Туристские ресурсы и принципы их использования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Туристские ресурсы и принципы их использования



Содержание

 

Задание 1. Анализ модели туризма Италии ………………………………….……….3

1. Географическое положение …………………………………………………………3

2. Население …………………………………………………………………………….4

3. Экономика ……………………………………………………………………………5

4. Туристские ресурсы и принципы их использования ……………………………....8

5. Центры туристской привлекательности …………………………………………..11

6. Соотношение въезда и выезда туристов, поступления от туризма,

расходы на туризм …………………………………………………………………….17

Задание 2. Решение теста ………………………………………………………….….20

Список литературы ……………………………………………………………………24

 


Задание 1. Анализ модели туризма Италии

 

Географическое положение

Италия расположена на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Италия занимает Апеннинский полуостров, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния, Искья, Капри и Эльба. Граничит Италия с Францией — на западе, с Австрией и Швейцарией — на севере, со Словакией — на северо-востоке. Омывается водами Тирренского моря — на западе, Адриатического — на востоке, Средиземного — на юге. Два независимых государства - Сан-Марино и Ватикан - расположены на территории Апеннинского полуострова и полностью окружены Италией.

Географически Италия расположена между 47º 05' и 35º 29' северной широты и между 6º 37' и 18º 31' восточной долготы.

Общая площадь Италии 301 тыс. квадратных километров (суша - 294 020 кв.км., водные акватории - 7 210 кв. км.), при этом протяженность с севера на юг составляет 1170 км, наибольшее расстояние с востока на запад в средней части 230 км.

Горы Италии занимают 35% территории, возвышенности – 42%, равнины – 23% всей территории. Длина береговой линии 7122 км.

Разнообразие климата Италии определяется территориальной протяженностью по долготе. На севере Италии тип климата переходный от субтропического к умеренно-континентальному. В июле температура поднимается до +24º С. В январе - около 0º С. Климат полуостровной и островной Италии - средиземноморский, это значит, что две трети года там ясное голубое небо, лето жаркое и сухое (в июле +26 º С), и теплая мягкая зима (от +8 º С до +10 º С в январе).

На юге полуострова с марта по октябрь дуют сухие жаркие ветры из Сахары - сирокко. В этот период температура повышается примерно до +35 º С. Летнюю жару смягчает морской бриз, усиливающийся у побережья Тирренского моря и более слабый у Адриатики. Наибольшее число солнечных дней в году зарегистрировано на юго-восточном побережье Сардинии.

Климат Италии с жарким летом и мягкой зимой благоприятно влияет на развитие пляжного туризма. Протяженность доступного для купания морского побережья в Италии составляет 5 041 км, где находятся 4800 оборудованных пляжей и 40 921 место для приема плавсредств с туристскими услугами.

 

Население

По численности населения (57 млн. чел.) Италия занимает третье место в Европе после Российской Федерации, Германии и первое – в Южной Европе. Более 12% населения страны сконцентрировано в 4 городах-миллионерах: Риме, Милане, Турине, Неаполе.

Более половины всех крупных городов находится в Северной Италии. Для Италии, особенно для севера и центра, характерна густая сеть малых городов (10-30 тыс. жителей).

Средняя плотность населения – 190 чел/км кв. По этим показателям Италия занимает пятое место в Европе и первое – среди стран Южной Европы. Плотнее всего заселены равнины Ломбардии и Лигурии, где самые благоприятные условия для интенсивного земледелия и развития промышленности. Здесь плотность населения превышает 300 чел/км кв. В стране превалирует городское население (77%), основная часть которого проживает на Паданской равнине. Горные же районы населены гораздо реже. Здесь плотность населения падает до 35 человек на 1 кв. км., в засушливых и экономически слаборазвитых областях Сардинии и Базиликате плотность населения 60 человек на 1 кв. км.

Население Италии отличается большой подвижностью внутри страны. Миграционные потоки направлены из экономически слабо развитых областей Юга на индустриальный Север. Усиливается концентрация населения в Риме и его окрестностях, что связанно со столичной ролью этого города.

