Уровень спроса и предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровень спроса и предложения



Содержание

 

Содержание. 2

Введение. 3

1. Общая характеристика рынка. 3

2. Основные участники рынка. 4

3. Описание конъюнктуры рынка. 8

3.1 Уровень спроса и предложения. 8

3.2 Динамика уровня продаж.. 14

3.2.1.Распределение продаж по форм-факторам сотовых телефонов. 14

3.2.2 Распределение продаж по ценовым сегментам. 17

4. Потребители. 20

4.1 Сегментация потребителя. 20

4.2 Запросы покупателей к товару по техническим характеристикам. 21

4.3 Конкурентоспособность товара сотовых телефонов. 23

4.4 Запросы потребителя по ценовым характеристикам. 25

5. Исследование посреднических организаций. 26

6. Выводы и рекомендации. 29

Заключение. 29

Список используемой литературы.. 30

 


 

Введение

Целью моего исследования является маркетинговое исследование российского рынка сотовых телефонов. Выбор остановился на таком товаре как мобильные телефоны, поскольку данный товар необходим для современного человека и уже сегодня является средством мультимедийной, персональной и круглосуточной коммуникации. Мобильные телефоны могут стать отличным каналом дистрибьюции, так же, как инструментом обратной связи и различных исследований. Современный рынок маркетинговых коммуникаций характеризуется взаимопроникновением различных способов и каналов воздействия на потребителей.

В связи с поставленной целью в своей работе я рассмотрела следующие вопросы:

1)Общая характеристика российского рынка сотовых телефонов;

2) Основные участники рынка;

3)Описание конъюнктуры рынка:

- уровень спроса и предложения;

- динамика уровня продаж;

4) Потребители рынка;

6)Посреднические организации на рынке.

Общая характеристика рынка

Отечественный рынок мобильных телефонов заметно отличается от западного. Россия одна из немногих стран, где рынок ритейла не поделен между операторами. Так сложилось, что у нас развились независимые национальные сети по торговле мобильными телефонами и цифровой техникой. Темпы развития нашего рынка перекрывают показатели других развитых стран. Россия несколько отстает от средних зарубежных показателей по степени насыщения и структуре спроса, но зато лидирует по другим параметрам, касающиеся розничных технологий: скорости замены аппаратов, наличию более продвинутой в технологическом плане аудитории и т.д.

На рынке сотовых телефонов в России можно говорить о 2008 годе как об одном из наиболее ярких за весь период развития дистрибуции мобильных телефонов в России с точки зрения масштаба и динамичности событий на рынке и их последствий.

В 2008 году значительно замедлились темпы роста рынка (по оценке J’son & Partners на конец года прирост по сравнению с 2007 годом составит 13%, в то время как в 2007 году рынок вырос на 76%). Вторым важнейшим событием стал летний «таможенный» кризис, последствия которого ощущаются до сих пор.

Первый фактор привел к усилению конкуренции, т. к., рынок стал насыщаться, а игрокам стало на нем тесно. Второй - усилил данную ситуацию на порядок, усложнив условия выживания на рынке. Мобильным телефонам в России понадобилось менее 10 лет, чтобы перестать быть роскошью и охватить широкие слои потребителей. С начала эпохи сотовой связи в нашей стране число абонентов с каждым годом увеличивалось более чем в два раза. Естественно, что пропорционально распространению сотовой связи, увеличивается потребность в приобретении мобильных телефонов. Так, если в 1991 году в России насчитывалось всего 300 абонентов, то в 1992 уже 600 и т.д. К середине 2003 года общее количество абонентов в стране достигло 22 миллионов, что превратило ее в крупнейшую 'сотовую' державу Восточной Европы. Но даже с такой армией абонентов Россия преодолела рубеж только 15% проникновения сотовой связи среди населения. Это - ничтожная цифра, если сравнивать с некоторыми развитыми странами, где рынок близок к насыщению и этот показатель достигает 70% и более.

 

Основные участники рынка

На текущий момент участников рынка можно условно разделить на 3 группы:

1 группа — компании-лидеры. На текущий момент ТОП-10 компаний контролируют порядка 65% розничного рынка мобильных телефонов. Эти компании имеют различную стратегию развития своих розничных сетей. Лидеры приобретать конкурентов. Остальные компании из этой группы, в зависимости от своих возможностей, или также приобретают и открывают собственные точки продаж, или же используют франчайзинговые схемы развития, некоторые компании комбинируют эти схемы.

