Понятие методологии ТГП. Методы исследования гос. и правовых явлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие методологии ТГП. Методы исследования гос. и правовых явлений



Понятие методологии ТГП. Методы исследования гос. и правовых явлений

Под методологией науки понимают:

а) часть науки, которая изучает методы научного исследования, используемые данной наукой;

б) сами используемые методы исследования.

Теория гос. и права использует следующие методы:

Общенаучные методы (задаются используемым философским направ­лением):

· материализм, основанный на утверж., что окруж мир сущ. не зависимо от нашего сознания;

· идеализм, основанный на утверждении, что окруж. мир сущ. благодаря нашему сознанию;

· диалектика — учение о развитии бытия и мышления.

· метафизика — явления рассматриваются как неизменные и с другими не связанные.

Частнонаучные методы (общие для конкретной науки):

· системный метод: изучаются состав системы и связи меду его элементами, изучаются возникновение объекта, его формирование и дальнейшее развитие;

· специальные методы, позаимствованные из др. наук — испол. лишь в части исследований;

· частноправовые — используются только в юр.исследованиях: сравнительно-правовой (сравниваются явления по региону, времени, отраслям права и др.; формально-юридический)

3.Функции теории государства и права, ее место в системе юридических наук:

Онтологическая

ТГП сущ-во гос.-прав.явлен.,отв. на вопросы,что есть гос.и право,как и поч. они возник. и действуют.

Гносеологическая

Состоит в выработке научных концепций, доктрин, прав. понятий, помог. научному познанию ГиП.

Эвристическая

Открывает новые законом-ти в развитии гос.-прав. институтов

Прогностическая

Предвидение тех или иных изменений в гос.-прав. Действ-ти.

Методологическая

Создает систему понятий и категорий, прим.во всех иных юр. Науках.

Идеологическая

Приводит в систему идеи о ГиП, воздействует непосредственно на сознание субъектов и соц.жизнь.

Организационно-прикладная

Преобразование, реформирование, гос.-прав. жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем гос-прав. строительства.

Говоря о ТГП как учебной дисциплине, выделяют еще 2 специальных функции:

Вводная

Формирование понятийно-категориального аппарата и методологического инструментария, необходимого для дальнейшего освоения системы юридических знаний.

Обобщающая

На завершающем этапе изучения посредством теории государства и права обобщаются полученные знания в области отраслевых юридических наук и приобретается цельное знание о праве.

Место в системе юридических наук:

История правовых и политических учений — наука, которая изучает историю развития учений о государстве и праве.

История государства и права — наука, которая изучает возникновение и развитие государства и права конкретных обществ по хронологическому принципу.

Отраслевые юридические науки изучают отдельную правовую отрасль, т.е. отдельную сторону государственно-правовой действительности. Теория же государства и права изучает эту действительность в целом и акцентирует внимание на взаимной связи различных ее сторон. На основе этого теория государства и права разрабатывает систему юридических понятий, которые затем используются всеми отраслевыми юр.науками.

4. Основные причины возникновения "первобытных" и "современных" государств:

• Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением.

• Необходимость организации крупных обществ. работ, объедин. больших масс людей.

• Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых.

• Необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность.

• Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.

5. Теории возникновения государства:

Теологическая (теократическая)

  • Гос-во является результатом проявления как Божественной воли, так и воли человеческой.
  • Гос.власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается Богом.
  • Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал гос.власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религ.принципами, что налагает на неё особую ответ-ть и поднимает её авторитет в глазах общества, способ.утвержд. обществен. порядка.

Патриархальная (патерналистская)

  • Основана на правах, равных перед всеми в обществе.Полагаясь на Библию, он делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия.
  • Все последующие монархи — это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве.

Договорная

· Для обеспечения мира и согласия люди заключали договоры, делегируя гос.полномочия по защите естественных прав граждан, и обязуются подчиняться государственной власти, а государство выражает общую волю и обязуется действовать в интересах общества и сохранять основные права человека. Однако общественный договор мыслился не как исторический факт, а как молчаливое признание. Теория носит демократический характер.

Теория насилия

· В основе данной теории лежит представление о возникновении государства, как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными.

· Плюсы данных концепций заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические.

