Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опорно-двигательный аппарат.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Биологический факультет

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ТЕМЕ:

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ.

«Строение и функции костей. Соединение костей скелета человека».

Класс

Выполнила

студентка 4 курса 4 группы

Бойко М.С.

Преподаватель

Гаевский Е. Е.

 

Минск 2012


Тема урока:

Строение и функции костей. Соединение костей скелета человека.

Цель урока:

Изучить особенности строения и функций опорно-двигательного аппарата человека, соединение костей. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; распознавать части опорно-двигательного аппарата; показывать на своем теле, модели, скелете основные кости скелета.

Задачи:

Образовательная:

- сформировать знания о составе и функциях опорно-двигательной системы;

-сформировать у учащихся знания о строении, видах, росте и способов соединения костей скелета человека.

Развивающая:

- развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;

- развитие наблюдательности;

- развивать речь учащихся, умение устно излагать мысли;

Воспитательная:

- воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, развивать интерес к изучаемому предмету;

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснение, демонстрация плакатов и рисунков.

Материалы и оборудование: макеты, плакаты, рисунки, учебник по биологии, тетради, карточки с тестами, работа с доской.

 

ПЛАН УРОКА

 

1. Организационный момент -1 мин.

2. Проверка домашнего задания-9 мин.

3. Актуализация опорных знаний -2 мин.

4. Изучение нового материала-17 мин.

5. Проверка первичного усвоения нового материала-2 мин.

6. Закрепление материала. Выставление отметок-13 мин.

7. Домашнее задание-1 мин.

 


 

ХОД УРОКА

Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь. Меня зовут Марина Сергеевна, и сегодня урок по биологии проведу у вас я. Итак, достаем учебники, тетради, дневники. Староста, скажите, кто отсутствует. Хорошо, приступим к проверке домашнего задания.

2.Проверка домашнего задания.

Итак, дома вы изучали железы смешанной секреции. Может, что-нибудь было непонятно? Сейчас двое учеников сядут на первые парты и будут работать с карточками, еще двое выйдут к доске и выполнят там задания, а с остальными мы побеседуем. У каждого есть возможность дополнить ответ и получать дополнительные баллы, которые помогут поднять ваш рейтинг при выставлении отметки. (На каждого опрашиваемого ученика отводится 1 мин)

Фронтальный опрос учащихся:

- Скажите, пожалуйста, какие гормоны относятся к железам смешанной секреции? (Поджелудочная железа, половые железы).

-Почему поджелудочную и половые железы относят к железам смешанной секреции? (функции: экзокринная, эндокринная).

- Назовите функции поджелудочной железы (экзокринная: вырабатывает пищеварительный сок, который доставляется в кишечник; эндокринная: вырабатываются гормоны, поступающие непосредственно в кровь.

- Скажите, на какие процессы влияет инсулин в нашем организме?

(контролирует концентрацию глюкозы, инсулин-понижает уровень глюкозы).

-Скажите, на какие процессы влияет глюкагон в нашем организме?

(контролирует концентрацию глюкозы; глюкагон-повышает уровень глюкозы, способствует выходу жиров из тканей).

- Перечислите, пожалуйста, основные признаки сахарного диабета.

(снижается выработка инсулина в крови увеличивается уровень сахара, который начинает выводиться из организма в составе мочи. Больные испытываю постоянное чувство голода, жажду…).

- Скажите, пожалуйста, чем представлены половые железы у мужчин? У женщин? (семенники (яички); яичники).

- Как влияют половые гормоны на организм подростка? (регулируют развитие вторичных половых признаков (отличающих один пол от другого…).

- И, заключительный вопрос, что такое плацента, что в ней вырабатывается?

Актуализация опорных знаний

На прошлом занятии вы закончили изучение гормонов и сегодня мы с вами начнем изучение новой главы нашего учебника: Опорно-двигательный аппарат. А тема нашего урока: «Строение и функции костей. Соединение костей скелета человека».

- В древности говорили: «Движение строит».

- Древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай».

- Выдающийся французский просветитель Вольтер заметил: «Движение – это жизнь».

