Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действия нпа во времени, пространстве и по кругу лиц.

Поиск

По общему правилу НПА применяются к отношениям имевшим место в период от введение их в действие, до утраты ими силы. Действие НПА во времени учитывает три обстоятельства:

- момент вступления правового акта в силу;

- момент прекращения его действия;

- обратная сила закона – это применение установленных НПА юридических норм к отношениям возникшим до его вступления в законную силу.

В Р.Ф. НПА вступают в силу одним из способов:

- в результате действия общих правил, законы вступают в силу на всей территории Р.Ф. одновременно по истечении десяти дней со дня официального опубликования, если в тексте акта не указано иного;

- в результате указания в тексте НПА на календарную дату с которой юридический документ вступает в силу;

- в результате указания в тексте акта на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление документа в законную силу (с момента опубликования, либо с момента подписания).

НПА Президента, Правительства вступают в юридическую силу по истичении 7 дней со дня официального опубликования.

Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования. И подлежат официальной регистрации в министерстве юстиции.

Вступление в силу НПА субъектов федерации, органов местного самоуправления, определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия НПА происходит в результате:

- истечение сроков на которые был принят НПА

- при вступлении в действие нового НПА регламентирующего тот же круг общественных отношений (косвенная отмена);

- с принятием акта об отмене закона или акта (прямая отмена);

- устаревание юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств которые подлежали регулированию (социалистическое соревнование, колхозное право…)

Следует учитывает что по общему правилу закон обратной силы не имеет, т.е. не распространяется на отношения которые были до вступления его в законную силу. Обратная сила закона возможна в уголовном законодательстве если закон смягчает или устраняет наказание.

Переживание закона – это НПА утратил свою силу но отдельные его положения могут применятся к обстоятельствам имевшим место во время его действия. Длящиеся правовые отношения.

Действия НПА в пространстве. Означает территорию государства.

Территорией государства является сухопутная территория в пределах государственных границ. Это внутренние воды государства, территориальные воды (12 мильная полоса территориального моря или другого водоема соответствующая береговой линии) это континентальный шлейф, это воздушное пространство над земной и водной поверхностью, недра, это территория посольств данного государства на территории другого государства, его военные и космические корабли, где бы они не находились, другие корабли и суда в открытом море и открытом воздушном пространстве.

Явление Когда сила НПА не распространяется на то или иное пространство называется экстерриториальностью т.к. ею обладают иностранные посольства на территории государства.

Имеются НПА территориальные пределы действия которых указаны прямо в них или вытекают из их содержания (действие НПА предусматривающего особенности регламентации труда в районах крайнего севера, ограничена данной территорией) По общему правилу законам государства должны подчиняться все физические лица и организации находящиеся на данной территории.

Ряд лиц дипломатического корпуса не привлекаются к юридической ответственности т.к. обладают дипломатическим иммунитетом.

Иностранные граждане, лица без гражданства не могут стать участниками некоторых правоотношений: например избирать и быть избранными в органы государственной власти, на них не возлагается воинская обязанность.

Правотворчество: понятие, принципы, функции, формы. Законотворческий процесс на примере Р.Ф.: понятие, стадии.

Правотворчество – это специфический вид государственной деятельности направленный на выработку, создание и совершенствование НПА.

Принципы правотворчества:

- принцип научности – означает что в процессе подготовки НПА важно изучить социально-экономическую, политическую ситуацию и использовать достижения науки.

- принцип профессионализма – означает, что подобной деятельностью должны заниматься компетентные государственные и не государственные органы, компетентные лица – юристы, политики, управленцы.

- принцип законности – означает, что данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основании конституции и других законов;

- принцип гласности – означает открытость правотворческого процесса для широкой общественности;

- принцип демократизма – характеризует степень участия граждан в этом процессе, а так же учет общественного мнения при разработке и принятии НПА, а так же отражения мнения в нормах принимаемого акта.

Функции правотворчества – это издание новых НПА, отмена устаревших НПА, восполнение пробелов в праве.

Виды (формы) правотворчества.

- непосредственное правотворчества народа – референдум;

- правотворчество государственных органов;

-правотворчество органов местного самоуправления, общественных организаций, других не государственных структур.

Законотворчество – это процесс, протекающий во времени, вид государственной деятельности представительных органов государственной власти, который направлен на выработку, создание и совершенствование законов.

Этапы законотворческого процесса:

- предпроектный этап – проводятся исследования необходимости урегулирования того или иного общественного отношения, где проводится опрос общественного мнения, составляется проект НПА, закона. И принимается решение о необходимости создания, принятия такого НПА, закона. Определяется субъект, и сроки разработки. Внесение законопроекта на стадию законодательной инициативы.

- стадия законодательной инициативы – это закрепленное конституцией право определенных органов, депутатов внести предложение об издании закона

Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить законопроект это право законодателя. По конституции право законодательной инициативы принадлежит президенту Р.Ф., совету федерации, его членам, депутатам государственной думы, правительству Р.Ф., законодательным представительным органам субъектов федерации, а так же Конституционному Верховному Высшему Арбитражному судам в пределах их компетенции.

- обсуждение законопроекта, начинается с обсуждения в государственной думе, доклада комиссии которая разработала данный законопроект, после первого чтения, законодатели либо одобряют основные положения законопроекта и принимают его в первом чтении, либо отклоняют его. Во втором чтении обсуждается исправленный вариант в целом и по статейно. Всего законопроект проходит 3 чтения.

- стадия принятия закона. Федеральный конституционный закон считается принятым если он одобрен не менее чем ¾ голосов от общего числа членов совета федерации и 2/3 от общего числа депутатов государственной думы. Федеральный закон считается принятым если за него проголосовало простое большинство 50% + 1 голос от общего числа депутатов государственной думы. Принятые государственной думой федеральные законы проходят еще 2 конституционные процедуры: 1 они в течении пяти дней передаются на рассмотрение совета федерации. Закон считается принятым если за него проголосовало более полвины от общего числа членов этой палаты, либо если в течении 14 дней он не будет рассмотрен советом федерации. В том случае если совет федерации не одобряет законопроект, то создается согласительная комиссия для преодоления возникших разногласий, после чего дума во второй раз рассматривает законопроект. В свою очередь государственная дума может не согласится с мнением Совета Федерации. В этом случае Федеральный Закон считается принятым если при повторном голосовании, за него проголосовало не менее чем 2/3 от общего числа депутатов государственной думы.

- стадия подписания законопроекта. Принятый федеральный закон, в течение пяти дней направляется Президенту для его подписания и обнародования. Президент в течении 14 дней обязан его подписать и обнародовать. Если в течении этого срока Президент отклоняет законопроект, то он возвращается в думу. На федеральные Конституционные законы Президент не имеет право накладывать отлагательное вето. Если при повторном рассмотрении законопроекта он будет одобрен не менее чем 2/3 от общего числа голосов обеих палат то он подлежит подписанию президентом в течении 7 дней и обнародованию.

- стадия обнародования. В соответствии со ст.15 конституции Законы в Р.Ф. подлежат официальному опубликованию, не опубликованные законы не применяются. Источники – Российская газета, Собрание законодательства Р.Ф.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.180 (0.008 с.)