2 группа — компании-«середняки». В эту группу можно отнести крупные региональные сети, которые на своем локальном рынке имеют большую розничную сеть и известный бренд, что позволяет им пока конкурировать на своем уровне с федеральными компаниями. Но новые реалии заставили многих владельцев по-другому взглянуть на стратегию развития своих компаний и возможные перспективы. Некоторые компании продались, другие примкнули (полностью или частично) к франчайзинговым программам компаний-лидеров. Остальные же игроки являются «лакомым куском» для лидеров.

3 группа — компании-«одиночки». В эту группу следует отнести небольшие сети и единичные самостоятельные торговые точки, данная группа обречена на постепенное «вымирание». Потенциала у этих игроков практически не осталось. Единственный возможный способ их выживания — это расширение оказываемого списка услуг, но фактически это означает их закрытие как продавцов мобильных телефонов.

Рассмотрим непосредственно основных производителей мобильных телефонов.

Nokia. Самая дорогостоящая марка из всех, существующих на данном рынке: 6 место в мировом рейтинге, оценена в 26,5 миллиардов долларов. Под маркой Nokia выпускаются смартфоны и коммуникаторы, достаточно дешевые модели, телефоны бизнес-класса, «стильные металлические» модели и даже “модные”, дизайнерские аппараты. Корпорация Nokia начала работать в области производства современного телекоммуникационного оборудования с середины 1960-х. гг. В конце 80- х гг. Nokia стала одним из основных разработчиков оборудования стандарта GSM. Таким образом, компания Nokia работает на рынке средств связи более 50 лет. Nokia потратила огромное количество времени, энергии и денежных средств на исследования и производство. Своими инновационными продуктами и решениями Nokia прокладывает путь к обществу мобильной информации.
Nokia предлагает большой выбор мобильных телефонов: в 2007 году модельный ряд обновился на 35 единиц. Nokia обладает целым рядом удачных моделей: это и дизайнерская серия 7200, и коммуникаторы 9000 серии, и телефон бизнес-класса 8800. Мобильные телефоны Nokia обладают большим количеством функций. Они являются не только повседневным средством связи, но и позволяют расширить свои творческие способности, уделить внимание работе. Мобильные телефоны Nokia обладают большим количеством функций. Они являются не только повседневным средством связи, но и позволяют расширить свои творческие способности, уделить внимание работе.

Motorola. Марка также присутствует в рейтинге самых дорогостоящих, 73-я позиции в мировом рейтинге и почти 4 млрд. долларов в стоимостном выражении. И здесь ситуация схожа с Nokia. Ценностная составляющая достаточно запутанная: какое-то время марка продвигала себя как символ стиля и молы, однако эта тема достаточно избита, она активно используется другими игроками рынка. Далеко не все телефоны модельного ряда можно назвать “стильными” или “модными”. Часто акцент в рекламном сообщении делается вообще на рациональные свойства. Motorola обладает одним очень сильным брендом: RAZR VЗ. Создав сильный телефон и заявив его он “тонкий намек на твое превосходство”, Motorola попала в десятку: в наше время торжества идей феминизма, ценность женского превосходства является очень актуальной. В итоге, не смотря на относительно немалую цену, телефон до сих пор успешно продается. С этой позиции, весьма забавно смотрятся попытки восточных марок перещеголять RAZR в части снижения толщины аппарата (ин одна из них не увенчалась успехом, долю рынка RAZR не удалось отобрать никому), в то время, как для потребителя, тонкая трубка - лишь атрибут, а ключевое слово — «превосходство», основной акцент в рекламе продолжает делаться на толщине аппарата, а никак не на ценности превосходства.

SonyEricsson. Известный и дорогостоящий симбиоз двух марок - Sony и Ericsson - занимает 28-е место в международном табели о рангах со стоимостью 10.75 млрд.долларов. Высокий уровень знания марки Sony и тотальное присутствие ставит Ericsson в один ряд с мировыми лидерами. Марка SonyEricsson несет в себе техническое совершенство и качество. У фирмы есть целый ряд очень удачных моделей: это и коммуникаторы 900-й серии и WalkmanW 800i‚ который успешно опережает на американском рынке другие “трубки с музыкой” - и вышеупомянутый ROKR от Motorola и Samsung А 970. Но общей личностной ценности, объединяющей все продукты, выпускаемые под данной маркой попросту нет.

