Конституция РСФСР 1918г.: общая хар-ка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция РСФСР 1918г.: общая хар-ка.



Подготовка конституции началась в апреле 18 года и приняли ее на 5 всероссийском съезде в июле 18 года. Она включала: 1)декларацию; 2) конструкцию советской власти (всероссийский съезд советов (главный орган), в период между его созывами – центральный исполнительный комитет, а правительство – совет народных комиссаров). Все эти органы – законодательные (отсюда противоречия); 3) избирательное право (неравное и не всеобщее: эксплуататоры бывшие – лишены, рабочих больше чем крестьян).

3-ий Всерос. съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Кц-ии РФ и внести его на рассмотрение очередного Всерос. съезда Советов. ВЦИК приступил в разработке Кц-ии только после заключения Брест. мира. Заседание ВЦИКа 1 апр. 18г, была создана конст-ная комиссия, в состав кто. вошли Свердлов, Сталин, Покровский, один эсер максималист, 2 левых эсера, 6 предст-лей от нек-ых наркомов (по делам национальностей, нвутр. делам. военным, юстиции, финансов и ВСНК). Пред-ль комиссии - Свердлов. Секретарь -Аванесов (пред-ль наркома по национальностям). Подготовка проекта шла 5апр-5июля 18г. Комиссия приняла проект общих положений Кц-ии РФ, кот. исходил из решений 3-го Всерос. съезда Советов. В проекте Кц-ии указывалось, что Кц-ии является к-цией гос-ва диктатуры пролетариата и рассчитана на переходный от капитализма к социализму период. Провозглашался принцип всевластия Советов, предусматривалась возможность объединения сов. областей, отличающихся особым бытом и нац-ным составом населения, в автономные областные союзы, кот-ые бы входили на общих началах в РФ. ЦК партии в июне 18г создал спец. комиссию под пред-вом Ленина, чтобы окончат. подготовить проект Кц-ии к съезду Советов. В качестве первого раздела в К-цию была включена Декл-рия прав трудящегося и эскплуат-го народа. Раздел “Общие положения Кц-ии РФ” был дополнен статьями о правах и обязанностях трудящихся, был знасчит. расширен и конкретизирован раздел проекта о ВЦИКе, заново подготовлена глава 7 “О СНК”, значительные изменения были внесены в раздел Об избират. праве. Окончат. проект Кц-ии был опубликован в Известиях и внесен на обсуждение 5му Всерос. съезду Советов. 10 июля 18г Кц-ия РФ была единогласно принята. Она состояла из 6 разделов: 1)Дек-ция прав труд-гося и эксп-мого народа. 2)Общие положения Кц-ии РФ. 3)Конструкция сов. власти (орг-ция сов. власти в центре и на местах). 4)Активное и пассивное избират. право. 5)Бюджетное право. 6)О гербе и флаге РФ.

Кц-ия РФ определила сов. гос-во как гос-во диктатуры пролетариата, законодательно закрепив его основу - Советы рабочих, солдат и крестьянских депутатов.

Историческое значение Конституции 1918 г. заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчест­ва. Однако более существенным было ее воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране:

она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основания новую идеологию.

Образование и развитие СССР. Конституция СССР 1924г.

В дек 22 г. Первый съезд Советов СССР утвердил Дек­ларацию и Договор об образовании СССР, подписанные че­тырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР. Каждая из республик уже имела свою конституцию.

Съезд Советов СССР принял решение о разработке общесо­юзной конституции (проект был разработан в течение 1922 г.), которая и была утверждена Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 г. К-ция СССР состояла из двух разделов: Декларации об образова­нии СССР и Договора об образовании СССР. В Декларации указывалось на особый характер национальной политики Советского государства, на причины объединения советских республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие).

По К-ции в исключительное ведение Союза входи­ли: внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция). Утверждение и изменение К-ции на­ходились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с её согла­сия. Устанавливалось единое союзное гражданство. Высший орган власти СССР - Съезд Советов СССР.

В период между съездами высший орган власти - Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР). Состав: Союзный Совет и Совета Национальностей.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и рас­порядительный орган — Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР). Состав: председатель СНК, его замес­тители, десять наркомов. Наркомы руководили отдельными отраслями государственного управления. Общесоюзные наркоматы: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Дейст­вовали на территории союзных республик через уполномо­ченных. Объединенные наркоматы: ВСНХ, продовольст­вия, труда, финансов. Действовали через одноименные наркоматы союзных рес­публик. Республиканские нар-ты: юстиции, внутренних дел, земледелия, здравоохранения, просвеще­ния, социального обеспечения.

Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конститу­ционного суда.

Изменение статуса союзных республик в процессе образо­вания СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Интересы республики были представлены в структурах союзных орга­нов (Президиум ЦИК СССР, Совет Национальностей) ее представителями. Однако положения Конституции давали центру значительные полномочия для контролирования пе­риферии и были направлены на создание новой политичес­кой культуры.

