Самая красивая лиса России погибла из-за своей красоты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самая красивая лиса России погибла из-за своей красоты



Достижения звероводов племенного совхоза "Речной" из Омского района в конце 2001 года были отмечены серебряной медалью всероссийской агропромышленной выставки в Москве. Это уже второе "серебро" выставки, которое совхозу принесли его норки и лисы. Единственный сохранившийся в области племсовхоз "Речной" имеет самое крупное племенное стадо в стране. По словам главного зоотехника Надежды Киклевич, совхоз занимается разведением серебристо-черных лис и норки, стадо которой насчитывает десять тысяч самочек цветов "сапфир", "пастель", "серо-голубых" и темно-коричневых. На последней выставке серебристо-черная лисица из Омской области была признана первой красавицей России и даже получила соответствующий диплом. Правда, порадоваться ему она вряд ли успела, поскольку по правилам безопасности, чтобы случайно не завезти инфекцию, животные, проехавшие через несколько регионов и побывавшие в нестерильном месте, сразу после выставки забиваются. Так что ни лиса-краса, ни посетившие выставку норки уже не вернутся в свои клетки и никогда не дадут потомства, как положено племенным животным. Звероводы осознанно идут на эти жертвы: лучше потерять одну лису или норку, чем все стадо. К тому же, участие в выставках для племенного хозяйства - очень дорогое удовольствие, на которое удается выкроить деньги не чаще раза в год.

Анализ

Один из распространенных мифов вокруг новостных стандартов налагает строгий запрет на использование в новостном тексте любых элементов субъективного отношения к описываемому событию и конкретным фактам. Это, конечно, справедливо, если речь идет о явно выраженной личной оценке события или персонажа. Но нельзя с водой выплескивать ребенка: отказываясь полностью от самостоятельного взгляда на излагаемое событие, журналист не сможет выполнить главную задачу – представить его достаточно содержательно и интересно для читателя. Вообще говоря, построение новостного текста с использованием любой сюжетной схемы предполагает ту или иную степень аналитического подхода: вы выборе самих схем, точек зрения, глубины «разворачивания» темы. Другой вопрос – насколько эта аналитика заметна для читателя? В идеале она должна быть «прозрачной», то есть присутствовать, но не отвлекать от восприятия основной темы, «вести» читателя вслед объективной логике развития события, но не манипулировать его восприятием.

На первом заседании городского ситуационного центра прошла экспертиза "Омского Проекта"

При Омском Государственном Институте Сервиса недавно был создан первый в городе ситуационный центр. Положенная в его основу технология, разработанная омским ученым Вячеславом Филимоновым, позволяет организовать постановку и поиски решения самых сложных проблем из различных областей, в том числе - межотраслевых. Первое заседание Центра прошло 26 февраля и было посвящено экспертизе инновационной программы "Омский Проект", разработанной известным общественным и научным деятелем Леонидом Рыженко. Основной задачей ситуационного центра в этот день стала разработка поэтапной реализации программы городского развития. Можно ли переломить нынешнее несправедливое состояние, при котором владельцы основных омских предприятий находятся за пределами нашего города, а из трех рублей, заработанных в Омске, два рубля уходят из региона, и лишь один рубль кормит горожан? Автор "Омского Проекта" видит выход из этого тупика в создании кардинально новой системы управления и самоуправления на местном уровне. Она позволит горожанам реализовать свои идеи по обустройству города, избегая ненужных чиновничьих процедур. Конечно, успех этой программы целиком зависит от того, насколько ее авторам и сторонникам удастся обеспечить ее продвижение и поддержку со стороны обычных граждан. Без активной позиции большинства омичей вряд ли жизнь в городе удастся изменить к лучшему.

Сложные схемы

Часто реальная ситуация, задаваемая конкретным информационным поводом, не укладывается в жесткие рамки одной из перечисленных сюжетных схем. Внимательный читатель, наверняка, заметил и в приведенных примерах более сложные конструкции: не сравнение в чистом виде, а например, мнение-сравнение или история-проблема и т.п. Понятно, что такие схемы уже не имеет смысла фиксировать и запоминать, поскольку их можно составить бесконечное количество. Важно при этом, достаточно уверенно владеть описанным инструментом. И понимать, что схемы сами по себе никому не интересны и, значит, они должны применяться очень адресно – по сути.