Также SonyEricsson уделяет большое внимание сервисному обслуживанию производимой продукции. Гарантийным и постгарантийным ремонтом занимаются более
100 сервисных центров в городах России, Беларуси, Казахстана, Молдовы,
Азербайджана и Украины. Качественный сервис — неотъемлемая часть обязательств компании перед покупателями.

 

Samsung и LG - восточные братья-конкуренты - 20-е место в мировом рейтинге, стоимость почти 15 млрд. и 97-я позиция со стоимостью 26 млрд. соответственно. Эти две марки являются носителями некоторых проблем: это и восточный тип марки, по сути исключающий возникновение ценностной составляющей как таковой, и неудобные, абсолютно незапоминаемые буквенно-цифровые обозначения телефонов — суббрендов.

Отечественные специалисты по маркетингу создают себе кумиров из числа западных марок, не взирая на их слабости и ошибки, Каждое рекламное сообщение становится предметом дебатов на тему “его таким интересным образом хотели сказать нам бренд-менеджеры великих брендов, и как это замечательно”. Можно прийти к выводу о том, что почти каждое рекламное сообщение говорит лишь о том, что образцам для подражания сказать абсолютно нечего. Это лишь поиск впотьмах некой удачной идеи, которая позволяет продержаться какое-то время на рынке,

Если в начале года новости о поглощениях и слияниях производили впечатление на многих участников рынка, то сейчас такие сообщения уже не относятся к разряду «горячих». Летний кризис ускорил процесс «очистки», рынка от слабых игроков, многие вынуждены были закрыться или продаться по неприемлемым до кризиса ценам. В то же время компании, обладающие большими ресурсами, смогли пережить кризис, также многие смогли сделать выгодные приобретения в виде новых торговых точек.

 

Описание конъюнктуры рынка

Таблица 1

Самые продаваемые сотовые телефоны в салонах “Евросеть”

Ценовая категория Первое место Второе место Третье место
От $400 Motorola V3 Black Sony Ericsson K750i Nokia 6681
от $300 до $399 Nokia 6230i Nokia 3230 Nokia 7270 Black
от $200 до $299 Motorola E398 Nokia 6230 LGF2300
от $130 до $199 Sony Ericsson K300i LGG1800 2490 Motorola V80
от $100 до $129 Motorola C650 LGB2000 Siemens C65
от $70 до $99 Siemens A62 Nokia 2600 Nokia 1100
До $69 Motorola C115 Siemens A70 Motorola C116

 

Региональные рынки с отставанием повторяют тенденции московского, что связано с более поздним развитием в них сотовой связи. В московском регионе преобладает замещающий спрос, и средняя стоимость продаваемого телефона постоянно растет. Cейчас наибольшей популярностью пользуются модели стильного дизайна и "умные телефоны" со встроенными фотокамерами. Доля продаж сотовых телефонов с фотокамерами составила 15% от общих продаж. Для сравнения в 2007 году эта доля составляла 6%. Покупатели предпочитают более функционально насыщенные модели. Этому способствует рост предложения: даже в моделях базового уровня сейчас присутствует цветной дисплей и полифония, ряд мультимедийных характеристик.

В этом сезоне увеличилась популярность слайдер-трубок. Такие модели представлены в Premium-сегменте от 250 долларов. В среднем ценовом уровне популярными остаются модели-«раскладушки». Доля продаж «раскладушек» составила 29% от общих продаж.

Технически оснащенные аппараты все больше интересуют молодежь. Для них не менее важными становятся оригинальные функции: световая индикация, редактор мелодий, сенсорный экран. FM-радио и поддержка МР3, возможность загрузки Java-приложений. Среди бизнес-аппаратов появились максимально функциональные модели, сопоставимые со смартфонами. Эти модели выдержаны в строгих формах, основной акцент - на качестве материалов корпуса.

В последнее время наметился рост продаж смартфонов. С появлением каждого нового смартфона устраняются недочеты, которые присутствовали у предшественников, поэтому опытные пользователи, которым действительно необходим карманный компьютер и телефон в одном, ждут новинок и формируют спрос.

