Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Летописание как литературный жанр. «повесть временных лет» нестора как образцовое произведение этого жанра. Стиль монументального историзма В летописи.

Поиск

 

История возникновения начального русского летописания (гипотезы А.А.Шахматова, Д.С.Лихачева, Б.А.Рыбакова). Принцип изложения материала. Стремление включить национальную историю в «мировой» исторический процесс. Ансамблевый характер летописи (летописный свод). Тенденциозность летописания. Новый принцип изображения человека в рамках стиля монументального историзма. Литературный этикет в летописи.

 

Народнопоэтическое творчество как составная часть в реализации замысла автора «Повести временных лет». Особенности эпического стиля в летописи.

 

Концептуальные задачи «Повести временных лет». Причины обращения средневековых историков к фольклорным произведениям. Разнообразие фольклорных жанров, используемых летописцами. Характерные принципы изображения героев эпических сказаний.

 

Принятие Русью христианства. Общее и особенное в изображении и осмыслении христианизации Руси различными жанрами древнерусской литературы.

 

Судьбоносное решение кн.Владимира о выборе веры, степень обоснованности этого выбора (986 – 988). Что мы приобрели и что потеряли, сделав православие государственной религией. Роль Византии, других православных государств и народов в приобщении Руси к христианству. Связь основных идей «Слова о Законе и Благодати» Иллариона со стратегическими акциями Ярослава Мудрого. Политический смысл включения легенды об Андрее Первозванном в «Повесть временных лет».

 

Примеры проявления общинно-родовой этики и христианской морали в «Повести временных лет». Образы язычников и христиан в этом произведении.

 

Моральные нормы дохристианской и христианской Руси в изображении отечественного фольклора и древнерусской литературы. Верность нравственным обязательствам в домонгольской Руси по отношению к единоплеменникам, иноплеменникам, иноверцам и т.д. Олег и полянские князья Оскольд и Дир (882). Игорь Старый и древляне (945). Месть княгини Ольги древлянам как пример варварской этики, основанной на противопоставлении «своих» «чужим» (945-946).

Женолюбие князя Владимира Святославича как символическая демонстрация его продуцирующей силы лидера. Князь и его дружина (944, 955, 964, 996). Варварский прагматизм Владимира в решении внутриполитических проблем и реакция на это его соплеменников (980). Реакция современников и потомков на политическое преступление Святополка Окаянного. Летописец и Священное писание об ответственности государя за нравственный климат в своей стране.

 

Первые времена усобиц» в изображении русских летописей, агиографических произведений и «Слова о полку Игореве».

 

«Повесть временных лет» об убийстве Бориса и Глеба (1015). Борис как носитель новых нравственных принципов в отношениях между вассалом и его сюзереном. Отношение дружины Бориса к его решению. Причины преступного замысла Святополка. Летописец и Священное писание об ответственности главы государства за нравственное состояние подданных.

Внутренние распри русских князей, объективные причины их возникновения и участие в усобицах кочевников (1093 – 1094). «Слово о полку Игореве» об инициаторе использования половцев в княжеских разборках («Тот ведь Олег мечом крамолу ковал…» и проч.).

«Повесть об ослеплении Василька Теребовльского». Княжеский съезд в Любече (1097). Нарушение крестоцелования Святополком и Давыдом. Ослепление Василька и его месть преступникам. Отношение летописца к мести ослепленного князя.

Владимир Мономах и его попытки прекратить княжеские междуусобия («Поучение…»: рассказ о добровольной сдаче Чернигова Олегу; письмо к Олегу Святославичу в связи с убийством младшего сына Мономаха Изяслава и проч.).

Православная церковь как третейский судья в княжеских распрях. Игумен Феодосий в междуусобице князей со старшим братом, киевским князем Изяславом. Дальнейшее отношение игумена к победителю, силой занявшему киевский княжеский стол.

 

Житие Феодосия Печерского» как образцовое произведение агиографического жанра литературы домонгольской Руси.

