Мировая экономика: сущность и формы международных отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировая экономика: сущность и формы международных отношений.



Мировое хозяйство - это совокупность нац.экономик всех стрна мира. Основа МХ - МРТ (материальная основа).

МХ сложилось через время (географ. открытия, колониальные завоевания, шёлковый путь и к концу 19 в. сложился мировой рынок, к концу 19 в. начали появляться монополии, скачок производственных сил).

Периоды развития МХ: 1. Конец 19 в. - 30-е гг. 20 в.: неуспев сформироваться МХ, в нём сформировался кризис, революция в России, из МХ выпала России. Первая мировая война. Великая эк.депрессия 1929 г.; 2. 40-е - 80-е гг. 20 в.: в России сложился социализм, развитие новой экономики, где плановое ведение хозяйства и гос.собственность. МХ: МКХ(блок НАТА 1949) и МСХ(Варшавский договор). Период холодной войны - противостояние социализма и капитализма в области экономики и идеологии. После Второй мировой войны США не участвовали в боевых действиях, а наживались от военных поставок и помогли восстановиться Европе. К концу 19 в. сформировалась колониальная система, но во Втором периоде был её крах и многие государства получили политическую независимость; 3. 90-е гг. 20 в. - наше время: были достигнуты договорённости со странами НАТА за уничтожение ядерного оружия. Крушение социализма. Все государства взяли курс на развитие рыночной экономики, отношений. Активизация сотрудничества между странами. Формирование международных производительных сил. В России либерализация, подскочили цены, экономика стала открытой. Усиление политических и экономических структур. Распускается Варшавский договор. Конверсия военного производства. Решение соц.-эк. проблем.

Субъекты: 1. Государство: основной субъект МХ. Оно определяет нац.политику, обеспечивает правовые основы развития экономики, регулирует кредитно-денежные отношения, осуществляет развитие инфраструктуры и соц.сферы, защищает экономику от внешнего воздействия - политика протекционизма, способствует повышению эффективности экономики, участвует в производстве ВВП, приобретает товары и услуги, создаёт спрос, выдаёт субсидии. (Страны по уровню эк.развития: развитие 35; развивающиеся 182: НИС - Малайзия, Сингапур, ОПЭК - экспорт нефти, неразвитые; страны с переходной экономикой 30); 2. ТНК - многоотраслевой концерн (30000 штук), появились в 60-е годы 20 в.; 3. МЭО - а)МВФ - содействовать развитию межд.торговли путём устранения ограничений и внедрения обратимости валют, крупный кредитор; б) Мировой банк - фин.корпорация и межд.ассоциация, осуществляет инвестиции в межд.проекты; 4. Межд.интеграционные объединения - ЕС 28, НАФТА, АСЕАН, БРИКС, ШОС), формы интеграции: а)Зона свободной торговли(НАТА); б)Таможенный союз (Россия, Белоруссия, Украина); в)Общий рынок.

Основные показатели МХ: 1. ВНП; 2. Внешнеторговый оборот; 3. Экспортная и импортная квота и т.д.

Тенденции МХ: 1. Глобализация МХ; 2. Мировая экономическая интеграция.

Межд. эк. отношения (МЭО) - это отношения, которые складываются между государствами в процессе их взаимодействия и направлены на реализацию эк. и соц. целей. МЭО включают формы: 1. Межд. торговля; 2. Межд.специализация и кооперация производства; 3. Совместное строительство предприятий; 4. Научно техническое сотрудничество; 5. Вывоз капитала (прямые и портфельные инвестиции); 6. Миграция рабочей силы; 7. Межд.-хоз. организации.

Межд. торговля - форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающие на основе МРТ и выражает их взаимную эк.зависимость. Основные показатели межд.торговли: 1. Внешнеторговый оборот (Экспорт+Импорт); 2. Экспорт (также экспортная квота); 3. Импорт (также импортная квота); 4. Темп роста; 5. Темп роста торговли в сравнении с ростом производства (отмечена одна из тенденций в мировой торговле - удельный вес торговли больше производства); 6. Соотношение основных товаров и услуг; 7. Доля регионов групп стран и отельных стран в межд. торговле и т.д. (70-76% развитые страны в межд.торговле; развивающиеся 20-24%; с переходной экономикой 6-8%).