По-прежнему высок интерес к имиджевым моделям. В московском регионе спрос на имиджевые аппараты связан с высоким уровнем доходов населения по сравнению с регионами и с преобладающей долей замещающих покупок. Имиджевый сегмент остается практически без изменений: меняется только мода на форм-фактор. В третьем квартале на рынок поступили модели с оригинальными механизмами открытия и подсветки. Значительно расширился спектр телефонов с мегапиксельными фотокамерами – эти модели пользуются высоким спросом, прежде всего, у молодежной аудитории. В имиджевом сегменте по-прежнему важен максимально широкий набор функций и внешняя привлекательность телефона.

На четвертый квартал приходится наибольшее число продаж в году. И если в сентябре 2008 особой популярностью пользуются модели бюджетного и среднего ценового уровня (их покупает молодежь, покупка приурочена к новому учебному году), то с октября спрос смещается в сторону более дорогих моделей. С ростом доходов населения увеличится доля аппаратов, приобретаемых в качестве подарка к новогодним праздникам. К концу года средняя стоимость продаваемого телефона вырастает. Согласно данным дилерской компании – «Евросети» - объем рынка розничных продаж сотовых телефонов в 2008 году составляет 36 млн. шт. или 5,5 миллиарда долларов.

Что касается ситуации 2009 года, на российском рынке сотового ритейла активность потребительского спроса характеризуется как пони­женная, что связано с падением доходов населения и «кризисной психо­логией», когда потенциальные потребители смену мобильного телефона откладывали на потом.

Пик падения, так называемое «дно кризиса», пришлось на май-июнь 2009 года, но в конце 2 квартала — начале 3-го рост потребительского спроса возобновился, причем на уровне, опережающем рост экономики в целом. Компания связывает проклюнувшийся интерес с тем, что клиенты начали совершать ранее отложенные покупки сотовых телефонов и портативной цифровой техники.

По данным обзора, за три квартала текущего года было продано 17,66 млн. сотовых телефонов, что на 34,1% меньше количества, проданного за первые три квартала 2008 года. В третьем квартале текущего года в России было продано 7,1 млн. мобильных телефонов, что на 31,6% меньше резуль­татов аналогичного периода 2008 года. Итоговый объем рынка кризисного года «Евросеть» оценивает на уровне 26 млн. штук. Это, кстати, худший показатель с 2003 года.

Рисунок 1. Структура рынка сотового ритейла по федеральным округам РФ

 

Так, в мае продажи сотовых в РФ составили 1,7 млн., в июне — 1,9 млн., июльские про­дажи выросли уже до 2,2 млн., а сентябрь­ские — до 2,5 млн. штук. Как утверждают специалисты компании, вос­становление рынка мобильных телефонов начнется уже в 2010 году, когда минимальный прирост продаж составит 3-4%, а максимальный 10-15%.

Динамика позиций брендов сотовых телефонов, которую приводит «Евро­сеть», соответствует общемировым тенденциям. Лидером российского рынка остается компания Nokia, на телефоны которой пришлось 38,7% продаж в третьем квартале 2009 года.
На втором месте Samsung с долей в 35,2%. В два раза выросла рыночная доля LG — 12,4 процента в третьем квартале 2009 года против 5,3% в первом. А Sony Ericsson не повезло, доля этого бренда сократилась почти в три раза — 6,3% против 15,7% в аналогичных периодах.

Согласно информации, предоставленной специалистами компании «Евросеть», продажи сотовых телефонов на рынке Сибирского федерального округа в этом году складывались немного иначе, чем по всей России. Так, самым провальным считается апрель, в этом месяце в Сибири было продано около 180 тысяч мобильных. Это самый низкий показатель продаж в округе за год (рисунок 2)

Рисунок 2

После апрельских неудач спрос на мобильные телефоны в Сибири начал понемногу восстанавливаться: уже в июле было продано около 260 тысяч сотовых, к сентябрю 2009 этот показатель вырос до 300 тысяч. Аналитики компании полагают, что уровень продаж в СФО в декабре составит свыше 430 тысяч штук. Всего по прогнозам за 2009 год в Сибирском федеральном округе будет продано примерно 3,1 млн. сотовых телефонов, в следующем году планируется рост продаж до 3,3 млн. штук.

Для сравнения: в Москве в 2009 году продажи составят 6,4 млн. штук, а в 2010 — 6,5 млн. штук. То есть пока сибиряки покупают в два раза меньше сотовых телефонов, чем в столице.