8. Фирменные новости

Согласно классическим журналистским канонам считается совершенно недопустимым одновременное выполнение одним субъектом профессиональной деятельности – отдельным журналистом или редакцией СМИ - двух видов деятельности – журналистики и PR. Действительно, первый – предполагает действие в интересах широкой аудитории, заинтересованной, прежде всего, в получении максимально достоверной и полной информации о предмете и требует максимальной независимости от объекта журналистского интереса. Второй, напротив, основан на представлении любой ситуации – иногда явно неоднозначной или даже скандальной – в интересах определенной структуры – чаще всего их сферы бизнеса или политики. Журналист «докапывается» до истины. Специалист по связям с общественностью «причесывает» действительность, способствуя ослаблению социальной напряженности и повышению устойчивости общественных коммуникаций.

Как попытка разрешения этого во многом искусственного (с точки зрения теории открытых систем) противоречия в агентстве «ДО-инфо» в 1996 году был разработан проект под названием «Фирменные новости». Первоначально предполагалось, что эта тематическая рубрика войдет составной частью в крупный проект «Сеть корпоративного взаимодействия» (далее с небольшими правками приведен текст интервью одного из авторов, данного им в 1998 году редактору журнала «Лоцман»).

Цель была простая — помочь омскому бизнесу преодолеть завесу недоверия со стороны общества, власти и СМИ, разрушить искаженный образ бизнесмена, заинтересованного якобы лишь в собственной наживе. Сформировался этот образ, как нам казалось, не столько по чьему-то злому умыслу, сколько из-за недостатка объективной информации о реальном состоянии омского рынка - без рекламных прикрас, но и без политической тенденциозности. В рыночной (и, в частности, в торговой!) сфере впрямую занято уже, наверное, не менее половины населения Омска, но рыночная информация до сих пор считалась у нас информацией «второго сорта», менее интересной, чем политическая, культурная или спортивная. Журналисты агентства к тому времени уже имели пятилетний опыт работы в самой «гуще» омского рынка, и прекрасно понимали, что этот миф на самом деле создан ленивыми журналистами, привыкшими получать информацию «из рук» власти и не заинтересованными в поиске информации по-настоящему интересующей читателей. Кроме того, действовал ложный стереотип восприятия любой рыночной информации как рекламной, то есть той, за которую можно «слупить денежку».

«Лоцман»: А что разве это не так? Разве информация о конкретной фирме, опубликованная в газете, это не реклама?

Виктор Корб: Это, пожалуй, одно из самых распространенных заблуждений, поддерживаемое и некоторыми специалистами, призванными следить за верным применением законодательства о рекламе. Но давайте посмотрим текст закона, там приведено достаточно строгое понятие рекламы как "информации, предназначенной для неопределенного круга лиц, призванной формировать или поддерживать интерес к фирме, товарам, идеям и способствовать их реализации". Если поступать "тупо", исключительно по "букве закона", можно отнести к рекламе любое упоминание любого физического или юридического лица в средствах массовой информации, поскольку хорошие журналисты, как правило пишут так, что "поддерживают интерес" к предмету своего исследования. До этого, слава богу, пока дело не доходит, и мы спокойно читаем в новостных подборках интересные сообщения о самых различных событиях из мира бизнеса: крупных инвестиционных и торговых проектах, кадровых перемещениях и т.п. Беда в том, что львиная доля этих новостей связаны с московскими корпорациями, и омичи информированы о некоторых столичных банках больше, чем о «фирмах-земляках».

Стоит напомнить, что одно время действительно была весьма распространена практика публикации под видом журналистских заведомо рекламных материалов (даже термин специальный приспособили – «паблик рилейшнз», — который в действительности к этому имеет лишь самое отдаленное отношение). С этим вроде бы разобрались, но, обжегшись на молоке, продолжают дуть на воду, бросаясь в другую крайность - публикуют новости от омских корпораций исключительно со всевозможными «звездочками», «буквочками» и пометками «на правах рекламы». Эта своеобразная «рекламофилия» (или «рекламофобия» - кому как больше нравится) наносит огромный вред, поскольку она мешает журналистам нормально воспринимать жизнь, то есть с интересом относиться к обычным событиям, не оценивая любое сообщение исключительно с точки зрения рекламного тарифа.

Л: Как я понимаю, вам это удается? Поделитесь опытом.