Отличия конституции 1924 г. от конституции 1918 г.:

1.Отсутствует раздел декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа.

2.По содержанию намного беднее, новая конституция просвещена единственному вопросу - характеристика органов власти и управления.

Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР обязывал суд не ограничиваться представленными объяснениями и мате­риалами, а стремиться к выяснению всех обстоятельств дела. Как в уголовном, так и в гражданском процессе действовал только кассационный порядок пересмотра судебных реше­ний.

 

Развитие права в годы НЭПа.

В революционном преобразовании общества, в строительстве социализма Ленин бол. значение придавал рев-ной законности, законод-ой деят-сти Сов. гос-ва, развитию и систематизации права. Важнейшим периодом становления и развития сов. права являлись годы перехода к нэпу. В 1921-22г развернулась широкая кодификационная работа.

Первая в истории кодификация, в результате которой оформились целые отрасли права: впервые земельное право, трудовое право, уголовно-исправительный кодекс, лесной кодекс. За всю историю права в кодексах выведены такие понятия, которые сохранились до сих пор, например, в КЗоТе провозглашена цель – защита прав работника от работодателя или администрации, были установлены высокие социальные гарантии, ответственности за нарушение трудовых прав. В современных условиях идеалогизированное трудовое законодательство сохраняется и идет в разрез с реалиями, можно проследить ограничение прав работодателя. Стороны заключают неравноправный договор, в котором гораздо больше прав имеет работник. В условиях НЭПа КзоТ 1922 г. также противоречил интересам частного сектора (предпринимателям). Наиболее сложным представлялось содержание ГК. Уже на стадии подготовки высказывались мнение, что у нас ни чего частного нет, для нас все право является публичным. Проект ГК готовился высококвалифицированной комиссией, были приглашены видные цивилисты, практические работники НСНХ, наркомата и т.д. Впервые была возможности создать демократический кодекс. Использовались институты и понятия французского гражданского кодекса, давалось понятие частной собственности близкое к римскому гражданскому праву. Проект обсуждался группой лиц во главе с профессором Гойхвардом, и был представлен Ленину. В итоге около 20 статей регулирующих отношения частной собственности было выброшено, некоторые статьи очень сильно отредактированы, что изменило их первоначальный смысл. Поэтому кодекс сложно назвать классовым памятником частного права, т.к. он признавал только три вида собственности: государственная, кооперативная и частная. Наиболее сложно понять правовой статус государственной собственности. В понятиях сохраняется дореволюционные классовые традиции. Как бы верховным собственником предполагалось государство, но конкретными правами обладает либо предприятие, либо орган (государственный), либо конкретный человек. Проблема имела, прежде всего, практическое значение от ее решения зависела свобода руководителя, права предприятий в его хозяйственной деятельности. Национализированная и муниципализированная собственность предполагали разный уровень оперативного управления: национализированная – федеральный уровень, муниципализированная – местный. Однако этот вопрос до конца так и не решен. Хотя от решения этого вопроса зависели бюджетные отношения.

Наибольшие разработки были в сфере уголовного права. В современной литературе считается, что УК 1922 г. отступает от достижений уложения 1903 г. В уголовном уложении понятие преступления близко к современному. В кодексе же 1922 г. зафиксировано материальное понятие преступления, т.е. во главу ставится общественная опасности деяния, причинение вреда, не запрещенности действий уголовного закона. Именно материально определение преступления допускает аналогию закона. Это положение нанесло большой вред, читают некоторые, и что это послужило поводом для репрессий. Лектор не приверженец данной точки зрения.

В качестве достижений УК очень удачна формулировка в понятии вины в виде умысла и неосторожности (она сохранилась до сих пор). Вина как основная единица не указана, к ответственности могли быть привлечены люди имеющие связь с общественно опасными элементами. Принятие кодексов оставалось компетенцией республик, но на федеральном уровне принимались основные начала законодательства союза СССР и союзных республик. В частности приняты основные начала. Термин “наказание” заменен понятие меры “социальной защиты” это меры судебно-исправительного характера, которые назначаются за преступление.

Меры медицинского характера применялись к невменяемым. Меры медико-педагогического характера применялись к несовершеннолетним. В советском уголовном праве нет возмездия и наказания, т.к. главная его цель воспитание и исправление личности.

Сохраняется материальное понятие преступлений, уголовная ответственности для лиц представляющих общественную опасности или связанные с преступной средой, но и вводятся нормы, которые защищали личности: освобождение от уголовной ответственности лица, действия которого формально относятся к уголовному праву, но не представляют общественной опасности или к моменту судебного рассмотрения утратило эту общественную опасность. Развитие уголовного права шло не путем изменения права, а путем принятия новых самостоятельных актов для кодекса 1926 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.01 с.)