Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура управления безопасностью в РФ.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
- Фед. Инспекция труда - Фед. Служба по экологич., технологич.и атомному надзору. - Государственный пожарный надзор - Фед. Служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Основные психологические причины травматизма (несколько типов): 1. Нарушение мотивационной части действий человека. Проявляется в нежелании действий, обеспечивающих безопасность. Возникает когда человек недооценивает опасность, склонен к риску, критически относится к тех рекомендациям. Действует длительный период/постоянно, если не применять специальных мер для устранения. Или в краткосрочном режиме, если человек в состоянии депрессии или алкогольного опьянения. 2. Нарушение ориентировочной части действий человека. Незнание правил, норм, способов обеспечения безопасности. 3. Нарушение исполнительской части действий человека. Проявляется в невыполнении правил, инструкций по безопасности из-за несоответствия психофизических возможностей человека (недостаточная скорость реакции, зрения для данной работы).
Способы устранения соответственно: 1.Пропаганда, воспитание, образование в области безопасности; 2.Обучение, выработка навыков безопасных действий; 3.Проф отбор и мед освидетельствование.
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА.
Психология безопасности - применение психологических знаний для обеспечения безопасности трудового процесса.
В структуре психической деятельности человека различают 3 группы компонентов: 1. Психические процессы - это основа психической деятельности, которая является динамическим отражением действительности: 1.Память - свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведение человеком информации. В первые 9 часов информация, которую помнит человек, уменьшается на 65%. 2.Внимание - направленность сознания человека на определенные объекты, имеющие в конкретной ситуации существенное значение. 3.Восприятие - отражение в сознании человека предметов или явлений при из воздействии на органы чувств. 4.Мышление - процесс познания действительности, характеризующийся обобщением, после которого следует выбор решения. 2. Психические свойства (качества личности) - существенные особенности личности. Они устойчивы и постоянны. Это характер (учитывается при проф отборе) и темперамент (динамические психологические особенности; наиболее подвержены риску меланхолики), а также: Характер человека играет важную роль в обеспечении безопасности человека и является совокупностью индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его отношении к этим обстоятельствам. Темперамент – это характеристика динамических психологических особенностей – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. 1.Интеллектуальные качества. 2.Моральные. 3.Трудовые. 3. Психические состояния различаются разнообразием и временным характером. Они определяют особенности психической деятельности человека в конкретный момент/период времени (весенние обострения).
Эффективность деятельности (работоспособность) базируется на уровне психического напряжения (стресса - Г.Селье), который оказывает положительное влияние на результаты труда и является необходимой реакцией организма на резкое увеличение нагрузки. Происходит ряд физиологических сдвигов, способствующих повышению возможностей организма. Нормальная загрузка персонала не должна превышать 40-60% от максимальной, после которой наступает резкий спад работоспособности.
Запредельные формы психического напряжения - пик кривой. Они вызывают дезориентацию психической деятельности, что ведет к снижению свойственного человеку уровня работоспособности. В зависимости от преобладания в человеке процессов (торможения или возбуждения)различают 2 типа запредельного психического напряжения: 1. Тормозной. Характеризуется скованностью, замедленностью движений, снижается скорость ответных реакций, замедляется мыслительный процесс, появляется рассеянность и др отрицательные признаки, не свойственные человеку в обычном спокойном состоянии. 2. Возбудимый. Проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук, голоса, совершением многочисленных не диктуемых конкретной ситуацией действий. Методы борьбы: обучение, отработка внештатных ситуаций. Люди с устойчивой психикой - 10%.
В зависимости от того, подвержен или нет сотрудник некоторым видам состояний: 1. Пароксизмальные расстройства. Они связаны с кратковременной утратой сознания (несколько сек-мин). Такие перерывы в операторской деятельности могут стать причиной аварийности, травматизма у определенных специальностей (водители, строители, монтажники. Причины могут быть психические или физиологические. 2. Психогенные (эмоциональные) изменения состояния и настроения. Возникают под влиянием внешних психических воздействий, а также связаны с приемом психически активных веществ (стимуляторы, транквилизаторы, алкоголь). Такое состояние длится от нескольких часов до нескольких месяцев, при этом проявляется вялость, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Это может стать причиной травматизма, аварийности. 3. Аффективные состояния. Аффект - взрыв эмоций. В состоянии аффекта у человека наблюдается сужение объема сознания. Признак: не помнит, что было. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Является смягчающим обстоятельством, но лица, склонные к аффективным состояниям, также относятся к категории с повышенным риском и не добры назначаться на специальности с высокой ответственность.
В зависимости от того, употребляет ли сотрудник психически активные вещества: 1. Активные стимуляторы (фенамин); 2.Транквилизаторы. Они препятствуют развитию невроза, оказывают успокаивающее действие, но одновременно снижают психическую активность. 3.Алкоголь.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ЕЕ ДИНАМИКА
Работоспособность - поддержание заданного уровня деятельности в течение определенного времени. Предел р/с - величина переменная, ее изменение во времени - динамика р/с. Закон Иеркса-Додсона: кривая активации нервной системы от продуктивности действий.
