляется в ведомость после ее защиты.

Типичными ошибками, допускаемыми студентами при подготовке курсовой работы, являются:

– недостаточное обоснование актуальности и слабый анализ состояния исследуемой проблемы;

– недостаточное и неэффективное использование иллюстративного материала (графиков, таблиц, гистограмм и т.д.);

– поверхностные выводы, предложения и практические рекомендации;

– использование информации без ссылок на источник;

– нарушение требований к оформлению работы.

 

Контрольная работа

 

Контрольная работа – это письменная работа, выполняемая студентами самостоятельно, преимущественно по общим математическим и естественно-научным, а также специальным дисциплинам, в которой, как правило, решаются конкретные задачи.

Цель контрольной работы – оценка качества усвоения студентами отдельных, наиболее важных разделов, тем и проблем изучаемой дисциплины, умения решать конкретные теоретические и практические задачи.

Контрольная работа, как правило, имеет аналитическую или описательную части, может решать проблемные ситуации путем проведения численного моделирования или расчетов, в том числе с использованием ЭВМ. По типу они могут иметь характер задач, расчетов, алгоритмов, программ и т.п.

Контрольные работы выполняются в учебных аудиториях Академии и домашних условиях.

Аудиторные контрольные работы выполняются, как правило, под контролем ведущего преподавателя учебной дисциплины. В отдельных случаях могут проводиться в форме тестирования.

Домашние контрольные работы выполняются студентами самостоятельно.

Контрольные работы могут быть как расчетными, так и описательными (например, по иностранному языку, гражданскому праву, психологии и педагогике и др.). На каждую контрольную работу ведущий преподаватель подготавливает и выдает контрольные задания.

Структура контрольной работы зависит от специфики изучаемой дисциплины. В общем виде контрольная работа должна содержать: титульный лист, введение, основную часть и заключение.

Во введении приводится формулировка контрольного задания, кратко излагается цель контрольной работы, место и роль рассматриваемого вопроса (проблемы) в изучаемой учебной дисциплине.

Основная часть контрольной работы должна, как правило, содержать основные определения, обоснования и доказательства, описание методики расчета (формулы), а также иметь ссылки на используемые источники информации. Материал работы и ее отдельные положения должны быть взаимосвязаны. Основная часть может также включать анализ теории вопроса по теме контрольной работы. Здесь же приводятся исходные данные и значения параметров в соответствии с заданием на контрольную работу. После этого излагается ход рассуждений, описывается последовательность расчетов, приводятся промежуточные доказательства и результаты решения всей поставленной задачи.

В заключении формулируются краткие выводы по выполненной контрольной работе, а в ее конце приводится список использованных источников информации.

Контрольные работы студентов заочной формы обучения выполняются согласно учебному графику и сдаются (пересылаются по почте) в деканаты факультетов не позднее чем за месяц до начала зачетно-экзаменационной сессии. После регистрации они в установленном порядке передаются на кафедры (название кафедры указывается на титульном листе работы) для проверки. Ведущий преподаватель после проверки на титульном листе ставит оценку («зачтено» – «не зачтено») и подписывается. Выявленные в ходе проверки преподавателем замечания фиксируются на полях работы. Контрольные работы, выполненные с нарушением установленных требований, а также их ксерокопии к рассмотрению не принимаются.

Реферат

 

Реферат (от латинского reffere – докладывать, сообщать) является одной из форм самостоятельной работы студента и представляет собой письменную работу с кратким и систематизированным изложением современного состояния тех или иных вопросов (проблемы) обычно в области таможенного дела или другого общественного явления, вида деятельности и т.д., рассматриваемых как в литературных или иных источниках, отобранных для составления реферата, так и в материалах практической деятельности таможенных органов. Традиционные аналитические, библиографические и реферативные обзоры содержат анализ и оценку первоисточников, разбор публикаций, освещающих конкретные задачи или характеризующих исследуемые проблемы, рассматриваемые в первоисточниках, без их критической оценки и собственных рекомендаций. В отличие от этих обзоров подготавливаемые студентами Академии рефераты должны содержать оценки и предложения по решению рассматриваемой проблемы.