Италия длительное время была страной мощной эмиграции. Начиная с 1869г. по 1979г. из страны выехало более 20 млн. человек. Наибольшее число эмигрантов выезжало из южных районов, из Сицилии, а также из Центральной Италии и направлялось за океан - в Аргентину, Бразилию, США.

Сейчас из Италии выезжает примерно 90 тыс. человек в год. В последние десятилетия итальянские эмигранты направляются в основном не за океан, как было прежде, а в западноевропейские страны, преимущественно в Швейцарию и Германию. Эмигрирующих за океан в наибольшей степени притягивают США, Канада, Австралия. С 1973 г. иммиграция в Италию превышает эмиграцию из страны. Италия сама стала все шире привлекать труд иностранных рабочих.

Около 98% населения Италии составляют итальянцы, а оставшиеся 2% - другие народы. Национальные меньшинства Италии представляют собой довольно компактные группы, живущие в течение многих веков на одной территории. На севере страны в пограничных районах живут ретороманцы (главным образом фриулы) ~350 тыс. человек, французы – около 70 тыс. человек, словенцы и хорваты – около 50 тыс. человек; в Южной Италии и на острове Сицилия проживают албанцы – около 80 тыс. человек; на юге страны – греки (30 тыс. человек); на острове Сардиния – каталонцы (10 тыс. человек).

Подавляющее большинство итальянцев – католики (около 83%). Церковь оказывает огромное влияние на многие стороны жизни итальянцев. Немалую роль играет и тот факт, что в самом сердце итальянской столицы расположено самое католическое государство мира – Ватикан. Но тем не менее 15% итальянцев придерживаются атеистических взглядов. Менее 1% исповедуют исламскую веру суннитского толка.

 

Экономика

Италия по своему экономическому уровню занимает промежуточное положение между наиболее экономически развитыми странами и странами со средним уровнем развития производительных сил. Так же как и в других высокоразвитых странах, в Италии промышленность является ведущей сферой экономики, хотя в ней занята меньшая часть экономически активного населения, чем в интенсивно и непропорционально растущей сфере услуг. Стоимость промышленной продукции превышает стоимость продукции сельского хозяйства, в которое ежегодно вкладывается меньше капитала, чем в промышленность. Промышленные изделия резко преобладают и в итальянском экспорте. Значительная часть национальных богатств Италии находится в руках монополий, большинство из которых входят в число крупнейших концернов капиталистического мира. Они господствуют в химической и электротехнической промышленности, в автомобильной, а также в резинотехнической.

В то же время в стране существует великое множество средних, мелких и мельчайших фирм, главным образом в легкой и пищевой промышленности, а также в производстве бытовой электротехники, оборудования для переработки синтетических материалов, в некоторых подотраслях станкостроения. Начиная с 70-х годов заметна тенденция к сокращению крупных и повышению роли мелких и средних фирм и предприятий.

Итальянское государство активно и в различных формах вмешивается в экономику страны: его специализированные органы участвуют в акционерных обществах в качестве держателей контрольного пакета акций, создаются промышленные предприятия в соответствии с различными государственными программами. Государство стало крупнейшим в стране предпринимателем. Особенно сильны его позиции в энергетике, металлургии, судостроении. Ему принадлежат также многие предприятия легкой промышленности. Национализированы и крупнейшие банки. По темпам развития государственный сектор превосходит развитие итальянской экономики в целом.

В современных условиях вмешательство государства в экономику не сводится к тому, чтобы помогать отдельным монополистическим объединениям развивать наименее прибыльные или требующие особенно больших капиталовложений отрасли. Основная цель государственного вмешательства - обеспечить непрерывность процесса воспроизводства. Новой важной особенностью развития государственно-монополистического капитализма в Италии стало общенациональное долгосрочное программирование хозяйства, отражающее возросшую степень концентрации и централизации производства и капитала, усиление монополизации и огосударствления экономики.

Некоторые отрасли (транспорт, связь, общественные работы и др.) финансируются преимущественно на основе экономических программ. Ведется реализация около 40 различных экономических программ, в том числе по дорожному строительству, по защите Венеции от затопления и т. п. Самая крупная и постоянно действующая с 1950 г. экономическая программа Италии направлена на развитие экономики Юга. Но большинство отраслевых и региональных экономических программ не выполняется в срок, а общенациональные экономические планы слабо влияют на развитие итальянской экономики.