Что касается предложения товара, то результатом кризиса стало концентрирование всех заказов (телефоны и аксессуары) за пределами России, многие дистрибьюторы старались переместить на неделю или больший срок свои заказы у производителей. Уровень ввоза телефонов стал минимальным за несколько последних лет, компании предпочитали перенести доставку телефонов на поздние сроки, прояснив ситуацию на рынке (операционный запас на начало недели сократился до 1.2 миллионов терминалов, что соответствует примерно 10 дням работы). Ситуация с ростом цен, которая вначале не была подкреплена дефицитом телефонов, стала более критичной, начался дефицит по многим моделям среднего и высокого ценовых сегментов. В лучшей позиции оказались компании с худшей реализацией телефонов в розничных сетях, для них запасы стали сокращаться, а их доля на фоне общего падения продаж выросла, хоть и незначительно (примером выступает Siemens, Nokia). Для компаний Sony Ericsson, Motorola, Samsung начинает ощущаться недостаток оборудования. Общий дефицит предложения на рынке в начале года наблюдался на уровне 40 процентов от потребностей компаний, к концу года он достиг 55 процентов. Крупные сети имели такие же проблемы, как и остальные игроки, все воздерживались от массовых поставок телефонов в Россию, поступавшие количества мизерны и сразу идут в розничные точки. Ситуация в оптовых каналах была крайне тяжелой, отсутствовало массовое предложение, цены выросли по сравнению с предыдущим годом минимум на 10 процентов. Оптовики предлагают вместе с ходовыми позициями телефоны, не пользующиеся популярностью, к примеру, склады по аппаратам Sharp стали нулевыми (их давали в нагрузку к телефонам Samsung).

Рассматривая спрос и предложение на сотовые телефоны можно сказать, что в среднесрочной перспективе динамика рынка сотового ритейла будет характеризоваться неоднозначными тенденциями. По мнению специалистов, с одной стороны, замедление роста доходов у людей и зависимость цен на товары от курса валют в текущем году затормозит рост оборота розничной торговли. С другой стороны, снижение влияния фактора «кризисной психо­логии», адаптация населения к новым условиям, отсутствие внешних шоков сформирует позитивные ожидания потребителей, восстановит спрос, что положительно отразится на объеме рынка.

Выйти на докризисный уровень продаж ритей­леры рассчитывают к 2011 году, это прои­зойдет благодаря прогнозируемому восста­новлению экономики. Также «веру в лучшее будущее» компания базирует на данных ис­сле­дования, согласно которым постепенный рост продаж по отношению к показателям этого года уже начался.

Динамика уровня продаж

Потребители

Сегментация потребителя

Удовлетворить запросы потребителей - непростая задача. Прежде всего, нужно хорошо изучить потребителя, т.е. ответить на вопросы кто покупает, какое количество, по какой цене, с какой целью, для удовлетворения каких потребностей, где покупает. Изучить всех покупателей продукта невозможно, да и не нужно. Целесообразно найти тот сегмент потребителей, который обеспечит основной сбыт. В нашем случае сегментация будет производиться по социально-демографическому критерию, а именно - возрасту (таблица 4).

Для исследования потребителей был использован метод анкетирования.

Из таблицы 4 видно, что телефоны торговой марки Samsung преимущественно используют люди в возрасте от 18 до 25 лет (7,5%), а меньше всего - от 35 до 45 и от 45 до 60. Телефонами Nokia пользуются больше люди от 35 до 45 лет (7,5%), а потом уже и от 18 до 25 (6,25%), а меньше всего - в возрасте менее 18. Телефоны товарной марки Motorola используют все люди разных возрастных категорий практически в одинаковом процентном соотношении, но больше всего лица менее 18, от 18 до 25 и от 40 до 60 (таких людей из каждой категории по 2,5%), другие чуть меньше (по 1,25%). Sony Ericsson пользуются первые три группы: менее 18, от 18 до 25 и от 25 до 35 лет (по 2,5%), остальные, можно сказать, практически не пользуются. Те возрастные группы, в которых больше всего человек пользуются телефонами конкретной товарной марки, и будут целевыми сегментами этой товарной марки.

