Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В доме № 5 по садовому переулкуСтр 1 из 4Следующая ⇒
— Ты как сюда попала? — удивлённо спросила Марина. — Алексей Степаныч послал. А ты? — И меня послал. Девочки посмотрели друг на друга. Галя закусила губу и нахмурилась. Алексей Степаныч сделал это явно нарочно, он решил перехитрить их. А таких вещей Галя не любила. Марине затея Алексея Степаныча не показалась обидной. Она просто очень удивилась. А встрече с Галей она была рада: уже темнело, и в этом чужом дворе было веселее вдвоём. — Ну, я пойду, — сказала Галя. — Что ты, Галя, ведь нас Алексей Степаныч послал! Галя молчала. — Пойдём! — решительно сказала Марина, беря Галю за руку. — Пойдём разыщем Лёню. Девочки снова обогнули дом. Из дверей вышла женщина. — Скажите, пожалуйста, здесь живут Гавриловы?— спросила Марина. — Здесь, девочки, здесь. Заходите. Девочки вошли в низенькую дверь. Марина с любопытством оглянулась. Она жила в большом, новом доме, и ей было интересно побывать в таком старом, маленьком домике. Галя нехотя шла за ней. Направо от передней была открыта дверь в кухню. Рядом с газовой плитой на столике шумели примусы. «Наверно, плиту ещё не включили», — подумала Марина. У стола переговаривались две женщины. — Гавриловы здесь живут? — громко спросила Марина.. Одна из женщин оглянулась: — Вы к Евдокии Петровне? А её нет дома. А по какому делу? — Мы из школы, — сказала Марина. — Из музыкальной. — Да вы заходите, девочки, Евдокия Петровна скоро придёт. А там Шурик дома. И малыш. Я сейчас зайду вместе с вами. Женщина вытерла фартуком руки и провела девочек через маленький, тёмный коридорчик в низкую, маленькую комнату с маленьким окном. За столом сидел мальчик лет пяти и что-то вырезывал большими ножницами. Мальчик поднял голову и удивлённо уставился на девочек. Маленькая дверь вела в соседнюю — большую, но тоже низкую комнату. Марина заметила пианино. На большой кровати лежал свёрток в байковом одеяле. Соседка тихонько подошла к нему. — Спит маленький, — шепнула она. — Всего две недели ему. Евдокия Петровна к врачу пошла, а меня просила присмотреть. — А Лёня где? — спросила Марина. — В школе Лёнечка. Ну, вы посидите, а я пойду, а то у меня котлеты пригорят. Девочки молча присели на краешки стульев. Марина почувствовала, что в комнате есть ещё какое-то живое существо, и обернулась.
— Галя, смотри! — сказала она. На шкафу сидел огромный, пышный сибирский кот огненно-рыжего цвета и с высоты своего величия поглядывал на девочек. — Какой красивый! — ахнула Галя. — Это Барсик, — сказал хрипловатым баском Шурик, снова принимаясь за вырезывание. — Его у нас два раза уносили, а он прибегает. Барсик, Барсик! Кис-кис! Но Барсик только презрительно сощурил свои зелёные глаза и притворно зевнул. — Важничает! — сказал Шурик. — А вы зачем к нам пришли? Марина засмеялась: — Шурик, так не говорят, это невежливо. Мы пришли к Лёне — узнать, почему он не ходит в музыкальную школу. — А он вовсе ходит, — сказал Шурик, болтая ногами.— Хотите, я вам фокус покажу? — И он неожиданно выпрыгнул из-за стола, вскочил на диван и перекувырнулся, болтая в воздухе ногами. — Видали? — Молодец, Шурик! — сказала Марина. — Ты кем будешь, когда вырастешь? Циркачом? — Я машинистом буду, — внушительно сказал Шурик. Он перекувырнулся снова и сел, тяжело дыша, на своё место. Галя и Марина засмеялись. — И нечего смеяться! Вот видите, какой паровоз вырезал! Сейчас клеить буду. — Давай мы тебе поможем, — сказала Марина. — Смотри, ты неаккуратно клеишь. — А музыкантом, как Лёня, не хочешь стать? — спросила Галя, разглядывая бумажные части паровоза, разложенные по столу. — А Лёня не будет музыкантом, ему Коля не позволяет.. — Какой Коля? — спросила Марина. — Ну, Колька Гриненко, Лёнин товарищ. Он говорит ему: «Брось, Лёня, эту музыку! Это тебе не занятие». Я всё слышал! — гордо прибавил Шурик. — А Лёня вратарём будет,. вот кем! Он знаете как здорово играет! Его уже в настоящую команду скоро примут — в «Трудовые резервы»! Мама, это к Лёне девчонки пришли! — закричал он без передышки. В комнату входила румяная, полная женщина, повязанная пуховым платком. — К Лёне? — удивлённо спросила она, торопливо разматывая платок. Девочки встали. — Мы и к вам тоже, — сказала Галя. — Сейчас, девочки, только малыша погляжу. Шурик, ты чего тут набросал так? Никак за вами не углядишь! — И она прошла в соседнюю комнату. — Спит, — сказала она возвращаясь. — Ну, что, девочки, скажете?