ВК: Для информационного агентства "ДО-инфо" производство новостей - это основной вид деятельности. Мы занимаемся этим весьма неблагодарным делом уже почти семь лет. И с самого начала придерживаемся очень жесткого принципа: новости отдельно — реклама отдельно! Мы не публикуем и не распространяем новости за деньги, и это позволяет нам сохранять, во-первых, необходимую творческую независимость в изложении и трактовке событий, а во-вторых, всегда испытывать живой и неподдельный интерес к омской жизни — непременный компонент подлинного журналистского профессионализма. Наверное, не случайно основной продукт, выпускаемый нашим агентством, так и называется "Живые новости". И, кстати, существует и развивается это направление исключительно за счет средств, получаемых от подписки и собственных источников — ни "хозяев", ни спонсоров у нас нет. Среди наших подписчиков уже практически все ведущие местные средства массовой информации (некоторые из омских газет даже отказываются от создания собственных информационных служб, целиком полагаясь на поддержку "ДО-инфо"), а также ряд крупных субъектов регионального рынка и административных структур.

Зная эту предысторию, вы по достоинству можете оценить весьма примечательный момент, который многими скептиками был воспринят с нескрываемым изумлением. Как я уже говорил, фирменные новости не были совершенно новым, обособленным проектом — а лишь рубрикой в общем новостном потоке, создаваемом и распространяемым нашим агентством. Мы решили не исключать их из пакета, рассылаемого нашим подписчикам - редакциям СМИ. И эти сообщения — неожиданно для многих - стали публиковаться сразу в нескольких омских газетах, звучать по радио и на телевидении! Появились даже "новости-бестселлеры", и мы в шутку завели своеобразный рейтинг новостей. К примеру, в мае "рекордсменом" стало сообщение о появлении на омском рынке необычного товара - люстры "Чижевского, - опубликованное в течение одной недели сразу тремя газетами и одной радиостанцией. А в июне — новость "Чирк чирку - рознь" (полуанекдотическое изложение способа определения надежных поставщиков, применяемое фирмой "Ледон-Нордика").

Л: Выходит, проект "фирменные новости" на самом деле никакая не новость, а хорошо отлаженное производство — со своей историей, мифами и персонажами. Но давайте вернемся к началу нашего разговора: в чем же изюминка и новизна "ФН" в бюллетене "Панорама рынка"? И зачем вообще публиковать новости в рекламном издании с весьма узкой и специфической аудиторией, если, как Вы говорите, их с удовольствием публикуют массовые издания?

ВК: Приход "Фирменных новостей" в "Панораму рынка" был совершенно естественным. Издателя "ПР" агентство "Лоцман" (точнее - его директора Артавазда Исабекяна) привлекла возможность достаточно быстро и с небольшими дополнительными усилиями оживить свой бюллетень, а также пополнить набор преференций, предоставляемых предприятиям – действительным членам Лиги Лоцман. А редакция агентства "ДО-инфо" всегда заинтересована в расширении информационных источников во всех сферах, а в рыночной - особенно. Поэтому нам было трудно отказаться от возможности дополнить собственные ньюсмейкерские базы сразу сотней-другой записей с координатами наиболее активных субъектов омского рынка из БД "Лоцман".

Л: Все так просто: объединили две базы данных и, что называется, процесс пошел?

ВК: Конечно, нет. Пока этот «процесс» - получения новостей - больше напоминает вытягивание из доски старых ржавых гвоздей или допросы с пристрастием - так же долго и мучительно. И дело не в том, что нет новостей - новости есть всегда, это утверждение даже стало одним из наших редакционных девизов. Беда в том, что большинство наших потенциальных ньюсмейкеров просто не привыкли жить и работать в режиме открытого информационного пространства. Они или не замечают новизны и необычности в текучей обыденности своего бизнеса, или попросту скромничают (варианты: "опасаются", "не считают необходимым" и т.п.). Нашим журналистам приходится зачастую демонстрировать чудеса профессионализма, чтобы "высмотреть" подлинные новостные шедевры там, где, на первый взгляд, есть лишь проза жизни.

Менеджер одной из компаний уверяет, что у них нет ничего нового, а назавтра выясняется, что в Омске готовится неординарное событие - открытие совместного магазина двух крупных оптовых фирм. Кто-то участвовал в интересной межрегиональной выставке и не помышляет о том, что это может быть интересным сотням его коллег, не нашедших такой возможности. Какой-то фирме удалось выиграть арбитражные процесс у чиновников, пытавшихся трактовать законы в свою пользу. А кто-то разработал интересный инвестиционный проект, имеющий социальную направленность. Таких новостных формул или, как их называют профессионалы, информационных поводов — десятки и сотни. В крупных компаниях придумыванием таких формул, поводов и сюжетов занимаются, порой, целые отделы и службы по связям с общественностью. Мы, как я уже говорил, не делаем новости на заказ (кстати, это довольно дорогая услуга, которая уже достаточно широко распространена на информационно-рекламном рынке Москвы, Новосибирска и других крупных центров). Наша задача проще и, в то же время, значительно сложнее — не просто делать продукт, а пытаться сформировать новый стиль поведения, содействовать установлению на региональном рынке новых отношений, основанных на значительно большей открытости, доказать эффективность и даже простую коммерческую выгоду от такого рыночного позиционирования.