Правительство Италии поощряет приток иностранного капитала, который играет важную роль в хозяйстве страны. Большая часть иностранных инвестиций направляется в машиностроение, химию и энергетику, значительная доля вкладывается в сферу услуг. Преобладает капитал из США, Франции, Германии, Великобритании, Швейцарии, Лихтенштейна.

В системе «Общего рынка» Италия выступает как страна-экспортер промышленной продукции (главным образом машин и оборудования) и второстепенных продуктов питания (фруктов, овощей, вина) и в то же время как страна-импортер основных продуктов питания и главных видов минерального и сельскохозяйственного сырья для своей промышленности.

В структуре ВВП Италии (% по добавленной стоимости) доля промышленности составляет 25,8 (в т.ч. обрабатывающей — 22,8), сельского хозяйства — 3,2, строительства — 5,5, сферы услуг — 65,5. В структуре занятости они занимают соответственно 21,7 (21,0); 5,5; 6,9; 65,9. Масштабы теневой экономики оцениваются в 25—30% ВВП. Неформальная трудовая деятельность охватывает 20% трудоспособного населения.

 

Расходы на туризм

Туризм занимает немаловажное место в экономике Италии (12% от ВВП). Сюда ежегодно приезжает свыше 50 миллионов человек. 5,6% мирового туристического рынка приходится на долю Италии, и она занимает 3-е место в Евросоюзе после Франции и Испании.

Статистические данные за 2009 г. подтверждают наметившуюся в последние годы тенденцию к возрастанию роли туризма в экономике Италии. Становясь все более важным сектором, он активно вовлекает в свою орбиту другие отрасли, выступая в качестве связующего звена многих видов экономической деятельности. Туризм – единственная отрасль экономики страны, в которой отмечается динамичный рост, тем самым повышается его инвестиционная привлекательность.

В Италии туристами считаются все иностранцы, которые провели в стране хотя бы одну ночь, остальные относятся к экскурсантам. В 2010 г. в Италии побывало 35,8 млн. иностранных туристов (в 2004 г. – 21 млн. чел.). Подавляющая их часть – немцы и французы. Представители этих стран вместе составляют 32% всех иностранных туристов, прибывающих в Италию. При этом на граждан ЕС приходится почти 45%, а на граждан всех европейских государств – 92% прибывших в страну. На туристов из США и Японии приходится всего 2,5% и 1,5% соответственно. [35]

В 2009 г. несколько изменился национальный состав туристов, приезжающих в Италию. Несмотря на то, что приток туристов из Германии остается основным (свыше 15 млн. чел.), в 2008 г. он уменьшился на 4,3%, а количество японцев, посетивших Италию, сократилось на 13,5%. Вместе с тем отмечалось увеличение потока туристов из Великобритании (на 11,2%), Австрии (3,9%), Франции (3%), Швейцарии и Нидерландов (по 1,5%). Относительно стабильным остается интерес американцев (падение на 0,4%). В целом, по мнению экспертов, перспективы роста туризма в Италии следует связывать, прежде всего, с европейскими странами, не входящими в Европейский союз. В 2009 г. из этих стран в Италию приезжали 6,7 млн. человек (на 3,5% больше, чем в 2008 г.). Из стран Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки и Африки в 2009 г. в Италию приехало 3,6 млн. туристов – на 2,6% больше, чем в предыдущем году.

В настоящее время основную часть потоков туристов составляет групповой туризм. Это означает, что туристская организация определяет оптовую цену поездки для всей группы. Стоимость туристских услуг в Италии гораздо выше, чем в странах Центральной и Северной Европы, что свидетельствует о низкой конкурентоспособности национальной туристской индустрии. Кроме того, в стране очень много мелких турагентств (около 4,6 тыс.), многие из которых отличает низкий профессиональный уровень. Известно, чем крупнее туристская организация, тем легче ей добиваться снижения издержек и повышения прибыли.