Таблица 4

Сегментирование по возрастам

Возраст Торговая марка Samsung Nokia Motorola Sony Ericsson
Менее 18 кол-во человек        
  % 3,75 2,5 2,5 2,5
18-25 кол-во человек        
  % 7,5 6,25 2,5 2,5
25-35 кол-во человек        
  % 3,75 3,75 1,25 2,5
35-45 кол-во человек        
  % 2,5 7,5 1,25  
45-60 кол-во человек        
  % 2,5 6,25 2,5 1,25
более 60 кол-во человек        
  % 3,75 3,75 1,25  

Заключение

Рынок сотовых телефонов — рынок весьма интересный для анализа, технические характеристики и брендинговая составляющая здесь занимают лидирующие позиции. Конкуренция на этом рынке слишком сильна, участники рынка, как было показано в исследовании, идут с небольшим отрывом друг от друга, максимально быстро внедряя все самые передовые изобретения и находки, в связи с чем иррациональные причины для покупки становятся важны как никогда. Лидеры рынка (компании-производители): Nokia, Samsung, LG, Sony Ericsson, обладают брендами, входящими в топ-100 по версии Вusinessweek, имена этих марок с придыханием произносятся маркетологами всех стран. Однако, как выяснилось в ходе исследования, ситуация с большинством марок далеко не однозначна.


Список используемой литературы

 

1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.-208 с.

2. Болт Г. Дж. «Практическое руководство по управлению сбытом»: Пер. С англ./ Научн. Ред. и авт. Предисл. Ф.А Крутиков. - М.: Экономика, 1991.- 271 с.

3. Ковалев А. И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. - М.: 111 с.

4. Коноплев В.Т. «Международный маркетинг».- Донецк: Юго-Восток, 1998.- 320 с.

5. Крылова Г. Д., Соколова М. И. Практикум по маркетингу: ситуационные задачи и тест-контроль: Учеб. Пособие / Под ред. акад. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.- 240 с.

6. Маркетинг / Под ред. проф. Уткина Э.А.- М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998.- 320 с.

7. Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корялогов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А. Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.- 560 с.

8. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия.: М.: Внешторгиздат, 1989.- 152 с.

9. Основы маркетинга: Учеб. Пособие/ Р.А. Крыжановский, И.П. Продиус.- К.: УМК ВО, 1992.- 164 с.

Содержание

 

Содержание. 2

Введение. 3

1. Общая характеристика рынка. 3

2. Основные участники рынка. 4

3. Описание конъюнктуры рынка. 8

3.1 Уровень спроса и предложения. 8

3.2 Динамика уровня продаж.. 14

3.2.1.Распределение продаж по форм-факторам сотовых телефонов. 14

3.2.2 Распределение продаж по ценовым сегментам. 17

4. Потребители. 20

4.1 Сегментация потребителя. 20

4.2 Запросы покупателей к товару по техническим характеристикам. 21

4.3 Конкурентоспособность товара сотовых телефонов. 23

4.4 Запросы потребителя по ценовым характеристикам. 25

5. Исследование посреднических организаций. 26

6. Выводы и рекомендации. 29

Заключение. 29

Список используемой литературы.. 30

 


 

Введение

Целью моего исследования является маркетинговое исследование российского рынка сотовых телефонов. Выбор остановился на таком товаре как мобильные телефоны, поскольку данный товар необходим для современного человека и уже сегодня является средством мультимедийной, персональной и круглосуточной коммуникации. Мобильные телефоны могут стать отличным каналом дистрибьюции, так же, как инструментом обратной связи и различных исследований. Современный рынок маркетинговых коммуникаций характеризуется взаимопроникновением различных способов и каналов воздействия на потребителей.

В связи с поставленной целью в своей работе я рассмотрела следующие вопросы:

1)Общая характеристика российского рынка сотовых телефонов;

2) Основные участники рынка;

3)Описание конъюнктуры рынка:

- уровень спроса и предложения;

- динамика уровня продаж;

4) Потребители рынка;

6)Посреднические организации на рынке.

Общая характеристика рынка

Отечественный рынок мобильных телефонов заметно отличается от западного. Россия одна из немногих стран, где рынок ритейла не поделен между операторами. Так сложилось, что у нас развились независимые национальные сети по торговле мобильными телефонами и цифровой техникой. Темпы развития нашего рынка перекрывают показатели других развитых стран. Россия несколько отстает от средних зарубежных показателей по степени насыщения и структуре спроса, но зато лидирует по другим параметрам, касающиеся розничных технологий: скорости замены аппаратов, наличию более продвинутой в технологическом плане аудитории и т.д.

На рынке сотовых телефонов в России можно говорить о 2008 годе как об одном из наиболее ярких за весь период развития дистрибуции мобильных телефонов в России с точки зрения масштаба и динамичности событий на рынке и их последствий.

