Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анималистический жанр в искусстве фландрии и голландии 17 века. Пауль де Вос и паулюс Поттер.

Поиск

Главное достижение голландского искусства XVIII в.—в станковой живописи. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изображающих голландский быт. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого в истории получили наименование «малых голландцев», то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин, а может быть, и за то, и за другое. Голландцы хотели видеть в картинах весь многообразный мир. Отсюда широкий диапазон живописи этого столетия, «узкая специализация» по отдельным видам тематики: портрет и пейзаж, натюрморт и анималистический жанр. Была даже специализация внутри жанра: вечерние и ночные пейзажи (Арт ван дер Нер), «ночные пожары» (Экберт ван дер Пул), пейзажи зимние (Авер-камп), корабли на рейде (Я. Порселлис), равнинный пейзаж (Ф. Конинк); натюрморты — «завтраки» (П. Клас и В. Хеда) или изображение цветов и фруктов (Б. ван дер Аст, Я. ван Хейсум), церковные интерьеры (А. де Лорм) и пр. Живопись на евангельские и библейские сюжеты представлена также, но далеко не в таком объеме, как в других странах, равно как и античная мифология. В Голландии никогда не было связей с Италией и классическое искусство не играло такой роли, как во Фландрии. Овладение реалистическими тенденциями, сложение определенного круга тем, дифференциация жанров как единый процесс находят завершение к 20-м годам XVII в. Но в каком бы жанре ни работали голландские мастера, везде они находят поэтическую красоту в обыденном, умеют одухотворить и возвысить мир материальных вещей.

Пауль де Вос

Обычно кошка символизирует свободу, а также удачу или злой рок. В разные времена и у разных народов это животное ассоциировалось и с домашним очагом, как например в Египте, где кошка являлась хранительницей очага и почиталась как богиня; и с дьяволом, как это было в средневековой Европе. Как известно, были времена когда кошек истребили почти повсеместно, после чего случались большие нашествия крыс, которые приносили с собой разные болезни, в том числе и чуму. Таким образом, истребляя кошек, люди сами приносили себе беды. Немного позже в Германии и других северных странах сложилось поверье что тому, кто любит кошек достанется в жены хорошая девушка, а тому, кто обижает кошек достанется плохая, или вообще не достанется, во всяком случае, детей у такого человека не будет.
Но по существу, кошка является представителем женского рода и ассоциируется с женским полом. Она способна видеть в темноте, таким образом, кошка символизирует интуицию и знание подсознательного и даже потустороннего. Также кошка может символизировать тайну не познанного, темный мир внутри нас, в котором она – коренной житель. Кошка обитает в царстве психики, иррациональности и даже в стране смерти, то есть в мире после жизни. Кроме того, кошка может выражать страх неудачи или смерти, либо предупреждать о них, или же, наоборот, быть посланницей удачи или предупреждением о безопасности. Но часто кошек любят за их хитрость, ловкость и проворность, ее трудно поймать и поэтому она почти не досягаема, в том числе и для врага. Именно поэтому изображение кошек присутствовало на некоторых геральдических знаках, где кот является символом военной храбрости и доблести, вспомним хотя бы сказку о хитром и смышленом “коте в сапогах”, который победил великана-людоеда, а подобных легенд в то время существовало очень много. Древние швабы также включили в свой герб изображение кота, как символ бесстрашного и хитрого воина.

Собака часто изображается как антипод кошки. Собака как символ также используется в ряде случаев и может выражать как преданность и упорство, так и нечистые силы или даже похоть. Часто собака символизирует человека, который может угрожать и даже подавлять в эмоциональном плане, тогда пес изображается рычащим, лающим или скалящим зубы. Собака обычно ассоциируется с мужским полом, в отличие от женственных кошек. Таким образом, символ означает мужское начало, а также мужскую любовь к приключениям и агрессивность. Поскольку собака тоже видит в темноте и обладает острым слухом, иногда она используется в качестве инстинктивного или интуитивного начала. Также собака может означать инстинктивную жизнь, а именно человека, который живет без чувств и мыслей, как животное. В некоторых случаях собаки используются в значении, близком к символике египтян, для которых собака являлась проводником в подсознание или страну умерших. Но все же чаще всего собака означает преданность.

Сцена, где противопоставлены эти два героя - кот и собака - очень хорошо представлена на картине Пауля де Воса “Натюрморт с битой дичью и омаром на красной скатерти”, из Государственного Эрмитажа. Скорее всего здесь кошка, которая пытается что-то стащить со стола, имеет “значение утраченной бдительности и поэтому, в соответствии с деталями некоторых жанровых сцен, в ряде случаев может допускать интерпретацию в ключе эротической символики или означать душу, погубленную злыми силами, однако главную выразительность картин с охотничьими трофеями составляют яркий декоративный эффект и динамика”. Таким образом, кошка у де Воса носит не только какое-либо символическое значение, но и представлена как героиня некой бытовой сценки, характерной для любого дома, где живут эти животные; также кошки, собаки и другие мелкие зверьки оживляют картины художника, где обычно представлены мертвые животные.

Паулюс Поттер

 

Данная работа сразу же привлекает внимание зрителя. Здесь мастерство художника чувствуется в том, с какой правдивостью он сумел изобразить цепного пса с жесткой, местами слежавшейся и торчащей клочьями шерстью, блестящими и умными глазами, влажной мордой. Точно подмечены детали, так как шерсть собаки показана клочьями и даже кое-где вытерта, становится понятно, что собака изображена весной, во время линьки.

