Предмет и методы психологии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методы психологии.



Первушина О. Н.

Общая психология.

Оглавление

Предмет и методы психологии. 3

Необходимость обсуждения предмета психологии. 3

Традиционные представления о предмете психологии. 4

Душа как предмет изучения. 4

Явления сознания как предмет психологии. 4

Непосредственный опыт как предмет психологии. 5

Интенциональные акты сознания как предмет психологии. 5

Происхождение психических деятельностей как предмет психологии. 5

Поведение как предмет психологии. 5

Бессознательное как предмет психологии. 5

Процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии. 6

Личный опыт человека как предмет психологии. 6

Развитие взглядов на предмет психологии отечественных авторов. 6

Выводы. 7

Литература. 7

Структура и функции психики. 7

Литература. 9

Методы психологии. 10

Познавательные процессы, их место и роль в психике человека. 11

Ощущение как начальная ступень познания. 11

Общие свойства анализаторов. 12

Восприятие. 13

Воспрятие пространства. 13

Восприятие движения. 14

Восприятие времени. 14

Иллюзии восприятия. 14

Развитие восприятия. 14

Основные подходы к анализу восприятия: 14

Представление. 15

Характеристики представлений. 15

Литература. 16

Воображение. 16

Виды воображения. 16

Функции воображения: 16

Способы создания образов воображения. 17

Литература. 17

Мышление. 17

Мышление как процесс. 17

Литература. 18

Мыслительные операции. 18

Формирование умственных действий. 18

Характеристики мысли как результата мыслительного процесса. 18

Стадии развития мышления. 19

Подробнее о видах мышления см.: 19

Творческое мышление. 19

Препятствия на пути творческого мышления. 20

Литература. 20

Память. 20

Процессы памяти. 21

О процессах памяти см.: 22

О видах памяти см.: 22

Внимание. 22

Виды внимания. 22

Характеристики внимания. 23

Литература. 23

Интеллект. 23

Литература. 24

Речь и язык. 24

Происхождение и развитие слова. 25

Семантическая структура и функция слова. 25

Становление и развитие речи ребенка. 25

Некоторые теории речевого развития. 25

Литература. 26

Процессы психического регулирования. 26

Эмоции. 26

Литература. 27

Эмоциональные явления. 27

Эмоции и познание. 27

Факторы возникновения эмоций. 28

Об информационной теории эмоций см.: 28

Функции эмоций. 28

Подробнее о функциях эмоций см.: 28

Теории эмоций. 28

Воля. 29

Специфика волевого регулирования. 29

Литература. 30

Сознание. 30

Определение сознания. 30

Основные подходы к проблеме. 30

Литература. 31

Свойства сознания. 32

Свойства сознания как функционального органа: 32

Функции сознания. 32

Литература. 32

Принцип единства сознания и деятельности. 32

О спонтанности сознания см.: 33

Структура сознания. 33

Литература. 34

Сознание и самосознание. 34

Литература. 34

Сознание и бессознательное. 34

Литература. 35

Проблема установки. 35

Поведение и деятельность. 36

Литература. 36

Основы теории деятельности. 36

Литература. 38

Потребности и мотивы. 38

Определение потребностей. 38

К вопросу о происхождении потребностей. 39

Литература. 39

Определение мотива. 39

Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу). 40

Концепции мотивации. 41

Литература. 41

Личность. 41

Понятие личности. 41

К вопросу о структуре личности. 41

О попытках классификации личности, выделении типов личности см.: 42

Нейротипические (нейродинамические) свойства человека. 42

Уровни рассмотрения нейродинамических свойств. 43

Общие и парциальные (частные) свойства нервной системы. 43

Темперамент. 43

Способности. 43

Общие и специальные способности. 44

Литература. 44

Характер. 44

Структура характера. 45

Литература. 45

Литература по курсу. 45

Темы рефератов. 46

Библиографический указатель. 46

Новосибирский государственный университет

Научно-учебный центр психологии

Ответственный редактор: П. Е. Рыженков

ББК Ю-93

Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.

