Лица, выполняющие административно-хозяйственные функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лица, выполняющие административно-хозяйственные функции.



Административно-хозяйственные функции означают полномо-

чия по управлению государственным или муниципальным иму-

ществом, по определению его фактических и правовых перспек-

тив. К таковым могут быть отнесены принятие решений о начис-

лении заработной платы, премий, осуществление контроля за

движением материальных ценностей, определение порядка их

хранения. В частности, эти функции выполняют начальники фи-

нансовых управлений администрации того или иного субъек-

та РФ или муниципального образования и их заместители, заве-

дующие хозяйственной частью в учреждениях и т. п.

Организационно-распорядительные и административно-хо-

зяйственные функции осуществляются во многих сферах. Однако

должностным признается лицо, выполняющее их не везде, а лишь

в государственных органах, органах местного самоуправления,

государственных и муниципальных учреждениях, а также в Boo руженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

Если же указанные функции осуществляются в иных организаци-

ях (коммерческих или некоммерческих, не являющихся при этом

государственным или муниципальным учреждением), то лицо

может нести ответственность за совершение преступлений про-

тив интересов службы в коммерческих и иных организациях

(гл. 23 УК РФ).

В законе говорится, что функции всех трех указанных выше ви-

дов могут осуществляться постоянно, временно или по специальному

полномочию. Постоянное осуществление функций предполагает за-

нятие определенной должности (по выборам, по назначению), вре-

менное — также замещение определенной должности, но только по

назначению и на определенный, обычно непродолжительный срок,

выполнение перечисленных функций по специальному полномочию

означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные

на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.),

нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего

должностного лица либо правомочным на то органом или должно-

стным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение оп-

ределенного времени или одноразово либо совмещаться с основ-

ной работой (народные и присяжные заседатели и др.).

Возможны ситуации, когда одно лицо одновременно выпол-

няет и сугубо профессиональные, и должностные функции (орга-

низационно-распорядительные и (или) административно-хозяйст-

венные). Например, главный врач государственной поликлиники,

с одной стороны, осуществляет прием, лечение граждан (как и лю-

бой медицинский работник), а с другой — руководит профессио-

нальной деятельностью подчиненных ему сотрудников (врачей,

медицинских сестер и т. п.). Ответственность за должностное пре-

ступление он может нести только во втором случае, когда содеян-

ное обусловлено наличием у виновного организационно-распоря-

дительных или административно-хозяйственных функций.

В четырех составах преступлений (ст. 285, 286, 287,

290 УК РФ) имеется квалифицирующий признак, относящийся

к особому должностному положению виновного, — совершение

преступления лицом, занимающим государственную должность

РФ или государственную должность субъекта РФ. Во всех этих

преступлениях, за исключением предусмотренного ст. 287 УК РФ,

ответственность повышается также и для глав органов местного

самоуправления. Их понятие дано в примечаниях 2 и 3

к ст. 285 УК РФ.__

 

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285

УК РФ). Непосредственный объект — общественные отношения,

складывающиеся по поводу обязанности должностных лиц

и иных публичных служащих осуществлять свою профессиональ-

ную деятельность только в интересах службы.

Объективная сторона преступления выражается в форме дей-

ствия или бездействия и характеризуется тремя обязательными

признаками: 1) использованием должностных полномочий во-

преки интересам службы; 2) существенным нарушением прав

и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых

законом интересов общества или государства; 3) наличием при-

чинной связи между деянием и последствиями.

Преступление признается оконченным с момента наступления

указанных в законе последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется умыс-

лом и корыстным мотивом (стремлением получить безвозмездно

имущественную выгоду или уклониться от материальных затрат)

или иной личной заинтересованностью (стремлением извлечь вы-

году нематериального характера). Совершение деяния из иных

побуждений, например ввиду ложно понимаемых интересов

службы, не образует состава данного преступления.

Субъект преступления специальный — должностное лицо.__

 

 

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Непо-

средственный объект — общественные отношения, складываю-

щиеся по поводу обязанности должностных лиц и иных публич-

ных служащих осуществлять свою профессиональную деятель-

ность компетентно и строго на основе закона. Дополнительным

объектом могут выступать права и законные интересы граждан

и организаций, а по ч. 3 ст. 286 УК РФ — здоровье граждан.

