Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Официально-деловой стиль и его особенности.

Поиск

Официально-деловой стиль —совокупность языковых средств, обслуживает сферу офиц-деловых отношений. Сфера функционирования – административно-правовая. — это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т. д. Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров(собственно оф-деловой, юридический, дипломатический); доминирующая функция – информативная, основная форма реализации – письменная, вид речи – монолог.Официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт. К ним относятся: 1) сжатость, компактность изложения; 2) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы, свидетельства о рождении и браке, денежные документы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише;
3) использование терминологии, номенклатурных наименований (юридических, дипломатических, военных, административных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии (официальной, канцелярской), включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур; 4) частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в силу, в целях, и др.), сложных союзов (ввиду того что, в связи с тем что и др.), а также различных устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если …; на том основании, что …; таким образом, что …; тот факт, что … и т. п.); 5) повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением; 6) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования; 7) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим; 8) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств; 9) слабая индивидуализация стиля. В другой разновидности официально-делового стиля — обиходно-деловом стиле, как было уже сказано, находят свое отражение служебная переписка (деловое письмо, коммерческая корреспонденция), официальные деловые бумаги (справка, удостоверение, акт, протокол), частные деловые бумаги (заявление, доверенность, расписка, автобиография, счет и др.). Все они характеризуются известной стандартизацией, облегчающей их составление и использование и рассчитанной на экономию языковых средств, на устранение неоправданной информационной избыточности. Заявление,Справка, Сообщение,Закон,Деловое письмо,Расписка, Доверенность,Удостоверение,Счет, Автобиография,Отчет.

 

Научный стиль. Его особенности

Возникновение связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке стала создаваться научная терминология. Впоследствии она была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона. В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.Научный стиль — сфера деятельности – наука; много речевых жанров: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт, Научная статья важный жанр.. Подстили- собственно-научный, научно-популярный, научно-справочный.
Черты: Точность научных текстах слова используются преимущественно в прямом значении, частотность терминов также способствует однозначности текста. - ограничение на использование: метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т. п. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности, доказательности. Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами (в частности, интернациональными); Абстрактность (экология), Логичность — это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста; Объективность изложения. Ясность - предполагает понятность, доступность. Последовательностью обладает текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.
Ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Отсутствие разговорной и просторечная лексика

 

Публицистический стиль речи

Публист стиль – обслуживает общественно-политическую сферу, общ-экономическую, социально-культурную и др. Функции-информативность; основные формы речи-устная и письменная; типичный вид речи-монолог. Подстили: газетно-публицистический (язык газет); агитационный (призывы); официально политико-идеологический (партийные постановления); массово-политический (выступления на митингах, собраниях). Жанры: передовая статья, корреспонденция. репортаж, спортивные обозрения, очерк, заметки и т.д.. Полно и широко представлено в газетной полосе.
Публицистический стиль представлен множеством жанров:
1. газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж;
2. телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;
3. ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты;
4. коммуникативные – пресс-конференция, встреча "без галстука", телемосты;

5. рекламные – очерк, объявление, плакат, лозунг.
Лингвистический признак – экспрессивность (в фельетоне ит.д.) и стандарт (новые рубежи, трудовая вахта, живой отклик итд.).
Лексика – книжная (самопожертвование, милосердие, отечество и т.д.), разговорная (шумиха, мужик и т.д.), просторечная (денежки, одичать, круто и т.д) и диалектная лексика, фразеология (позволяет точно и быстро дать информацию, могут нести позитивную и негативную оценку:сокращение вооржений, гонка вооружений, желтая пресса), в последнее время употребляется научная терминология (принтер, сканер, интернет). Используют речевой стандарт –устойчивое в своем составе и воспроизводимое языкё средство, не вызывает негативаЁ обладает четкой семантикой и экономично выражает мысль, способствуя быстроте передачи информации – «встать на трудовую вахту, гуманитарная помощь и т.д). Штамп – шаблонный оборот речи, не вносит ничего нового в содержание высказывания, а лишь засоряет предложение (на данном этапе, в целях распространения) Словообразование – иноязычные приставки - «а-,анти-,архи-,нео-, контр- гипер- и т.д. (антивоенный, неонацисты); суффиксальные образования сущ «-ость, -ство, -щина, и т.д. (солидарность, братство),
-ист, -ник 9коммунист, заочник). аббревиатуры в целях экономии речевых средств (ООН, ЖЕК.) Морфолог особенности - Для пуб. ст хар-но употребление мн.ч. сущ (наши отцы, деды, круги, разговоры), не свойственно преобладание форм настоящего времени гл – в равной степени употребляются формы наст и прошелш времени.Синтаксические – употребление эмоционально и экспрессивно окрашенной конструкции: восклицательные предложения, риторические вопросы, повторы, обратный порядок слов предложении (инверсия0. используются однородные члены предложения (употребление их парами, повторение, градация). Использование троп – слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения художественной выразительности. (эпитеты, метафоры, олицетворение, метанимия, синекдоха, перефраза).
функция воздействия – основная функ в публ. ст. Ораторская речь – влияние, убеждение на широкую аудиторию. Учение риторика – искусство красноречия, убеждения словом.(этос – уместность речи, нравственные кач-ва говорящего, его честность по отношению к слушателю;
логос – словесные, языковые ср-ва, искусство аргументации, для убеждения; пафос – замысел создателя речи, эмоционально развиваемый перед слушателями.)Академическое красноречие (доклад,сообщение, учебная лекция); судебное красн. (речь прокурора, адвоката); духовное красн (речь в церкви для прихожан); соц-политическая (конфренции, дипломатические, агитаторские); соц-бытовые (юбилейная речь, застольная и т.д.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.64 (0.006 с.)