Самое обычное животное – дворового пса – Поттер представил как существо значительное и достойное внимание. И правда эту картину зритель воспринимает скорее как портрет, просто изображен здесь не человек а собака. Художник изобразил животное с близкого расстояния, крупным планом. Пес внешне спокоен, но его расставлены, а слегка устремленное вперед туловище и прижатые уши говорят о том, что собака чем-то насторожена и вот-вот может сорваться с места. Конкретное животное передано в конкретной реальной обстановке – на фоне унылого весеннего бесцветного голландского пейзажа. Понижая линию горизонта художник дает, таким образом, почувствовать пространство и воздух, изображая на фоне синего неба белые клубящиеся облака, неясные очертания лугов и городка вдали за рекой. На светлом фоне голова и часть фигуры собаки резко вырисовывается темным силуэтом и кажутся более четкими, плотными и объемными. Собака воспринимается как большой и сильный зверь. И, таким образом, не вызывает удивления, что собаке посвящена целая картина, ведь как известно собака – лучший друг человека.

 

Росписи Микеланджело в Сикстинской капелле. Композиция и сюжеты.

Росписи Рафаэля и его учеников в Ватикане.

Творчество Франса Хальса.

Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Его интересовал не человек, изображенный согласно своему общественному положению в величественно-торжественной позе и парадном костюме, но человек во всей своей естественной сущности, характерности, со своими чувствами, интеллектом, эмоциями. В портретах Хальса представлены все слои общества: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители низов общества, на стороне последних его особенные симпатии, а в их изображениях он проявил глубину мощного полнокровного дарования. Демократизм его искусства обусловлен связями с традициями эпохи нидерландской революции. Хальс изображал своих героев без прикрас, с их бесцеремонными нравами, могучим жизнелюбием. Хальс расширил рамки портрета введением сюжетных элементов, запечатлевая портретируемых в действии, в конкретной жизненной ситуации, акцентируя мимику, жест, позу, мгновенно и точно схваченные. Художник добивался эмоциональной сипы и жизненности характеристик портретируемых, передачи их неуемной энергии. Хальс не только реформировал единичный заказной и групповой портреты, но явился создателем портрета, граничащего с бытовым жанром.
Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь. Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный. Творческое лицо Хальса сложилось к началу 20-х годов 17 века. Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса), и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же). Сильные, энергичные люди, принимавшие активное участие в освободительной борьбе против испанских завоевателей, представлены во время пирушки. Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров. Здесь нет главного героя. Все присутствующие — равноправные участники праздника. Хальс преодолел чисто внешнюю связь персонажей, характерную для портретов его предшественников. Единство асимметричной композиции достигнуто живым общением, непринужденной свободой расположения фигур, объединенных волнообразным ритмом.
С блеском и силой энергичная кисть художника лепит объемы форм. Потоки солнечного света скользят по лицам, сверкают в кружевах и шелке, искрятся в бокалах. Красочную гамму, в которой господствуют черные костюмы и белые воротники, оживляют звучные золотисто-желтые, лиловые, голубые и розовые офицерские перевязи. Полными сознания собственного достоинства и в то же время свободно-непринужденными, жестикулирующими предстают голландские бюргеры с портретов Хальса, передающего мгновенно схваченное состояние. Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Покоряют естественность и живость позы, острота характеристики, высочайшее мастерство использования контраста белого и черного в живописи.
Портреты Хальса разнообразны по темам и образам. Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Хальс — живописец смеха, веселой заразительной улыбки. Искрящимся весельем оживляет художник лица нредставителей простонародья, посетителей кабачков, уличных мальчишек. Его персонажи не замыкаются в себе, они обращают взгляды и жесты к зрителю.
Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Хальс восхищается гордой посадкой ее головы в ореоле пушистых волос, обольстительной улыбкой, задорным блеском глаз, выражением независимости. Вибрирующее очертание силуэта, скользящие лучи света, бегущие облака, на фоне которых изображена цыганка, наполняют образ трепетом жизни. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Уродливая старуха с горящим хитрецой взглядом, резко обернувшись и широко оскалившись, словно отвечает кому-то из завсегдатаев своего кабачка. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Асимметричность композиции, динамика, сочность угловатого мазка усиливают тревожность сцены.
К середине 17 века ясно обозначаются сдвиги, происшедшие в голландском обществе; по мере укрепления в нем позиций буржуазии, утратившей связи с народными массами, оно приобретает все более консервативный характер. Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам. Утратил свою популярность и Хальс, демократическое искусство которого стало чуждым перерождавшейся буржуазии, устремившейся за аристократической модой.
Жизнеутверждающий оптимизм мастера сменился глубоким раздумьем, иронией, горечью, скептицизмом. Его реализм стал более психологически углубленным и критическим, его мастерство — более отточенным и совершенным. Изменился и колорит Хальса, обретая большую сдержанность; в преобладающей серебристо-серой, холодной тональной гамме, среди черного и белого особую звучность приобретают небольшие, точно найденные пятна розоватого или красного цвета. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами.
Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых, исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Композиция стала спокойной и строгой. Разреженность пространства, расположение фигур, ровный рассеянный свет, одинаково освещающий всех изображенных, способствуют сосредоточению внимания на характеристике каждой из них. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Поздние портреты Хальса стоят рядом с самыми замечательными творениями мировой портретной живописи: своим психологизмом они близки портретам величайшего из голландских живописцев — Рембрандта, который, так же как и Хальс, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с буржуазной верхушкой голландского общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.37.178 (0.012 с.)