Вопросы учащимся:

- Ребята, как вы думаете, благодаря чему мы способны на перемещения в пространстве? (кости, мышцы). Правильно, но в совокупности они образуют опорно- двигательную систему и она подразделяется на пассивную и активную части.

-Как вы считаете, мышцы - это пассивная или активная часть? Конечно активная, ведь пассивная часть, скелет, это всего лишь совокупность костей, которая придает опору нашему телу, а именно благодаря работе мышц мы совершаем множество различных движений

Изучение нового материала

Итак, давайте откроем учебник на станице 52, тетради и запишем, то что мы с вами сейчас обсудили. Посередине записываем «Опорно-двигательный аппарат», а под ним 2 стрелочки: активная часть (мышцы), пассивная часть (скелет), ниже мы запишем функции этих частей, как вы уже сказали и повторим еще раз функции скелета:

1.Двигательная (обеспечивает передвижение тела в пространстве);

2.Защитная (создает полости тела защиты внутренних органов);

3.Опорная (опорный состав организма);

4.Формообразующая (определяет форму и размеры тела;

5.Обменная (кости- источник кальция, фосфора и др. минеральных веществ; 6. Кроветворная (красный костный мозг - источник клеток крови).

А теперь запишем функции активной части нашего организма-мышц:

1. Двигательная (обеспечивает передвижение тела в пространстве );

2. Защитная (создает полости тела для защиты внутренних органов)

3. Формообразующая (определяет форму и размер тела );

4. Энергетическая (превращает хим. Энергию в механическую и тепловую).

О существовании костей в нашем теле знает каждый. Кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.

Скелет человека состоит из тех же отделов тела, что и скелет млекопитающих. Вспомните из прошлогоднего курса биологии, какие это отделы? (1.Скелет головы, 2.Скелет туловища (позвоночный столб, грудная клетка), 3.Скелет верхних конечностей: пояс верхних конечностей (2 лопатки, 2 ключицы), скелет свободной верхней конечности (плечевая кость, кости предплечья (локтевая, лучевая) и кистью, 4. Скелет нижних конечностей: пояс нижних конечностей (крестец и 2 тазовые кости), скелет свободной нижней конечности (бедренная кость, голень (большеберцовая, малоберцовая), стопа). Показать на плакате.

Все отделы подробно вы разберете в следующих параграфах, а сейчас давайте перейдем к изучению видов костей, которые есть в нашем организме и на примере трубчатой кости разберем строение.

Итак, кости в нашем организме делятся: (демонстрация макетов). Давайте пометим это в тетрадях.

1.Трубчатые кости (кости плеча, предплечья, бедра и голени) они образуют скелет конечностей и являются прочными рычагами, благодаря которым мы можем передвигаться и поднимать тяжести;

2. Губчатые кости (надколенник и кости запястья) эти кости покрыты губчатым веществом, они расположены там, где необходима одновременно большая прочность и высокая подвижность.

3. Плоские, или широкие кости (лопатка, тазовая кость, череп) они образуют стенки полостей и выполняют функцию опоры.

4. Смешанные кости (позвонки).

А теперь давайте разберемся, как же устроена трубчатая кость (рисую на доске кость). Все трубчатые кости имеют вид полых цилиндров с утолщенными концами - эпифизами, средняя часть называют диафизом. В полостях трубчатых костей находится богатая жиром ткань - желтый костный мозг. Сверху кости покрыты- надкостницей. За надкостницей следует слой компактного вещества, которое на конечных участках кости переход в губчатое вещество, они образованны костными пластинками. В плоских и на концах трубчатых костей (между перекладинами губчатого вещества) содержится особый вид ткани внутренней среды - красный костный мозг. В нем происходит образование клеток крови. Как вы думаете, кость- это живое образование или мертвое? Да, кость представляет собой живое образование, в котором происходят процессы роста и обмена веществ. В толщину кость растет за счет деления внутреннего слоя надкостницы, а в длину за счет пластинок роста, они находятся в районе эпифизов. Здесь хрящевая ткань непрерывно растет и замещается костной тканью. Итак, как называются утолщения на концах кости?

Хорошо, а как же кости соединяются между собой? Различают три типа соединения костей (рисую на доске схему). Давайте зарисуем в тетради.

