Исследование роли ментальных особенностей в формировании культуры безопасности в Удмуртской Республике финно-угурской языковой семьи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование роли ментальных особенностей в формировании культуры безопасности в Удмуртской Республике финно-угурской языковой семьи.



Менталитет – это одно из основных понятий современного гуманитарного знания. Оно включает в себя главные характеристики этноса и является одним из ведущих критериев при сопоставлении наций друг с другом.

Среди финно-угров России удмурты занимают по численности второе место после мордвы и пятое – в мире.

Характерные черты удмуртов — это робость, безынициативность, боязнь конфликтов, замкнутость, трудолюбие – до полной самоотдачи, наивность – у вотяков очень искреннее, детское ощущение мира, они его воспринимают как сказку, всему верят. Отсюда их доброта, бесхитростность, обнаженность души. Удмурты не богатырского телосложения, однако крепки и выносливы.

По мнению В. В. Напольских, девиз удмуртской ментальности можно выразить словами «Живу в согласии» Действительно, характеризуя этноменталитет удмуртов, в первую очередь упоминают их миролюбие, доброжелательность, гостеприимство, далее «склонность более к веселию, нежели к печали», песенность, деликатность, стеснительность до робости, сдержанность в проявлении чувств, доходящую до скрытности и замкнутости, бережливость до скупости, терпеливость до самопожертвования, настойчивость до упрямства, кровнородственную зависимость от природного и социального окружения (утрата природного и родственного контекста, отчуждение от малой родины, осуждение общественным мнением воспринимались и осознавались удмуртами как жизненный крах), исключительное трудолюбие.

Большие исторические перемены, интенсивное взаимодействие со многими этносами наделяли удмуртов новыми внешними и внутренними чертами. «Дореволюционные авторы, например, характеризуя удмуртский этнос, выделяют ряд негативных качеств, среди них скрытность, замкнутость, обидчивость, мстительность

Современные психологи и этнографы отмечают, что в системе социальных ценностей удмурты всегда отводили важное место оптимальным отношениям со своими близкими и дальними родственниками, соседями, вообще с добрыми людьми. «В семейном быту они необыкновенно уживчивы и ради семейного благополучия приносят в жертву свои личные интересы, терпят известное подчинение, лишают себя в некотором роде самостоятельности. Именно от этого, считают они, во многом зависят общая атмосфера жизни, успех в хозяйственной и прочей совместной деятельности. По этой причине у них никогда не было в чести нищенство и попрошайничество. Удмурты чрезвычайно дорожат своей репутацией среди родственников, односельчан, соплеменников. Очень многое, по их мнению, зависит от того, «что говорят другие», «что сказали», «что подумают»У них высокая культура межличностных отношений.

Доктор культурологии И. М. Вельм в диссертационном исследовании «Этнический менталитет: истоки и сущность (на примере удмуртского этноса)» устанавливает корреляционную зависимость самобытности этнического менталитета удмуртского этноса от трех главных факторов: природно-климатических условий, особенностей социальной жизни, специфики религиозно-духовной жизни. Он утверждает, что комплекс этих постоянно действующих детерминант воспроизводит специфические черты этнического менталитета удмуртского народа на протяжении всей его социокультурной истории. В работе проводится идея многоаспектности сущности этноменталитета удмуртов, в соответствии с которой выделяются его следующие сущностные качества: 1) стремление к традиционным ценностям, 2) уход в себя, 3) проявление этнонигилизма, 4) толерантность, 5) общинность на уровне психологии «мы — они». Указанные качества составляют своеобразную внутреннюю «картину мира» удмуртского этнического менталитета, причем все они находятся в глубокой диалектической взаимосвязи, образуя единую ментальную структуру этничности

Зависимость удмуртов от лесного окружения (необходимость действовать в лесу соответственно устоявшемуся природному ритму, выжидать нужные моменты, подготавливать необходимые условия для получения постоянного результата) послужила фоном для развития таких черт характера, как неторопливость, доходящую до медлительности, методичность в выполнении работ, сдержанность в проявлении чувств. Деятельность в лесу повлияла на формирование предрасположенности удмуртов к пассивному флегматичному типу темперамента.