© Первушина Ольга Николаевна 1994, 1996

© Научно-учебный центр психологии НГУ 1996

Предмет и методы психологии.

Необходимость обсуждения предмета психологии.

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т.д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками. Нужен четкий критерий, чтобы ясно различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы. Это позволит лучше понимать задачи, которые может и должен решать психолог.

Без четкого представления о предмете затруднительными становятся экспериментальные исследования. Для успешной практической работы психологов также необходимо понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, что существенно иное делают психологи по сравнению с другими специалистами: медиками, педагогами и т.д.

Вопрос о предмете важен и для изучения механизмов психических явлений. Одни исследователи ищут эти механизмы в физиологии мозга. Другие изучают законы, управляющие отношениями между объектами.

Если допустить правильность такой ориентации психологических исследований, то это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических механизмов и что психология ограничена одними "явлениями". Но тогда исчезает предмет психологии и ее притязания на самостоятельную сферу человеческого знания.

В силу вышеизложенного представляется крайне важным определить собственно предмет психологии.

Традиционные представления о предмете психологии.

Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, "тень", обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.

В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.

Душа как предмет изучения.

Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно "душевные движения". Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта "Страсти души".

Непосредственный опыт как предмет психологии.

Наибольший успех построения психологии как самостоятельной опытной науки имела первоначально программа, разработанная В.Вундтом. Уникальным предметом психологии по Вундту является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Вундт стремился упорядочить процесс интроспекции. Он считал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Это идея лежала в основе его замысла создать опытную (физиологическую) психологию. Идеи Вундта заложили фундамент структурной школы в психологии.

Интенциональные акты сознания как предмет психологии.

Ф. Брентано кладет в основу своего учения такие качества сознания, как активность и объективность. Психология должна изучать не сами по себе ощущения и представления, а те акты "действия", которые производит субъект (акты представливания, суждения и эмоциональной оценки), когда он превращает ничто в объект осознания. Вне акта объект не существует.

Акт, в свою очередь, с необходимостью предполагает "направленность на", так называемую интенцию. Брентано стоял у истоков направления, названного позднее функционализмом.

Выводы.

Анализируя развитие взглядов на предмет психологии, можно сделать следующие выводы:

1. В каждом из возникающих направлений подчеркивался какой-либо один из необходимых аспектов исследования. Поэтому можно утверждать, что все школы, направления психологии внесли свой вклад в формирование ее предмета.

2. В настоящее время представляется целесообразным эклектическое объединение "рациональных зерен", содержащихся в разных теоретических направлениях, и их обобщение.

3. В итоге можно считать, что предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.

Литература.

1. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976.

2. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – М.: Мир, 1992.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

4. Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972.

5. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988.

6. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Служебный перевод.

7. Ярошевский М. Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.

Литература.

1. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования:В 4-т. – Тбилиси: Мецниереба, 1978.

2. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.

3. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода. //Психол. журн. – 1982, т.3.

4. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. – М.: Мысль, 1972.

5. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. – М.: Наука, 1982.

6. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Служебный перевод.

Методы психологии.

Подробное обсуждение методов психологии не входит в задачу данного курса. В пособии приводится одна из наиболее удачных современных классификаций методов психологического исследования[8].

Восприятие.

Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат.

Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.

Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.

Свойства восприятия:

· Константность – относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его жизненности. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за предметами их размеры, форму, цвет независимо от условий восприятия (расстояние до воспринимаемого предмета, условия освещенности, угол восприятия и т.д.). См.: Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. – М.: Просвещение, 1986. С. 9-39.

· Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона. См.: Коффка К. Восприятие: введение в гештальтпсихологию. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. М.: МГУ, 1975. С. 96-113.

· Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов. См.: Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981. С. 281-295.