«Типы соединения костей» 3 стрелочки

1. Неподвижные (швы)

2. Полуподвижные (позвоночник)

3. Подвижные (суставы)

1.Неподвижное соединение костей происходит по средствам швов или путём срастания костей. У ребёнка в первые годы жизни тазовая кость состоит из трёх отдельных костей, соединённых друг с другом прослойками хряща, которые постепенно замещаются костной тканью, кости срастаются друг с другом.

Как вы думаете, каково предназначение неподвижного соединения костей? (Защитное).

2. Полуподвижное соединение достигается за счёт упругих хрящевых прокладок между костями, между отдельными позвонками. При сокращении мышц прокладки сжимаются, и позвонки сближаются.

Какое значение имеют прослойки упругого хряща при ходьбе, беге, прыжках? (Хрящи действуют как амортизаторы, смягчая резкие толчки и предохраняя тело от сотрясения.)

3. Подвижные соединения (суставы) Это соединение встречается чаще всего. В нашем скелете 230 суставов, например, коленный, локтевой, плечевой, лучезапястный. Они обеспечивают движение частей тела в различных плоскостях. В одноосевых суставах (например лучелоктевом) движение возможно только в одной плоскости- сгибание и разгибание. В двухосевом суставе (например, лучезапястном) движения можно производить в двух плоскостях, кроме сгибания-разгибания, приведение-отведение кисти. В трехосевых суставах (например, плечевой) кроме сгибания-разгибания, приведение-отведение, можно так же вращать в противоположных направлениях.

Закрепление материала

А теперь для того, чтобы закрепить то, что сегодня было пройдено, мы выполним практическую работу, которая находится в вашем учебнике на стр.192. Открываем учебник на этой страничке и записываем в тетрадях название, цель, в оборудование запишите макеты, плакаты. Ход работы: Работа с учебником 7 мин. и тетрадью. Вопросы для закрепления материала:

1. Перечислите функции пассивной части опорно-двигательного аппарата?

2. Перечислите функции активной части опорно-двигательного аппарата?

3. На какие отделы делится скелет человека?

4. Какие кости образуют скелет конечностей? Почему?

5. Как называется средняя часть трубчатой кости?

6. Где находится желтый костный мозг?

7. Какие типы соединения костей существуют в скелете человека?

8. Какой соединения между позвоночным столбом и скелетом черепа? Какой он: одно-,вдух- или трехосевой?

Выставление отметок.

Домашнее задание

Домашнее задание записано на доске: параграф 18. Записываем в дневники. Урок окончен. До свидания!


 

КАРТОЧКА №1 ___________________________________________________

1.Какие железы относятся к железам смешанной секреции:

__________________________________________________________________

2. Где вырабатываются гормоны, которые влияют на нервную систему:

а. В гипофизе в. В надпочечниках

б. В поджелудочной железе г. В половых железах

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Биологический факультет

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ТЕМЕ:

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ.

«Строение и функции костей. Соединение костей скелета человека».

Класс

Выполнила

студентка 4 курса 4 группы

Бойко М.С.

Преподаватель

Гаевский Е. Е.

 

Минск 2012


Тема урока:

Строение и функции костей. Соединение костей скелета человека.

Цель урока:

Изучить особенности строения и функций опорно-двигательного аппарата человека, соединение костей. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; распознавать части опорно-двигательного аппарата; показывать на своем теле, модели, скелете основные кости скелета.

Задачи:

Образовательная:

- сформировать знания о составе и функциях опорно-двигательной системы;

-сформировать у учащихся знания о строении, видах, росте и способов соединения костей скелета человека.

Развивающая:

- развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;

- развитие наблюдательности;

- развивать речь учащихся, умение устно излагать мысли;

Воспитательная:

- воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, развивать интерес к изучаемому предмету;

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснение, демонстрация плакатов и рисунков.

Материалы и оборудование: макеты, плакаты, рисунки, учебник по биологии, тетради, карточки с тестами, работа с доской.

 

ПЛАН УРОКА

 

1. Организационный момент -1 мин.

2. Проверка домашнего задания-9 мин.

3. Актуализация опорных знаний -2 мин.

4. Изучение нового материала-17 мин.

5. Проверка первичного усвоения нового материала-2 мин.

6. Закрепление материала. Выставление отметок-13 мин.