В 2009 г. по линии организованного туризма Италию посетили 32,4 млн. иностранных туристов (в том числе 171 тыс. – из России), а с учетом индивидуальных посещений с туристическими целями – 62,1 млн. чел. Доходы от туризма в 2008 г. оцениваются в 30,4 млрд. долларов. По этому показателю Италия занимает второе место в мире после США (74,2 млрд. долл.). В то же время число итальянцев, выезжавших в 2009 г. за рубеж, достигло 15,5 млн. (прирост – 7,3%), а их расходы составили 17,7 млрд. дол., что на 8,3% превысило показатель предыдущего года.

В 2008–2009 гг. в создание новых и модернизацию существующих объектов туристической инфраструктуры, в частности, туристических деревень, портов, объектов делового туризма, было инвестировано около 900 млн. дол. По областям эти инвестиции распределились следующим образом: Сицилия – 244 млн. долларов, Эмилия-Романья – 71, Калабрия – 69, Лигурия – 15, Пьемонт – 10, Умбрия – 5. Поток туристов в города, связанные с историей искусства, в 2009 г. был самым значительным и увеличился на 2,5%. По групповому иностранному туризму Италия вышла на четвертое место в мире (35,8 млн. человек) после Франции (70 млн.), Испании (47,7 млн.) и США (47,1 млн.).

В настоящее время Италия испытывает конкуренцию со стороны Франции, Испании, Греции, Турции и США. Самое привлекательное для иностранных туристов – исторические места, памятники архитектуры (замковой в том числе), а также морские пляжи. Так, из всех туродней, проведенных иностранцами в Италии, 32% приходится на посещение исторических мест, памятников архитектуры и культуры, знакомство с художественными сокровищами, 27% – на отдых у моря, 10% – на отдых у озер, 7,5% – на отдых в горах. Самый большой приток туристов отмечается в июле и августе (30–40% иностранных туристов).

Отличительной чертой туристского бизнеса в Италии остается его ярко выраженный сезонный характер, что является существенным недостатком. По сравнению с Францией, Испанией и Великобританией Италия значительно отстает в организации научного туризма, конгрессов и симпозиумов, т. е. в той области, которая в последние годы становится все более перспективной, поскольку не зависит от традиционного сезона отпусков. Эксперты считают необходимым разработать единую национальную политику, способствующую интеграции Италии в мировые научные процессы.


Задание 2. Решение теста

1. Термин, не являющийся определением туризма –

A. временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время для получения удовольствия и отдыха, в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте;

B. перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны для получения удовольствия и отдыха, в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте;

C. временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Турист, это – гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от

A. 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки;

B. 12 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки;

C. 12 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной экскурсии;

 

3. Путешествия внутри страны людей, не проживающих постоянно в данной стране – …туризм

A. выездной;

B. внутренний;

C. въездной;

D. международный.

 

4. Существует 4-е стадии жизненного цикла отрасли. У стадии «Рождение» следующие характеристики –

A. стабильный темп роста;

B. узкий ассортимент продукции;

C. большая доля рынка;

D. низкий темп роста.

 

5. Платежным балансом страны является разница между стоимостью –

A. видимого экспорта и видимого импорта;

B. экспорта (видимого и невидимого) и импорта (явного и неявного);

C. видимого экспорта и неявного импорта;

D. невидимого экспорта и явного импорта.

 

C. косвенное.

 

А. 24 ноября 1996 г.

В. 24 декабря 1996 г.

С. 22 ноября 1993 г.

Список литературы

1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 356 с.

2. Александрова А.Ю. Структура туристского рынка: Учеб. пособие для вузов. – М.: Соло-Пресс, 2011. – 321с.

3. Ананьев М.А. Международный туризм. – М.: Международные отношения, 2008. – 258 с.

4. Балабанов И. Т. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 315 с.

5. Бурдейный М.А. Отдых в России и за рубежом. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. – 207 с.

6. Дмитлевский Ю.Д. Туристические районы мира. – М.: Туристические районы мира. – Смоленск: СГУ, 2008. – 224 с.

7. Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 146 с.

8. Квартальнов В.А., Зорин И.В. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 168 с.

9. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 358 с.

10.Основы туристской деятельности/под ред. Е.И.Ильина.-М.,2010.-154с.

11.Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Маркетинг в туризме.– М.: Финансы и статистика, 2008.

12.Пучик Е.П. Италия. Экономика и внешняя торговля. - М., 2008.

13.Развитие туризма в Италии // БИКИ. - 2008.

14. Курорты Италии/Италия сегодня - http://www.italy-trip.ru/articles/italynow/id_9.html

 

 

Содержание

 

Задание 1. Анализ модели туризма Италии ………………………………….……….3

1. Географическое положение …………………………………………………………3

2. Население …………………………………………………………………………….4

3. Экономика ……………………………………………………………………………5

4. Туристские ресурсы и принципы их использования ……………………………....8

5. Центры туристской привлекательности …………………………………………..11

6. Соотношение въезда и выезда туристов, поступления от туризма,

расходы на туризм …………………………………………………………………….17

Задание 2. Решение теста ………………………………………………………….….20

Список литературы ……………………………………………………………………24

 


Задание 1. Анализ модели туризма Италии

 

Географическое положение

Италия расположена на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Италия занимает Апеннинский полуостров, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния, Искья, Капри и Эльба. Граничит Италия с Францией — на западе, с Австрией и Швейцарией — на севере, со Словакией — на северо-востоке. Омывается водами Тирренского моря — на западе, Адриатического — на востоке, Средиземного — на юге. Два независимых государства - Сан-Марино и Ватикан - расположены на территории Апеннинского полуострова и полностью окружены Италией.

Географически Италия расположена между 47º 05' и 35º 29' северной широты и между 6º 37' и 18º 31' восточной долготы.

Общая площадь Италии 301 тыс. квадратных километров (суша - 294 020 кв.км., водные акватории - 7 210 кв. км.), при этом протяженность с севера на юг составляет 1170 км, наибольшее расстояние с востока на запад в средней части 230 км.

Горы Италии занимают 35% территории, возвышенности – 42%, равнины – 23% всей территории. Длина береговой линии 7122 км.

Разнообразие климата Италии определяется территориальной протяженностью по долготе. На севере Италии тип климата переходный от субтропического к умеренно-континентальному. В июле температура поднимается до +24º С. В январе - около 0º С. Климат полуостровной и островной Италии - средиземноморский, это значит, что две трети года там ясное голубое небо, лето жаркое и сухое (в июле +26 º С), и теплая мягкая зима (от +8 º С до +10 º С в январе).

На юге полуострова с марта по октябрь дуют сухие жаркие ветры из Сахары - сирокко. В этот период температура повышается примерно до +35 º С. Летнюю жару смягчает морской бриз, усиливающийся у побережья Тирренского моря и более слабый у Адриатики. Наибольшее число солнечных дней в году зарегистрировано на юго-восточном побережье Сардинии.

Климат Италии с жарким летом и мягкой зимой благоприятно влияет на развитие пляжного туризма. Протяженность доступного для купания морского побережья в Италии составляет 5 041 км, где находятся 4800 оборудованных пляжей и 40 921 место для приема плавсредств с туристскими услугами.

 

Население

По численности населения (57 млн. чел.) Италия занимает третье место в Европе после Российской Федерации, Германии и первое – в Южной Европе. Более 12% населения страны сконцентрировано в 4 городах-миллионерах: Риме, Милане, Турине, Неаполе.

Более половины всех крупных городов находится в Северной Италии. Для Италии, особенно для севера и центра, характерна густая сеть малых городов (10-30 тыс. жителей).

Средняя плотность населения – 190 чел/км кв. По этим показателям Италия занимает пятое место в Европе и первое – среди стран Южной Европы. Плотнее всего заселены равнины Ломбардии и Лигурии, где самые благоприятные условия для интенсивного земледелия и развития промышленности. Здесь плотность населения превышает 300 чел/км кв. В стране превалирует городское население (77%), основная часть которого проживает на Паданской равнине. Горные же районы населены гораздо реже. Здесь плотность населения падает до 35 человек на 1 кв. км., в засушливых и экономически слаборазвитых областях Сардинии и Базиликате плотность населения 60 человек на 1 кв. км.