Принципы организации восприятия (свойства предметности и целостности) наиболее глубоко и ярко описаны и проанализированы представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, Ч. Осгуд и др.).

· Обобщенность – отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название.

· Осмысленность восприятия основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. См.: Липер Р. Жена и теща. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской – М.: МГУ, 1975. С. 300-301.

· Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру – феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации личности.

Воспрятие пространства.

Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними.

Восприятие формы определяется участием трех основных групп факторов:

- врожденная способность первичных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину;

- законы выделения фигуры на фоне, описанные гештальт-психологами;

- жизненный опыт человека, получаемый за счет движений рук по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.

Восприятие величины предметов зависит от того, каковы параметры их изображения на сетчатке глаза. В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки, ряда других частей тела. (Однако если человек в состоянии правильно оценить расстояние до объекта, то в действие вступает закон константности восприятия).

Движения мышц также участвуют в восприятии глубины. Кроме них зрительной оценке глубины способствуют аккомодация и конвергенция глаз.

Аккомодация – изменение кривизны хрусталика при настройке глаза на четкое восприятие близких и отдаленных объектов или их деталей.

Конвергенция – сближение или расхождение осей глаз, происходящее при восприятии соответственно приближающихся или удаляющихся объектов.

Эти процессы "работают" в ограниченных пределах: 5-6 метров для аккомодации и до 450 метров для конвергенции.

При оценке больших расстояний человек использует информацию о взаимном расположении объектов на сетчатке правого и левого глаз.

Восприятие движения.

Восприятие движения констатируется нейронами – детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции.

Восприятие времени.

Механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми "биологическими часами" – определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека.

Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено.

Для формирования адекватного перцептивного образа необходимы следующие условия:

· активное движение;

· обратная связь;

· поддержание определенного оптимума информации, поступающей в мозг из внешней и внутренней среды;

· сохранение привычной структурированности информации.

Иллюзии восприятия.

Имеются случаи, когда наше восприятие мира искажается. Это происходит, когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы неправильно интерпретируем получаемые сигналы.

Развитие восприятия.

Восприятие изменяется под влиянием условий жизни, то есть развивается.

А. В. Запорожец считал, что формирование перцептивных действий под влиянием обучения проходит ряд этапов:

I этап – адекватный перспективный образ строится ребенком путем практических действий с материальными предметами.

II этап – сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью собственных движений рецептивных аппаратов. Дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи развернутых ориентировочно-исследовательский движений рук и глаз.

III этап – начинается процесс сворачивания, сокращения перцептивных действий.

IV этап – перцептивное действие превращается в идеальное. Дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга.

Основные подходы к анализу восприятия:

· стимуляционный. См.: Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. – М., 1988;

· нейрофизиологический. См.: Гостев А. А. Образная сфера человека. – М., 1992; Марр Д. Зрение. – М., 1987;

· деятельностный. См.:

1. Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительных образов. – М., 1969;

2. Леонтьев А.Н. Психология образа. //Вестник МГУ. Сер. 14, 1979. – N 2. С.3-14;

3. Митькин А.А. Системная организация зрительных функций. – М., 1988];

· субъектный [Надирашвили Ш.А. Психологическая природа восприятия. – Тбилиси, 1976; Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М.: Наука, 1966.];

· конструктивистский. См.: Рок И. Введение в зрительное восприятие.: В 2 т. – М., 1980.;

· динамический. См.:

1. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. – М., 1988;

2. Колерс П. Некоторые психологические аспекты распознавания образов. //Распознавание образов. – М., 1970. С. 16-87;

· генетический. См.: Ланге Н. Н. Теория волевого внимания. //Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976;

· прогностический. См.:

1. Арнхейм Р. Образ и мысль. //Зрительные образы. Феномено-логия и эксперимент. – Душанбе, 1971;

2. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.;

· информационный. См.:

1. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т.I, Л.: ЛГУ, 1974-1981;

2. Линдсей П., Норман Д. А. Переработка информации у человека. – М., 1974;

3. Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981;

· когнитивно-структурный. См.:

1. Марр Д. Зрение. – М., 1987;

2. Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981.