В 2008 году значительно замедлились темпы роста рынка (по оценке J’son & Partners на конец года прирост по сравнению с 2007 годом составит 13%, в то время как в 2007 году рынок вырос на 76%). Вторым важнейшим событием стал летний «таможенный» кризис, последствия которого ощущаются до сих пор.

Первый фактор привел к усилению конкуренции, т. к., рынок стал насыщаться, а игрокам стало на нем тесно. Второй - усилил данную ситуацию на порядок, усложнив условия выживания на рынке. Мобильным телефонам в России понадобилось менее 10 лет, чтобы перестать быть роскошью и охватить широкие слои потребителей. С начала эпохи сотовой связи в нашей стране число абонентов с каждым годом увеличивалось более чем в два раза. Естественно, что пропорционально распространению сотовой связи, увеличивается потребность в приобретении мобильных телефонов. Так, если в 1991 году в России насчитывалось всего 300 абонентов, то в 1992 уже 600 и т.д. К середине 2003 года общее количество абонентов в стране достигло 22 миллионов, что превратило ее в крупнейшую 'сотовую' державу Восточной Европы. Но даже с такой армией абонентов Россия преодолела рубеж только 15% проникновения сотовой связи среди населения. Это - ничтожная цифра, если сравнивать с некоторыми развитыми странами, где рынок близок к насыщению и этот показатель достигает 70% и более.

 

Основные участники рынка

На текущий момент участников рынка можно условно разделить на 3 группы:

1 группа — компании-лидеры. На текущий момент ТОП-10 компаний контролируют порядка 65% розничного рынка мобильных телефонов. Эти компании имеют различную стратегию развития своих розничных сетей. Лидеры приобретать конкурентов. Остальные компании из этой группы, в зависимости от своих возможностей, или также приобретают и открывают собственные точки продаж, или же используют франчайзинговые схемы развития, некоторые компании комбинируют эти схемы.

2 группа — компании-«середняки». В эту группу можно отнести крупные региональные сети, которые на своем локальном рынке имеют большую розничную сеть и известный бренд, что позволяет им пока конкурировать на своем уровне с федеральными компаниями. Но новые реалии заставили многих владельцев по-другому взглянуть на стратегию развития своих компаний и возможные перспективы. Некоторые компании продались, другие примкнули (полностью или частично) к франчайзинговым программам компаний-лидеров. Остальные же игроки являются «лакомым куском» для лидеров.

3 группа — компании-«одиночки». В эту группу следует отнести небольшие сети и единичные самостоятельные торговые точки, данная группа обречена на постепенное «вымирание». Потенциала у этих игроков практически не осталось. Единственный возможный способ их выживания — это расширение оказываемого списка услуг, но фактически это означает их закрытие как продавцов мобильных телефонов.

Рассмотрим непосредственно основных производителей мобильных телефонов.

Nokia. Самая дорогостоящая марка из всех, существующих на данном рынке: 6 место в мировом рейтинге, оценена в 26,5 миллиардов долларов. Под маркой Nokia выпускаются смартфоны и коммуникаторы, достаточно дешевые модели, телефоны бизнес-класса, «стильные металлические» модели и даже “модные”, дизайнерские аппараты. Корпорация Nokia начала работать в области производства современного телекоммуникационного оборудования с середины 1960-х. гг. В конце 80- х гг. Nokia стала одним из основных разработчиков оборудования стандарта GSM. Таким образом, компания Nokia работает на рынке средств связи более 50 лет. Nokia потратила огромное количество времени, энергии и денежных средств на исследования и производство. Своими инновационными продуктами и решениями Nokia прокладывает путь к обществу мобильной информации.
Nokia предлагает большой выбор мобильных телефонов: в 2007 году модельный ряд обновился на 35 единиц. Nokia обладает целым рядом удачных моделей: это и дизайнерская серия 7200, и коммуникаторы 9000 серии, и телефон бизнес-класса 8800. Мобильные телефоны Nokia обладают большим количеством функций. Они являются не только повседневным средством связи, но и позволяют расширить свои творческие способности, уделить внимание работе. Мобильные телефоны Nokia обладают большим количеством функций. Они являются не только повседневным средством связи, но и позволяют расширить свои творческие способности, уделить внимание работе.