— Мы из музыкальной школы, — сказала Марина. — Нас Алексей Степаныч послал, — добавила Галя. — Вот как! — удивилась Евдокия Петровна. — Что же такое случилось? — Они говорят — Лёня в школу не ходит, — вмешался Шурик. — А он вовсе ходит, со скрипкой. — Как так не ходит? — ахнула Евдокия Петровна и даже села на табуретку. — Знала я, чувствовала — что-то неладно, — взволнованно заговорила она. — Играет вроде не то, что надо, ерунду какую-то, а уходит на урок — так возвращается уж больно скоро. И где он, негодный, шатается? Вот уж будет ему сегодня! Хорошая проборка будет! Девочки переглянулись. — Он подтянется, — сказала Галя, — он всё выучит. — Мы ему ноты принесли, мы ему поможем! — горяча-подхватила Марина. — Вот за это спасибо! — ласково сказала Евдокия Петровна. — Но вот ведь несчастье какое... — продолжала она с огорчением. — Сколько раз ему говорили: «Не хочешь заниматься, так бросай!» Отец даже скрипку забирал, прятал. А он — в слёзы, плачет: «Отдайте скрипку!» Ладно — решили: последний год попробуем. А он, оказывается, вот что вздумал... Прогульщиком сделался. — Ему Колька не позволяет, — снова сообщил Шурик. — Ох, уж этот мне Коля! — вздохнула Евдокия Петровна. — Когда-нибудь весь дом своими опытами спалит. Верите ли, девочки, проходу ему этот Коля не даёт. Лёня ведь даже по двору со скрипкой стеснялся бывало пройти. Уж я ему скрипку вынесу, а он тогда скажет тихонько: «Ну, вы идите, идите, мама», а сам скрипочку под пальто — и бежать! Словно ворованное несёт. Вот горе какое! И отец-то как переживать будет... Ведь он музыку любит знаете как? Когда в отпуску — ни одного концерта не пропустит. И сейчас в каждом письме спрашивает: «Как Лёнины музыкальные успехи?» И ведь способности есть у мальчика, и позанимался уже сколько... Ещё бы два годочка протянуть — и закончил бы семилетку. В это время открылась дверь и на пороге показался Лёня со скрипкой в руках. Увидев девочек, он мрачно опустил голову и прошёл в другую комнату. Все молчали. Молчание первый нарушил Шурик. — Лёня! — закричал он. — Ты чего прогуливаешь? — Молчи ты! — процедил сквозь зубы Лёня; он стоял, отвернувшись к окну. Вдруг громко заплакал на кровати ребёнок, и Евдокия Петровна бросилась к нему. — Подожди уж ты у меня! — пригрозила она на ходу Лёне. — Вот дождёшься, отец приедет... Да что же ты стоишь, как пень, — рассердилась она вконец, развёртывая ребёнка, — к тебе ведь пришли! Лёня нехотя подошёл к порогу. — Ну что? — спросил он хмуро. — Лёня, мы тебе ноты принесли, — робко сказала Марина. — Лёня, это концерт, — сказала строго Галя. — Знаешь, какой концерт! Алексей Степаныч велел тебе его разобрать. Лёня взял ноты и стал рассматривать их. — Ого! — сказал он, перелистав ноты. — Очень трудный, — подтвердила Марина. — Зато какой красивый! — Интересно! — процедил сквозь зубы Лёня, разглядывая ноты. — Как же это?.. — Как это играется? Хочешь, покажу? — с готовностью предложила Марина. — Покажи, — нехотя согласился Лёня. Марина вынула свою скрипку из футляра и с увлечением начала проигрывать Лёне трудное место. Галя исподлобья внимательно следила за ней. Шурик бросил своё вырезывание и тоже смотрел. — Видишь, — возбуждённо говорила Марина, — не так трудно... Ой, вот тут не выходит!
