Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К написанию квалификационной (бакалаврской) работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)» (МАИ)

 

Методические указания

К написанию квалификационной (бакалаврской) работы

по направлению подготовки

Экология и природопользование»

 

 

Утверждено

на

«__»__________ 2014 г.

 

Москва 2014 г.


ВЫПИСКА из федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)

Направление подготовки 022000 Экология и природопользование

Квалификация (степень) бакалавр

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ 02200 – ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Требования к общекультурным компетенциям выпускника.

Бакалавр по направлению 022000 Экология и природопользование должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (OK - 1);

- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 3);

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-4);

- обладать базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества, основ философии, основ экономики и социологии, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, умением их использовать в области экологии и природопользования, а также базовыми представлениями о приверженности к этическим ценностям (ОК-5);

- иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета, владеть ГИС-технологиями; уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-6);

- обладать базовыми знаниями основ педагогики и психологии, позволяющими освоить методики преподавания и понять психологические особенности межличностных взаимоотношений (ОК-7);

- обладать способностью к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности (ОК-8);

- быть способным к использованию знаний иностранного языка в профессиональной и межличностной коммуникации; обладать готовностью следовать легитимным этническим и правовым нормам; обладать толерантностью и способностью к социальной адаптации (ОК-9);

- иметь базовые представления об основах правоведения (ОК-10);

- иметь ясные представления о здоровом образе жизни и физической культуре (ОК-11);

- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13).

 

Требования к профессиональным компетенциям выпускника.

Бакалавр по направлению 022000 Экология и природопользование должен обладать следующими профессиональным компетенциями (ПК):

общенаучными:

- обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию (ПК-1);

- обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; владеть методами химического анализа, а также методами отбора и анализа геологических и биологических проб; иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации (ПК-2);

- иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования (ПК-З);

 

общепрофессиональными компетенциями:

- иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды (ПК-4);

- знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении (ПК-5);

- знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6);

- знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности (ПК-7);

 

компетенциями в области «Экология»:

- знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов (ПК-8);

- владеть методами прикладной экологии, экологического картографирования, экологической экспертизы и мониторинга; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике (ПК-9);

 

компетенциями в области «Природопользование»:

- знать теоретические основы биогеографии, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии (ПК-10);

- владеть методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике (ПК-11);

 

компетенциями в области «Геоэкология»:

- знать и уметь решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы; владеть методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы (ПК-12);

- знать теоретические основы геохимии и геофизики окружающей среды, владеть методами геохимических и геофизических исследований; владеть методами общего и геоэкологического картографирования (ПК-13);

- владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации и использовать теоретические знания в практике (ПК-14).

 

 

Требования к итоговой государственной аттестации специалиста.

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.

Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.

Оформление работы

Текст работы печатается на листах формата А4. Поля на листах: слева – не менее 30 мм, с других сторон – не менее 20 мм. Рекомендуется использовать текстовый редактор Woгd, шрифт Times New Roman, кегль 12, интервал 1,5. Нумерация страниц сквозная (титульный лист не нумеруется). Нумерация глав по порядку арабскими цифрами. Нумерация разделов внутри глав состоит из двух цифр разделенных точкой: номера главы и порядкового номера раздела – 1.1. или 1.2. и т. д. (слово «раздел» или «подраздел» писать не следует). Нумерация подразделов внутри разделов состоит из номера главы, номера раздела и порядкового номера подраздела – 1.1.1. или 1.1.2. и т.д. Более дробное подразделение нежелательно.

Титульный лист выпускных квалификационных (бакалаврских) работ оформляется единообразно в соответствии с указанными образцами; визируется руководителем работы («К защите») и подписывается заведующим кафедрой.

Таблицы и рисунки в тексте даются в сплошной нумерации. Таблицы и рисунки размещаются внутри текста работы на листах, следующих за страницей, где в тексте впервые дается ссылка на них. Все рисунки и таблицы должны иметь названия (заголовки). Использованные на рисунках условные обозначения должны быть пояснены в подрисуночных подписях. Заимствованные из работ других авторов рисунки и таблицы должны содержать после названия (заголовка) ссылку на источник этой информации. Следует избегать помещения на рисунки и таблицы англоязычных надписей.