Цель реферата – обучение студентов применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения учебной дисциплины, при решении конкретных практических задач таможенной деятельности; самостоятельному формулированию выводов и рекомендаций по их реализации,
а также выработке навыков подбора и анализа необходимой специальной и научной информации. Кроме того, реферат позволяет оценить уровень подготовки студента по данной учебной дисциплине, а также определить, насколько глубоки знаниярассматриваемой темы.

Примерная тематика рефератов разрабатывается ведущими преподавателями в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины, утверждается на заседании кафедры и приводится в учебно-методических разработках по конкретной дисциплине. При выборе темы реферата студенту необходимо учитывать ее актуальность, наличие и доступность необходимой информации, а также свой уровень подготовки и личный интерес к рассматриваемым вопросам. После выбора темы необходимо с помощью преподавателя и сотрудников справочно-библиографического отдела Академии составить список изданной по данной теме литературы, подобрать источники информации, в том числе и нормативно-правовые документы. Далее студенту рекомендуется в произвольной форме составить план написания реферата с учетом единства его составных частей, логики изложения и смысловой завершенности раскрытия исследуемой темы.

Структура реферата: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, состоящая из 2–3 параграфов, заключение и список использованных источников. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания рассматриваемой темы, выносятся в приложение.

Во введении (2–3 страницы) обосновывается важность и актуальность рассматриваемых вопросов в рамках выбранной темы реферата, их практическая значимость и новизна, степень освещения в литературе, излагаются конкретные цели и задачи.

В основной части реферата (14–19 страниц) раскрываются главные аспекты темы: излагаются факты и подходы к решению задач, представленные в современной научной и другой литературе; проводится анализ и дается оценка реального состояния рассматриваемых вопросов (проблемы) на примере работы таможенных органов; предлагаются возможные пути решения проблемы. Текст каждого параграфа (пункта) должен завершаться краткими выводами по существу рассматриваемого вопроса. При изложении материала важно обеспечить логическую связь между отдельными параграфами. Здесь же могут быть приведены графики, таблицы, диаграммы и т.д.

Важно, чтобы реферат содержал результаты творческих поисков автора.

В заключении (1–2 страницы) излагаются краткие выводы и обобщения по существу рассматриваемых вопросов (проблемы).

Оглавление реферата обязательно должно иметь нумерацию страниц.

В тексте реферата студенту необходимо делать ссылки на используемую литературу (источники информации), а в конце реферата привести ее список.При использовании информации, полученной через сеть Интернет, делается ссылка с указанием адреса ее нахождения.

Текст, графики, таблицы, диаграммы, другой поясняющий материал должны излагаться грамотно, логически последовательно.

Рекомендуемый объем реферата не должен превышать 25 страниц машинописного текста. При этом иллюстрации и таблицы, оформленные на отдельных листах, а также приложения в рекомендуемый объем реферата не входят.

Рефераты студентов заочной формы обучения выполняются согласно учебному графику и сдаются (пересылаются по почте) в деканаты не позднее чем за месяц до начала зачетно-экзаменационной сессии. После поступления в деканат и регистрации они в установленном порядке передаются на соответствующую кафедру, указанную на титульном листе реферата, для обязательного рецензирования. Ведущий преподаватель после проверки реферата на титульном листе ставит оценку («зачтено» – «не зачтено») и подписывается. Рефераты, выполненные с нарушением установленных требований, а также ксерокопии к рассмотрению не принимаются.

Типичными ошибками, допускаемыми студентами при подготовке реферата, являются:

– недостаточное обоснование актуальности, практической и теоретической значимости полученных результатов, поверхностный анализ используемого материала;

– неглубокие критические оценки и рекомендации по решению исследуемой проблемы;

– поверхностные выводы и предложения;

– нарушение требований к оформлению реферата;

– использование информации без ссылок на источник.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

 

При выполнении дипломных[4], курсовых и контрольных работ,
а также при написании рефератов необходимо соблюдать идентичные требования к их оформлению. Правила оформления текстового материала, ссылок и сносок, иллюстраций, таблиц,списка использованных источников, оглавления, приложений и т.п. изложены ниже. Примеры оформления титульных листов письменных работ приведены в приложениях 912.