— Дай я, — сказала Галя. Она взяла у Марины скрипку и проиграла трудное место. Нечего было и сравнивать — она сыграла его гораздо лучше Марины, хотя играла на чужой, неудобной ей скрипке. Но Марина зависти не почувствовала. Она была так рада, что Галя играет. — Лёня-а! — послышалось в открытую форточку. Чьё-то лицо прижалось снаружи к стеклу. Евдокия Петровна, кормившая в это время ребёнка, молча сделала сыну угрожающий жест рукой, и Лёня хмуро отвернулся от окна. — Идёмте, провожу, — буркнул он девочкам. Девочки торопливо собрали свои вещи. Галя взяла папку, Марина — футляр со скрипкой. — Это у тебя какая? Трехчетвертная? — спросил на ходу Лёня. — Трехчетвертная, — гордо ответила Марина. — И звучит хорошо, правда? — У меня целая, — небрежно ответил Лёня. Они вышли на крыльцо. У крыльца дожидался небольшого роста, коренастый, плотный мальчик. Свет от фонарика над крыльцом падал ему прямо в лицо, и Марина его хорошо разглядела. У мальчика было обыкновенное круглое веснушчатое лицо с твёрдыми чертами, с упрямым подбородком. И он вовсе не походил на того хулигана-разбойника, который уже представился ей после рассказов Шурика о таинственном Кольке, имеющем такую власть над его братом. Увидев девочек, Коля даже довольно вежливо с ними поздоровался, но тут же тихо заговорил о чём-то с Лёней, не обращая на них больше никакого внимания. «У меня уже один состав готов», — разобрала Марина. И ещё: «Ты что, снова за эту музыку взялся?» В голосе его слышалось нескрываемое презрение. И ещё Марине послышалось какое-то неприятное слово, как будто... «пиликалки». — Ну, мы пойдём, — сказала она. — Так ты смотри выучи! — строго добавила Галя. — А то весь класс подведёшь! — Если хочешь, мы поможем, — сказала Марина. — Да уж сам как-нибудь справлюсь! — буркнул Лёня. Девочки пошли к воротам. Неожиданно их догнал Лёня. — Скажите Алексею Степанычу, — проговорил он тихо, — что я на следующий урок приду. — И побежал обратно к крыльцу, где его ждал Коля. Девочки молча прошли тёмный дворик и вышли на улицу. Тут им сразу стало веселее. Они шли рядом, не держась за руки, как бывало, но уже не так отчуждённо. — Она его ругать будет? — спросила Галя. — Наверно. Но только ему, Галя, концерта не выучить! Он ведь летом ничего не делал, а там какие трудные двойные ноты... — Выучит. Он всё-таки старше нас классом, — ответила Галя. — И, знаешь, наш концерт вовсе не такой уж трудный.
