Классификация информационных ресурсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация информационных ресурсов



Информационные ресурсы по виду информации:

• правовая информация;

• научно-техническая информация;

• политическая информация;

• финансово-экономическая информация;

• статистическая информация;

• информация о стандартах и регламентах, метрологическая информация;

• социальная информация; политическая информация;

• информация о здравоохранении;

• информация о чрезвычайных ситуациях;

• персональная информация (персональные данные);

• кадастры (земельный, градостроительный, имущественный, лесной, другие);

• информация иного вида. Информационные ресурсы по способу доступа:

• открытая информация (без ограничения);

• информация ограниченного доступа:

– государственная тайна;

– конфиденциальная информация;

– коммерческая тайна;

– профессиональная тайна;

– служебная тайна;

– персональные данные, личная (персональная) тайна.

Информационные ресурсы по виду носителя: на бумаге; на машиночитаемых носителях; в виде изображения на экране ЭВМ; в памяти ЭВМ; в канале связи; на других видах носителей.

Информационные ресурсы по способу формирования и распространения: стационарные; передвижные.

Информационные ресурсы по способу организации хранения и использования:1) традиционные формы – массив документов; фонд документов; архив; 2)автоматизированные формы – Интернет; банк данных; автоматизированная информационная система (сеть); база знаний.

Информационные ресурсы по форме собственности:

• общероссийское национальное достояние;

• государственная собственность;

• федеральная собственность;

• собственность субъектов РФ;

• совместная (федеральная и субъектов Федерации);

• муниципальная собственность:

• частная собственность;

• коллективная собственность.

Информационные продукты и информационные услуги также делятся на виды.

Информационные продукты: документы, данные; подборки документов, данных; справки, аналитические справки; базы данных, банки данных; другие виды информационных продуктов.

Информационные услуги:

• услуги по информационному обслуживанию: поиск информации; обработка информации; выдача данных (документов); хранение информации;

• услуги по пользованию Интернетом, АИС, БД, их сетями: консультационные услуги; услуги по передаче информации; услуги по доступу к Интернету; услуги по пользованию электронной почтой и формированию личных сайтов.

Должны защищаться: информационные ресурсы на всех видах носителей, в том числе содержащие информацию ограниченного доступа; информационные системы и их сети; информационные технологии и средства их обеспечения; машинные носители с информацией, например средствами электронной цифровой подписи или криптографии; базы данных (знаний) в составе автоматизированных информационных систем и их сетей; программные средства в составе электронных вычислительных машин (ЭВМ), их сетей.

 

Особое внимание обращается на формирование и использование государственных информационных ресурсов в части, касающейся обеспечения полноты и своевременности их формирования и актуализации. Основная цель – максимально полное и открытое предоставление информации из этих ресурсов пользователям и прежде всего гражданам в порядке реализации основного конституционного права на поиск и получение информации.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

К объектам в области создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения относятся: информационные системы и информационные технологи, средства их обеспечения.

Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий – программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатации.

К информационным системам относятся и автоматизированные информационные системы разного вида. В первую очередь это Интернет, а также автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные системы обработки данных (АСОД), автоматизированные системы научно-технической информации (АСНТИ) и т. п., банки данных, базы знаний, экспертные системы, информационно-вычислительные системы, информационно-телекоммуникационные системы и сети, системы связи и телекоммуникации, а также средства обеспечения этих систем и технологий.

Основные технические средства – средства вычислительной техники, копировально-множительная техника, оргтехника, средства связи и телекоммуникаций и др. Программные средства – операцион ные системы, прикладные программы, программные средства телекоммуникации, другие программные средства. Лингвистические средства – словари, тезаурусы, классификаторы, другие лингвистические средства, организационно-правовые средства – нормативные правовые и правовые акты, нормативно-технические документы, положения, уставы, должностные инструкции.

Субъектов в области информационных технологий и средств их обеспечения можно разделить на две группы: субъекты, организующие и осуществляющие разработку информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, и субъекты, эксплуатирующие перечисленные объекты.

В качестве субъектов, организующих и выполняющих разработку информационных систем, выступают заказчики и разработчики. Это – органы государственной власти, юридические и физические лица – организации и предприятия, специалисты. Субъектами, эксплуатирующими информационные системы, информационные технологии, являются органы государственной власти, их подразделения, юридические и физические лица.

Одним из важнейших направлений деятельности субъектов в этой области должны быть формирование и развитие программно-технической части информационной инфраструктуры современного информационного общества.

Информационная инфраструктура – организованная совокупность средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, а также массовой информации и информационных ресурсов, обеспечивающая эффективную и качественную реализацию информационных процессов – процессов производства, сбора, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации для удовлетворения потребностей личности, общества, государства.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Информационная безопасность – состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

Предотвращение и ликвидация угроз информационной безопасности интересам и правам личности, общества, государства основывается на разработке и реализации комплекса средств и механизмов защиты. Это могут быть организационные, технические, программные, социальные, правовые и иные механизмы, обеспечивающие локализацию и предотвращение таких угроз.

Вопросы информационной безопасности касаются как субъектов, интересы и права которых подлежат защите, так и субъектов, обеспечивающих такую защиту. Практически это все субъекты, о которых говорилось выше в областях информационной сферы: органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, производящие и потребляющие информацию; органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, разрабатывающие и применяющие информационные системы, технологии и средства их обеспечения; организации, предприятия, учреждения, формирующие информационные ресурсы и предоставляющие потребителям информацию из них, государственные структуры и должностные лица, обеспечивающие информационную безопасность.

Информационная безопасность РФ находится под пристальным вниманием государства, в связи с чем Президентом РФ утверждена Доктрина информационной безопасности РФ. Она служит основой для:

• формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ;

• подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности РФ;

• разработки, целевых программ обеспечения информационной безопасности РФ.

Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности РФ применительно к информационной сфере.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.136.235 (0.01 с.)