Текстовый материал

 

Письменные работы должны быть отпечатаны на принтере ЭВМ на одной стороне листа белой бумаги стандартного формата А4 (210´297 мм) через полтора межстрочных интервала или на пишущей машинке с лентой черного цвета через два интервала и обычным размером литер. (Допускается написание текста письменной работы от руки пастой (чернилами) черного или синего цвета).

Заголовки, подзаголовки и подстрочные сноски (состоящие из нескольких строк) печатаются через одинарный интервал.

Страницы, на которых излагается текст, должны иметь поля: левое – 30 мм, правое – 20 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

На ЭВМ текст печатается строчными буквами (кроме заглавных) обычным шрифтом Times New Roman, выравнивается по ширине с использованием переносов слов, размер шрифта – 14, в таблицах – 12, в подстрочных сносках – 10. На титульном листе надписи: дипломная, курсовая, контрольная работа и реферат печатаются 18 шрифтом. Подчеркивание слов и выделение их курсивом не допускается.

Названия глав (заголовки), а также структурные элементы письменных работ[5] «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» И «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», являющиеся заголовками, печатаются прописными буквами, а названия параграфов (подзаголовки) – строчными буквами (кроме первой прописной). Заголовки и подзаголовки при печатании текста письменной работы на принтере ЭВМ выделяются полужирным шрифтом.

Абзацный отступ должен соответствовать 1,2–1,3 см и быть одинаковым по всей работе.

Знаки, буквы, символы, отсутствующие на пишущих машинках и ЭВМ, а также математические и иные формулы, схемы и графики могут выполняться автором от руки чернилами (пастой) черного цвета или черной тушью в оставленных после печати текста местах. Эти знаки, буквы и т.д. должны иметь размер не менее размера отпечатанного шрифта; показатели степени в формулах – не менее 2 мм по высоте.

Погрешности (опечатки, описки и графические неточности), допущенные в процессе оформления письменной работы, должны быть исправлены либо с использованием принтера (пишущей машинки), либо от руки черными чернилами (тушью, пастой) после аккуратной подчистки.

2.2. Нумерация глав и параграфов.
Заголовки и подзаголовки

 

Главы письменных работ нумеруются арабскими цифрамии должны начинаться с новой страницы (листа). Номер главы состоит из одного числа: 1, 2 и т.д. Слово «глава» не пишется. Параграфы нумеруются также арабскими цифрами, но разделяемыми точкой. При этом первая цифра показывает, к какой главе этот параграф относится, а вторая – порядковый номер параграфа (например, 2.3 означает третий параграф второй главы). При нумерации знак параграфа (§) не проставляется.

Внутри параграфа допускаются свои подзаголовки, которые нумеруются аналогичным образом. Например, 2.3.1 означает первый подзаголовок третьего параграфа второй главы. Нумерация, состоящая более чем из трех цифр, не допускается.

Длина строки заголовка (подзаголовка) должна быть не более 40–45 знаков. Переносы слов в заголовке (подзаголовке) не делают. Точка в конце заголовка (подзаголовка) не ставится. Подчеркивание заголовков (подзаголовков) не допускается. Нельзя заканчивать строку заголовка предлогом, союзом или наречием – их переносят на следующую строку.

Большой заголовок (подзаголовок) делят по смыслу на несколько строк. Если заголовок (подзаголовок) состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовком и подзаголовком, заголовком и последующим текстом, подзаголовком и предыдущим текстом отделяют двумя полуторными межстрочными интервалами, а между подзаголовком и последующим текстом – одним полуторным межстрочным интервалом.

Заголовки (подзаголовки) располагаются центрированным (посередине текста) способом.

Например:

1. СТРУКТУРА И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ
ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

(название первой главы)

1.1. Правила оформления текстового материала

(название первого параграфа первой главы)

 

Внутри главы или параграфа письменной работы могут быть применены перечисления, которые оформляются тремя способами (с помощью арабских цифр (1, 2 и т.д.), строчных букв (за исключением ё, ь, й, ы, ъ)
и тире).

Первый способ

1. Далее с прописной буквы текст. В конце ставится точка.

2. Далее с прописной буквы текст. В конце ставится точка.