«Наш концерт, — подумала Марина. — Вот как! Галя сказала: наш концерт!» — Только я думаю, — сказала она вслух, — что ему этот Коля помешает учиться. Такой небольшой, а Лёня его боится. — Это он только с виду небольшой, — мрачно заметила Галя. — Ну, до свиданья, — сказала она неожиданно и повернула направо. — Галя, постой! — крикнула Марина. — Когда же мы увидимся? Приходи ко мне. — Не знаю, мне некогда видеться, — ответила Галя не оборачиваясь. Марина даже остановилась от удивления. Вот как! Оказывается, они не до конца помирились. Ну и характер у Гали! «Кремень, а не девочка», — говорит про неё её бабушка. Да, правда кремень.
Дождь идёт
Марина проснулась потому, что по стеклу постукивали дождевые капли. Она сунула ноги в тапочки и подбежала к окну. Всё-всё — и крыши домов, и деревья, и небо — было покрыто серой пеленой. — Дождь идёт, — сказала себе самой Марина и юркнула обратно в постель. Она любила дождь, осень. В такие дни особенно хорошо сидеть в классе, слушать учителей, заниматься дома — музыкой, уроками, чтением. Другие девочки любят весну, лето, жаркие дни. Марина тоже их любит, но осень и зиму, кажется, больше. Вот перед самым отъездом в город бывали такие дни... «Марина, твой дождик идёт», — говорила тогда мама. И Марина надевала плащ и бежала в сад. А как хорошо бывало сидеть на скамейке под старой-старой, раскидистой елью, с которой только изредка падают тяжёлые капли! Сидеть и смотреть на сырые дорожки, на темные сосны и вдыхать свежий горьковато-влажный воздух, пахнущий мокрой землёй, листьями и хвоей. А как хорошо бывает после дождя в сосновом лесу! Стволы у сосен после дождя темнеют — из золотистых делаются коричневыми, а тёмная хвоя светлеет. И так прозрачно и свежо делается тогда в лесу... Как хорошо, что дождь идёт, прозвучали в ушах у Марины какие-то строчки. Хорошо лежать и слушать, как шумит за окном дождь... — Мама, ты спишь? — тихонько окликнула Марина. Елена Ивановна подняла с подушки голову. — Марина, твой дождь идёт, — сказала она сонным голосом. — Не забудь сегодня надеть калоши. И плащ. — И она повернулась на другой бок. Ох, уж эта мама! Обязательно ко всему примешает калоши! Но мечтать уже больше не хотелось. И как раз в эту минуту отчаянно задребезжал будильник. Семь часов! Марина сразу же вскочила и начала одеваться. А капли стучат, стучат по стеклу... Хорошо! Завязывая галстук, Марина вспомнила — сегодня настоящий сбор. И придёт новая вожатая. Интересно, какая она будет. А как хорошо на улице! Дождь уже почти перестал, и мокрые липы отряхивают свои ветки, когда по ним пролетает ветер. Правда, холодно немножко. Марина пошла быстрей и почти вбежала в раздевалку — весёлая, разгорячённая, с мокрыми волосами. В раздевалке было очень тепло, шумно и тесно. — Здравствуй, Галя! — крикнула Марина, увидев входящую Галю. — Промокла? — Нет, ничего, у меня плащ, — сдержанно ответила Галя.
Она подошла к вешалке и стала раздеваться, не глядя на Марину. «Ну ладно,— подумала Марина, — ещё помиримся!» — и побежала к своему классу. Первый урок был её любимый русский язык. А после уроков сегодня сбор.