Население Италии отличается большой подвижностью внутри страны. Миграционные потоки направлены из экономически слабо развитых областей Юга на индустриальный Север. Усиливается концентрация населения в Риме и его окрестностях, что связанно со столичной ролью этого города.

Италия длительное время была страной мощной эмиграции. Начиная с 1869г. по 1979г. из страны выехало более 20 млн. человек. Наибольшее число эмигрантов выезжало из южных районов, из Сицилии, а также из Центральной Италии и направлялось за океан - в Аргентину, Бразилию, США.

Сейчас из Италии выезжает примерно 90 тыс. человек в год. В последние десятилетия итальянские эмигранты направляются в основном не за океан, как было прежде, а в западноевропейские страны, преимущественно в Швейцарию и Германию. Эмигрирующих за океан в наибольшей степени притягивают США, Канада, Австралия. С 1973 г. иммиграция в Италию превышает эмиграцию из страны. Италия сама стала все шире привлекать труд иностранных рабочих.

Около 98% населения Италии составляют итальянцы, а оставшиеся 2% - другие народы. Национальные меньшинства Италии представляют собой довольно компактные группы, живущие в течение многих веков на одной территории. На севере страны в пограничных районах живут ретороманцы (главным образом фриулы) ~350 тыс. человек, французы – около 70 тыс. человек, словенцы и хорваты – около 50 тыс. человек; в Южной Италии и на острове Сицилия проживают албанцы – около 80 тыс. человек; на юге страны – греки (30 тыс. человек); на острове Сардиния – каталонцы (10 тыс. человек).

Подавляющее большинство итальянцев – католики (около 83%). Церковь оказывает огромное влияние на многие стороны жизни итальянцев. Немалую роль играет и тот факт, что в самом сердце итальянской столицы расположено самое католическое государство мира – Ватикан. Но тем не менее 15% итальянцев придерживаются атеистических взглядов. Менее 1% исповедуют исламскую веру суннитского толка.

 

Экономика

Италия по своему экономическому уровню занимает промежуточное положение между наиболее экономически развитыми странами и странами со средним уровнем развития производительных сил. Так же как и в других высокоразвитых странах, в Италии промышленность является ведущей сферой экономики, хотя в ней занята меньшая часть экономически активного населения, чем в интенсивно и непропорционально растущей сфере услуг. Стоимость промышленной продукции превышает стоимость продукции сельского хозяйства, в которое ежегодно вкладывается меньше капитала, чем в промышленность. Промышленные изделия резко преобладают и в итальянском экспорте. Значительная часть национальных богатств Италии находится в руках монополий, большинство из которых входят в число крупнейших концернов капиталистического мира. Они господствуют в химической и электротехнической промышленности, в автомобильной, а также в резинотехнической.

В то же время в стране существует великое множество средних, мелких и мельчайших фирм, главным образом в легкой и пищевой промышленности, а также в производстве бытовой электротехники, оборудования для переработки синтетических материалов, в некоторых подотраслях станкостроения. Начиная с 70-х годов заметна тенденция к сокращению крупных и повышению роли мелких и средних фирм и предприятий.

Итальянское государство активно и в различных формах вмешивается в экономику страны: его специализированные органы участвуют в акционерных обществах в качестве держателей контрольного пакета акций, создаются промышленные предприятия в соответствии с различными государственными программами. Государство стало крупнейшим в стране предпринимателем. Особенно сильны его позиции в энергетике, металлургии, судостроении. Ему принадлежат также многие предприятия легкой промышленности. Национализированы и крупнейшие банки. По темпам развития государственный сектор превосходит развитие итальянской экономики в целом.

В современных условиях вмешательство государства в экономику не сводится к тому, чтобы помогать отдельным монополистическим объединениям развивать наименее прибыльные или требующие особенно больших капиталовложений отрасли. Основная цель государственного вмешательства - обеспечить непрерывность процесса воспроизводства. Новой важной особенностью развития государственно-монополистического капитализма в Италии стало общенациональное долгосрочное программирование хозяйства, отражающее возросшую степень концентрации и централизации производства и капитала, усиление монополизации и огосударствления экономики.