Органическая

В основе данной теории лежит представление о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической), в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства.

Психологическая

В основе данной теории лежит представление о возникновении государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться.

Материалистическая

В основе данной теории лежит представление о возникновении гос. а связи с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. По мнению сторонников данной теории, «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий»

6. Понятие и признаки государства:

Гос.-во – это оргг.публ.власти всего общ-ва,кот. С помощью спец.аппарата и юр.права призвано обеспеч.целостность стабильность и безоп.общ-ва

Основные признаки государства:

Территориальная организация населения и осущ. Публ. власти в территор.пределах.

Гос. имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государств.

Публичная (государственная) власть

Публичной она называется, потому что выступает от имени общества. Особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (гос.аппарат).

Государственный суверенитет

Суверенитет как свойство (атрибут) государственно власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности, независимости. Самостоятельность и независимость гос. власти выражается в ее исключит., монопольном праве свободно решать все свои дела;

• Неразрывная связь государства и права

Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными.

7. Понятие и признаки государственной власти:

Гос власть – это способность гос.с помощью опред. средств подчинять своей воле поведения субъектов находящихся на его территории

Признаки государственной власти:

· Гос.власть является офиц.представителем всего общества (она осущ. Спец. аппаратом управления и принужд, кот состоит из особого слоя, ряда людей, именуемых чиновниками)

· Универсальность государственной власти (только государство распространяет свою власть на всю его территорию и на все население, находящееся на этой территории)

· Верховенство гос. власти (приоритет гос. власти над всеми другими видами публ. власти, т.е. гос. может отменить решение любой другой власти, если оно противоречит закону)

· Неделимость государственной власти (гос. власть принадлежит только государству)

Состоит из 2х частей

1. Общесоциальная сущность (удовлетворение потребностей и интересов всего общества)

2. Классовая сущность (удовлет.потребностей и интересов отдельных социальных групп)

Основное предназначение гос. в обществе – найти оптимальное соотношение между общесоц. и класс. сущностью государства, чтобы не допустить распада общества, а так же в снятии противоречий между общесоц. и класс. сущности, для обесп. целостности, стабильности и безопасности общества.

Цивилизационный

Ростоу делил государства на типы исходя из уровня экономического развития общества. Уровень государства обусловлен достижениями его научно-технической революции. Типы:

· Традиционные государства

· Переходящие государства

· Государства, переживающие момент сдвига

· Дозревающие государства

· Государства с высокими уровнем благополучия

Тайнби делил государства на типы, основываясь на уровне единства культуры, религии, менталитета населения, которые проживают на территории государства, т.е. в зависимости от вида цивилизации. Каждая цивилизация проходит 5 стадий: возникновение, рост, предел, разложение, гибель.

Формационный

Критериями выделения типов государства является экономический базис и классовая структура общества. Процесс развития выглядит как переход от доклассового общества через классовое к бесклассовому (коммунистическому) обществу.

Вторая формация с исторической точки зрения, выделяется из способа экономического производства: рабовладельческая, феодальное, буржуазное и социалистическое.

 

 

Виды функций государства

Виды функций:

· По продолжительности действия (постоянные и временные)

· По сферам общественной жизни (социальные, эконом., полит., культурные, экологические)

· По формам деятельности (законотворческие, судебные, правоохранит.-следоват., управленч.)

· По территориальной направленности (внутренние и внешние)

· По элементам сущности государства (общесоциальные и классовые)

· По значению для общества на том или ином этапе его развития

ДГСО

Демократическое государство социальной ориентации (ДГСО) – это организация публичной власти большинства населения, которая обеспечивает определенное социальное согласие, определенную социальную защиту населения и создает условия для формирования гражд.общества

Признаки ДГСО:

· Оно выраж.интересы и волю больш.населения через демократ.институты(выборы, референд)

· Оно координирует интересы разл. Соц. групп для обеспечения целост, стаб и безоп.общества

· Оно созд. систему минимал. эконом, организац прав гарантий для соц защиты населения

· Оно осущ децентрал. гос. власти, путем передачи части полном. органам местного самоуправ.