Ссылки на литературу в тексте, названиях рисунков и заголовках таблиц даются в соответствии с ГОСТом, а именно: фамилия первого автора (либо двух авторов) и год, заключенная в круглые скобки. Например: (Глазовский, 1990; Дежкин, Снакин, 2003; Алексеевский и др., 2000). Ссылки на коллективные монографии и справочники, сборники работ даются по первым одному или двум словам названия, например: (Безопасность..., 2001; Природные ресурсы..., 2002). Если имеются ссылки на несколько работ одних и тех же авторов за один год, то они различаются дополнительными буквами в алфавитном порядке на соответствующем языке, например: (Дежкин, 2000 а, 2000 б), с соблюдением согласования со списком литературы.

Список литературы составляется по алфавиту, по фамилии первого автора (если приведено несколько работ одного автора, то они располагаются по годам написания). Сначала даются работы на русском языке, затем – иностранные. В списке литературы библиографическое описание формируется следующим образом: Фамилия, И. О. автора (если авторов несколько – то всех авторов); название статьи или книги; если эта статья, то приводится название журнала или сборника; год, том, номер, страницы (если книга, то общее число страниц; если статья, то страницы от-до); для книг указывается место издания и издательство (можно сокращенно). Название статьи отделяется от названия журнала и от названия сборника двумя косыми линиями. В список литературы вносятся только процитированные в тексте источники.

Примеры:

Алексеевский Н.И., Евстигнеев В.М., Храменков С.В., Христофоров А.В. Гидроэкологическая безопасность речных бассейнов // Вест. Московского ун-та. Сер. 5. География. 2000. № 1. С.22-27.

Безопасность питьевого водоснабжения / Матер. Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности // Использование и охрана природных ресурсов в России, 2001. № 9. С.35-46.

Глазовский Н.Ф. Аральский кризис. – М.: Наука, 1990. – 135 с.

Дежкин В.В. Природопользование: Курс лекций. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2000 а. – 91 с.

Дежкин В.В. Биоразнообразие, возможности его сохранения и восстановления // Экология, охрана природы, экологическая безопасность. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2000 б.- С.56-64.

Дежкин В.В., Снакин В.В. Заповедное дело: Толковый терминологический словарь-справочник с комментариями. – М.: НИА-Природа, 2003. – 307с.

Природные ресурсы и экология России: федеральный атлас / Под ред. Н.Г.Рыбальского и В.В.Снакина. – М.: НИА-Природа, 2002. – 278с.

Фондовые материалы. При использовании в работе неопубликованных материалов (научных и производственных отчетов, диссертаций, студенческих выпускных и курсовых работ) рекомендуется выделять их в конце списка литературы в специальный раздел. В библиографическом описании этих работ приводятся сведения о месте хранения.

Пример:

Шарина У.В. Факторы, влияющие на смертность в регионах России (на примере смертности от болезней системы кровообращения). Выпускная квалификационная работа М., МГГУ им.М.А.Шолохова, Факультет экологии и естественных наук, 2010. – 65с. (Кафедра экологии и природопользования МГГУ им.М.А.Шолохова).

Приложения

В приложения могут быть вынесены первичные материалы, которые не являются необходимыми при написании собственно работы: таблицы заимствованного фактического материала, первичные и промежуточные таблицы обработки данных, тексты разработанных компьютерных программ, перечень нормативных документов и т. п.

Работа подписывается автором на последней странице текстовой части – после выводов.

 

Содержание выпускной квалификационной (бакалаврской) работы

 

Во введении должны быть сформулированы: оригинальная цель работы; основные задачи исследования; район проведения исследований; источники получения основных материалов (организации, творческие коллективы, самостоятельные исследования); перечень видов и объем исследований, выполненных студентом самостоятельно или в составе творческого коллектива. Если выпускник выполнял исследования в составе творческого коллектива, то ему необходимо указать свой вклад в общее исследование. Также следует определить личный вклад исполнителя в проведенную работу, основанную на анализе заимствованных (литературных, ведомственных, отчетных) документов. Реферативная часть должна отражать общую профессиональную эрудицию студента и включать по возможности не только отечественные, но и зарубежные работы.