7. Домашнее задание-1 мин.

 


 

ХОД УРОКА

Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь. Меня зовут Марина Сергеевна, и сегодня урок по биологии проведу у вас я. Итак, достаем учебники, тетради, дневники. Староста, скажите, кто отсутствует. Хорошо, приступим к проверке домашнего задания.

2.Проверка домашнего задания.

Итак, дома вы изучали железы смешанной секреции. Может, что-нибудь было непонятно? Сейчас двое учеников сядут на первые парты и будут работать с карточками, еще двое выйдут к доске и выполнят там задания, а с остальными мы побеседуем. У каждого есть возможность дополнить ответ и получать дополнительные баллы, которые помогут поднять ваш рейтинг при выставлении отметки. (На каждого опрашиваемого ученика отводится 1 мин)

Фронтальный опрос учащихся:

- Скажите, пожалуйста, какие гормоны относятся к железам смешанной секреции? (Поджелудочная железа, половые железы).

-Почему поджелудочную и половые железы относят к железам смешанной секреции? (функции: экзокринная, эндокринная).

- Назовите функции поджелудочной железы (экзокринная: вырабатывает пищеварительный сок, который доставляется в кишечник; эндокринная: вырабатываются гормоны, поступающие непосредственно в кровь.

- Скажите, на какие процессы влияет инсулин в нашем организме?

(контролирует концентрацию глюкозы, инсулин-понижает уровень глюкозы).

-Скажите, на какие процессы влияет глюкагон в нашем организме?

(контролирует концентрацию глюкозы; глюкагон-повышает уровень глюкозы, способствует выходу жиров из тканей).

- Перечислите, пожалуйста, основные признаки сахарного диабета.

(снижается выработка инсулина в крови увеличивается уровень сахара, который начинает выводиться из организма в составе мочи. Больные испытываю постоянное чувство голода, жажду…).

- Скажите, пожалуйста, чем представлены половые железы у мужчин? У женщин? (семенники (яички); яичники).

- Как влияют половые гормоны на организм подростка? (регулируют развитие вторичных половых признаков (отличающих один пол от другого…).

- И, заключительный вопрос, что такое плацента, что в ней вырабатывается?

Актуализация опорных знаний

На прошлом занятии вы закончили изучение гормонов и сегодня мы с вами начнем изучение новой главы нашего учебника: Опорно-двигательный аппарат. А тема нашего урока: «Строение и функции костей. Соединение костей скелета человека».

- В древности говорили: «Движение строит».

- Древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай».

- Выдающийся французский просветитель Вольтер заметил: «Движение – это жизнь».

Вопросы учащимся:

- Ребята, как вы думаете, благодаря чему мы способны на перемещения в пространстве? (кости, мышцы). Правильно, но в совокупности они образуют опорно- двигательную систему и она подразделяется на пассивную и активную части.

-Как вы считаете, мышцы - это пассивная или активная часть? Конечно активная, ведь пассивная часть, скелет, это всего лишь совокупность костей, которая придает опору нашему телу, а именно благодаря работе мышц мы совершаем множество различных движений

Изучение нового материала

Итак, давайте откроем учебник на станице 52, тетради и запишем, то что мы с вами сейчас обсудили. Посередине записываем «Опорно-двигательный аппарат», а под ним 2 стрелочки: активная часть (мышцы), пассивная часть (скелет), ниже мы запишем функции этих частей, как вы уже сказали и повторим еще раз функции скелета:

1.Двигательная (обеспечивает передвижение тела в пространстве);

2.Защитная (создает полости тела защиты внутренних органов);

3.Опорная (опорный состав организма);

4.Формообразующая (определяет форму и размеры тела;

5.Обменная (кости- источник кальция, фосфора и др. минеральных веществ; 6. Кроветворная (красный костный мозг - источник клеток крови).

А теперь запишем функции активной части нашего организма-мышц:

1. Двигательная (обеспечивает передвижение тела в пространстве );

2. Защитная (создает полости тела для защиты внутренних органов)

3. Формообразующая (определяет форму и размер тела );

4. Энергетическая (превращает хим. Энергию в механическую и тепловую).

О существовании костей в нашем теле знает каждый. Кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.