С объективной стороны преступление характеризуется дейст-

вием, явно выходящим за пределы полномочий должностного ли-

ца и повлекшим указанные в законе общественно опасные по-

следствия. В отличие от злоупотребления должностными полно-

мочиями, при превышении совершаемые действия не являются

компетенцией виновного. Различаются следующие типовые фор-

мы превышения должностных полномочий: 1) совершение винов-

ным действий, относящихся к полномочиям другого должностно-

го лица; 2) совершение действий, которые могли быть совершены

виновным только при наличии особых условий, указанных в за-

коне или подзаконном акте и отсутствовавших в данном конкрет-

ном случае; 3) совершение действий, которые никто ни при каких

обстоятельствах не может совершить; 4) единоличное совершение

виновным действий, которые могут быть совершены лишь колле-

гиально.

Преступление признается оконченным с момента наступления

указанных в законе последствий.__ С субъективной стороны преступление характеризуется пря-

мым умыслом.

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Квалифицированный состав превышения должностных полно-

мочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ) — совершение преступления лицом,

занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ,

а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 286 УК РФ) — деяния,

предусмотренные ч. 1 и 2, если они совершены: а) с применением

насилия (побои, легкой или средней тяжести вред здоровью) или

с угрозой его применения (включая и угрозу убийством); б) с при-

менением оружия (вне зависимости от наступления каких-либо

последствий) или специальных средств (наручники, слезоточивый

газ и т. п.); в) причинение тяжких последствий (крупные аварии,

длительная остановка производственного процесса, причинение

материального ущерба в особо крупных размерах, причинение

тяжкого вреда здоровью или смерти человеку), по отношению

к которым вина может быть как умышленной, так и неосторожной.

Получение взятки (ст. 290 УК РФ). Непосредственный объект

аналогичен объекту преступления, предусмотренного ст. 289-

УК РФ. Обязательным признаком получения взятки является

предмет — взятка в виде: денег в любой валюте; ценных бумагах,

понятие которых определено в ст. 142 ГК; иного имущества, по-

нятием которого охватываются все вещи, делимые и неделимые,

индивидуально определенные и обладающие родовыми призна- ками, движимые и недвижимые; или выгод имущественного ха-

рактера, т. е. оказываемых безвозмездно, но подлежащих оплате

услуг имущественного характера (предоставление туристических,

санаторных путевок, ремонт автомашины, квартиры и т. п.), а так-

же любое иное неэквивалентно возмещаемое действие, имеющее

имущественную природу (занижение стоимости передаваемого

имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок

за пользование кредитами). Если должностное лицо получает ка-

кую-нибудь неимущественную выгоду, например, положительный

отзыв в СМИ, то такие действия не являются получением взятки.

Объективная сторона преступления выражается в получении

взятки должностным лицом лично или через посредника, его род-

ными и близкими с его согласия или если оно не возражало про-

тив этого. Факт получения взятки предполагает его связь с пове-

дением должностного лица, поскольку взятка получается за опре-

деленное и конкретное действие (бездействие) такого лица по

службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, что

может быть выражено в следующем: 1) совершение действий

(бездействие), которые входят в служебные полномочия должно-

стного лица, т. е. прямо предусмотрены его компетенцией;

2) способствование в силу занимаемого должностного положения

совершению действий (бездействия), которые не входят в служеб-

ные полномочия виновного, а входят в полномочия иного лица;

3) общее покровительство, т. е. действия, связанные с незаслу-

женным поощрением, внеочередным необоснованным повыше-

нием в должности, совершением иных действий, не вызываемых

необходимостью; 4) попустительство по службе, т. е. непринятие

должностным лицом мер реагирования на упущения или наруше-

ния в служебной деятельности взяткодателя или представляемых

им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю.__ Субъективная сторона получения взятки характеризуется пря-

мым умыслом.

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Дача взятки (ст. 291). Признаки дачи взятки указаны как

в ст. 291 УК РФ, так и в ст. 290 УК РФ.

Преступление окончено в момент получения взятки, когда хотя

бы часть ее принята должностным лицом. Фактического совер-

шения им действий (бездействия), ради которых дается взятка, не

требуется. Если передача ценностей не состоялась по причинам,

не зависящим от взяткодателя (например, должностное лицо от-

казалось взять деньги), содеянное им является покушением на да-

чу взятки.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым

умыслом.

Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 291 УК РФ) - дача взятки долж-

ностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий.

Согласно примечанию к ст. 291 УК РФ лицо, давшее взятку,

освобождается от уголовной ответственности, если: 1) имело ме-

сто вымогательство взятки со стороны должностного лица; 2) ли-

бо лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбу-

дить уголовное дело, о даче взятки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2759; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.031 с.)