Рис. 2. Кривая работоспособности человека в течении дня. 1 – при наличии перерывов на активный отдых; 2 – без перерывов; t1 и t2 – перерывы в работе
На кривой р/с выделяется несколько (7-8) фаз, которые характеризуются определенным функциональным состоянием органов и систем организма. Применительно к деятельности человека-оператора их называют функциональными состояниями операторов (ФСО). Фаза 1: фаза мобилизации организма; субъективно выражается в обдумывании предстоящей работы; происходят определенные сдвиги в нервно-мышечной системе, соответствующие характеру предстоящей нагрузки. Фаза 2: фаза первичной реакции; незначительное снижение почти всех показателей функционального состояния; физиологически механизм фазы связан с внешним торможением; меняется характер раздражителей, поступающих в ЦНС. Фаза 3: фаза гиперкомпенсации, продолжение первой; врабатывание, нарастающая работоспособность; период, в котором совершается переход от состояния покоя к рабочему состоянию; налаживается координация м/у участвующими в процессе системами организма. Фаза 4: фаза максимальной эффективности (компенсации); длится 2-3 часа в зависимости то тяжести труда; организм человека нормально компенсирует рабочую нагрузку; все системы работают стабильно, деятельность осуществляется в режиме динамического стереотипа (автоматически). Пик р/с м/у 2м и 3м часом. При отсутствии перерывов и пауз р/с начинает убывать после 3го часа работы. Фаза 5: фаза субкомпенсации; в этот период нарастает утомление, которое компенсируется за счет нагрузки на внутренние органы. Фаза 6: фаза декомпенсации; появляются ошибки в работе, функциональные нарушения и утомление. Фаза 7: фаза срыва; происходит динамическое рассогласование организма и внешних условий; появляются ошибки, неверные действия. Данные представлены без перерывов. Введение пауз и перерывов радикально изменяет кривую р/с, существенно удлинняет период устойчивой, эффективной работы. Суммарное время на активный отдых в процентах от длительности смены: - при физической работе 4-20%; - при напряженном умственном труде повышено напряжение внимания и зрения: 14-25%; - при работе нормальной тяжести: первая пауза на отдых не ранее 2,5-3 часа от начала рабочего дня; - при тяжелом физическом труде: относительно короткие, но частые паузы на отдых эффективнее снимают утомление, чем одна длинная такой же продолжительности; - при умственном труде эффективны длительные перерывы с переключением на физическую работу. Обеденный перерыв лучше всего планировать м/у второй и последней третью времени смены. Перерыв в середине смены не является оптимальным. После него цикл фаз повторяется, но уровень р/с не достигает предыдущего. Перед окончанием работы возможно специфическое состояние: стадия конечного порыва, когда мобилизуются резервные силы организма и р/с или сохраняется на высоком уровне, или повышается.
УТОМЛЕНИЕ Утомление - состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением р/с, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и/или качественных показателей. Утомление - целостный процесс, протекающий под контролем ЦНС. Единой теории утомления не существует. Это защитная реакция организма. Торможение, возникающее при утомлении в ЦНС и ограничивающее р/с мозга, охраняет нервные клетки от перенапряжения и от гибели. Возобновление работы на фоне развивающегося утомления приводит к тому, что функциональные изменения в организме накапливаются, утомление переходит в переутомление, рассеянность, вялость, снижение памяти, внимания, нарушение сна и др.
ТЯЖЕСТЬ И НАПРЯЖЕННОСТЬ ТРУДА
Трудовая деятельность делится на 2 типа: 1. Физический. Требует определенной мышечной активности. Виды работы: 1.Динамическая. Связана с перемещением тела в пространстве. Если при такой работе задействовано > 2/3 мышц - общая, от 2/3 до 1/3 - региональная, < 1/3 - локальная (напр., набор текста на компьютере). 2.Статическая. Нагрузки на верхние конечности. 2. Умственный. Связан с приемом и переработкой информации, напряжением внимания, памяти, процессов мышления, повышенной эмоциональной нагрузкой. Типы умственного труда: 1.Управленческий, операторский, творческий; 2.Труд преподавателей, врачей, учащихся.
Классификация условий труда: 1. По тяжести трудового процесса. Критерий - величина внешней механической работы, выполняемой за смену: 1.масса поднимаемого и перемещаемого груза, 2.количество стереотипных рабочих движений за смену, 3.величина суммарного усилия, прилагаемого за смену для удержания груза, 4.удобство рабочей позы, 5.количество наклонов за смену и км, которые человек проходит за смену. Классы: 1. Легкий. Оптимальные по физ нагрузка условия труда. 2. Средней тяжести. Допустимые условия труда. 3. Тяжелый м б трех степеней (вредные условия труда: 3.1, 3.2, 3.3). 2.По напряженности трудового процесса. Критерии: 1.Степень интеллектуальной нагрузки. Зависит от содержания, характера работы и степени ее сложности. 2.Нагрузка на анализаторы. Длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы и число объектов одновременного наблюдения, нагрузка на зрение, определяемая величиной минимальных объектов различения и длительностью работы за экранами мониторов. 3.Эмоциональная нагрузка. Зависит от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей. 4.Монотонность труда, определяемая продолжительность выполнения простых или повторяющихся операций. 5.Режим работы. Продолжительность рабочего дня, сменность работы. Труд по степени направленности: 1. Оптимальный. 2. Допустимый. 3. Напряженный (3 степени: 3.1, 3.2, 3.3).
Рис. 3. Классификация условий труда по степени тяжести и напряженности трудового процесса
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.143 (0.01 с.) |