Айкидо - поиски будущего в его прошлом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Айкидо - поиски будущего в его прошлом



В Японии есть старая пословица: "Смотрите в прошлое если хотите узнать будущее". Изучение истории улучшает Ваше понимание современности и заставляет Вас увидеть отражение собственных действий и представлений в более широкой рамке жизненного опыта человечества. Ваш Путь становится яснее и число неправильных шагов уменьшается. Вы смотрите в будущее с большим ощущением реальности и поэтому имеете большие созидательные перспективы. Суть этого выражает слово keiko, означающее ежедневные занятия. Мне кажется, что на данной стадии развития Айкидо можно применить мудрость, заключенную в старой пословице, для анализа его будущего развития, продолжения и роста.

Среди современных budoka Японии Морихеи Уешиба считается гением и мастером, равным легендарному Миямото Мусаши. Если бы Уешиба О Сенсей не посвятил свою жизнь интенсивным занятиям и не приложил сверхчеловеческие усилия в поисках своего собственного духовного обновления и своего Пути, Айкидо, в том виде, в каком мы его знаем, никогда бы не было создано. История Айкидо начинается с Морихеи Уешиба. Его молитвы о мире на земле привели его к созданию "Пути гармонии". Он возвысил боевую технику убийства до метода очищения человеческой личности с тем, чтобы люди могли гармонично сосуществовать и развиваться.

Морихеи Уешиба О Сенсей всегда помнил о реальностях мира. Он не мечтал о бессмысленной утопии. Его жизнь была посвящена нуждам реального мира. Личный опыт и четкое восприятие дали ему глубокое понимание ужасных разрушительных последствий двух мировых войн для человечества. Он знал, что его молитвы о мире и желание мира, идущее от всего сердца, отражались в большом мире, в мире, измененном опытом всеобщей войны.

Айкидо, в том виде, в каком О Сенсей задумал и создал его - это ПРАКТИЧЕСКАЯ философия, имеющая целью помочь миру. Это физическое выражение изначального смысла слова bu (см. раздел 14). Однако, восприятие Этого смысла, запечатленного в kanji и напоминающего нам об исходном значении слова, может потеряться за века его употребления. Подход О Сенсея к самозащите заключается в обучении тому, как защитить мир. Цель обучения - это не личная самооборона, а мудрость и стратегия самозащиты как результат труда поколений воинов, воспринятая и очищенная О Сенсеем. О Сенсей постоянно развивал систему занятий Айкидо как путь изменения всей вашей личности, вашего духа, вашего тела и вашей связи с духом вселенной. Айкидо - это оружие духа, усиленное настолько, что способно удовлетворить потребностям будо как пути прекращения войны.

Дух Айкидо поднялся над стенами, которые люди построили, чтобы оградить свои отличия от других, и распространился по всему миру. Всемирное распространение Айкидо подтверждает его универсальные свойства. Для многих Айкидо - это метод улучшения жизни, как было задумано О Сенсеем. После естественных наук, различных современных философских систем, религиозных учений и других современных форм мировоззрения, Айкидо дает не найденную ранее истину. Оно показывает путь анализа законов вселенной и связи их с собственным телом. Все это было создано Морихеи Уешиба О Сенсеем, став его даром миру.

Здесь я бы хотел остановиться на оригинальности созданного О Сенсеем и на уникальности Айкидо. Когда Айкидо стало более широко известно, оно привлекло внимание интеллигенции, работающей в разных областях науки. Некоторыми руководил интерес к японской истории, истории bujutsu, самураям и боевым искусствам древнего Китая. Некоторые из этих людей пришли к ошибочным заключениям о происхождении Айкидо. Они утверждают, что ничего нового нет, что техника Айкидо существовала и использовалась в других боевых искусствах много лет назад.

Эти критические высказывания абсолютно неверны. Такой вывод - аналогичен самое, что утверждению, что раз автомобиль произошел от телеги, в которую запрягают лошадей, то это одно и то же. Насколько я знаю, никто не утверждал такой абсурдной вещи. Все понимают, что концептуальные различия и достижения технологии дают здесь четкое разделение. Изобретатель колеса и изобретатель телеги, в которой успешно используется колесо, были не менее гениальны, чем изобретатель двигателя внутреннего сгорания. Все эти достижения имеют право быть предметом восхищения, но каждое из них - это отдельное достижение, отличающееся от других. Так же обстоит дело с боевыми искусствами, как древними, так и современными. Отрицать ценность создания древних боевых искусств, или отрицать оригинальность их современных форм значит не замечать процесс эволюции искусства. Смешивать Айкидо с любым другим боевым искусством - значит уменьшать ценность и того и другого. Каждое нужно рассматривать как искусство, имеющее собственную ценность и собственное значение для общества, подобно тому, как реактивный двигатель самолета и двигатель внутреннего сгорания автомобиля могут считаться изобретениями равной ценности.