Motorola. Марка также присутствует в рейтинге самых дорогостоящих, 73-я позиции в мировом рейтинге и почти 4 млрд. долларов в стоимостном выражении. И здесь ситуация схожа с Nokia. Ценностная составляющая достаточно запутанная: какое-то время марка продвигала себя как символ стиля и молы, однако эта тема достаточно избита, она активно используется другими игроками рынка. Далеко не все телефоны модельного ряда можно назвать “стильными” или “модными”. Часто акцент в рекламном сообщении делается вообще на рациональные свойства. Motorola обладает одним очень сильным брендом: RAZR VЗ. Создав сильный телефон и заявив его он “тонкий намек на твое превосходство”, Motorola попала в десятку: в наше время торжества идей феминизма, ценность женского превосходства является очень актуальной. В итоге, не смотря на относительно немалую цену, телефон до сих пор успешно продается. С этой позиции, весьма забавно смотрятся попытки восточных марок перещеголять RAZR в части снижения толщины аппарата (ин одна из них не увенчалась успехом, долю рынка RAZR не удалось отобрать никому), в то время, как для потребителя, тонкая трубка - лишь атрибут, а ключевое слово — «превосходство», основной акцент в рекламе продолжает делаться на толщине аппарата, а никак не на ценности превосходства.

SonyEricsson. Известный и дорогостоящий симбиоз двух марок - Sony и Ericsson - занимает 28-е место в международном табели о рангах со стоимостью 10.75 млрд.долларов. Высокий уровень знания марки Sony и тотальное присутствие ставит Ericsson в один ряд с мировыми лидерами. Марка SonyEricsson несет в себе техническое совершенство и качество. У фирмы есть целый ряд очень удачных моделей: это и коммуникаторы 900-й серии и WalkmanW 800i‚ который успешно опережает на американском рынке другие “трубки с музыкой” - и вышеупомянутый ROKR от Motorola и Samsung А 970. Но общей личностной ценности, объединяющей все продукты, выпускаемые под данной маркой попросту нет.

Также SonyEricsson уделяет большое внимание сервисному обслуживанию производимой продукции. Гарантийным и постгарантийным ремонтом занимаются более
100 сервисных центров в городах России, Беларуси, Казахстана, Молдовы,
Азербайджана и Украины. Качественный сервис — неотъемлемая часть обязательств компании перед покупателями.

 

Samsung и LG - восточные братья-конкуренты - 20-е место в мировом рейтинге, стоимость почти 15 млрд. и 97-я позиция со стоимостью 26 млрд. соответственно. Эти две марки являются носителями некоторых проблем: это и восточный тип марки, по сути исключающий возникновение ценностной составляющей как таковой, и неудобные, абсолютно незапоминаемые буквенно-цифровые обозначения телефонов — суббрендов.

Отечественные специалисты по маркетингу создают себе кумиров из числа западных марок, не взирая на их слабости и ошибки, Каждое рекламное сообщение становится предметом дебатов на тему “его таким интересным образом хотели сказать нам бренд-менеджеры великих брендов, и как это замечательно”. Можно прийти к выводу о том, что почти каждое рекламное сообщение говорит лишь о том, что образцам для подражания сказать абсолютно нечего. Это лишь поиск впотьмах некой удачной идеи, которая позволяет продержаться какое-то время на рынке,

Если в начале года новости о поглощениях и слияниях производили впечатление на многих участников рынка, то сейчас такие сообщения уже не относятся к разряду «горячих». Летний кризис ускорил процесс «очистки», рынка от слабых игроков, многие вынуждены были закрыться или продаться по неприемлемым до кризиса ценам. В то же время компании, обладающие большими ресурсами, смогли пережить кризис, также многие смогли сделать выгодные приобретения в виде новых торговых точек.

 

Описание конъюнктуры рынка

Уровень спроса и предложения

Согласно данным аналитического исследования, в 2008 году на российском рынке сотовых телефонов произошло заметное смещение потребительского спроса к моделям более дорогих ценовых категорий (таблица 1).По данным аналитиков, темпы роста продаж самых дорогих (от 400 долл.) мобильников более чем в два раза превысили соответствующий показатель в самом низком ценовом сегменте (до 100 долл.). Специалисты объясняют это активным развитием сегмента покупок новых мобильных телефонов на замену старым. Эксперты считают, что интерес к дорогим моделям также связан с развитием потребительского кредитования. По данным дилерских сетей, около 15-20% телефонов в крупнейших российских сетях продается в кредит.

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.109 с.)