Оксана
Новую вожатую звали Оксана. Марина и раньше видела её в школе, и ей всегда нравилась эта тоненькая смуглая девушка. Рядом со своей подругой — спокойной, положительной Верой — она казалась совсем девочкой. Её звонкий голос и смех слышны были во всех школьных коридорах. А сейчас, когда Оксана вошла в класс, Марину поразило ещё одно: оказывается, она была похожа на Татьяну Васильевну. На Татьяну Васильевну из детского сада! Она была такая же тоненькая, с такими же короткими вьющимися тёмными волосами, с такими же весёлыми глазами. А красный галстук так шёл к её смуглому лицу, что просто невозможно было себе представить её без галстука. Марине понравилось, как Оксана вошла к ним; понравилось, как она подняла для приветствия руку. Светлана Новикова — председатель совета отряда — сдала рапорт. — Рапорт принят, — звонко сказала Оксана и посмотрела на ребят. — Ну, как же мы будем готовиться к празднику? — без всяких предисловий спросила она. Ребята переглянулись. — У нас тут разные вопросы, — сказала Мая. — И об отстающих...— И она посмотрела на Люсю. — Мы с вами, ребята, всё потом обсудим — и об отстающих тоже, — сказала Оксана. — А сейчас подумаем, как мы будем готовиться к Октябрьскому празднику. — Ну как? Как всегда, — нерешительно сказал кто-то. — Стенгазету выпустим, — сказал Лёва Бондарин. — Проведём торжественный сбор, — сказала Светлана Новикова. — Стенгазета и сбор — это хорошо, — подтвердила Оксана. Она опёрлась на локоть и внимательно посмотрела на ребят. — Только этого, по-моему, недостаточно. А я вот что предлагаю: устроим шефский концерт! — Где, где? — закричало сразу несколько голосов. Оксана оглядела всех, улыбнулась и вынула из кармана письмо. — «Дорогая Оксана и дорогие ребята!..» — прочитала она. Все поглядели друг на друга. Кто это пишет? — «Мне немного завидно, что вы вместе, а я тут одна. Хотя, конечно, не одна. Вокруг меня много народу, и взрослых и детей, но я ещё к ним не привыкла. «Не обтерпелась», как говорит Митя Каневский...» — Вера! — сказала Мая. — Она помните как воевала с Митькой? — А теперь его слова вспоминает! — сказала, улыбаясь, Оксана. — И пожелание ему особенное в конце — это я уж одному Мите прочту. — Пожалуйста, читайте дальше, — попросила Марина, поглядывая на смущённого Митю. «Ага, молчит — даже не нашёлся что ответить!» — «Расскажу вам немного о моей новой жизни, — продолжала читать Оксана. — Моя школа находится при фабрике — тонкосуконной фабрике имени Калинина. Я как-то привыкла раньше думать, что фабрика находится непременно в городе, что вокруг неё всегда очень шумно. А вокруг нашей фабрики очень красивые места: река, лес, и у самой фабрики — парк. Наша детская музыкальная школа при фабрике открылась совсем недавно, работала всего одну зиму, и учеников было немного. С моим приездом открыли новый класс — скрипичный. Теперь в нашей маленькой школе два педагога, ожидаем третьего. И знаешь, Оксана, какая у меня мысль?..» Но тут, на самом интересном месте, Оксана перестала читать. — Дальше вам неинтересно, — сказала она. — Ну, а кто теперь скажет, где нам устроить шефский концерт? — Читайте дальше! Интересно! В Вериной школе! При фабрике! — заговорили пионеры. — По очереди, — сказала Оксана. — Только, ребята, я не буду вам сейчас читать всё Верино письмо. — А вы расскажите, — попросил Митя Каневский. — Не читайте, а расскажите! — Рассказать? Ну хорошо. Вера пишет, что детскую музыкальную школу открыли при фабрике потому, что там много способных ребят. Они сами, по своей охоте, устроили у себя в общеобразовательной школе спектакль с пением, почти оперный. А руководить ими по-настоящему было некому. И в музыкальную школу пришли они охотно. Но то ли не умели их заинтересовать, то ли они думали, что это будет одно развлечение... Словом, Вере сейчас нелегко налаживать новое дело. Я предлагаю вам помочь нашей Вере. Устроим там такой