 

Биография и агиобиография: в чем их качественные различия. Средневековые жития и античная традиция. Жития как словесная икона: типологическое сходство в их структуре. Иерархическая типология житий святых: мученические (мартирии), исповеднические, преподобнические, святительские, Христа ради юродивых. Пролог и Четьи-Минеи.

«Житие Феодосия Печерского» - пример преподобнического жития. Феодосий как типичный герой произведения в духе монументального историзма. Быт и нравы Киево-Печерского монастыря в этом произведении.

Роль жанра жития в нравственной жизни россиян и дальнейшем развитии отечественной литературы.

 

Апокрифы и патерики.

 

Источники происхождения и причины интереса к апокрифам. Наиболее ранние свидетельства знакомства древнерусских книжников с индексом запрещенных книг. «Отреченные» книги в их взаимодействии с каноническими библейскими текстами. Апокрифы и ереси. Апокрифы и фольклор. Жанры апокрифов.

«Сказание, как сотворил Бог Адама». Человек как микрокосмос. Отражение в этом ветхозаветном апокрифе «богомильской ереси». Использование символики чисел.

«Хождение Богодицы по мукам» - соединениезанимательности с богословско-философскими вопросами о судьбе человека после смерти, о действительности «неизреченного человеколюбия» Бога.

Патерик – сборник рассказов о непрекращающейся даже в монастыре борьбе сил добра и зла. Рассказы о достойных удивления и подражания поступках не только подвижников, но и мирян. Безыскустный язык патериковых рассказов, их менее выраженная в сравнении с житиями заформализованность.

Киево-Печерский патерик – «прелесть простоты и вымысла» по определению А.С.Пушкина. Епископ Владимирский Симон и Поликарп как авторы патерика (Послание… Симона к Поликарпу, иноку Печерскому). «О святом Онисифоре и одном недостойном иноке» как апология Киево-Печерской обители. «О Святоше, князе Черниговском» – пример пренебрежения преходящими благами жизни земной ради непреходящих ценностей жизни вечной. «О двух враждовавших между собою братьях, Тите попе и Евагрии дьяконе»: о спасительности прощения и пагубности злопамятства. «О святом и блаженном Агапите, безмездном враче»: вера выше знания. «О блаженном Моисее Угрине», брате Георгия, любимца святого князя Бориса – романтическая история о юноше, панически боявшемся женских ласк. «О Спиридоне Просфорники и об Алимпии Иконописце» – о целительной силе искусства и божественном даре таланта.

 

Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника и его судьба.

 

Две версии, объясняющие поход Игоря Новгород-Северского в союзе с Всеволодом Трубчевским, Владимиром Путивльским и Святославом Ольговичем Рыльским против половцев. Последствия похода для русской земли, оценка данная поступку Игоря в «Слове». Центральные идеи этого средневекового памятника.

Где, когда и кем было обнаружено это произведение? Характеристика рукописи, в составе которой находилось «Слово». Как оценили находку «Слова» современники (М.М.Херасков, Н.М.Карамзин, императрица Екатерина II)? Есть ли убедительные свидетельства о знакомстве со «Словом» средневековых читателей (приписка к псковскому «Апостолу» 1307 г., «Задонщина»)? Кто и почему сомневается в подлинности «Слова о полку Игореве»?

Понятие «свой» – «чужой» в системе нравственно-эстетических ценностей «Слова о полку Игореве». Поэтический язык этого произведения.

 

Образы Русской земли и половецкой степи. Русские и половцы как «единство противоположностей», как неизбежная борьба «света» и «тьмы», символических образов, широко представленных в поэтической система «Слова»..

Архетип «молодец на чужой земле» и его мастерское использование Автором «Слова» в системе аргументов, призванных наряду с прямыми призывами побудить князей «вступить в золотое стремя за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святславича».

Фольклорное и книжное начала, христианские и языческие образы в «Слове». Особая роль природы в произведении.

Ритмичность «Слова».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.45.192 (0.011 с.)