Удмурты были психологически настроены на повседневный монотонный труд. В связи с этим показательна установка удмуртов «Терпеть надо», которая, по всей видимости, является определяющей в жизнедеятельности этноса. В этом проявляется своеобразие отношения к труду и трудолюбия удмуртов. Любой человек всегда должен быть при деле, иначе хозяйство могло стать экономически недееспособным.

в частной жизни удмурты тихи, терпеливы, ссор между ними не бывает, злом за зло друг другу не платят, в обществе у них мир и согласие, в семье — уживчивость.

Т. Н. Русских считает, что удмуртский менталитет носит двойственный характер (удмурт может быть скромным, стеснительным, малоразговорчивым, с одной стороны, и общительным, шутником, балагуром — с другой), поскольку его коммуникативное поведение развёртывается в двух модальностях (поведение среди «чужих» и поведение среди «своих»). Для поведения в кругу знакомых людей, в привычной обстановке характерно обилие эмоциональных жестов, искренне выражающих настроение собеседников. «Что касается коммуникации с малознакомыми людьми в непривычной обстановке, она прямо противоположна первой ситуации. Тут использование жестов минимально, их искренность снижена до минимума. Удмурт словно надевает на себя маску, скрывающую истинное лицо, и собеседник до конца не может понять, воспринимают, одобряют его мнение или нет». Интересно, что у современных удмуртов (особенно сельских) сохраняется особое отношение к слову (доброе слово может окрылить, а злое — нанести ущерб, сглазить, нарушить все планы), повышенная чувствительность к чужому мнению, оценке со стороны других людей, которая становится основой формирования собственной самооценки, проявляющейся нередко в самокритике. Удмурты обычно не стремятся любым способом произвести впечатление на своего собеседника, не любят быть в центре внимания. Втянуть в спор удмурта не так легко, потому что по его представлениям лучше промолчать, нежели высказать своё противоречивое мнение, чтобы сохранить согласие. Ментальность удмуртского этноса прослеживается также в наличии «закрытых» жестов (например, скрещённые руки, ноги и т. д.).

Чувствительность, ранимость, уязвимость становятся важными чертами менталитета удмуртов. Душевные переживания удмурт скрывает внутри себя, поскольку старается не переносить свои тревоги и обиды во внешний мир, на отношения с людьми, чтобы не нарушить согласие в обществе. В связи с этим фактом А. Н. Петров рассматривает вопрос о трагически большом количестве суицидов среди удмуртов: «Поэтому удмурт лучше покончит жизнь самоубийством, нежели выскажет свою злобу обидчику. Подобное отношение к миру, преломляясь через систему религиозных и мифологических представлений, вылилось в такое поверье удмуртов, по которому, если человек покончил жизнь самоубийством на дворе обидчика, то душа умершего затем мстит обидчику» (там же: 103). Это явление очень похоже на чувашский «типшар» — мщение обидчику (защита своего имени и чести) ценой своей жизни (суицид у ворот дома обидчика).

Удмуртия считается одним из самых уравновешенных и спокойных в системе межэтнических отношений регионов России»

В работе они трудолюбивы (67%), исполнительны (64%), осторожны (62%), отличаются высокой способностью к самоконтролю, высокой нормативностью поведения (умеренные (69%), сдержанные (67%), терпеливые (66%), серьезные (64%), скромные

В. Ю. Хотинец указывает, что для удмуртов характерно приспособление себя к чувствам окружающих, интуитивное понимание ситуации, отсутствие навязывания собственной точки зрения; важным является эмоционально-оценочное отношение к субъектам коммуникации. Для русских, ориентированных на активное взаимодействие со средой, важны убеждение собеседника в необходимости коммуникации, осмысление и переосмысление информации, более актуальными становятся рациональность и рассудочность в коммуникативном процессе для достижения поставленных целей. В межличностном взаимодействии удмурты стремятся учитывать потребности других для достижения групповой гармонии, русские же склонны отстаивать свои позиции и собственное мнение.

Его постепенность, традиционализм, консерватизм, определённый конформизм, нежелание рисковать, осторожное отношение к непроверенным новшествам как этноса преимущественно «аграрного» не есть только недостаток, за этими чертами скрываются их основательность, природная терпеливость и терпимость»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.004 с.)