Раздел, посвященный описанию объекта и методов, включает

· для работ регионального плана (выполненных на основе полевых исследований или обработки фондовых материалов): историю изученности района, географическую, геологическую и экологическую характеристику района;

· для работ, написанных на основе лабораторных исследований: состояние вопроса, обоснование выбора цели и методики исследования;

· для работ, выполненных на основе критического анализа заимствованных материалов (экспертиз, разделов ОВОС-проектов, отчетов контролирующих органов, отчетов государственных и негосударственных экологических организаций, лесоустройств, и пр.): исчерпывающее описание используемых источников, права на их использование, метода определения достоверности полученной информации, метода критического анализа и решения поставленных в работе задач.

Самостоятельная исследовательская часть представлена в разделах «результаты», «обсуждение результатов» и «выводы». Она должна содержать новые данные, полученные автором после проведения полевых (натурных) исследований или лабораторных опытов, или благодаря моделированию, использованию ГИС-технологий, или критического анализа заимствованных документов. В последнем случае автор обязан убедительно доказать весомость собственного вклада в решение поставленной задачи.

Раздел «обсуждение результатов» должен свидетельствовать об уровне профессиональной подготовки и об умении автора оценивать выбранную методику получения, обработки, анализа и интерпретации материала, способности критического сопоставления собственных результатов и данных полученных другими авторами, аргументированности и глубине представленных выводов.

Выводами являются защищаемые оригинальные положения, изложенные лаконично и ответственно. Выводы нумеруют. Каждое составляющее защищаемых положений должно быть аргументировано и методически безупречно доказано в предыдущих разделах. Самостоятельная часть должна составлять не менее половины объема работы.

 

Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа долна иметь отзыв научного руководителя и рецензию. Требования к отзыву:

1. отзыв печатается на стандартных листах формата А4;

2. объем отзыва составляет не менее 1 страницы;

3. руководитель должен изложить в отзыве:

· сведения об актуальности темы выпускной квалификационной работы;

· особенности выбранных материалов и полученных результатов (новизна, оригинальность, уровень исследовательской части и т.д.);

· достоинства и недостатки выпускной квалификационной работы;

· оценку полученных результатов с точки зрения достоверности и надежности;

· практическую ценность выпускной квалификационной работы;

· оценки подготовленности студента, инициативности и самостоятельности при решении задач выпускной квалификационной работы;

· умение студента работать с литературными источниками, справочниками, нормативными документами и способность ясно и четко излагать материал;

· соблюдение правил и качества оформления выпускной квалификационной работы, включая иллюстративный материал.

Руководитель выставляет общую оценку выпускной квалификационной (бакалаврской) работы («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») и принимает решение о возможности присвоения дипломнику квалификации (степени) «Бакалавр» по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование.

 

Рецензирование.

Законченные выпускные квалификационные (бакалаврские) работы, допущенные приказом и подписанные руководителем, консультантами и заведующим выпускающей кафедрой, направляются на рецензию.

В качестве рецензентов могут привлекаться специалисты производства и научных учреждений, при условии, если выпускная квалификационная работа не выполнялась на данном предприятии, и руководитель выпускной квалификационной работы не с этого же предприятия, а также профессора и преподаватели других вузов или данного вуза, если они не работают на выпускающей кафедре.