концерт, чтобы местным ребятам захотелось учиться по-настоящему. И хорошо бы там сыграть не только то, что вы готовите для академического вечера, а дополнительно выучить новые вещи наших советских композиторов или русские народные песни. Хотите? Оксанино предложение ребятам понравилось. Одна только Люся была недовольна. — Да когда же это всё успеть? — говорила она. — Новые вещи! А свои? — Вот всегда она так! — возмутилась Мая. — Честное слово, Люська, я тебя из своего звена выведу! Оксана подняла руку: — Тише! Тебя как зовут? Люся? Люся, а к тебе у меня особенная просьба. Ты ведь, кажется, умеешь шить? — Умеет, и очень хорошо, — подтвердила Мая. — Она у нас первая по рукоделию. — Вот и хорошо, — сказала Оксана. — Вера пишет, что их ребята в клубе готовят к Октябрьскому празднику два спектакля: старшие — «Тимура», а маленькие — «Золушку», но им трудно справиться с костюмами. Ты могла бы им помочь. Согласна? — Согласна, — ответила Люся и оглянулась на ребят. Она действительно любила и умела шить, но в классе до сих пор к этому относились равнодушно. — Вот это хорошо! — сказала Оксана. — И тебе будет интересно туда поехать. Все поедут на праздники, а мы с тобой — раньше. Люся улыбнулась и покраснела. Она была и смущена и довольна. Митя что-то буркнул про девчоночьи занятия — иголочки и бантики, но Оксана очень серьёзно на него посмотрела, и он замолчал. — Только не думайте, — сказала Оксана, — что весь концерт будет состоять из ваших выступлений. Будут играть и Верины ученики. — Такие начинающие? — удивилась Мая. — Будут! — воскликнула Марина. — Помните, девочки, как мы готовили с Верой первомайский сбор? Все, все участвовали! — Даже Каневский, — откликнулась Мая. — Да вы ведь Веру хорошо знаете, — сказала она Оксане. — Знаем! — сказал Митя Каневский басом. Все засмеялись, и Оксана громче всех. — Да, я была на этом сборе, — сказала она. — Было очень интересно. Мне понравилась игра в маленьких почтальонов, от всех шестнадцати республик. Кто её придумал тогда? — Митя! Вера! Нет, Светлана! — закричали ребята. — Ну, понятно: вместе, — сказала Оксана. — А что бы нам сейчас придумать, чтобы интересно провести этот концерт? Подняла руку Светлана. — По-моему, надо не только концерт, — сказала она, — а ещё чем-нибудь помочь в устройстве Октябрьского вечера. Вот Люся будет помогать шить костюмы, а мы можем помочь украсить зал. — Да чем же они хуже нас? — удивилась Мая. — Наверно, лучше нас всё устроят. — А можно, мы им портрет Глинки привезём? — спросила Галя. Марина оглянулась на неё. — И Чайковского, — неожиданно для себя самой добавила она. Это были их с Галей любимые композиторы. — Вот придумали! Да у них, может, есть! — Девочки не могут без подарков, — сказал Митя, грустно покачивая головой. — «Ах, мы вам привезли!» — А ты подарков не любишь? — вспылила Мая. — Девочки, подарим ему что-нибудь, — шепнула Марина, — какую-нибудь марку редкую! — Уж вы найдёте редкую! — засмеялся Митя. Он очень гордился своим альбомом. — Ну, вот что, — сказала Оксана: — вы подумайте, ребята, о делах нашего отряда в этом году и самое первое — о поездке в Берёзовую. Ведь мы с вами поедем на большую фабрику! Я думаю, поездка будет для нас всех очень интересной. Конечно, если только вы сами захотите этого. — А можно написать Вере и всё у неё подробно узнать? — спросила Светлана. — Конечно, можно, — сказала Оксана. — Знаете, что Вера написала в конце письма? «А пионеров моих очень прошу мне писать обо всём: о хорошем и о плохом. Я очень скучаю по ним и не хочу, чтобы они меня забыли. Ты ведь не будешь сердиться на меня за это?..» Оксана сложила письмо и посмотрела на ребят. — Я не буду сердиться, — сказала она. — Кто захочет написать, пусть возьмёт у меня адрес. — Дайте, пожалуйста, мне, — вспыхнув, сказала Марина. У неё в голове мелькнула одна мысль.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.083 с.) |