Некоторые отрасли (транспорт, связь, общественные работы и др.) финансируются преимущественно на основе экономических программ. Ведется реализация около 40 различных экономических программ, в том числе по дорожному строительству, по защите Венеции от затопления и т. п. Самая крупная и постоянно действующая с 1950 г. экономическая программа Италии направлена на развитие экономики Юга. Но большинство отраслевых и региональных экономических программ не выполняется в срок, а общенациональные экономические планы слабо влияют на развитие итальянской экономики.

Правительство Италии поощряет приток иностранного капитала, который играет важную роль в хозяйстве страны. Большая часть иностранных инвестиций направляется в машиностроение, химию и энергетику, значительная доля вкладывается в сферу услуг. Преобладает капитал из США, Франции, Германии, Великобритании, Швейцарии, Лихтенштейна.

В системе «Общего рынка» Италия выступает как страна-экспортер промышленной продукции (главным образом машин и оборудования) и второстепенных продуктов питания (фруктов, овощей, вина) и в то же время как страна-импортер основных продуктов питания и главных видов минерального и сельскохозяйственного сырья для своей промышленности.

В структуре ВВП Италии (% по добавленной стоимости) доля промышленности составляет 25,8 (в т.ч. обрабатывающей — 22,8), сельского хозяйства — 3,2, строительства — 5,5, сферы услуг — 65,5. В структуре занятости они занимают соответственно 21,7 (21,0); 5,5; 6,9; 65,9. Масштабы теневой экономики оцениваются в 25—30% ВВП. Неформальная трудовая деятельность охватывает 20% трудоспособного населения.

 

Туристские ресурсы и принципы их использования

Море Италии и само итальянское побережье очень разнообразно, ведь страна омывается сразу пятью морями: на западе - Лигурийским и Тирренским, на юге – Средиземным и Ионическим, а на востоке Адриатическим. Каждое море Италии имеет свои уникальные черты, которые в полной мере передаются и побережью и пляжным итальянским курортам.

Италия привлекает любителей морского круизного туризма со всего мира. Согласно последним данным международных турагентств, Италия стала излюбленным местом любителей морского круизного туризма. В связи с этим, такие популярные итальянские порты, как Неаполь, Ливорно и Чивитавеккья, в 2008 г. посетило 3.4 млн любителей этого вида туризма.

Широкие возможности для разных видов отдыха предоставляют горные территории.

Альпийско-Апеннинская горная система простирается от северной дуги Италии до Сицилии; Сардинско-Корсиканский массив затрагивает с итальянской стороны остров Сардинию, плато Гаргано и Ле-Мурдже (в Апулии) наряду с плоскогорьем Иблеи (на Сицилии) морфологически принадлежат к оконечности африканского побережья.

Итальянские горнолыжные курорты можно условно разделить на две большие территориальные группы: западную и восточную.

Несколько особняком стоят курорты Альта Вальтеллина, расположенные в провинции Ломбардия на границе со Швейцарским кантоном Граубюнден и Южным Тиролем.

Горные пейзажи в Италии и отвесные, и пологие. В распоряжении туристов хорошо оборудованные лыжные спуски и маршруты для походов, спортивное снаряжение, и оборудованные по последнему слову техники фитнес-клубы, площадки для скалолазания и дельтапланеризма. Кроме того, в структурах агротуризма туристам предлагают местные вина и гастрономию, они могут ознакомиться с культурой, фольклором, традициями, историей.

Оценка распределения природно-рекреационного потенциала в суммарном природно-ресурсном потенциале в сфере горного туризма представлена в таблице 5.