Требования к рецензии:

1. рецензия печатается на стандартных листах формата А4;

2. объем рецензии составляет не менее 1 стр.;

3. рецензент должен изложить в рецензии:

· характеристику выпускной квалификационной работы в целом и отдельных ее разделов: актуальность темы, дать оценку новизне полученных дипломником результатов, оценить уровень общетеоретической и специальной подготовки выпускника, его умение самостоятельно использовать полученные теоретические знания при решении конкретных задач;

· отметить те разделы работы, которые характеризуют исследовательские способности выпускника;

· отметить последовательность, логичность в расположении материала, ясность его изложения в выпускной квалификационной (бакалаврской) работе, использование новейших достижений науки, экономическую целесообразность принимаемых решений;

· следует рассмотреть работу с точки зрения актуальности и возможности использования ее результатов на практике. Рекомендации рецензента могут относиться как в целом к выпускной квалификационной (бакалаврской) работе, так и к отдельным ее разделам.

· целесообразно указать предприятия, на которых возможно использование исследований выпускника-бакалавра;

4. Необходимо дать общую оценку выполненной выпускной квалификационной (бакалаврской) работе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) и выразить свое мнение о присвоении дипломнику квалификации (степени) «Бакалавр» по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование.

5. Рецензент подписывает рецензию и заверяет подпись в отделе кадров печатью организации по месту работы рецензента.

 

Рекомендации по проведению защиты
выпускных квалификационных (бакалаврских) работ

 

Защита выпускной квалификационной (бакалаврской) работы проводится в сроки, установленные графиком учебного процесса университета, и представляет заключительный этап аттестации выпускников на соответствие требованиям ФГОС ВПО.

Защита дипломных работ проводится на открытых заседаниях Государственной аттестационной комиссии (ГАК) с участием не менее 2/3 членов от полного списочного состава комиссии, утвержденного руководством университета. На заседаниях желательно присутствие руководителя выпускной квалификационной и рецензента.

Секретарь ГАК представляет выпускника, его выпускную квалификационную работу (наличие, тема), отмечая допуск работы «к защите» кафедрой экологии и пиродопользования, наличие подписанных и заверенных отзывов руководителя и рецензента. Далее слово предоставляется выпускнику для сообщения.

После доклада (10-15 минут, определяемые регламентом работы ГАК) студенту могут быть заданы вопросы всеми присутствующими на заседании.

Руководитель и рецензент выступают с отзывами, в которых оценивается дипломная работа и уровень соответствия подготовленности выпускника требованиям ФГОС ВПО, проверяемым при защите выпускной квалификационной работы. Затем выпускнику предоставляется возможность ответить на высказанные ими замечания или вопросы.

Члены ГАК, основываясь на докладе студента, просмотренную рукопись выпускной квалификационной работы, отзывы руководителя и рецензента, ответы студента на вопросы и замечания, представленный графический материал; дают предварительную оценку работы и подтверждают соответствие уровня подготовленности выпускника требованиям ФГОС ВПО. Окончательное решение по оценке выпускной квалификационной работы и оценке уровня соответствия профессиональной подготовки выпускника требованиям ФГОС ВПО, проверяемым при защите, члены ГАК обсуждают на закрытом заседании. Результаты определяются открытым голосованием членов ГАК и заносятся в соответствующий протокол.

Результат защиты определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляется в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний ГАК по защите выпускных квалификационных работ. Отметив значимость проведенного исследования, ГАК может рекомендовать результаты проведенных исследований к внедрению в производство, к использованию в учебном процессе, к опубликованию. Если при защите выпускной квалификационной работы студент получил оценку «неудовлетворительно», то он отчисляется из университета.

ГАК суммирует результаты всех испытаний итоговой государственной аттестации: государственного аттестационного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы. В случае положительных оценок выпускной квалификационной работы (отлично», «хорошо» или «удовлетворительно») и соответствия уровня подготовленности выпускника требованиям ГОС ВПО («соответствует» или «в целом соответствует») ГАК принимает общее решение о присвоении выпускнику вуза квалификации (степени) «Бакалавр» по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование и выдачи ему диплома о высшем образовании.

 

 

 


Примечание

Окончательная оценка выпускной квалификационной работы дается Государственной аттестационной комиссией, которая вправе учесть замечания руководителя, рецензента и ответы на них выпускника.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)» (МАИ)

 

Методические указания

к написанию квалификационной (бакалаврской) работы

по направлению подготовки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.3.153 (0.016 с.)