Из объёма торговли 70% готовая продукция, 25% - сфера услуг.

Межд.торговля в условиях глобализации: 1. Производство ориентируется не на свой нац. рынок, а на мировой; 2. Высокие темпы роста торговли по сравнению с ВВП.

42. Обоснование внешнеторговых связей в теории сравнительных преимуществ (Смита, Рикардо, Хекшера, Олина). Парадокс Леонтьева.

Давид Рикардо развил теорию А. Смита о внешней торговле, дополнив ее теорией "сравнительных издержек производства" (по другому ее еще называют теорией "сравнительных преимуществ"). В отличие от А. Смита, который решающее значение при объяснении закономерностей развития мировой торговли придавал величине абсолютных издержек, Д. Рикардо считал, что абсолютные издержки (точнее их различия) не являются обязательной предпосылкой международного обмена.

Суть теории состоит в том, что специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна даже если нет абсолютных преимуществ.

Сравнительное преимущество по Д. Рикардо – концепция, согласно которой экономические субъекты, будь то отдельные люди или целые страны, оказываются наиболее производительными, когда они специализируются на производстве тех товаров и услуг, в изготовлении которых они проявляют особую эффективность или располагают значительным опытом и квалификацией.

В основу теории сравнительных преимуществ положена идея естественных различий между экономиками стран – природно–ресурсной среды, социальных условий. Одни страны (согласно теории) должны развивать в большей мере промышленность, другие – специализироваться на сельском хозяйстве. А взаимный обмен продукцией ведет к повышению общего благосостояния. Нарушение этих условий будет означать существенное повышение начальных издержек производства, т. е. затрат на производство единицы продукции, а это ведет к удорожанию, сокращению объемов производства, снижению жизненного уровня.

Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо включает в себя 2 закона:

1) Закон абсолютного преимущества: ведет к абсолютному преимуществу одних стран над другими в производстве той или иной продукции, конкретных товаров (бананы Центральной Америки – самые дешевые и качественные, нефть – стран Ближнего Востока). Иначе, теория абсолютных преимуществ гласит, что стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать те товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, т. е. имеются абсолютные преимущества.

2) Закон относительного преимущества: две, три и более стран могут производить одни и те же товары, но одна из них располагает более благоприятными условиями (Англия — исторически производитель шерсти и шерстяных тканей, Португалия тоже развивает овцеводство, но качество шерсти и шерстяных тканей хуже, поэтому им выгодно шерстяные ткани покупать у Англии, а англичанам взаимно предлагать свои вина. Такой процесс продолжается в течение не одного столетия).

Главным достоинством теории сравнительных преимуществ является убедительное доказательство того, что международная торговля выгодна всем ее участникам, хотя одним она может дать меньшую выгоду, другим большую, но в общих случаях выгода есть.

Следующий этап в развитии теории международной торговли связан с Эли Хекшером и Бертилем Олиным. Cмысл теории Хекшера-Олина состоит в следующем:

· страны экспортируют продукты интенсивного использования избыточных факторов;

· импортируют продукты интенсивного использования дефицитных для них факторов.

Дальнейшее развитие теория внешней торговли получила в исследовании американского экономиста Василия Васильевича Леонтьева под названием «парадокс Леонтьева». Парадокс заключается в том, что, используя теорему Хекшера-Олина, Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Иными словами, американский экспорт по сравнению с импортом был более трудоемок и менее капиталоемок. Этот вывод противоречил всем существовавшим ранее представлениям об экономике США. По общему мнению, она всегда характеризовалась избытком капитала и, в соответствии с теорией Хекшера-Олина, следовало, что США экспортируют, а не импортируют высоко капиталоемкие товары.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.008 с.)