Таблица 1 - Оценка ресурсного потенциала отдельных областей Италии в сфере развития горного туризма

  Наименование области Удельный вес, %
  Пьемонт 17,7%
  Альто Адидже 16,5%
  Ломбардия 13,3%
  Венето 13,2%
  Трентино 12,3%
  Валле д' Аоста 7,5 %
  Абруцци 4,2 %
  Эмилия Романья 3,4 %
  Фриули-Венеция-Джулия 2,8 %
  Тоскана 2,6 %
  Лацио 1,9 %
  Марке 1,7 %

 

Внутренние воды также оказывают влияние на развитие туризма в Италии. Многие отели, пансионы, кемпинги расположены на берегах альпийских озер Гарда, Комо, Маджоре, Изео, Орто. Эти озера отличаются чистотой и прозрачностью воды, пышной природой, развитой инфраструктурой. Летом они превращаются в места массового отдыха туристов из многих стран и в том числе самих итальянцев, которые приезжают сюда на weekend из больших городов.

Реки Италии из-за своего мелководья не так популярны среди туристов. Да и их экологическое состояние оставляет желать лучшего. Но они все-таки привлекают туристов, предпочитающих активный туризм (долины рек По и Адидже, а также небольшие горные реки).

Среди районов, составляющих гидрографическую систему, с возделанными землями и типичными для этих мест видами деятельности, богатых историческими памятниками и легко доступных с точки зрения подъездных путей: географическая область Монферрато, Ольтрепо Павезе (районы к северу от реки По в районе Павии), плато Крас (географический регион Восточных Альп), Венецианская лагуна, дельта По, Луниджана — исторический район Тосканы (Масса Каррара) и Лигурия (Ла Специя), территория которой в общих чертах совпадает с бассейном реки Магра, Гарфаньяна (историко-географический регион Тосканы), холмистая территория Тосканы, маремма, Тушиа (латинское обозначение Этрурии), римская равнина, окрестности Капуи, равнины Метапонто, Сибари и Катании, долины Сардинии и районы, где преобладают виноградники и фруктовые сады.

Италия обладает прекрасными природными ландшафтами, памятниками природы и национальными парками. Италия имеет обширную охраняемую территорию - 23 национальных парка, 89 региональных парков, 270 региональных и 142 государственных заповедника, 47 заповедных болотистых экосистем и 7 морских заповедников, что составляет почти 10% территории страны. Природа Апеннинского полуострова уже много веков находится под постоянным давлением со стороны человека, поэтому участков с дикой средой здесь очень немного, а сами парки в большинстве своем невелики по площади, но зато они очень ухожены и красивы, что привлекает внимание множества туристов.

Самый старый из национальных парков - Национальный парк Гран-Парадизо (72 тыс. га).

Национальный Парк «Гран Парадизо» протянулся на территории двух областей Италии (Валле д’Аоста и Пьемонте) и Франции. Исключительное обаяние этому парку придают девственные нетронутые места, особенно на высоте от 500-800 м. до 4.061 м., где есть четырехтысячник Гран Парадизо, полностью находящийся на итальянской территории; здесь рядом с «дикими» пейзажами бережно хранятся история, традиции и культура страны. Национальный парк Гран Парадизо, первый и самый крупный в Италии, был создан в 1922 г. с целью сохранить геологию, флору, фауну и необычаиную красоту пейзажа, так как эта часть территории издавна была особенно любима как место отдыха, «природный рай», и в 1856 г. Король Витторио Емануэле объявил ее территорией с исключительным правом на охоту для короля и проложил тропы в горах, которыми пользуются еще и сегодня. Парк населен горными козлами, встречаются крупные стада серн, множество сурков, альпийских зайцев, горностаев, белок. Здесь богатая орнитофауна: от крупных хищных птиц, как, например, королевский орел, до белой куропатки и клеста-еловика; от черного дятла до трясогузки и т.д. Для туристов предложены экскурсии - специальные гиды проводят туристов по незабываемым тропам ледника, помогают добраться до трех- и четырехтысячников Гран Парадизо, экскурсии по густой сети горных троп и дорожек, восхождения на многочисленные склоны, натуралистическое фотографирование.

Самый большой в Италии парк - Национальный парк в Стельвио (135 тыс. га), расположенный среди фантастически красивых горных хребтов недалеко от границы со Швейцарией. Здесь в изобилии встречаются олени, серны, косули, суслики и фазаны, можно заняться альпинизмом, прокатиться на ездовых собаках, посетить фольклорные праздники и фестивали, музыкальные концерты и народные праздники.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.095 с.)