Несомненно, О Сенсей создавал Айкидо не на пустом месте. Он усиленно занимался другими боевыми искусствами. Он изучал искусства работы с мечом, jo и копьем, jujutsu и многое другое. Кроме того, он обладал глубокими познаниями в истории. Верно также, что формы техники из других искусств, в том числе очень древних, в значительной степени сформировали базу техники Айкидо. Я не собираюсь ни отрицать вклад других боевых искусств в развитие айкидо, ни проявлять к ним неуважение. Но Айкидо - это уникальное создание Морихеи Уешиба. Заметить сходство между и техникой Айкидо и Айкиджитсу - это одно, а увидеть философскую основу техники - другое. Чтобы понять истинное значение, нужно смотреть вглубь. Соевый соус и кока-кола внешне очень похожи, но если попробовать использовать первый как средство утоления жажды, а вторую - как приправу к блюдам, это даст плачевный результат. Нож, который используют на кухне для приготовления пищи - это орудие созидательного процесса, но тот же нож может быть использован для злодейского убийства. То, что сделал О Сенсей - изменение боевого искусства от ограниченного только самозащитой к предназначенному к развитию человеческого сознания и защите человечества - это его личная заслуга.

Невозможно отрицать роль Морихеи Уешиба как создателя Айкидо, и мы долго будем помнить его жизнь и его личность. Однако, многие другие люди также сыграли большую роль в доведении Айкидо до широких слоев общества и его популяризации. Главный из этих людей - Киссомару Уешиба - сын Основателя, в настоящий момент Ведущий Учитель (doshu). О Сенсей очень осторожно относился к широкому распространению техники Айкидо. Именно Doshu убедил его, что это оправдано и необходимо. В трудные послевоенные годы он успешно получил поддержку ведущих представителей деловых и политических кругов. Он организовал и поддерживал организационную структуру Honbu Dojo, обеспечив эффективное функционирование этого центра. Он очень много преподавал в других dojo, в университетах и коммерческих структурах. Он поддерживал гармонию и кооперацию между старшими инструкторами и shihan О Сенсея, многие из которых были людьми сильного темперамента, амбиции и воли, проявляя при этом великое терпение.

Своей основной обязанностью он считает передачу учения О Сенсея в максимально чистой форме. Как мне однажды сказал doshu, другие shihan имеют право и привилегию проявлять свое понимание Айкидо в своем индивидуальном стиле и повышать свой уровень знания за счет изучения других боевых искусств. В то же время, doshu обязан сохранить учение О Сенсея, чтобы его изначальное значение не утратилось. С неизменной щедростью и благородством doshu следует этому пути. В его железной воле, смелости и дисциплине можно видеть проявление наследия семьи Уешиба, особенно его отца.

