Развитие частного коллекционирования во вт. Пол. 19 – нач. 20 В. И его вклад в развитие музейного дела 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие частного коллекционирования во вт. Пол. 19 – нач. 20 В. И его вклад в развитие музейного дела



ОТВЕТЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО И ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ»-2015

МОДУЛЬ I.

Дисциплина 1. История музейного дела

Развитие частного коллекционирования во вт. пол. 19 – нач. 20 в. и его вклад в развитие музейного дела

Во вт. пол. ХIХ в. составление уникальных коллекций было делом жизни представителей многих династий купцов и фабрикантов. Эти люди были либо выходцами из предприимчивого купечества, либо представителями богатейших торговых и промышленных династий России. Огромные состояния приобретались путем жестокой эксплуатации, часто способами несправедливыми, но семейные миллионы использовались на благотворительные цели, для развития науки и искусства, поддержки подлинных талантов. Такие причины объясняются по-разному: беззаветной влюбленностью в искусство, заботой о спасении души.

Одним из ярких представителей меценатства был Иван Яковлевич Словцов. Он сыграл огромную роль в становлении Тюменского Александровского Реального Училища. Благодаря стараниям Словцова, в этом учебном заведении за короткий срок были введены многие прогрессивные для своего времени формы обучения, собрана богатая библиотека. В Тюмень Словцовым были перевезены многие уникальные экспонаты, собранные в многочисленных экспедициях, ставшие основой собрания Тюменского краеведческого музея, основателем которого выступил ученый. Иван Словцов внес большой вклад в археологические исследования окрестностей Тюмени. Им были обнаружены скелеты ископаемых животных, а также древних городищ и курганов.

Коллекционирование памятников искусства и старины изначально было привилегией высшего сословия. Во второй половине ХIХ в. собирательство в России сделалось общим увлечением, почти модой. Это и было культурной почвой для возникновения музеев. И если идея Радищевского музея возникла у А.П. Боголюбова в Дюссельдорфе, то созидание его совершалось благодаря поддержке многих соотечественников, сочувствующих просветительской идее А.П. Боголюбова. Это Александр III, коллекционеры А.В. Звенигородский, братья П.М. и С.М. Третьяковы. В Саратове - люди разного звания: князь Куракин, и граф Нессельроде, крестьяне, нашедшие в земле золотоордынские монеты или глиняные сосуды, несли предметы старины. Судя по квитанционным книгам, музей всё принимал.

Этап модификации российского общества не закончился к сер. XIX в., т.к. европеизация охватила главным образом дворянскую культуру и близкие к дворянству круги. Со вт. пол. XIX в. дворянская культура постепенно приходит в упадок, усадьбы, особняки и коллекции переходят новым экономическим агентам. Начинается второй, после дворянской культуры, круг модификации, который не был завершен к 1917 г. Промышленники и купцы, осваивая через паттерн дворянской культуры европейские, прежде всего аристократические, ценности, получают образование в Европе, путешествуют и ведут дела с европейскими партнерами, в том числе, подражая и увлекаясь, начинают собирать коллекции. Частное коллекционирование отразило сложный и неоднозначный процесс европеизации. Не случайно исследователи разделяют Москву и Петербург как два противоположных по предмету коллекционирования города. Москва окончательно стала центром коллекционирования национальных древностей и искусства, именно здесь появятся первые общедоступные музеи. Петербург остался европейским городом в плане собирательских интересов коллекционеров и характера их собраний.

Со вт. пол. XIX в. в процесс европеизации и коллекционирования активно включается провинциальная Россия. Местные элиты ориентировались уже не столько на сугубо частное коллекционирование, сколько на раскрепощение собраний, создание музеев, научных обществ. Частное коллекционирование для многих становилось формой освоения европейских ценностей. Таким образом, вторая половина XIX в. – 1917 г. – третий период в истории частного коллекционирования в России. Для этого периода характерен публичный характер: коллекции собираются не столько для себя, сколько с ориентацией на общественность. Публичное коллекционирование рассматривается как общественно полезное и благородное занятие, которое еще и дает возможность изменить свой социальный статус, получив дворянство. В кон. XIX – нач. XX в. появляется новое поколение русских коллекционеров (С.И. Щукин), ориентированных на европейские ценности и помогающих состояться новому искусству, авангарду, противопоставляющему себя традиции.

Дисциплина 2. Теоретические проблемы музееведения

 

Теория документирования и ее роль в музейной деятельности

Теория документирования изучает проблемы, связанные с комплектованием музейных фондов, то есть с методологией и методикой отбора объектов действительности в музейное собрание
Теория документирования изучает различные стороны действительности с точки зрения проявления в них свойств музеальности и отбора объектов музейного значения, подлежащих сохранению и использованию в условиях музея. Является теоретической основой комплектования музейных фондов и музеефикации объектов историко-культурного и природного наследия.
Теория документирования изучает различные стороны действительности, стремясь познать характер музейности, выявить объекты музейного значения, подлежащие сохранению и использованию в виде своеобразных документов, удостоверяющих реальность и являющихся элементами исторической памяти. Т.о. – носители музейности должны быть не только опознаны, но и отобраны, изъяты из их жизненной среды. Проблематика, относящаяся к отбору, составляет существо всей теории документирования. Тот факт, что музееведческий отбор основывается на ценностном отношении к действительности, не лишает его исторической обусловленности, объективности, о чем свидетельствуют музейные собрания разных эпох.

Отбор предметов в фондовые собрания опирается на музееведческие и профильно-научные исследования, причем для музееведческого документировании характерен интегрирующий подход, поскольку музейный предмет несет информацию, не сводящуюся к кругу интересов какой-либо одной профильной дисциплины.

Теория документирования научно обосновывает критерии отбора, методику музееведческого исследования действительности.

Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходивших в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета. Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализовывается главным образом в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения


МОДУЛЬ 2.

Дисциплина 3. Научное проектирование экспозиции

Область модернизации

область модернизации определяется на 3-х уровнях. 1 уровень экспонатов. 2 уровень оборудования. 3. уровень архитектуры залов.

модернизация на уровне экспонатов - одноуровневая: она может быть односторонней (один предмет заменяет другой такой же предмет и смысл его и экспозиции не меняется) и двусторонней (смена внешнего облика несет за собой смену содержания, смысла экспозиции)

модернизация на уровне оборудования и архитектуры - многоуровневая. она может быть согласованной (когда есть одна цель, одна идея) и независимой - этот вариант как правило неуспешной модернизации. Таким образом, оптимальная модернизация двусторонняя, согласованная и охватывает максимальное число уровней.

Параметры модернизации

1. содержательно-значащий - изменяющий содержание, но не внешний вид.

2. предметно - вещный. который делится на: технологическую модернизацию (реставрация) и формально-пластическую (новая организация пространства, меняется цвет, новое художественное оформление и т.д.)

Механизм модернизации

1. модернизация происходит путём добавления новых элементов. 1-й способ. делается новая постройка к зданию музея (напр. британский музей) 2-й способ добавление нового изнутри (добавление новых элементов экспозиции)

2. модернизация происходит путем изъятия элементов. Можно изменить фасад музея. но изъятие плохо тем, что когда делалось что-то что мы меняем, была идея, цель, и когда мы начали что-то изымать, цельность распадается.

3. модернизация происходит путем переструктурирования – т.е. создается новое пространственное отношение (решение)

ОТВЕТЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО И ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ»-2015

МОДУЛЬ I.

Дисциплина 1. История музейного дела

Развитие частного коллекционирования во вт. пол. 19 – нач. 20 в. и его вклад в развитие музейного дела

Во вт. пол. ХIХ в. составление уникальных коллекций было делом жизни представителей многих династий купцов и фабрикантов. Эти люди были либо выходцами из предприимчивого купечества, либо представителями богатейших торговых и промышленных династий России. Огромные состояния приобретались путем жестокой эксплуатации, часто способами несправедливыми, но семейные миллионы использовались на благотворительные цели, для развития науки и искусства, поддержки подлинных талантов. Такие причины объясняются по-разному: беззаветной влюбленностью в искусство, заботой о спасении души.

Одним из ярких представителей меценатства был Иван Яковлевич Словцов. Он сыграл огромную роль в становлении Тюменского Александровского Реального Училища. Благодаря стараниям Словцова, в этом учебном заведении за короткий срок были введены многие прогрессивные для своего времени формы обучения, собрана богатая библиотека. В Тюмень Словцовым были перевезены многие уникальные экспонаты, собранные в многочисленных экспедициях, ставшие основой собрания Тюменского краеведческого музея, основателем которого выступил ученый. Иван Словцов внес большой вклад в археологические исследования окрестностей Тюмени. Им были обнаружены скелеты ископаемых животных, а также древних городищ и курганов.

Коллекционирование памятников искусства и старины изначально было привилегией высшего сословия. Во второй половине ХIХ в. собирательство в России сделалось общим увлечением, почти модой. Это и было культурной почвой для возникновения музеев. И если идея Радищевского музея возникла у А.П. Боголюбова в Дюссельдорфе, то созидание его совершалось благодаря поддержке многих соотечественников, сочувствующих просветительской идее А.П. Боголюбова. Это Александр III, коллекционеры А.В. Звенигородский, братья П.М. и С.М. Третьяковы. В Саратове - люди разного звания: князь Куракин, и граф Нессельроде, крестьяне, нашедшие в земле золотоордынские монеты или глиняные сосуды, несли предметы старины. Судя по квитанционным книгам, музей всё принимал.

Этап модификации российского общества не закончился к сер. XIX в., т.к. европеизация охватила главным образом дворянскую культуру и близкие к дворянству круги. Со вт. пол. XIX в. дворянская культура постепенно приходит в упадок, усадьбы, особняки и коллекции переходят новым экономическим агентам. Начинается второй, после дворянской культуры, круг модификации, который не был завершен к 1917 г. Промышленники и купцы, осваивая через паттерн дворянской культуры европейские, прежде всего аристократические, ценности, получают образование в Европе, путешествуют и ведут дела с европейскими партнерами, в том числе, подражая и увлекаясь, начинают собирать коллекции. Частное коллекционирование отразило сложный и неоднозначный процесс европеизации. Не случайно исследователи разделяют Москву и Петербург как два противоположных по предмету коллекционирования города. Москва окончательно стала центром коллекционирования национальных древностей и искусства, именно здесь появятся первые общедоступные музеи. Петербург остался европейским городом в плане собирательских интересов коллекционеров и характера их собраний.

Со вт. пол. XIX в. в процесс европеизации и коллекционирования активно включается провинциальная Россия. Местные элиты ориентировались уже не столько на сугубо частное коллекционирование, сколько на раскрепощение собраний, создание музеев, научных обществ. Частное коллекционирование для многих становилось формой освоения европейских ценностей. Таким образом, вторая половина XIX в. – 1917 г. – третий период в истории частного коллекционирования в России. Для этого периода характерен публичный характер: коллекции собираются не столько для себя, сколько с ориентацией на общественность. Публичное коллекционирование рассматривается как общественно полезное и благородное занятие, которое еще и дает возможность изменить свой социальный статус, получив дворянство. В кон. XIX – нач. XX в. появляется новое поколение русских коллекционеров (С.И. Щукин), ориентированных на европейские ценности и помогающих состояться новому искусству, авангарду, противопоставляющему себя традиции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.136 (0.011 с.)