Представление.

Представление – это процесс воспроизведения прошлых образов. Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти "первые сигналы". Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится "портрет класса объектов", и тем самым обеспечивается возможность понятийно-логического отображения структуры этого класса.

Представления позволяют видеть не только "лицо", но и "спину" объектов во время их отсутствия. Причем, объектов, не только когда-то непосредственно воспринятых, но и относящихся к обобщенному классу объектов, синтезированных в представлении.

Исследование представлений сталкивается с рядом трудностей.

Во-первых, эти трудности связаны с отсутствием наличного, непосредственно действующего объекта-раздражителя, с которым можно было бы сравнить содержание представления. Во-вторых, из-за отсутствия непосредственного воздействия представляемого объекта само представление является трудно поддающейся фиксированию "летучей структурой".

Литература.

Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. I, Л.: ЛГУ, 1974-1981. С. 278-295.

Воображение.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.

Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.

Виды воображения.

Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

· Образное представление действительности.

· Регулирование эмоциональных состояний.

· Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

· Формирование внутреннего плана действий.

Литература.

1. Беркилит М., Петровский А. Фантазия и реальность. – М.: Политиздат, 1968.

2. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Собр. соч. в 6 т. – Т. 2, М, 1982.

3. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.

4. Коршунова Л. С., Пружинин Б. Н. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989.

5. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Эксперимен-тальные исследования. – Тбилиси, 1972.

6. Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. – М., 1972.

7. Познавательные процессы и способности в обучении. – М., 1990.

8. Розет И. М. Психология фантазии. Экспериментально-теорети-ческое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. – Минск, 1977.

Мышление.

Мышление определяют в психологии обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Необходимо рассмотреть мышление как процесс и мысль как результат этого процесса.

Мышление как процесс.

Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:

1) формирование и усвоение понятий и

2) решение проблем.

Формирование понятий – это просто отличение "того, что похоже", от "того, что непохоже". Усвоение понятий – это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий. См.:

1. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.

3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932.

Решение проблем в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти.

В процессе решения проблемы выделяют обычно 4 основных этапа:

1. "Понимание непонятности" – видение и формулирование вопроса, проблемы, задачи. Ситуация "изначальной понятности", выраженная отсутствием вопросов – индикатор отсутствия работы мысли.

2. Перебор вариантов решения. Опыт субъекта определяет оценку вероятности вариантов.

3. Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотез и выбор какой-то одной (если первоначально их несколько). "Проверка гипотез" иногда выделяется в отдельный этап.

4. Решение задачи (ответ на вопрос, выработка суждения по данному вопросу).

Указанные этапы мыслительного процесса весьма сходны с этапами творческого мыслительного процесса:

1) подготовка;

2) созревание;

3) вдохновение;

4) проверка истинности.

Литература.

1. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т.2, Л.: ЛГУ, 1974-1981.

2. Вудвортс Р. Этапы творческого мышления. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981. С. 255-257.

3. Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981. С. 258-268.

4. Линдсей П., Норман Д. А. Анализ процесса решения задач. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981. С. 319-327.

Мыслительные операции.

Мыслительный процесс осуществляется при помощи следующих операций:

· сравнение- установление отношений сходства и различия;

· анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

· синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;

· абстракция и обобщение – выделение общих признаков;

· конкретизация и дифференциация – возврат к полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта.

Все эти операции, по мнению С. Л. Рубинштейна, являются различными сторонами основной операции мышления – опосредования (то есть раскрытия все более существенных связей и отношений)[9]

Стадии развития мышления.

В становлении мышления выделяются две стадии:

1) допонятийное мышление;

2) понятийное мышление.

Одновременно со становлением понятий происходит развитие операций мышления. Для допонятийного мышления характерна своя логика и организация. См.:

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.