· Его целью является формирования гражданского общества и социального государства

Унитарное государство

· Делится по административно-территориальному признаку

· Составные части государства не обладают суверенитетом

· Наличие единой системы высших органов государственной власти

· Наличие единой системы законодательства

· Наличие единого гражданства

Виды унитарных государств:

Ø Простое унитарное государство (Не имеет в своем составе унитарных образов.; местные органы гос. власти назначается сверху; Простое унитарное гос. Явл. централизованным)

Ø Сложное унитарное государство (имеет в своем составе автономные образования; местные органы государственной власти избираются населением)

 

Конфедерация

Конфедерация -это союз суверен. гос., создан. для реализации определен. целей (эконом., оборон)

Конфедерация а является объединением государств (пример Евросоюз).

Основные черты конфедерации:

  • Конфедерация не обладает суверенитетом. Суверенными остаются субъекты конфедерации
  • Отсутствие системы общих для конфедерации высших органов государственной власти
  • Отсутствие общей для конфедерации системы законодательства
  • Для достиж. цели создаются определен. органы общие для конфедерации, однако они не обладают признаками гос. власти. Решения обязательны только для гос.членов конфедерации

Моноцефальная модель

· Провозглашается принцип единовластия, отрицается принцип разделения властей

· Все полнота власти принадлеж. одному органу, который наделяет полномоч. другие органы

· Вся система органов находится в строгой иерархическ. подчинённости одного главного органа

Государственные служащие

Гос. Служащ. — это лицо,профессион.осуществ.деят-ть по обеспеч.исполнения полномоч.Гос.орган.

Государственными служащими являются:

 

Руководители гос.организаций (физ. лица, наделенные гос.-властными полномочиями для управления государственными предприятиями, учреждениями) Специалисты (физ. лица для осуществления опред. функций, но не наделенные гос.-властными полномоч) Технико-вспомогат.персонал (физ. лица, которые помогают руководителям и специалистам выполнять их функции)

КОМПОНЕНТЫ

  1. Институциональная часть состоит из субъектов полит.системы(гос.органы и гос.общ. объедин.)
  2. Функциональный компонент состоит из полит.деятельн. субъектов, полит.системы и полит. Отнош.между ними по поводу завоевания, удержания, и использ. гос.власти в своих интересах.
  3. Регулятивный компонент включает в себя:
    • Политические нормы – это правила поведения субъектов полит.системы (законы о выборах, законы о полит.партиях, о профсоюзах, уставы)
    • Политические сознания которые состоят из 2х уровней:

Полит. идеология – совокупн. знаний, теорий о полит. Процессах, происход. в обществе и в мире

Политическая психология – совокупн. взглядов людей их полит.процессы и их отношение к ним

Виды политических систем:

По политическому режиму


    • демократическая полит.система
    • тоталитарная полит.система

Общественные объединения

Общественные объединения – это добровольные формирования людей, которые создаются ими на основе общих интересов для реализации своих прав.

Функции полит партий

· Представительская (выявление, интересов определенной соц.группы)

· Программная функция – разработанная партийной идеологии на основе выял.интересов и создания программы партии

· Функция полит.организации – это распростание в обществе партийной идеологии и формирование общественного мнения о партии.

· Властно конкурентная функция – это борьба полит.партии на выборах с другими партиями

· Властно-практичес. функция, использование гос.власти в соответст. со своей программой.

· Кадровая функ-я – подготов.кадров для занят. гос.должн.в случае прихода партии к власти.

ВИДЫ КРИТЕРИЙ

· По содержанию программы и полит. Направления деятельности (социальнодемократ., коммунистическое, религиозное, националистическое)

· По способу организации и деятельности полит.

кадровые партии – они основаны на свободном членстве.

Массовые партии – основаны на фиксированном членстве.

· По методам осуществления программ

реформические –происходит путем осуществления реформ;

револючионные –осуществление программ путем проведения революций)

· По отношению к политике партий, действующей гос.власти

провласные – правящие партии:

оппозиционные – те которые не поддерживают партии)

 

ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ


  1. выборность
  2. гласность
  3. сменяемость руководства
  4. коллегиальность руководства
  5. подчинение меньшинства большинству

ВИДЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ

· Региональная (представит.органы избираются населением регион.админ.единиц

· Местное самоуправл-е (представит.органы формируются гор.и мест.Насел-ми)

Понятия и виды демократии

Демократия – это власть большинства населения, осуществляемая через полит.систему общества с соблюдением прав всех субъектов в этой системе.

ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ


1. выборность

2. гласность

  1. сменяемость руководства
  2. коллегиальность руководства
  3. подчинение меньшинства большинству

 

ВИДЫ ДЕМОКРАТИЙ

  1. По формам демократии

· непосредственная демократия (осуществляемая через выборы, референдумы)

· Представительная демократия (через выборные органы гос-ва)

  1. По сферам общественной жизни
    • эконом. (равный доступ различных соц.групп к общественному богатству)
    • полит – рав-во полит партий субъектов и равный доступ к управлению гос-м
    • Духовная – идеологический плюрализм
    • Социальная – равноправие различных соц групп и классов

 


ВИДЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ

· Региональная (представит.органы избираются населением регион.админ.единиц

· Местное самоуправл-е (представит.органы формируются гор.и мест.Насел-ми)

Правовое государство

Правовое государство (ПГ) – это форма организации публичной власти гражданского общества, в котором юр. средствами обеспеч. реализация охраны и защиты человека.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Права человека – это определенные возможности человека обладать определенными благами необходимыми ему для существ. и развития данных конкретных истор.условий.

Признаки прав человека

· Права человека обусловл. его свойствами и потребностями как существа биолог. и социал.

· Права человека принадлежат ему от рождения являются неотчуждаемыми и равными

· Права человека формируются объективно в обществе независимо от государства

· Права человека являются необходимыми условиями для существования и развития человека в данной, конкретной исторической истории.

· Объем и содерж.прав чел.зависит от ур. развит.Общ-ва,в кот.он живет и ур.разв.в целом

· Права человека одновременно являются требованиями к другим субъектам, т.е они порождают обязанности других людей и обязанности государства их обеспечения

Виды прав человека

Обязанности человека

Обязанности – необходимое должное поведение человека, обусловленное потребностями других субъектов общественных и направленных на обеспечение.

Виды обязанностей человека

По содержанию потребностей субъектов общественной жизни:

- Физические обязанности (не посягательство на жизнь человека, его физ.неприкосновенность,)

- Личностные обязанности (не посягать на честь, достоинство, равенства людей)

- Культурные обязанности (беречь культурное достояние народа)

- Экономические обязанности (не посягать на собственность других людей, платить налоги)

- Политические обязанности (соблюдение законов, не мешать др.людям осуществлять полит.права)

Имплементация

Имплементация – деят.гос.по внедр.междунар.принципов и норм по правам чел.в нац.Юр. практику.

Стадии Имплементации:

· -признание государством прав человека (путем закрепления прав человека)

· -этапизация прав человека

· -возложение обязанностей на существующие органы

· -Приведение в национальное законодательство в соответствии с междунар.правом.

· -определение пределов прав человека в зависимости от различных факторов

· -создание юр.процедур реализации прав человека

· -создание юр.средств охраны прав человека

· -создание юр.средств защиты прав человека

Национальный юр.механизм имплементации – система юр.средств с помощью которых государство внедряет международные принципы и нормы порядка человека.

 

Правопонимание

Правопонимание – представ-ие о том,что представ.собой право,как в теорет,так и в практ.аспектах.

Тип правопонимания – определенный образ права, характериз. совокупностью наиболее общих теоретич. признаков права и наиболее общих признаков практического к нему отношения.

Плюрализм типов правопонимания связан с тем, что различные типы правопонимания соответствуют различным типам научной рациональности (в теоретическом аспекте), различным формам человеческой цивилизации (в практическом аспекте).

В современной юридической науке сложились в основном три подхода к пониманию права:

· нормативный;

· социологический и

· философский

Норматив. подход трактует право как совокуп-ть охраняемых государством норм. Основной акцент делается на нормативности права,его формальной определен.и обеспеченности гос. принуждением.

Нормативный подход базируется на теории позитив. права, которая отождествляет право и закон.

Социологический подход трактует право, как регулируемые им общественные отношения. При этом подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике.