Отдельными редкими контактами, конечно, ситуацию не изменишь. Поэтому в ближайших наших планах — организация специальных семинаров для освоения базовых навыков применения методов эффективных общественных связей. Мы вместе с коллегами из "Лоцмана" делаем омский рынок более прозрачным. Число наших единомышленников и компаньонов растет, и это вселяет уверенность в верность выбранных нами подходов…

Приложение

 

В Приложении приведены материалы, иллюстрирующие и дополняющие ряд моментов, описанных в основной части пособия. Некоторые – интересны и полезны «для расширения кругозора». Часть – представляют собой детальные методические инструкции или готовый инструментарий для практического использования в профессиональной деятельности.

1. Правовые аспекты новостного жанра

Правовая грамотность является одним из непременных атрибутов профессионализма для журналиста-новостника: он постоянно находится в гуще общественной жизни, его слово воспринимается максимально широкой аудиторией с высочайшим уровнем доверия, а значит, и ответственности. Освоить правовую культуру можно только серьезным изучением основ права – как закрепленных законодательно, так и реализованных в правоприменительной практике. Мы ни в коей мере не претендуем на абсолютную юридическую точность и тем более полноту раскрытия этой темы, но думаем, в обозначенном в этом пособии содержательном контексте приведенные далее комментированные выдержки из российского Закона об СМИ вовсе не будут лишними.

Статья 1. Свобода массовой информации

В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации,… не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Без детальных комментариев. Ограничимся лишь констатацией общепризнанного факта, что это положение так и осталось декларацией, а в реальности дело обстоит в точности наоборот: ограничения на деятельность журналистов и СМИ вводятся повсеместно без всяких законных оснований.

Статья 3. Недопустимость цензуры

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, не допускается.

В России де-факто процветает цензура со стороны государственных органов и должностных лиц по отношению к учрежденным ими СМИ. К сожалению, до сих пор, насколько нам известно, не было ни одного судебного дела на эту тему. А неправовое поведение государства, в свою очередь, провоцирует распространение правового нигилизма и в сфере бизнеса. В результате декларированная законом независимость СМИ также пока является фикцией. С другой стороны, надо иметь в виду, что требование недопустимости цензуры не имеет никакого отношения к административным или функционально-технологическим отношениям внутри редакции отдельного СМИ.

Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации

Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

При всей декларативности этой нормы, надо иметь в виду, что в российской судебной практике на самом деле действует принцип ужесточения ответственности в случае использования СМИ при совершении противоправных деяний. Это в равное мере относится и к уголовному, и к гражданскому, и к административному праву. А значит, истинно профессиональное отношение к слову подразумевает не только осознание возможной ответственности за его неправомерное использование, но и владение определенными навыками, позволяющими выразить достаточно «острые» факты и мысли, не нарушая при этом закон. Тогда даже в случае необоснованного обвинения журналист сможет доказать свою невиновность. Например, когда одного из авторов этой книги некий недалекий руководитель спецслужбы публично обвинил чуть ли не в сотрудничестве с иностранными разведками, он получил противоположный результат – громкий процесс о защите чести и достоинства, из которого ему едва удалось выпутаться, прибегнув к защите собственного «секретного» ведомства и существенно подпортив свою безупречную карьеру.

Статья 18. Статус учредителя

Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором)… Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором)…

Статья 19. Статус редакции

Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности…

Такие взаимоотношения между Учредителем и Редакцией СМИ, которые описаны в Законе, в российской реальности встречаются крайне редко. В нашем обществе более привычны схемы «хозяин – барин» и «своя рука – владыка». Но продолжая метафорический ряд, можно смело утверждать, что «каждое СМИ имеет такие отношения с учредителями, которых оно заслуживает». Никто не может насильственным образом заставить редакцию конкретного СМИ, вопреки Закону, действовать «не самостоятельно и не профессионально». И если журналисты мирятся с ролью простых наемных работников и подчиненных, действующих исключительно под страхом увольнения или материальных санкций, да при этом еще и прикрывают неблаговидные деяния или устремления своих хозяев, надо понимать, что это, прежде всего, их осознанный выбор. И ответственность за это также лежит, в первую очередь, на журналистах, которые «рождены свободными»!