Потребовалось бы очень много времени, чтобы перечислить тех, кто своим тяжелым трудом, как в качестве ученика, так и в качестве инструктора, способствовал дальнейшему развитию Айкидо. Им принадлежит огромная заслуга в распространении Айкидо как в Японии, так и за ее пределами. Но с этим искусством, требующим сильной воли и самоотдачи оказались связаны серьезные проблемы. В мировом сообществе Айкидо уже было много элементов соревнования, борьбы за первенство; случалось много мелких ссор из-за пустяков. Мне кажется, настало время взглянуть на всю историю Айкидо, которая должна напомнить нам о его назначении и вернуть всех, кто следует его Пути в состояние гармонии. Самоотдача и творческая деятельность О Сенсея, а также работа и самоотречение Doshu должны служить нам уроком. Наше цель - в передаче духа Айкидо, а не в удовлетворении материальных потребностей или личном удовлетворении. Чтобы создать новое общество, подняв уровень его духовного развития до уровня развития технологии - что было мечтой О Сенсея - мы должны вспомнить изначальные молитвы О Сенсея о мире. Без центра Айкидо развалится. Мы должны вернуться к центру - к учению О Сенсея, к щедрости, кооперации и гармонии. Если этого не сделать, то дух и назначение Айкидо будут утрачены. Wago: Гармония Chusei: Верность Doto: Последователь Хатсу О Оку сама (жена Основателя), Митсуги Саотоме и другие ученики с Основателем.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Aiki - Жизненная энергия вселенной, созидательный жизненный принцип
Aikido - Искусство, созданное Морихеи Уешиба О Сенсеем, Путь aiki
Aikidoka - Занимающийся айкидо
Aiki no kurai - Секрет aiki, высшее сознание aiki
Ai nuke - Взаимное сохранение жизни
Ai uchi - Взаимное уничтожение
Amaterasu (Omi Kami) - Богиня Солнца
Atemi - Удар в открытое место
Atemiwaza - Техника atemi
Bokken - Тренировочный деревянный меч
Bu - Остановить оружие (буквально - «остановить копье»), война
Budo - Путь bu
Budoka - Занимающийся budo
Bujutsu - Техника борьбы
Bushi - Воин
Bushido - Путь воина
Chi - Мудрость, ум, интеллект
Chin kon ki shin - медитационное упражнение, предназначенное для облегчения соединения с духом вселенной и
понимания связи своей жизненной цели с божественной миссией
Chu - Верность, преданность
Chushin - Центр
Deshi - Последователь, студент, ученик
Do - Путь
Do - Удар в бок
Dogi - Форма для занятий
Dojo - Место, где изучают do - Путь
Do-no-tanden - Развитие средней части корпуса
Dori - Взять, уловить, захватить
Doshu - Человек, показывающий Путь, Ведущий Учитель Айкидо
Gi - Честь, справедливость
Giri - Удар
Hakama - Традиционные штаны со складками, одежда самураев и тех, кто изучает kobudo
Hanmi - Базовая стойка в Айкидо
Hara - Центр, сосредоточие жизненной энергии
Harigaya Usai Sekiun - Известный японский мастер работы с мечом 17 века
Hijiri - Наделенный мудростью
Hoko - Копье, один из компонентов иероглифа bu
Honbu Dojo - Международный Центр Айкидо
Ichi - Один, первый
Ikkyo - Первое движение, первый принцип
Inazuma - Молния
Irimi - Прямой вход в атакующее движение
Iriminage - Бросок, основанный на irimi
Jin - Великодушие, щедрость
Jiuwaza - Свободная техника
Jo - 150-см палка
Kaeshiwaza - Контр техника
Kagura mai - Танец богов
Kaitenage - Бросок вращением
Kami - Божество
Kanji - Иероглифы
Kannagara no michi - Путь японского Императора и Богов
Kata - Установленная форма
Katadori - Хват за плечо
Katatedori - Хват за руку
Katsu jin ken - Сохранение жизни врага
Kazumi Ise no Kami Nobutsena - Основатель школы фехтования Shin Kage
Keiko - Практические занятия
Ken - Меч
Kendo - Современное искусство японского фехтования
Kenjutsu - Техника работы с мечом
Kesa giri - Косой диагональный удар по корпусу
Ki - Жизненная энергия
Kobudo - Классические японские боевые искусства
Koh - Благочестие
Kohai - Младший ученик
Kojiki - Японская мифология
Kokyu - Дыхание как процесс циркуляции энергии
Kokyu tanden ho - Упражнение для развития musubi, соединение собственной энергии с энергией партнера
Kosadori - Одноименный хват за руку
Koshinage - Бросок через бедро
Kotegaeshi - Скручивание запястья
Kote giri - Удар по кисти
Kotodama - Духовные звуки
Kumiiai - Парная практика с мечами, когда исходно у обоих партнеров мечи вложены в ножны, включающая искусство вывода меча
Kumi tachi - Парная практика, когда исходно мечи уже выведены из ножен
Ku no ji giri - Удар в форме иероглифа ku
Kurai - секрет, сознание, внутренняя сущность
Kurai dori - Контроль сознания другого
Kyu - Степени, предшествующие уровню yudansha
Meiji - Реставрация Мейджи - начавшийся после прибытия адмирала Перри период модернизации Японии
Michi - Путь
Misogi - Духовное очищение
Misogi harai - Действия, способствующие misogi
Miyamoto Musashi - Один из величайших и наиболее известных фехтовальщиков Японии, автор «Книги пяти колец»
Mu - Пустота
Munetsuki - Прямой удар в среднюю часть корпуса
Musubi - Гармоничная связь, единство, в абсолютном смысле - соединение с жизнью в целом и со вселенной
Nage - Бросок, тот, кто бросает
Nikyo - Вторая техника, техника, в которой за счет воздействия на запястье контролируется центр партнера
Omote - Передняя сторона
O Sensei - Великий Учитель
Randori - Работа от нескольких нападающих
Rei, reigi - Этикет, вежливость
Ryotemochi - Хват двумя руками за одну руку или за две руки
Ryu - Стиль или школа, например Daito Ryu джиуждитсу
Samurai - Тот, кто служит
Sankyo - Третья техника, контроль центра партнера за счет воздействия на запястье и локоть
Satori - Просветление, прозрение
Satsu jin ken -Уничтожение или убийство врага
Seiza - Традиционное японское положение сидя на согнутых коленях
Sempai - Старший ученик
Sensei - Учитель, тот, кто показывает Путь, тот, кто идет впереди
Shihan - Учитель-мастер
Shihan-dai - Признанные представители shihan
Shihonage - Бросок на четыре стороны
Shikko - Традиционный способ передвижения на коленях
Shin - Искренность
Shinto - Путь Богов, традиционная религия Японии
Shomen - Голова, удар в голову сверху
Shomenuchi - Только удар ребром ладони в голову сверху
Shuto - Резкий удар ребром ладони
Suburi - Повторные движения, выполняемы с целью отработки
Suki - Открытые, слабые места
Suwariwaza - Техника работы в seiza и shikko
Tachi - Меч
Tachidori - Работа от меча
Tatami - Традиционные японские маты из соломы
Teji Kara no Mikoto - Бог, наделенный несравненной силой
Tenkan - Вращательное движение, рассеивающее энергию атаки
Todomeru - Остановить, один из составных элементов иероглифа bu
Tsuki - Прямой удар
Uchi deshi - Ближайший ученик
Ude osae - Контроль центра за счет воздействия на руку
Ueshiba Morihei - Уешиба Морихеи, Основатель Айкидо
Ueshiba Kisshomaru - Уешиба Киссомару, Doshu, сын О Сенсея
Uke - Принимающий силовое воздействие, тот, кого бросают
Ukemi - Искусство работы uke
Ura - Задняя сторона, направление за спину партнера
Ushirowaza - Техника от атак сзади
Waza - техника
Yokomen - Боковой удар в голову или шею
Yokomenuchi - Только боковой удар в голову или шею ребром ладони
Yonkyo - Четвертая техника, контроль центра партнера за счет воздействия на его запястье, локоть и плечо
Yudansha - Обладатель дана, или черного пояса, в боевом искусстве
Yukoku no shi - Благородные хранители нации, название самураев
Zanshin - Полный и постоянный контроль своего окружения

