Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Мир падших духов, их отношение к человеку, отношение Бога к деятельности падших духов
Гордость обрекает личность на тотальное одиночество. «У самого изобретателя зла пустота и холод одиночества обернулись завистью. Неистребимое в живом существе желание любви и единения в его самозамкнутой личности стало силой ненависти и разрушения. Невозможность более достигать единства в полноте бытия превратилась в стремление достигнуть этого во всеобщем уничтожении» [102] Таким образом, в отношении к человеку основным чувством злых духов является зависть: «завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2:2). По толкованию свт. Григория Великого, «завистию диавола смерть вошла в мир земной: когда злый дух... позавидовал человеку, создан ному для неба» [103]. Поэтому главная цель деятельности злых духов – погубление человеков. Ап. Петр говорит, что «диавол ходит, как лев рыкающий, ищущий кого поглотить» (1 Пт. 5, 8). Господь Иисус Христос называет диавола «человекоубийцей от начала» (Ин. 8:44). Господь попускает деятельность злых духов в мире ради нашей пользы. Свт. Иоанн Златоуст разъясняет: «Диавол зол для себя, а не для нас, потому что ее ли мы захотим, можем приобрести для себя много и добра, конечно, против его воли. <... > Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу»[104].
Творение вещественного мира
Очевидно, что свидетелей того, как творился мир, не было, поэтому наше знание о сотворении мира основано на вере, на доверии словам Божественного Откровения: «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим» (Квр. 11,3). Согласно Священному Писанию, Бог сотворил мир в шесть дней. Слово «день» (евр. йом) в Библии многозначно, оно может означать как астрономические сутки (24 часа), так и некоторый неопределенный период времени. Какой по продолжительности период времени это слово означает в первой и второй главах книги Бытия, неизвестно[105]. Из безвидной и пустой, то есть неоформленной земли, сотворенной в начале, Бог затем постепенно произвел: в первый день – свет: во второй день – твердь, то есть видимое небо; в третий день – вместилища вод на земле, сушу, растения; в четвертый день – солнце, луну, звезды; в пятый день – рыб и птиц; в седьмой день Бог почил от всех Своих дел. Поэтому седьмой день назван субботой, что в переводе с еврейского означает покой (Быт. 2:2)[106].
4.3.3. Творение человека 4.3.3.1. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
Согласно повествованию первой и второй глав книги Бытия, природа человека двусоставна. Сотворив тело человека, Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2:7). Должно ли различать эти два акта сотворения хронологически или же только логически[107]? Прп. Серафим Саровский учил: «Многие толкуют, что когда в Библии говорится, что вдунул Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им из персти, то будто бы это значило, что в Адаме до того не было Души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна <... > Но это неосновательно и неверно утверждается, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как святой апостол Павел утверждает: «Всесовершен ваш дух и душа и тело сохранится» (1 Фее. 5, 23). И все три части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим живым существом... «[108]. По учению Церкви, душа и тело в человеке возникают одновременно, это справедливо и в отношении первого человека. В «Пространном Катихизисе» сказано, что «дыхание жизни» – это «душа, существо духовное и бессмертное»[109]. Однако свв. отцы говорят, что «дыхание жизни» есть нечто большее, чем просто духовная субстанция. Так, свт. Афанасий Александрийский различал в сотворении человека логически, а не хронологически, два момента: собственно сотворение человеческой природы и запечатление, помазание ее Духом Святым. Таким образом, Бог по благодати становится Отцом тех, кого Он сотворил. «Изведенный из небытия человек в самом творениипомазуется Духом, -» дыхание жизни», ко торос вдунул Бог в Адама, было не душа, но Дух святый и животворящий»[110], – пишет прот. Г. Флоровский. Свт. Григорий Богослов говорит, что человек имеет в себе «частицу Божества»[111], говорит о «струе неведомого Божества», о «свете... Божественном и неугасимом» в человеке[112]. В. Н. Лосский пишет: «Нетварная благодать включена в самый творческий акт, а душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать – это дыхание Божие, «Божественная струя», животворящее присутствие Духа Святого»[113]. Таким образом, нетварная Божественная сила укоренена в самом акте сотворения человеческой природы, которая, по замыслу Творца, изначально заключает в себе Божественную благодать. Поэтому для человека естественно пребывать в облагодатствованном состоянии и, напротив, состояние безблагодатное противоестественно для человека. Священное Писание говорит, что собственно сотворением духовно-телесной природы творение человека не ограничивается. В Быт. 1, 26 сказано: «И сотворил Бог человека (ед. число. – О. Д.), мужчину и женщину сотворил их (мн. число. – О. Д.)». Во второй главе книги Бытия это событие рассматривается! более подробно. Не следует полагать, что бытописатель, описывая создание Евы из ребра Адама, пытался объяснить происхождение жены в биологическом смысле. Прежде всего, это символическое повествование, которое в наглядной форме выражает мысль о двуединстве человеческого естества[114]. Согласно Быт. 1, 26, человек изначально представлял собой две человеческие ипостаси, существующие в единстве природы. Все творение Божие «весьма хорошо». Но после того к; Бог создает высшее существо, венец творения – человека, Он как бы высказывает неудовлетворение тем, что Сам создал: «Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). Таким образом, мнение некоторых отцов Церкви (свт. Григорий Нисский и др.), согласно которому разделение людей на два пола было произведено исключительно в предвидении грехопадения, чтобы обеспечить выживание человеческого рода в условиях индивидуальной смертности, не имеет основания в Священном Писании. Разделение людей на два пола совершается с целью удовлетворить потребность человека в общении, ведь среди прочих тварей «для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 2:20). Следует отметить, что слово «помощник» (boethos.) недостаточно точно передает смысл древнееврейского текста, правильнее было бы перевести так: «сотворим ему восполняющего, который бы был перед ним»[115]. Проф. С. В. Троицкий пишет: «здесь говорится не о восполнении в труде, а о вое полнении в бытии. Жена прежде всего нужна мужу, как его alterego, второе <<я>>»[116]. Тем самым библейское повествование открывает истину о двуединстве человека, реализуемом в брачном союзе равносущных, соединенных любовью мужа и жены. Жизнь Бога Троицы не есть просто единство на уровне естества, но соединение в любви свободных и отличных друг от друга Ипостасей. Бог есть три Лица, существующие в единстве природы, и люди, мужчина и женщина, призваны в Богом благословенном браке (Быт. 1:28) явить единство жизни по образу Лиц Пресвятой Троицы. Таким образом, разделение людей на два пола и обусловленный этим разделением институт брака входят в замысел Божий о человеке и являются средством достижения людьми заповеданного Богом совершенства. По словам X. Яннараса, «различие полов обусловлено необходимостью выразить в рамках тварной природы образ жизни нетварного» «[117]. «Как Бог един, как Его лица Отец, Сын и Святой Дух одно, так и мужчина и женщина... призваны стать одним, единым во взаимной любви друг к другу»[118]. Христианство восстанавливает и обосновывает онтологическое достоинство женщины, чего не наблюдается в языческих религиях. Климент Александрийский учит, что любовь «должна составлять дело в равной мере как мужей, так и жен, потому что если у них обои Бог один и тот же, значит оба они имеют <...> и церковь единую: значит один и тот же существует для них за кон <...>. Но если все условия жизни для них общи, то они участвуют в равной степени <...> в благодати, один и тот же для них путь спасения <...>. Награда за святую жизнь обещана не мужу или же не, а человеку вообще... «[119]. Священное Писание не оставляет сомнения в том, что весь человеческий род происходит от Адама и Евы. Так, непосредственно перед описанием создания Адама говорится, что «Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли» (Быт. 2:5). Следовательно, до Адама людей на земле не было. Праматерь Ева прямо названа «матерью всех живущих» (Быт. 3:20). Ап. Павел говорит, что Бог «от одной крови произвел весь род человеческий...» (Деян. 17, 26). Истина происхождения всего человеческого рода от единой четы имеет в христианстве особое догматическое значение, поскольку на ней основывается учение о первородном грехе и об Искуплении.
|