Статья 23. Информационные агентства

При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна.

Обязательна то обязательна, да только никаких санкций за нарушение этой нормы не предусмотрено, поэтому и процветает на российском информационном рынке практика активного «заимствования» чужого продукта. К несчастью информационных агентств их основной продукт – новости, - в отличие от «крупноформатных» авторских жанров, не охраняются законодательством об авторских правах. Поэтому наказать за несанкционированное использование другими СМИ материалов, произведенных информационным агентством, достаточно сложно. Но можно. Особенно в случаях, когда эти материалы все же несут определенные элементы особого авторского стиля, в том числе: оригинальные речевые конструкции, заголовки и т.п.

Статья 24. Иные средства массовой информации

Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.

Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.

Формально, согласно тексту этой статьи, все системы периодического распространения информации через Интернет являются по сути средствами массовой информации и их деятельность должна регулироваться законом об СМИ. Редакции многих влиятельных он-лайновых СМИ (например, самое популярное сетевое издание «Лента.ру» или «Омская Газета») прошли предусмотренную законом регистрацию. Но большинство владельцев сетевых ресурсов пользуются неопределенностью правовой ситуации в этой сфере. И это дает возможность, в частности, совершенно безнаказанно осуществлять массовое распространение материалов, компрометирующих известных персон. С другой стороны, свободный, саморегулируемый статус интернета является безусловным благом, позволяющим на практике удерживать сферы свободы слова и мысли, а попытки некоторых государственных ведомств и крупных чиновников добиться всеобщей регистрации или даже лицензирования интернет-сайтов, конечно, должны встречать достойный отпор со стороны всех структур гражданского общества. Нам представляется наиболее разумным выходом из этой ситуации достижение некоего государственно-общественного компромисса: государство признает безусловное право и ценность саморегулируемого статуса интернет-сообщества и, в то же время, вводит минимально необходимые ограничительные меры, например, в виде обязательной регистрации сетевых СМИ.

Статья 38. Право на получение информации

Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Статья 39. Запрос информации

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Статья 48. Аккредитация

Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов.

Государственные органы, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.

Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи.

Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключанием случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия…

Казалось бы, все написано ясно и четко: граждане и СМИ «имеют право», а государственные органы «обязаны». Но на практике, как и во всех иных сферах российского общества, действует правило «инструкция сильнее закона». Поэтому, например, в Омской области в большинстве государственных органов, организаций и учреждений аккредитация попросту не предусмотрена, нет соответствующих положений, и допуск представителей СМИ к общественно значимой информации осуществляется на основании особых списков, не имеющих никакой юридической силы, или воли отдельных чиновников. Весьма показательна в этой ситуации роль прокуратуры. Омские прокуроры на протяжении многих лет отказываются восстанавливать явно нарушенные права граждан в информационной сфере, не реагируя должным образом на многократные обращения в связи с ограничениями доступа СМИ к информации, вводимыми рядом государственных органов. Более того, они не только сами преуспели в делении прессы на «своих и чужих», но даже «отличились» в использовании своего положения для сведения личных счетов с неугодными журналистами.

И вновь нельзя не согласиться с коллегами из Фонда защиты гласности, заметившими, что во многом проблемы правовой незащищенности СМИ и отдельных журналистов вызваны чрезмерной «толерантностью работников СМИ, терпимостью к нарушениям».

Статья 47. Права журналиста

Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудиои видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего Закона;

12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи…

Статья 49. Обязанности журналиста

Журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста…

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

В этих статьях, собственно, и комментировать нечего: все сказано достаточно ясно и четко. Не беда, что большинство норм, гарантирующих высокий общественный и профессиональный статус журналиста, являются чистой декларацией. Все равно знать их важно и полезно каждому независимому журналисту или сотруднику СМИ. Знать и активно применять, а также добиваться исполнения всеми должностными лицами, обязанными это делать по закону. Потому что только в этом случае закон приобретает силу, а журналист получает дополнительный инструмент в выполнении своей общественной миссии.

 

2. Справочник омских ньюсмейкеров

Список основных омских источников общественно значимой информации составлен на основе выборки из БД «Ньюйсмейкеры» системы «Распределенная Редакция» по состоянию на 28.02.2002.

Copyright © ДО-инфо, составление, 2002

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.065 с.)