ОБ АВТОРЕ.

Митсуги Саотоме был ближайшим учеником (uchi deshi) Морихеи Уешиба в течение 15 лет до самой смерти Основателя в 1969 г. В 1975 г. Саотоме Сенсей оставил очень почетное место старшего инструктора Международного Центра Айкидо в Токио и переехал в США. Когда его спросили о причинах его решения, он ответил: «Я медитировал три дня и три ночи, общаясь с духом О Сенсея, и я почувствовал, что он одобряет мой отъезд. Перед смертью О Сенсей говорил мне, что сейчас глаза всего мира устремлены на Соединенные Штаты. Эта страна - великий эксперимент, совокупность людей исходно разного происхождения и культурного уровня, живущих вместе, мир, соединенный в одну нацию. Цель Айкидо и мечта О Сенсея в том, чтобы все люди мира жили одной семьей в гармонии друг с другом и со своим окружением. Соединенные Штаты могут служить великим примером этого». Саотоме Сенсей в основном проводит время в своей центральной школе в Вашингтоне. Он также посещает другие школы Айкидо, основанные им и его учениками в Америке и Европе, организуя и проводя семинары и тренировочные сборы. Он участвовал во многих показательных выступлениях, как в США, так и в других странах, в том числе показывал свое искусство представителям Международной Академии мира и дипломатам в Нью-Йорке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.227.42 (0.01 с.)