Второй способ

а) далее со строчной буквы текст. В конце ставится точка с запятой;

б) далее со строчной буквы текст. В конце ставится точка с запятой;

в) далее со строчной буквы текст. В конце текста последнего перечисления ставится точка.

Третий способ

– далее со строчной буквы текст. В конце ставится точка с запятой;

– далее со строчной буквы текст. В конце ставится точка с запятой;

– далее со строчной буквы текст. В конце текста последнего перечисления ставится точка.

Перечисления бывают одноуровневые и многоуровневые. В первом случае может быть использован любой из перечисленных выше способов перечислений. При многоуровневом перечислении сначала применяется первый способ, затем – второй, далее – третий.

Например:

1. Далее с прописной буквы текст. В конце ставится точка.

2. Далее с прописной буквы текст. В конце ставится двоеточие:

а) далее со строчной буквы текст. В конце ставится точка с запятой;

б) далее со строчной буквы текст. В конце ставится двоеточие:

– далее со строчной буквы текст. В конце ставится точка с запятой;

– далее со строчной буквы текст. В конце текста последнего перечисления ставится точка.

3. Далее с прописной буквы текст. В конце ставится точка.

 

Ссылки и сноски

 

В письменных работах могут использоваться внутритекстовые ссылки и ссылки в форме подстрочных сносок.

Во внутритекстовых ссылках на источник информации после упоминания о нем проставляются либо квадратные скобки, в которых указывается его порядковый номер в списке использованных источников, например: «80% грузов, вывозимых из Российской Федерации в страны СНГ, задерживаются из-за неправильного оформления грузов и 20% – при попытке вывоза без таможенного оформления» [3], либо круглые скобки, в которых указываются: автор, название книги, место, год издания и номер страницы, например: «В 1995 году удалось предотвратить 1712 незаконных попыток вывоза из Российской Федерации товаров на сумму 134 млрд. руб.» (Кисловский Ю.Г. Контрабанда. История и современность. – М.: ИПО «АВТОР», 1996. – С.182).

Ссылаясь в тексте письменной работы на источник информации, в отдельных случаях целесообразно пользоваться словами «приведено», «показано» и т.п., например: Как показано в [6], дальность распространения радиоволн зависит от ... или средняя скорость движения определяется по формуле [7]: V = S / t.

Подстрочные сноски оформляются внизу страницы, на которой расположен текст, например, цитата. Для этого в конце текста (цитаты) ставится цифра или звездочка, обозначающая порядковый номер сноски на данной странице. Нумерация подстрочных сносок может быть сквозной по всему тексту письменной работы.

Цифры (звездочки) пишут на пол-интервала выше строки текста. Промежуток между последним словом текста (цитаты) и знаком сноски не делают. Например:

«Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине…»*

Внизу страницы под чертой, отделяющей сноску от текста, номер сноски повторяется и за ним следует необходимое пояснение. В сноске, относящейся к цитате, после номера сноски пишется название книги, из которой взята цитата, выходные данные книги и, через точку и тире, – номер цитируемой страницы. Например:

_______________________

* Белинский В.Г. Полн. собр. соч. – М., 1959. – Т.VIII. – С. 40.

 

Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, во второй сноске можно не повторять полностью ее название, а ограничиться следующим:

________________________

**Там же. – С. 37.

 

Если та же книга цитируется в следующий раз на другой странице, то указывается ее автор, а вместо названия и выходных данных пишется «Указ. соч.». Например:

________________________

* Белинский В.Г. Указ. соч. – С.38.

Подстрочные сноски помимо функции ссылки могут выполнять и функцию обычного примечания. Например:

Для снижения утомления, сохранения и укрепления здоровья применяют аутогенную тренировку*.

Внизу страницы под чертой следует необходимое примечание (пояснение). Например:

_________________________

*Аутогенная тренировка – метод самотренировки нервной системы.

Все сноски печатают на той странице, к которой они относятся. Разрывать сноски и переносить их со страницы на страницу не рекомендуется. Если работа оформляется с помощью компьютера, то все сноски должны быть вставлены в автоматическом режиме.

Цитирование

При цитировании необходимо соблюдать следующие правила.

1. Текст цитаты закл



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.032 с.)