Скелет человека состоит из тех же отделов тела, что и скелет млекопитающих. Вспомните из прошлогоднего курса биологии, какие это отделы? (1.Скелет головы, 2.Скелет туловища (позвоночный столб, грудная клетка), 3.Скелет верхних конечностей: пояс верхних конечностей (2 лопатки, 2 ключицы), скелет свободной верхней конечности (плечевая кость, кости предплечья (локтевая, лучевая) и кистью, 4. Скелет нижних конечностей: пояс нижних конечностей (крестец и 2 тазовые кости), скелет свободной нижней конечности (бедренная кость, голень (большеберцовая, малоберцовая), стопа). Показать на плакате.

Все отделы подробно вы разберете в следующих параграфах, а сейчас давайте перейдем к изучению видов костей, которые есть в нашем организме и на примере трубчатой кости разберем строение.

Итак, кости в нашем организме делятся: (демонстрация макетов). Давайте пометим это в тетрадях.

1.Трубчатые кости (кости плеча, предплечья, бедра и голени) они образуют скелет конечностей и являются прочными рычагами, благодаря которым мы можем передвигаться и поднимать тяжести;

2. Губчатые кости (надколенник и кости запястья) эти кости покрыты губчатым веществом, они расположены там, где необходима одновременно большая прочность и высокая подвижность.

3. Плоские, или широкие кости (лопатка, тазовая кость, череп) они образуют стенки полостей и выполняют функцию опоры.

4. Смешанные кости (позвонки).

А теперь давайте разберемся, как же устроена трубчатая кость (рисую на доске кость). Все трубчатые кости имеют вид полых цилиндров с утолщенными концами - эпифизами, средняя часть называют диафизом. В полостях трубчатых костей находится богатая жиром ткань - желтый костный мозг. Сверху кости покрыты- надкостницей. За надкостницей следует слой компактного вещества, которое на конечных участках кости переход в губчатое вещество, они образованны костными пластинками. В плоских и на концах трубчатых костей (между перекладинами губчатого вещества) содержится особый вид ткани внутренней среды - красный костный мозг. В нем происходит образование клеток крови. Как вы думаете, кость- это живое образование или мертвое? Да, кость представляет собой живое образование, в котором происходят процессы роста и обмена веществ. В толщину кость растет за счет деления внутреннего слоя надкостницы, а в длину за счет пластинок роста, они находятся в районе эпифизов. Здесь хрящевая ткань непрерывно растет и замещается костной тканью. Итак, как называются утолщения на концах кости?

Хорошо, а как же кости соединяются между собой? Различают три типа соединения костей (рисую на доске схему). Давайте зарисуем в тетради.

«Типы соединения костей» 3 стрелочки

1. Неподвижные (швы)

2. Полуподвижные (позвоночник)

3. Подвижные (суставы)

1.Неподвижное соединение костей происходит по средствам швов или путём срастания костей. У ребёнка в первые годы жизни тазовая кость состоит из трёх отдельных костей, соединённых друг с другом прослойками хряща, которые постепенно замещаются костной тканью, кости срастаются друг с другом.

Как вы думаете, каково предназначение неподвижного соединения костей? (Защитное).

2. Полуподвижное соединение достигается за счёт упругих хрящевых прокладок между костями, между отдельными позвонками. При сокращении мышц прокладки сжимаются, и позвонки сближаются.

Какое значение имеют прослойки упругого хряща при ходьбе, беге, прыжках? (Хрящи действуют как амортизаторы, смягчая резкие толчки и предохраняя тело от сотрясения.)

3. Подвижные соединения (суставы) Это соединение встречается чаще всего. В нашем скелете 230 суставов, например, коленный, локтевой, плечевой, лучезапястный. Они обеспечивают движение частей тела в различных плоскостях. В одноосевых суставах (например лучелоктевом) движение возможно только в одной плоскости- сгибание и разгибание. В двухосевом суставе (например, лучезапястном) движения можно производить в двух плоскостях, кроме сгибания-разгибания, приведение-отведение кисти. В трехосевых суставах (например, плечевой) кроме сгибания-разгибания, приведение-отведение, можно так же вращать в противоположных направлениях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1087; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.191 (0.009 с.)