Философ. подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основывается на естественно-правовой теории, которая различает право и закон. При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе - извечные идеалы человечества

Элементы юр права:

· ОЮП – система юр норм, которая устанавлив. и обеспеч. юр гос.с целью охраны и защиты обществ. отношений. Объективным оно является, потому что не зависит от воли и сознания конкретных субъектов. А юр оно является, потому что устанавл. и обеспечив. гос. ОЮ сущ.:

Ø В виде системы национального права

Ø В виде системы международного права

Объективность права предусмотрена юридическими нормами и гарантированно государством мера возможного поведения персонифицированного субъекта, направленная на удовлетворение его потребностей. Субъективным оно является потому что:

· Принадлежит конкретному субъекту

· Его реализация зависит от воли и желания данного субъекта

· СЮО – предусмотренная юр. нормой мера необход. должного поведения персониф. субъекта, направленная на обеспечение СЮП, других субъектов. Субъективной она является, потому что принадлежит конкретному субъекту. Однако ее реализация не зависит от воли и желания субъектов. Воздействие общесоциального права состоит в том, что:

  • ОбщесоциалПраво определяет содержание юр права

· ОбщесоциалПраво обуславливает развитие юр прав

Воздействие юр права, состоит в том, что:

· Юр права закрепляет общесоциальное права (является средством закрепления)

· Юр право является средством реализации охраны и защиты ОП

Понятие методологии ТГП. Методы исследования гос. и правовых явлений

Под методологией науки понимают:

а) часть науки, которая изучает методы научного исследования, используемые данной наукой;

б) сами используемые методы исследования.

Теория гос. и права использует следующие методы:

Общенаучные методы (задаются используемым философским направ­лением):

· материализм, основанный на утверж., что окруж мир сущ. не зависимо от нашего сознания;

· идеализм, основанный на утверждении, что окруж. мир сущ. благодаря нашему сознанию;

· диалектика — учение о развитии бытия и мышления.

· метафизика — явления рассматриваются как неизменные и с другими не связанные.

Частнонаучные методы (общие для конкретной науки):

· системный метод: изучаются состав системы и связи меду его элементами, изучаются возникновение объекта, его формирование и дальнейшее развитие;

· специальные методы, позаимствованные из др. наук — испол. лишь в части исследований;

· частноправовые — используются только в юр.исследованиях: сравнительно-правовой (сравниваются явления по региону, времени, отраслям права и др.; формально-юридический)

3.Функции теории государства и права, ее место в системе юридических наук:

Онтологическая

ТГП сущ-во гос.-прав.явлен.,отв. на вопросы,что есть гос.и право,как и поч. они возник. и действуют.

Гносеологическая

Состоит в выработке научных концепций, доктрин, прав. понятий, помог. научному познанию ГиП.

Эвристическая

Открывает новые законом-ти в развитии гос.-прав. институтов

Прогностическая

Предвидение тех или иных изменений в гос.-прав. Действ-ти.

Методологическая

Создает систему понятий и категорий, прим.во всех иных юр. Науках.

Идеологическая

Приводит в систему идеи о ГиП, воздействует непосредственно на сознание субъектов и соц.жизнь.

Организационно-прикладная

Преобразование, реформирование, гос.-прав. жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем гос-прав. строительства.

Говоря о ТГП как учебной дисциплине, выделяют еще 2 специальных функции:

Вводная

Формирование понятийно-категориального аппарата и методологического инструментария, необходимого для дальнейшего освоения системы юридических знаний.

Обобщающая

На завершающем этапе изучения посредством теории государства и права обобщаются полученные знания в области отраслевых юридических наук и приобретается цельное знание о праве.

Место в системе юридических наук:

История правовых и политических учений — наука, которая изучает историю развития учений о государстве и праве.

История государства и права — наука, которая изучает возникновение и развитие государства и права конкретных обществ по хронологическому принципу.

Отраслевые юридические науки изучают отдельную правовую отрасль, т.е. отдельную сторону государственно-правовой действительности. Теория же государства и права изучает эту действительность в целом и акцентирует внимание на взаимной связи различных ее сторон. На основе этого теория государства и права разрабатывает систему юридических понятий, которые затем используются всеми отраслевыми юр.науками.

4. Основные причины возникновения "первобытных" и "современных" государств:

• Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением.

• Необходимость организации крупных обществ. работ, объедин. больших масс людей.

• Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых.

• Необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность.

• Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.

5. Теории возникновения государства:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.145 с.)