2. Пенфилд У., Джаспер Т. Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга. – М., 1958.

Виды мышления[10]

Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что "они по разному связаны с практикой… Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач…, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей" [11].

Подробнее о видах мышления см.:

1. Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М., 1983.

2. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 1984.

3. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.

4. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М., 1984.

5. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981. С. 87-152.

Творческое мышление.

По мнению Дж. Гилфорда, творческое мышление характеризуется четырьмя особенностями:

1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.

2. Семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3. Образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

4. Семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Литература.

1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., 1994.

2. Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления. – М., 1976.

3. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. исследова-ния. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.

5. Лук А. Н. Аналитический обзор рефератов по творчеству. –

6. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932.

7. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических струк-тур. – М., 1963.

8. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб, 1994.

9. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981.

Память.

Память – это интегральная следовая форма отражения. Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни.

Один из видов памяти был рассмотрен выше (см. II.3.).

По длительности сохранения информации выделяются следующие уровни (стадии) памяти:

1. Мгновенная память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью – это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира. См.:

· Зинченко В. П., Величковский Б. М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. – М., 1980.

· Сперлинг Дж. Информация, получаемая при коротких зрительных предъявлениях. //Инженерная психология за рубежом. – М., 1967.

2. Кратковременная память. Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде – она обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации. Объем кратковременной памяти равен 7 ± 2 единиц (Г. Эббингауз, 1885). См.:

· Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – Л.: ЛГУ, 1984. С. 75-81.

· Грановская Р. М., Березная И. Я. Взаимодействие кратковременной и долговременной памяти при зрительном опознании. //Труды Всесоюзного съезда психологов. – М., 1983.

3. Промежуточная (буферная) память – промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна. См.:

· Грановская Р. М. Восприятие и модели памяти. – Л., 1974.

· Латаш Л. П., Манов Г. А. Связь дельта-сна и физического компонента "быстрого сна" с сохранением и воспроизведением заученного перед сном словесного материала. //Физиология человека. – 1975. – № 2.

4. Долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).

Скорость извлечения информации из долговременной памяти зависит от следующих факторов:

· величины класса (количества альтернатив, из которых производится выбор);

· ценности информации;

· установки человека;

· логической категоризации.

Факторы, определяющие сохранение информации в долговременной памяти:

· привычность материала;

· контекст;

· принцип специфичности кодирования;

· мотивация;

· углубление в изучаемый материал.

Процессы памяти.

1. Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).

2. Хранение – накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

Способы организации информации в памяти:

1. пространственная организация, лежащая в основе построения "когнитивных карт" (позволяет установить связи и "опорные точки" в физическом пространстве);

2. ассоциативная организация (группировка элементов с какими-либо общими признаками);

3. иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует).

3. Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.

Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

4. Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

Факторы, влияющие на забывание:

· возраст;

· характер информации и степень ее использования;

· интерференция: проактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;

· подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается "уйти" от неприятных сторон той или иной ситуации). См.: Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – Т. 1, М.: Мир, 1992. С. 353-358.

О процессах памяти см.:

1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. //Собр. соч. в 6-ти т. – Т. 3, М., 1984.

2. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. – М., 1981.

3. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М., 1978.

4. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1968.

5. Пенфилд У., Джаспер Т. Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга. – М., 1958.

По происхождению различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную. В прижизненную память входят двигательная, образная (зрительная, слуховая, кинестетическая и т.д.), эмоциональная, символическая (словесная и логическая) и волевая память.

О видах памяти см.:

1. Блонский П. П. Память и мышление. //Избр. психолог. произведения. – М., 1964.

2. Зинц Р. Обучение и память. – Минск, 1974.

3. Ипполитов Ф. В. Память школьника. – М., 1978.

4. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.

Внимание.

Вниманием называется выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Как и память, внимание относится к так называемым "сквозным" психическим процессам, так как присутствует на всех уровнях психической организации.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.21.182 (0.046 с.)